Конспект урока по русскому языку в 8 классе по теме "Назывные предложения. Именительный представления"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Цели:
1) дать понятие о назывных предложениях и об одном из синтаксических средств выразительности речи – именительном представления; повторить сведения об односоставных предложениях с главным членом сказуемым; повторить пунктограммы: «Знаки препинания в предложениях с прямой речью»; «Знаки препинания в предложениях с однородными членами»;
2) развитие речи: составление назывных предложений и текстов с назывными предложениями;
3) воспитание любви к слову, к поэзии, к русской литературе.
Форма урока: беседа, фронтальный опрос, групповая работа.
Оборудование: записи на доске, проектор, карточки с заданиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nazyvnye_predlozheniya.docx | 30.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку в 8 «Б» классе
«Назывные предложения. Именительный представления».
Цели:
- дать понятие о назывных предложениях и об одном из синтаксических средств выразительности речи – именительном представления; повторить сведения об односоставных предложениях с главным членом сказуемым; повторить пунктограммы: «Знаки препинания в предложениях с прямой речью»; «Знаки препинания в предложениях с однородными членами»;
- развитие речи: составление назывных предложений и текстов с назывными предложениями;
- воспитание любви к слову, к поэзии, к русской литературе.
Форма урока: беседа, фронтальный опрос, групповая работа.
Оборудование: записи на доске, проектор, карточки с заданиями.
Ход урока:
- Итак, тема сегодняшнего урока:…Попробуем определить цели, задачи сегодняшнего урока.
- А теперь блиц-опрос. Выясним, что мы уже знаем по сегодняшней теме:
- Назывные – это односоставные предложения?
- Назывные – это двусоставные предложения?
- Согласны ли вы, что назывные имеют только один главный член, по форме напоминающий подлежащее?
- Может ли назывное предложение быть нераспространённым?
- Может ли оно быть распространённым?
- Может ли главный член в них распространяться определением?
Теперь мы о назывных предложениях знаем почти всё. Выведем правило.
Назывные предложения – это односоставные предложения с одним главным членом – подлежащим. (В назывных предложениях утверждается наличие какого-либо предмета или явления). В назывных предложениях подлежащее может распространяться только определением. К этому можно добавить, что несогласованные определения могут иметь добавочные значения обстоятельств и дополнений. Например:
Вот письмо. Письмо от сына. (А.Твардовский)
Звёзды над полями, глушь да камыши. (И.Никитин) Найдите согласованные и несогласованные определения в упр.228 (устно). (Можно сделать синтаксический разбор одного предложения из этого предложения: Глубокие пушистые снега).
Следует запомнить: предложения, включающие подлежащие и дополнения, подлежащие и обстоятельства, являются двусоставными, хотя в них отсутствует сказуемое. Например: 1) Вокруг школы – сад. В нём – яблони, вишни, сливы.2) Над полями, над лесами птичий гомон, детский смех. (Ю.Друнина). Такие предложения называются неполными (эта тема будет изучаться позже).
- Пора научиться находить назывные предложения. Задание: выделить грамматические основы, найти односоставные предложение, указать его вид:
- двусост.
- о/л
- н/л
- б/л
- назывное (распр. или нераспр. – указать)
- Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бес…мыслен…ый и тусклый свет.
Живи ещё хоть четверть века –
Всё будет так. Исхода нет.
Умрёш… - начнёш… опять (с)начал..,
И повторит…ся всё, как (в)старь:
Ночь, ледян..ая рябь канала,
Аптека, улица, фонарь. (А.Блок)
- В это время обыкновен…о (не)прилично ходить дамам, (…)потому что русский народ любит из…ясняться такими резкими выражениями, (…)каких они, верно, не услышат даже в театре. (…)
- Господин, воротитесь!
- Боже, куда зашёл он!
- О, не верьте этому Невскому проспекту!
- Ему сделалось страшно.
- Такая изумительная, такая ужасная новость!
