Конспект урока по русскому языку "Морфологический разбор наречия"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме
Конспект урока на тему "Морфологический разбор наречия"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
план- конспект | 31.13 КБ |
презентация | 2.82 МБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ: Октябрьская ООШ
Конспект урока по русскому языку по теме «Морфологический разбор наречия»
Подготовила:
учитель русского языка
и литературы
Матвейкина И.Д
Тема урока: Морфологический разбор наречий
Цель и задачи урока:
- познакомить обучающихся с морфологическим разбором наречий как части речи;
- создание условий для формирования умения определять грамматические признаки наречия в морфологическом разборе;
- обогащение речи школьников за счет использования наречий в речи;
- воспитание умения взаимодействия и объективное оценивание своей работы;.
Оборудование: компьютер, экран, проектор, карточки
ХОД УРОКА
1.Орг.момент. (слайд 1)
Добрый день! Сегодня у нас урок, на котором мы повторим всё, что мы узнали о наречии, вспомним разряды наречий, понаблюдаем за ролью наречий в речи, а ещё у нас будут сюрпризы, и пройдёт наш урок под девизом:
Здравствуй, могучий,
Здравствуй, великий,
Здравствуй, любимый,
Русский язык!
Запись числа, классной работы.
2. Повторение ранее изученного.( слайд 2)
Как приятно и отрадно,
Что мне все сегодня рады!
Признаюсь великодушно,
Думала, у вас здесь скучно.
А теперь смотрю я точно:
Собрались вы не нарочно.
Все ведут себя прилично,
Учатся здесь все отлично!
Вот сейчас проверю вас,
Помните ли вы мой сказ?!
- Что вы знаете о наречии? Что такое наречие?
-Назовите все наречия, сказанные в данной речи! Запишите их в тетрадь. (Слайд 2)
Текст выводится на экран, и ребята называют и записывают наречия в тетрадь:
приятно, отрадно, великодушно, скучно, точно, прилично, отлично, нарочно; сегодня, здесь, сейчас.( 1 у доски)
- Молодцы! Наречия в тексте находить можете.
3. Лингвистическое лото (повторение разрядов наречий).( слайд 3)
- Какие разряды наречий вы знаете?
Распределить наречия в соответствии с разрядами в таблицу ( работа в парах на карточках)
Сослепу, назло, вдали, сегодня, сгоряча, таинственно, наверху, поразительно, слева, вдвое, спереди, послезавтра. (Слайд 4)
Наречие места | Наречие причины | Наречие образа действия | Наречие цели | Наречие времени | Наречие меры и степени |
Вдали наверху слева спереди | сослепу сгоряча | таинственно поразительно просто высоко | Назло В шутку | сегодня послезавтра | Вдвое много |
- У вас на парте у каждого лежит оценочный лист, в котором вы будете оценивать своё выполнение заданий. Оцените свою работу. ( оценивание работ)
Устный опрос.
- Все ли наречия могут образовать степень сравнения?
- Какие наречия могут образовать степень сравнения?
- Какие степени сравнения имеют наречия? От наречий какой смысловой группы можно образовать степень сравнения?
- Как образуется простая сравнительная степень сравнения? Составная?
- Как образуется превосходная степень сравнения ?
- А теперь 1 группа образует степени сравнения наречия высоко, а 2 группа наречия просто.( проверка устно)
- А теперь запишем предложение для синтаксического разбора. ( 1 у доски за разворотом, все самостоятельно)
Пушистые снежинки, легко порхая и кружась, медленно опускались на землю.
- А теперь проверим, верно ли сделан разбор у нас на доске и у вас в тетрадях?
- Какие ошибки допущены?
- А теперь оцените свою работу в оценочном листе
- Выполним морфологический разбор деепричастия. ( 1 у доски)
- Что общего у наречия и деепричастия?( неизменяемость, синтаксическая роль)
- Как вы думаете, какая у нас сегодня тема урока? ( морфологический разбор наречия)
Запись темы в тетради.
