Конспект урока по русскому языку в 8 классе по теме "Назывные предложения. Именительный представления"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Трофимова Галина Викторовна

Цели:

1)    дать понятие о назывных предложениях и об одном из синтаксических средств выразительности речи – именительном представления; повторить сведения об односоставных предложениях с главным членом сказуемым; повторить пунктограммы: «Знаки препинания в предложениях с прямой речью»;  «Знаки препинания в предложениях с однородными членами»;

2)    развитие речи: составление назывных предложений и текстов с назывными предложениями;

3)    воспитание любви к слову, к поэзии, к русской литературе.

Форма урока: беседа, фронтальный опрос, групповая работа.

Оборудование: записи на доске, проектор, карточки с заданиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nazyvnye_predlozheniya.docx30.05 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 8 «Б» классе

   «Назывные предложения. Именительный представления».

Цели:

  1. дать понятие о назывных предложениях и об одном из синтаксических средств выразительности речи – именительном представления; повторить сведения об односоставных предложениях с главным членом сказуемым; повторить пунктограммы: «Знаки препинания в предложениях с прямой речью»;  «Знаки препинания в предложениях с однородными членами»;
  2. развитие речи: составление назывных предложений и текстов с назывными предложениями;
  3. воспитание любви к слову, к поэзии, к русской литературе.

Форма урока: беседа, фронтальный опрос, групповая работа.

Оборудование: записи на доске, проектор, карточки с заданиями.

Ход урока:

  1. Итак, тема сегодняшнего урока:…Попробуем определить цели, задачи сегодняшнего урока.
  2. А теперь блиц-опрос. Выясним, что мы уже знаем по сегодняшней теме:
  1. Назывные – это односоставные предложения?
  2. Назывные – это двусоставные предложения?
  3. Согласны ли вы, что назывные имеют только один главный член, по форме напоминающий подлежащее?
  4. Может ли назывное предложение быть нераспространённым?
  5. Может ли оно быть распространённым?
  6. Может ли главный член в них распространяться определением?

Теперь мы о назывных предложениях знаем почти всё. Выведем правило.

   Назывные предложения – это односоставные предложения с одним главным членом – подлежащим. (В назывных предложениях утверждается наличие какого-либо предмета или явления). В назывных предложениях подлежащее может распространяться только определением. К этому можно добавить, что несогласованные определения могут иметь добавочные значения обстоятельств и дополнений. Например:

Вот письмо. Письмо от сына. (А.Твардовский)

Звёзды над полями, глушь да камыши. (И.Никитин) Найдите согласованные и несогласованные определения в упр.228 (устно). (Можно сделать синтаксический разбор одного предложения из этого предложения: Глубокие пушистые снега).

Следует запомнить: предложения, включающие подлежащие и дополнения, подлежащие и обстоятельства, являются двусоставными, хотя в них отсутствует сказуемое. Например: 1) Вокруг школы – сад. В нём – яблони, вишни, сливы.2)  Над полями, над лесами птичий гомон, детский смех. (Ю.Друнина).  Такие предложения называются неполными (эта тема будет изучаться позже).

  1. Пора научиться находить назывные предложения. Задание: выделить грамматические основы, найти односоставные предложение, указать его вид:
  1. двусост.
  2. о/л
  3. н/л
  4. б/л
  5. назывное (распр. или нераспр. – указать)

  1. Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бес…мыслен…ый и тусклый свет.

Живи ещё хоть четверть века –

Всё будет так. Исхода нет.

