Разработка урока по русскому языку в 7 классе на тему "Морфологический разбор наречия"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Данный урок является 5 уроком по разделу «Наречия». Познакомившись с наречием как частью речи, мы изучаем морфологический разбор, обобщая изученные признаки части речи. В принципе, изучение каждой части речи подразумевает и морфологический разбор, поэтому с алгоритмом анализа слова как части речи учащиеся знакомы. Изучая каждую тему, мы рассматриваем слово (наречие) в предложениях, текстах, следовательно мы наблюдаем за его ролью в речи. Учащимся интересно было готовиться к уроку, они сами предлагали опыты, подходили, советовались. То, что на уроке русского языка, можно показать опыт, показать знания по физике, их заинтриговало.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
morfologicheskiy_razbor_narechiy.rar | 177.65 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ
«Татарско-Булярская средняя общеобразовательная школа» Муслюмовского муниципального района РТ
Конспект урока
по русскому языку в 7 классе на тему
«Морфологический разбор наречий»
Автор работы: учитель русского
языка и литературы
Шаймухаметова Гузалия Раифовна
2016 год
Тема урока. Морфологический разбор наречий
Цели и задачи урока
Образовательные: повторить признаки наречия;
формировать умения определять грамматические признаки наречия в морфологическом разборе
Развивающие: осуществлять самоконтроль;
обогащать речь школьников за счёт использования наречий в речи, формировать умение аргументировать свой ответ, развивать культуру речи.
Воспитывающие: воспитание умения взаимодействия: воспитание у учащихся умения слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Оборудование: ноутбук, экран, проектор, презентация «Морфологический разбор наречий», карточки, менеджменты.
Тип урока: комбинированный
Технологии: структура сингапурской методики «Тик-тэк-тоу», интеграция учебного материала по физике и русскому языку.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент. Добрый день! Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас, желаю вам хорошей работы на уроке. Приветствуем улыбкой партнера по лицу, по плечу; пожелаем друг другу хорошего настроения и удачи на уроке.
Сегодня у нас урок, на котором мы вспомним изученное нами о наречиях, понаблюдаем за ролью наречий в нашей речи, а еще у нас будет много сюрпризов.
II. Актуализация знаний учащихся о наречиях.
1. Чтение учителем стихотворения:
Как приятно и отрадно,
Что мне все сегодня рады!
Признаюсь великодушно,
Думала, у вас здесь скучно.
А теперь смотрю я точно:
Собрались вы не нарочно.
Все ведут себя прилично,
Учатся здесь все отлично!
Вот сейчас проверю вас,
Помните ли вы мой сказ?!
2. Расскажите, какая часть речи называется наречием? (Наречие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия, отвечает на вопросы: как? когда? где? куда? зачем? с какой целью? в какой степени? и т.д. )
3. Выполнение задания:
-Найдите и запишите в тетради все наречия из стихотворения.
Учащиеся находят и записывают наречия в тетради:
приятно, отрадно, великодушно, скучно, точно, прилично, отлично, нарочно; сегодня, здесь, сейчас.
4. Какие смысловые группы наречий вы знаете? (Наречия делятся на следующие группы: образа действия, времени, места, причины, цели, меры и степени действия).
5. Чтобы проверить наши знания, мы сейчас поработаем в группах. Перед вами листочки с таблицами, в которых указаны группы наречий. Придумайте наречия и запишите их в соответствующую графу. (Каждый учащийся записывает по 2 наречия и передает листок своему соседу). Теперь следующее задание: каждый член группы составляет 3 предложения, используя любые три слова на одной линии (по вертикали, по горизонтали или диагонали). (Используется структура Тик-тэк-тоу) Теперь прочитайте свои партнерам ваши предложения, работаем по часовой стрелке, начинаем с участника Б. У кого получились самые интересные предложения, читает партнер №1.
Образа действия | Времени и места | Причины и цели | Меры и степени |
1. | 2. | 3. | 4. |
5. | 6. | 7. | 8. |
9. | 10. | 11. | 12. |
13. | 14. | 15 | 16 |
17. | 18. | 19 | 20 |
Составляем предложение по данному началу:
Школа – это….
III. А теперь давайте попробуем проанализировать наречие (одно слово из прочитанных предложений) как часть речи по известному нам алгоритму разбора других изученных частей речи (письменно: один ученик у доски, остальные в тетрадях).