4. Тема урока. (слайд 6)
-Внимательно посмотрите на доску: перед вами образец морфологического разбора наречия.
-В чём различие разбора деепричастия и наречия?
- Есть ли что-то незнакомое в характеристике наречия как части речи?
- Тогда откройте учебник на странице 103 (учебник «Русский язык 7 класс» автор Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова)
-Прочитайте план морфологического разбора наречия. Еще раз посмотрите на образец и прочитайте его.
-Почему в морфологическом разборе наречий мы не указываем непостоянные признаки? (Наречие – неизменяемая часть речи).
-Выполните разбор любого наречия записанных вами в таблице по образцу (на доске письменно)
5.Физминутка.( слайд 7) ( под музыку)
-Встаньте прямо, поверните голову налево, направо, наклоните назад, вперёд; поднимите руки вверх, в стороны, опустите вниз; слегка закройте глаза, сильно зажмурьте глаза, откройте глаза, посмотрите вдаль, сядьте тихо на свои места, спинку держите ровно, слушайте внимательно, пишите аккуратно.
6. Закрепление изученного (слайд 8)
-Перед вами два предложения. Найдите наречие и выполните его морфологический разбор.
- Всюду колосится золотая рожь.
- Машина ехала медленно по проселочной дороге.
Вариант 1 из 1 предложения.
Вариант 2 из 2 предложения.
Взаимопроверка выполненных заданий (оценивание работ на оценочном листе) (слайд 9).
Вариант 1.
Всюду колосится
1.Наречие относится к глаголу: обозначает признак действия.
2.Колосится где? - всюду; наречие места.
3.В предложении является обстоятельством.
Вариант 2.
Медленно ехала
1.Наречие относится к глаголу: обозначает признак действия.
2.Ехала как? – медленно; наречие образа действия.
3.В предложении является обстоятельством.
7. Развитие речи.
Хорошо поработали и давайте немного отдохнем. (сценка «Рецепт») (слайд 10)
(В роли врача – учитель (одевает шапочку доктора), в роли пациента – подготовленный ученик) Раздаётся стук в дверь, доктор говорит: - Войдите!
Ученик:
- Доктор, можно к вам?
- Что случилось, что вас ко мне привело?
- Доктор, у меня это… ну никто не понимает меня.
- В каком классе ты учишься, молодой человек?
- В седьмом.
- А дружно вы живете в своем классе?
- Нормально. Жутко дружно, ужасно весело…
- Жутко и дружно. Ужасно и весело! А учитесь-то хорошо?
- Нормально! Особенно девчонки стараются. Их учительница в пух и прах хвалит.
- Нормально… В пух и прах хвалит… Да, болезнь серьезная. У тебя больной язык. Тут врач не поможет. Вылечиться ты можешь только сам.
Врач дает рецепт – учебник русского языка.
-Да, такой рецепт нужен всем, помните об этом.
-Чем болен наш ученик? Что в его речи было не так?
-А как называется одним словом выражение в пух и прах? (Фразеологизм)
В пух и прах – ругать, разносить.
Жутко весело, ужасно дружно (замените на правильный вариант)
- Предлагаю побыть учителями и исправить ошибки ( слайд 11)
Обратно (снова) пошел проливной дождь.
Вперед (сначала) подумай, потом отвечай.
Держитесь более свободнее. – запишите предложения в исправленном виде( по 1 у доски)
8. Работа с фразеологизмами.
- Фразеологизмы прочно вошли в нашу речь и многие из них заменили наречия, а вы сейчас напишете значения предложенных фразеологизмов.