- Едва только взойдёш… на Невский проспект, (…) как уже пахнет одним гуляньем.(…) (Н.В.Гоголь)
- А в поле снег, а в поле слякоть, а в поле ветер ледяной. (В.Пахомов)
- Пса в столовой прикармливаете раздался женский голос а потом его отсюда калачом не выманишь. (расставить знаки препинания)
- Превратите назывные предложения в двусоставные и наоборот.
- Друзья! Прошло красное лето, золотая осень побледнела, зелень увяла.
- «Несчастный молодой человек! – думал я, - ты убит роком».
- Безжалостные души! Жестокие сердца!
- Ночь была ясная, свет полной луны осеребрял тёмную зелень на древних дубах и вязах…
- Море шумело.
- Шум морских волн соединялся с шумом листьев, потрясаемых ветром. (Н.Карамзин)
- А теперь попробуем составить текст описания, например, лунной ночи, (или зимнего утра, зимнего вечера, начинающегося школьного дня и др.) Постараемся использовать только назывные предложения. Сделаем вывод, возможно ли это.
- Оказывается, многие поэты и писатели используют такой приём. Например, А.А.Фет.
Расставьте знаки препинания в стихотворении А.Фета. Вставьте пропущенные буквы. Охарактеризуйте предложение. Сколько в нём простых предложений?
Ш..пот сер..ца уст дыхан..е
Трели солов..я
С..ребро и к..лыханье
Сон..ого руч..я
Свет ноч..ной ноч..ные тени
Тени без конца
Ряд волшебных изм..нений
Мило..о лица
Бледный блеск и пурпур розы
Речь не говоря
И лобзания и слёзы
И заря заря! (А.Фет)
А вот стихотворение нашего тульского поэта В.Пахомова «Сон» (зачитать)
- В русском языке есть особый вид назывных предложений, для обозначения которых существует два термина: именительный представления и именительный темы. Например, прочитаем тексты из учебника Е.Никитиной «Русская речь»: стр.199 (через проектор). Первое предложение в тексте: Куликово поле…назывное, с одним главным членом – подлежащим, выраженным существительным в именительном падеже (отсюда первое слово в термине). Прочитав первое предложение, мы мысленно видим, представляем то, что в нём названо (отсюда второе слово в термине – представления). Именительный представления называет тему высказывания, которая развивается в следующих связанных с ним предложениях текста. Поэтому термин именительный представления имеет синоним – именительный темы. Именительный представления – одно из синтаксических средств выразительности речи.
- Домашнее задание (дифференцированное):
- Учащиеся составляют тексты сочинений на свободную тему, употребив в начале его именительный темы.
- №231 Составить два текста (сочинения-миниатюры) с использованием назывных предложений.
- №232 (или №234)
Ш..пот сер..ца уст дыхан..е
Трели солов..я
С..ребро и к..лыханье
Сон..ого руч..я
Свет ноч..ной ноч..ные тени
Тени без конца
Ряд волшебных изм..нений
Мило..о лица
Бледный блеск и пурпур розы
Отблеск янтаря
И лобзания и слёзы
И заря заря! (А.Фет)
Ш..пот сер..ца уст дыхан..е
Трели солов..я
С..ребро и к..лыханье
Сон..ого руч..я
Свет ноч..ной ноч..ные тени
Тени без конца
Ряд волшебных изм..нений
Мило..о лица
Бледный блеск и пурпур розы
Отблеск янтаря
И лобзания и слёзы
И заря заря! (А.Фет)
Ш..пот сер..ца уст дыхан..е
Трели солов..я
С..ребро и к..лыханье
Сон..ого руч..я
Свет ноч..ной ноч..ные тени
Тени без конца
Ряд волшебных изм..нений
Мило..о лица
Бледный блеск и пурпур розы
Отблеск янтаря
И лобзания и слёзы
И заря заря! (А.Фет)
Задание: выделить грамматические основы, найти односоставные предложения, указать их вид:
- двусост.
- о/л
- н/л
- б/л
- назывное (распр. или нераспр. – указать)
- Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бес…мыслен…ый и тусклый свет.
Живи ещё хоть четверть века –
Всё будет так. Исхода нет.
