Морфологический разбор наречия.
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Урок позволяет не только изучить новую тему, но и обобщить ранее изученный материал по причастиям, деепричастиям. Отрабатывается навык морфемного и синтаксического разборов. А проблемные задания на нахождение четвертого лишнего позволяют настроить учащихся на восприятие нового материала. Творческий диктант обеспечивает расширение словарного запаса учащихся. Работа с тропами позволяет отрабатывать задание №3 ОГЭ по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7_russkiy.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:


МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР НАРЕЧИЯ

Цели: познакомить учащихся с порядком морфологического разбора наречий; учить, формируя умение, определять грамматические признаки наречия.

Задачи:

-продолжить отработку морфемного и синтаксического разборов,

- обобщить ранее изученные орфограммы и пунктограммы,

-развивать монологическую речь на лингвистическую и свободную тему.

 Оборудование: учебник, раздаточный материал, ноутбук, интерактивная доска.

Ход урока

  1. Организационный момент.

     2) Задание-разминка в форме творческого диктанта. К фразеологизмам подобрать наречие с синонимичным значением.

Фразеологизм

Наречие

Разряд

Положа руку на сердце

честно

Образа действия

У чёрта на куличках

Битый час

далеко

долго

наречие места

наречие времени

Бок о бок

рядом

Наречие места

Душа в душу

дружно

наречие образа действия

Кот наплакал

мало

наречие меры и степени

Ни свет ни заря

рано

наречие времени

Рукой подать

близко

наречие места

Черепашьим шагом

медленно

наречие образа действия

  1. Проверка домашнего задания.  // Работа по карточкам.

Карточка №1. Разобрать предложение синтаксически.

Улыбнулись сонные березки, опустив так низко косы, заплетенные рассветом.

Карточка№2. Разобрать слова по составу.

Заплетенные

Опустив

Низко

Рассветом

( выполняют разбор у доски одни ученики, проверяют другие, параллельно учащиеся  отрабатывают тропы в предложении для синтаксического разбора: инверсию, эпитет, олицетворение, метафору)

    4) Задание на повторение изученного материала по степеням сравнения.  Определите  четвертое «лишнее»

    Более современный

    Наиболее удачно

    Самый  удачный

    Наименее полезный

( более современный – сравнительная составная прилагательного или наиболее удачно- превосходная степень наречия)

5)Словарный диктант с последующей взаимопроверкой.

Посетить галерею; сосредоточенно работать; ему нездоровится; любуешься гирляндой; отворить калитку; показался силуэт; присутствовать на собрании; двигаться с колонной; претендовать на помощь; прекратить шептать; разыграть комбинацию; деревообрабатывающий комбинат; движущийся экспресс; взглянуть мельком; купленный аквариум; выровненная дорожка.

6) Работа по теме урока. Выбрать наречия. Текст выводится на экран интерактивной доски

ЛАНДЫШ

Есть существа, способные так прямо, и открыто, и сияюще смотреть, что сами становятся похожи на солнце. Сколько есть таких светолюбивых растений с цветком-солнцем посреди!

Но бывают цветы-мечтатели. Они солнце, конечно, чувствуют, но никогда не видят. И форма цветов у них как результат отношений света и тени. Это ландыш.

 Вспомните, из каких частей состоит любой морфологический разбор.

(I. Основное значение, часть речи.

II. Морфологические признаки:

– постоянные;

– непостоянные.

III. Синтаксическая роль в предложении.)

Познакомьтесь с правилом морфологического разбора наречия в учебнике.

Выполните морфологический разбор двух-трех наречий из текста «Ландыш»(разбор выполняется на доске).

7) Закрепление темы.  Чтение отрывка из стихотворения И. Бунина.

                        Не видно птиц. Покорно чахнет

                        Лес, опустевший и больной.

                        Грибы сошли, но крепко пахнет

                        В оврагах сыростью грибной.

                        Глушь стала ниже и светлее,

                        В кустах свалялася трава,

                        И, | под дождем осенним тлея |,

                         темная листва.

       Беседа по вопросам.

– Каким настроением проникнуто стихотворение?

– Какие средства художественной выразительности помогают почувствовать это настроение, состояние души автора?

– Сделайте синтаксический разбор 2-го четверостишия. Чем выражено сказуемое первой грамматической основы?

– Графически объясните запятые во втором предложении этого четверостишия.

– Выполните морфологический разбор наречий из 1-го четверостишия.

8) Комментарий отметок,  подведение итогов урока, рефлексия.

– Каков порядок морфологического разбора наречия?

Домашнее задание: п.37, упр.240

Фразеологизм

Наречие

Разряд

Положа руку на сердце

честно

Образа действия

У чёрта на куличках

Битый час

далеко

долго

наречие места

наречие времени

Бок о бок

рядом

Наречие места

Душа в душу

дружно

наречие образа действия

Кот наплакал

мало

наречие меры и степени

Ни свет ни заря

рано

наречие времени

Рукой подать

близко

наречие места

Черепашьим шагом

медленно

наречие образа действия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока русского языка 7 класс "Морфологический разбор наречий"

Разработка урока сопровождается презентацией "Морфологический разбор наречий"....

Урок – путешествие Тема: Морфологический разбор наречий. 7 класс

Данный урок проведен в 7 классе,  направлен на формирование интереса к предмету "русский язык"....

«СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ НАРЕЧИЙ. МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР НАРЕЧИЯ.»

«СТЕПЕНИ  СРАВНЕНИЯ  НАРЕЧИЙ.  МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ  РАЗБОР  НАРЕЧИЯ.»...

Разработка урока по русскому языку в 7 классе на тему "Морфологический разбор наречия"

Данный урок является 5 уроком по разделу «Наречия». Познакомившись с наречием как частью речи, мы изучаем морфологический разбор, обобщая изученные признаки части речи. В принципе, изучение каждой час...

Урок в 7 классе "Морфологический разбор наречий"

Урок-конспект в 7 классе "Морфологический разбор наречий". Учебник под редакцией М.М. Разумовской...

Конспект урока по русскому языку "Морфологический разбор наречия"

Конспект урока на тему "Морфологический разбор наречия"...