Замените данные фразеологизмы наречиями.( дети пишут только значение фразеологизма по группам) (слайд 12)
Положа руку на сердце | честно |
У черта на куличках | далеко |
Рукой подать | близко |
Как в аптеке | точно |
Как баран на новые ворота | недоуменно |
На широкую ногу | расточительно |
Черным по белому | ясно |
Битый час | долго |
Бок о бок | рядом |
Вверх дном | кувырком |
Веки вечные | навсегда |
На вес золота | дорого |
Душа в душу | дружно |
Не покладая рук | старательно |
- А теперь проверим выполненное задание ( слайд 13)
- Оцените себя, насколько вы были точны в значении фразеологизмов.(оценивание работы)
- Как мы видим, в русском языке возможна замена одного слова другим или целым словосочетанием, что говорит о богатстве и красоте нашего языка. Недаром писатель А.И.Куприн писал: «Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.» Будьте художниками своей речи, пополняйте словарный запас, говорите правильно и красиво!
9. Рефлексия.
-Что сегодня нового мы узнали на уроке?
- Что было для вас трудным?
- Что было интересным?
- А теперь на оценочном листе поставьте себе отметку за урок
- А теперь давайте составим синквейн на тему «Наречие
Домашняя работа
- На дом вы получите карточку и выполните письменно задание в тетради. Посмотрите на экран: ( слайд 14)
Подберите подходящие по смыслу наречия и вставьте их в текст, 1 наречие выполните морфологический разбор. Слова для вставки: доверху, по-прежнему, вокруг, весело, яростно, совершенно, непрерывно, сверху.
Тимошка одним рывком оказался рядом с ней (Дашей) и, борясь с _______ падавшими _______ потоками воды, несколько раз ________ отряхнулся, затем сел и посмотрел на _______ промокшую Дашу. Дождь _________ шумел в листьях яблони, _________ все ________ кипело от дождя, деревья стояли грузные, наполненные ________ водой.
Приложение.
«Лингвистическое лото»
Наречие места | Наречие причины | Наречие образа действия | Наречие цели | Наречие времени | Наречие меры и степени |
Оценочный лист.
Лингвистическое лото | Синтаксический разбор | Морфологический разбор | Фразеологизмы | Оценка за урок | |
оценка |
Домашняя работа
Подберите подходящие по смыслу наречия и вставьте их в текст, 1 наречие выполните морфологический разбор. Слова для вставки: доверху, по-прежнему, вокруг, весело, яростно, совершенно, непрерывно, сверху.
Тимошка одним рывком оказался рядом с ней (Дашей) и, борясь с _______ падавшими _______ потоками воды, несколько раз ________ отряхнулся, затем сел и посмотрел на _______ промокшую Дашу. Дождь _________ шумел в листьях яблони, _________ все ________ кипело от дождя, деревья стояли грузные, наполненные ________ водой.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Как приятно и отрадно, Что мне все сегодня рады! Признаюсь великодушно, Думала у вас здесь скучно. А теперь смотрю я точно: Собрались вы не нарочно. Все ведут себя прилично, Учатся здесь все «отлично»! Вот сейчас проверю вас, Помните ли вы мой сказ?!
Сослепу, назло, вдали, сегодня, сгоряча, таинственно, наверху, поразительно, слева, вдвое, спереди, послезавтра, просто, в шутку, много, высоко.
Наречие места Наречие причины Наречие образа действия Наречие цели Наречие времени Наречие меры и степени Вдали наверху слева спереди сослепу сгоряча таинственно поразительно просто высоко Назло В шутку сегодня послезавтра Вдвое много
1.Прийти (когда?) сегодня, наречие времени, обозначает признак действия. 2. Морфологические признаки: - неизменяемость 3.Синтаксическая роль - обстоятельство
Найдите наречие и выполните его морфологический разбор. Всюду колосится золотая рожь. Машина ехала медленно по проселочной дороге. Вариант 1 из 1 предложения. Вариант 2 из 2 предложения.
ВЗАИМОПРОВЕРКА Вариант 1. Всюду колосится 1.Наречие относится к глаголу: обозначает признак действия. 2.Колосится где? - всюду ; наречие места. 3.В предложении является обстоятельством. Вариант 2. Медленно ехала 1.Наречие относится к глаголу: обозначает признак действия. 2.Ехала как? – медленно ; наречие образа действия. 3.В предложении является обстоятельством.