Умрёш… - начнёш… опять (с)начал..,
И повторит…ся всё, как (в)старь:
Ночь, ледян..ая рябь канала,
Аптека, улица, фонарь. (А.Блок)
- В это время обыкновен…о (не)прилично ходить дамам, (…)потому что русский народ любит из…ясняться такими резкими выражениями, (…)каких они, верно, не услышат даже в театре. (…)
- Господин, воротитесь!
- Боже, куда зашёл он!
- О, не верьте этому Невскому проспекту!
- Ему сделалось страшно.
- Такая изумительная, такая ужасная новость!
- Едва только взойдёш… на Невский проспект, (…) как уже пахнет одним гуляньем.(…) (Н.В.Гоголь)
- А в поле снег, а в поле слякоть, а в поле ветер ледяной. (В.Пахомов)
- Пса в столовой прикармливаете раздался женский голос а потом его отсюда калачом не выманишь. (расставить знаки препинания)
- Превратите назывные предложения в двусоставные и наоборот.
- Друзья! Прошло красное лето, золотая осень побледнела, зелень увяла.
- «Несчастный молодой человек! – думал я, - ты убит роком».
- Безжалостные души! Жестокие сердца!
- Ночь была ясная, свет полной луны осеребрял тёмную зелень на древних дубах и вязах…
- Море шумело.
- Шум морских волн соединялся с шумом листьев, потрясаемых ветром. (Н.Карамзин)
- Превратите назывные предложения в двусоставные и наоборот.
- Друзья! Прошло красное лето, золотая осень побледнела, зелень увяла.
- «Несчастный молодой человек! – думал я, - ты убит роком».
- Безжалостные души! Жестокие сердца!
- Ночь была ясная, свет полной луны осеребрял тёмную зелень на древних дубах и вязах…
- Море шумело.
- Шум морских волн соединялся с шумом листьев, потрясаемых ветром. (Н.Карамзин)
- Превратите назывные предложения в двусоставные и наоборот.
- Друзья! Прошло красное лето, золотая осень побледнела, зелень увяла.
- «Несчастный молодой человек! – думал я, - ты убит роком».
- Безжалостные души! Жестокие сердца!
- Ночь была ясная, свет полной луны осеребрял тёмную зелень на древних дубах и вязах…
- Море шумело.
- Шум морских волн соединялся с шумом листьев, потрясаемых ветром. (Н.Карамзин)
- Превратите назывные предложения в двусоставные и наоборот.
- Друзья! Прошло красное лето, золотая осень побледнела, зелень увяла.
- «Несчастный молодой человек! – думал я, - ты убит роком».
- Безжалостные души! Жестокие сердца!
- Ночь была ясная, свет полной луны осеребрял тёмную зелень на древних дубах и вязах…
- Море шумело.
- Шум морских волн соединялся с шумом листьев, потрясаемых ветром. (Н.Карамзин)
- Превратите назывные предложения в двусоставные и наоборот.
- Друзья! Прошло красное лето, золотая осень побледнела, зелень увяла.
- «Несчастный молодой человек! – думал я, - ты убит роком».
- Безжалостные души! Жестокие сердца!
- Ночь была ясная, свет полной луны осеребрял тёмную зелень на древних дубах и вязах…
- Море шумело.
- Шум морских волн соединялся с шумом листьев, потрясаемых ветром. (Н.Карамзин)
- Превратите назывные предложения в двусоставные и наоборот.
- Друзья! Прошло красное лето, золотая осень побледнела, зелень увяла.
- «Несчастный молодой человек! – думал я, - ты убит роком».
- Безжалостные души! Жестокие сердца!
- Ночь была ясная, свет полной луны осеребрял тёмную зелень на древних дубах и вязах…
- Море шумело.
- Шум морских волн соединялся с шумом листьев, потрясаемых ветром. (Н.Карамзин)
- Превратите назывные предложения в двусоставные и наоборот.
- Друзья! Прошло красное лето, золотая осень побледнела, зелень увяла.