- Прийти (когда?) сегодня, наречие обозначает признак действия, наречие времени,
- Морфологические признаки: - неизменяемость
- Синтаксическая роль - обстоятельство
7. Скажите, ребята, как называется вид работы, которую мы сейчас выполнили? (Морфологический разбор) Следовательно, тема нашего урока какая? (Морфологический разбор наречия)
Внимательно посмотрите на доску: перед вами образец морфологического разбора. Есть ли что-то незнакомое в характеристике наречия как части речи? Тогда откройте учебник на странице 103, параграф 35. Прочитайте план морфологического разбора наречия. Еще раз посмотрите на образец и прочитайте его.
Почему в морфологическом разборе наречий мы не указываем непостоянные признаки? (Наречие – неизменяемая часть речи).
IV. Физминутка.
Быстро закройте глаза, наклоните голову вперед, назад, влево, вправо. Продолжайте ровно дышать. Поверните туловище влево-вправо. Медленно откройте глаза. Вы спокойны, уверенны. Чувствуете себя хорошо! Тогда вперед!
Учитель. Назовите наречия, которые помогли нам выполнить физминутку. Как много наречий мы с вами перечислили. И это всего в нескольких предложениях. Нам остается только догадываться о том, какое количество наречий вы слышите от учителя и сами говорите на уроке физкультуры!
V. Без сомнения, все наше знание начинается с опытов (Кант Эммануил)
Законы физики основаны на фактах, установленных опытным путём. Факты накапливаются в результате наблюдений. Ставя многочисленные опыты учёные открывают физические законы. Эти законы нам, конечно, читать и просто запоминать скучно. Именно опыты делают изучение наук намного интереснее. Но сегодня опыты, которые вы будете ставить, должны не только проверять ваши знания по физике, но ещё и помочь в наблюдении за ролью наречия в нашей речи. Следующий этап нашего урока – это ваши домашние задания. Для выполнения этого задания вам нужно было повторить и физику. Вы должны были подготовить и провести интересный опыт, делать наблюдения, объяснить его, сделать выводы. Пока ребята готовятся, я поясняю задания для групп. После проведения опыта и объяснения его, один участник из группы, перечислит нам использованные в речи наречия. Следующее задание: выполнить морфологический разбор одного наречия.
Группы показывают опыт: 1 ученик показывает, другой объясняет.
Опыт №1. Берем два одинаковых по размеру и массе листа бумаги, один из них нужно скомкать. Одновременно отпустим оба листа с одной и той же высоты. Почему скомканный лист бумаги падает быстрее? (Пояснения учащихся: Скомканный лист падает быстрее, так как на него действует меньшая сила сопротивления воздуха)
Опыт №2. Наливаем воду в два стакана. В каждый стакан насыплем немного марганцовки. В одном стакане марганцовка растворяется очень медленно в другом значительно быстрее. Мы видим, как вода окрашивается. В чём же дело? (Мы налили в один стакан тёплую воду, в другую - холодную. В тёплой воде марганцовка растворяется быстрее. Это явление называется диффузией)
Опыт №3 Берем два одинаковых стёклышка. Положим один на другой. Пробуем поднять верхний- легко поднимается. А теперь капаем воду на стекло, снова кладём стекло на другое. На этот стекла прилипли. (Кажущаяся нам ровной поверхность стекла на самом деле не ровная, а шероховатая. Просто эта шероховатость незаметна невооружённым глазом. В пространстве между двумя стёклами молекулы воды приклеивают стекла)
Учащиеся называют употреблённые наречия и выполняют морфологический разбор. Работа в тетрадях. Взаимопроверка выполненных заданий .
VI. Итоги. Оценки. Итак, ребята, что мы с вами сегодня повторили и закрепили? (Признаки наречий, морфологический разбор наречий, работали над употреблением наречий в речи)
Дом.задание: п.35, составить предложение «Друг – это….», употребив 3 наречия из таблицы, выполните морфологический разбор этих наречий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока по русскому языку 7 класс на тему: "Служебные части речи"
Тема: Служебные части речи ...
Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс.
Методическая разработка (конспект урока) по русскому языку 3 класс по программе VII вида.Конспект урока.Русский язык. Тема урока: Обобщение знаний о написании разделительного твердого знака...
Разработка уроков по русскому языку 6 класс.
Урок - путешествие по русскому языку в 6 классе. Спряжение глаголов. Учитель русского языка и литературыМолоканцева Л.И....
Разработка урока по русскому языку 9 класс Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. (обобщающее повторение).
В данной разработке приводятся различные типы заданий: вопросы по теории, словарные работы, тесты, творческие задания, лингвистические задания, лингвистические игры с учетом возрастных особеннос...
Разработка урока по русскому языку 8 класс.
Русский язык...
Методическая разработка урока по русскому языку 7 класс по теме "Повторение и обобщение изученного о предлоге".
Методическая разработка урока с приложением и презентация....