Исправь речевые ошибки!!! Обратно пошел проливной дождь. Вперед подумай, потом отвечай. Держитесь более свободнее
Фразеологимы 1 группа 2 группа Положа руку на сердце У черта на куличках Рукой подать Как в аптеке На широкую ногу Душа в душу Черным по белому Битый час Бок о бок Вверх дном Веки вечные На вес золота Не покладая рук Как баран на новые ворота
Проверим!!! Положа руку на сердце честно У черта на куличках далек о Рукой подать близко Как в аптеке точно Как баран на новые ворота недоуменно На широкую ногу расточительно Черным по белому ясно Битый час долго Бок о бок рядом Вверх дном кувырком Веки вечные навсегда На вес золота дорого Душа в душу дружно Не покладая рук старательно
Домашнее задание Подберите подходящие по смыслу наречия и вставьте их в текст, 1 наречие выполните морфологический Слова для вставки: доверху, по-прежнему, вокруг, весело, яростно, совершенно, непрерывно, сверху. Тимошка одним рывком оказался рядом с ней (Дашей) и, борясь с _______ падавшими _______ потоками воды, несколько раз ________ отряхнулся, затем сел и посмотрел на _______ промокшую Дашу. Дождь _________ шумел в листьях яблони, _________ все ________ кипело от дождя, деревья стояли грузные, наполненные ________ водой.
Подготовила: учитель русского языка и литературы Матвейкина И.Д
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку « Разбор синтаксических конструкций на примере текстов финансовой направленности»
Урок русского языка в 9 классе "Разбор синтаксических конструкций на примере текстов финансовой направленности" проведен в рамках районного семинара "Сооциальная адаптация и финансовая грамотность дет...
План- конспект урока по русскому языку " Правописание наречий,образованных путём перехода слов из одной части речи в другую" для 6 класса
План - конспект урока по русскому языку для 6 класса к УМК под ред. В. В. Бабайцевой , Л,Д. Чесноковой. В конспекте обозначены этапы урока, деятельность учителя и ученика.Урок формирует ум...
План- конспект урока по русскому языку " Правописание наречий,образованных путём перехода слов из одной части речи в другую" для 6 класса
План - конспект урока по русскому языку для 6 класса к УМК под ред. В. В. Бабайцевой , Л,Д. Чесноковой. В конспекте обозначены этапы урока, деятельность учителя и ученика.Урок формирует ум...
План- конспект урока по русскому языку " Правописание наречий,образованных путём перехода слов из одной части речи в другую" для 6 класса
План - конспект урока по русскому языку для 6 класса к УМК под ред. В. В. Бабайцевой , Л,Д. Чесноковой. В конспекте обозначены этапы урока, деятельность учителя и ученика.Урок формирует ум...
План- конспект урока по русскому языку " Правописание наречий,образованных путём перехода слов из одной части речи в другую" для 6 класса
План - конспект урока по русскому языку для 6 класса к УМК под ред. В. В. Бабайцевой , Л,Д. Чесноковой. В конспекте обозначены этапы урока, деятельность учителя и ученика.Урок формирует ум...
План- конспект урока по русскому языку " Правописание наречий,образованных путём перехода слов из одной части речи в другую" для 6 класса
План - конспект урока по русскому языку для 6 класса к УМК под ред. В. В. Бабайцевой , Л,Д. Чесноковой. В конспекте обозначены этапы урока, деятельность учителя и ученика.Урок формирует ум...
План- конспект урока по русскому языку " Правописание наречий,образованных путём перехода слов из одной части речи в другую" для 6 класса
План - конспект урока по русскому языку для 6 класса к УМК под ред. В. В. Бабайцевой , Л,Д. Чесноковой. В конспекте обозначены этапы урока, деятельность учителя и ученика.Урок формирует ум...