- «Несчастный молодой человек! – думал я, - ты убит роком».
- Безжалостные души! Жестокие сердца!
- Ночь была ясная, свет полной луны осеребрял тёмную зелень на древних дубах и вязах…
- Море шумело.
- Шум морских волн соединялся с шумом листьев, потрясаемых ветром. (Н.Карамзин)
- Превратите назывные предложения в двусоставные и наоборот.
- Друзья! Прошло красное лето, золотая осень побледнела, зелень увяла.
- «Несчастный молодой человек! – думал я, - ты убит роком».
- Безжалостные души! Жестокие сердца!
- Ночь была ясная, свет полной луны осеребрял тёмную зелень на древних дубах и вязах…
- Море шумело.
- Шум морских волн соединялся с шумом листьев, потрясаемых ветром. (Н.Карамзин)
- Превратите назывные предложения в двусоставные и наоборот.
- Друзья! Прошло красное лето, золотая осень побледнела, зелень увяла.
- «Несчастный молодой человек! – думал я, - ты убит роком».
- Безжалостные души! Жестокие сердца!
- Ночь была ясная, свет полной луны осеребрял тёмную зелень на древних дубах и вязах…
- Море шумело.
- Шум морских волн соединялся с шумом листьев, потрясаемых ветром. (Н.Карамзин)
- Превратите назывные предложения в двусоставные и наоборот.
- Друзья! Прошло красное лето, золотая осень побледнела, зелень увяла.
- «Несчастный молодой человек! – думал я, - ты убит роком».
- Безжалостные души! Жестокие сердца!
- Ночь была ясная, свет полной луны осеребрял тёмную зелень на древних дубах и вязах…
- Море шумело.
- Шум морских волн соединялся с шумом листьев, потрясаемых ветром. (Н.Карамзин)
- Превратите назывные предложения в двусоставные и наоборот.
- Друзья! Прошло красное лето, золотая осень побледнела, зелень увяла.
- «Несчастный молодой человек! – думал я, - ты убит роком».
- Безжалостные души! Жестокие сердца!
- Ночь была ясная, свет полной луны осеребрял тёмную зелень на древних дубах и вязах…
- Море шумело.
- Шум морских волн соединялся с шумом листьев, потрясаемых ветром. (Н.Карамзин)
- Превратите назывные предложения в двусоставные и наоборот.
- Друзья! Прошло красное лето, золотая осень побледнела, зелень увяла.
- «Несчастный молодой человек! – думал я, - ты убит роком».
- Безжалостные души! Жестокие сердца!
- Ночь была ясная, свет полной луны осеребрял тёмную зелень на древних дубах и вязах…
- Море шумело.
- Шум морских волн соединялся с шумом листьев, потрясаемых ветром. (Н.Карамзин)
- Превратите назывные предложения в двусоставные и наоборот.
- Друзья! Прошло красное лето, золотая осень побледнела, зелень увяла.
- «Несчастный молодой человек! – думал я, - ты убит роком».
- Безжалостные души! Жестокие сердца!
- Ночь была ясная, свет полной луны осеребрял тёмную зелень на древних дубах и вязах…
- Море шумело.
- Шум морских волн соединялся с шумом листьев, потрясаемых ветром. (Н.Карамзин)
- Превратите назывные предложения в двусоставные и наоборот.
- Друзья! Прошло красное лето, золотая осень побледнела, зелень увяла.
- «Несчастный молодой человек! – думал я, - ты убит роком».
- Безжалостные души! Жестокие сердца!
- Ночь была ясная, свет полной луны осеребрял тёмную зелень на древних дубах и вязах…
- Море шумело.
- Шум морских волн соединялся с шумом листьев, потрясаемых ветром. (Н.Карамзин)
- Превратите назывные предложения в двусоставные и наоборот.
- Друзья! Прошло красное лето, золотая осень побледнела, зелень увяла.
- «Несчастный молодой человек! – думал я, - ты убит роком».
- Безжалостные души! Жестокие сердца!
- Ночь была ясная, свет полной луны осеребрял тёмную зелень на древних дубах и вязах…
- Море шумело.
- Шум морских волн соединялся с шумом листьев, потрясаемых ветром. (Н.Карамзин)
- Превратите назывные предложения в двусоставные и наоборот.
- Друзья! Прошло красное лето, золотая осень побледнела, зелень увяла.
- «Несчастный молодой человек! – думал я, - ты убит роком».
- Безжалостные души! Жестокие сердца!
- Ночь была ясная, свет полной луны осеребрял тёмную зелень на древних дубах и вязах…
- Море шумело.
- Шум морских волн соединялся с шумом листьев, потрясаемых ветром. (Н.Карамзин)
- Превратите назывные предложения в двусоставные и наоборот.
- Друзья! Прошло красное лето, золотая осень побледнела, зелень увяла.
- «Несчастный молодой человек! – думал я, - ты убит роком».
- Безжалостные души! Жестокие сердца!
- Ночь была ясная, свет полной луны осеребрял тёмную зелень на древних дубах и вязах…
- Море шумело.
- Шум морских волн соединялся с шумом листьев, потрясаемых ветром. (Н.Карамзин)
- Превратите назывные предложения в двусоставные и наоборот.
- Друзья! Прошло красное лето, золотая осень побледнела, зелень увяла.
- «Несчастный молодой человек! – думал я, - ты убит роком».
- Безжалостные души! Жестокие сердца!
- Ночь была ясная, свет полной луны осеребрял тёмную зелень на древних дубах и вязах…
- Море шумело.
- Шум морских волн соединялся с шумом листьев, потрясаемых ветром. (Н.Карамзин)
- Превратите назывные предложения в двусоставные и наоборот.
- Друзья! Прошло красное лето, золотая осень побледнела, зелень увяла.
- «Несчастный молодой человек! – думал я, - ты убит роком».
- Безжалостные души! Жестокие сердца!
- Ночь была ясная, свет полной луны осеребрял тёмную зелень на древних дубах и вязах…
- Море шумело.
- Шум морских волн соединялся с шумом листьев, потрясаемых ветром. (Н.Карамзин)
- Превратите назывные предложения в двусоставные и наоборот.
- Друзья! Прошло красное лето, золотая осень побледнела, зелень увяла.
- «Несчастный молодой человек! – думал я, - ты убит роком».
- Безжалостные души! Жестокие сердца!
- Ночь была ясная, свет полной луны осеребрял тёмную зелень на древних дубах и вязах…
- Море шумело.
- Шум морских волн соединялся с шумом листьев, потрясаемых ветром. (Н.Карамзин)
- Превратите назывные предложения в двусоставные и наоборот.
- Друзья! Прошло красное лето, золотая осень побледнела, зелень увяла.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении" 9 класс
В данной методической разработке представлен конспект урока по русскому языку в 9 классе по теме "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении" . в начале урока идет повторение материала: двоеточи...
Конспект урока по русскому языку по теме: «Определенно-личные предложения» 8 класс.
Конспект урока выполнен согласно требованиям ФГОС и включает в себя все этапы урока, неоходимые для комбинированного урока....
Конспект урока по русскому языку 5 класс "Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения".
Конспект разработан согласно требованиям ФГОС....
Конспект урока по русскому языку 9 класс на тему " Сложное предложение"
Представлен коспект по русскому языку на тему "Сложное предложение" для 9 класса...
Конспект урока по русскому языку "Знакомство с однородными членами предложения" 5 класс коррекционная школа
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА педагога ГБОУ школы-интерната № 16 Пушкинского района Санкт-Петербурга Гребенькова Олега МихайловичаПредмет: русский язык.Тема: Знакомство с однородными членами предложения...
Конспект урока по русскому языку. 5 класс. Тема: "Сложное предложение. Синтаксический разбор сложного предложения"
Урок по теме "Сложное предложение. Синтаксический разбор сложного предложения" в 5 классе. На уроке используются различные методы и приёмы обучения для формирования устойчивой грамотности. Р...
- Мне нравится (1)