Умрёш… - начнёш… опять (с)начал..,

И повторит…ся всё, как (в)старь:

Ночь, ледян..ая рябь канала,

Аптека, улица, фонарь. (А.Блок)

  1. В это время обыкновен…о (не)прилично ходить дамам, (…)потому что русский народ любит из…ясняться такими резкими выражениями, (…)каких они, верно, не услышат даже в театре. (…)
  2. Господин, воротитесь!
  3. Боже, куда зашёл он!
  4. О, не верьте этому Невскому проспекту!
  5. Ему сделалось страшно.
  6. Такая изумительная, такая ужасная новость!  
  7. Едва только взойдёш… на Невский проспект, (…) как уже пахнет одним гуляньем.(…) (Н.В.Гоголь)
  8. А в поле снег, а в поле слякоть, а в поле ветер ледяной. (В.Пахомов)
  9. Пса в столовой прикармливаете раздался женский голос а потом его отсюда калачом не выманишь. (расставить знаки препинания)
  1. Превратите назывные предложения в двусоставные и наоборот.
  1. Друзья! Прошло красное лето, золотая осень побледнела, зелень увяла.
  2. «Несчастный молодой человек! – думал я, - ты убит роком».
  3. Безжалостные души! Жестокие сердца!
  4. Ночь была ясная, свет полной луны осеребрял тёмную зелень на древних дубах и вязах…
  5. Море шумело.
  6. Шум морских волн соединялся с шумом листьев, потрясаемых ветром. (Н.Карамзин)
  1. А теперь попробуем составить текст описания, например, лунной ночи, (или зимнего утра, зимнего вечера, начинающегося школьного дня и др.) Постараемся использовать только назывные предложения. Сделаем вывод, возможно ли это.
  2. Оказывается, многие поэты и писатели используют такой приём. Например, А.А.Фет.

Расставьте знаки препинания в стихотворении А.Фета. Вставьте пропущенные буквы. Охарактеризуйте предложение. Сколько в нём простых предложений?

Ш..пот сер..ца уст дыхан..е

Трели солов..я

С..ребро и к..лыханье

Сон..ого руч..я

Свет ноч..ной ноч..ные тени

Тени без конца

Ряд волшебных изм..нений

Мило..о лица

Бледный блеск и пурпур розы

Речь не говоря

И лобзания и слёзы

И заря заря! (А.Фет)

А вот стихотворение нашего тульского поэта В.Пахомова «Сон» (зачитать)

  1. В русском языке есть особый вид назывных предложений, для обозначения которых существует два термина: именительный представления и именительный темы. Например, прочитаем тексты из учебника Е.Никитиной «Русская речь»: стр.199 (через проектор). Первое предложение в тексте: Куликово поле…назывное, с одним главным членом – подлежащим, выраженным существительным в именительном падеже (отсюда первое слово в термине). Прочитав первое предложение, мы мысленно видим, представляем то, что в нём названо (отсюда второе слово в термине – представления). Именительный представления называет тему высказывания, которая развивается в следующих связанных с ним предложениях текста. Поэтому термин именительный представления имеет синоним – именительный темы. Именительный представления – одно из синтаксических средств выразительности речи.

  1. Домашнее задание (дифференцированное):

  1. Учащиеся составляют тексты сочинений на свободную тему, употребив в начале его именительный темы.
  2. №231 Составить два текста (сочинения-миниатюры) с использованием назывных предложений.
  3. №232 (или №234)

Ш..пот сер..ца уст дыхан..е

Трели солов..я

С..ребро и к..лыханье

Сон..ого руч..я

Свет ноч..ной ноч..ные тени

Тени без конца

Ряд волшебных изм..нений

Мило..о лица

Бледный блеск и пурпур розы

Отблеск янтаря

И лобзания и слёзы

И заря заря! (А.Фет)

Ш..пот сер..ца уст дыхан..е

Трели солов..я

С..ребро и к..лыханье

Сон..ого руч..я

Свет ноч..ной ноч..ные тени

Тени без конца

Ряд волшебных изм..нений

Мило..о лица

Бледный блеск и пурпур розы

Отблеск янтаря

И лобзания и слёзы

И заря заря! (А.Фет)

Ш..пот сер..ца уст дыхан..е

Трели солов..я

С..ребро и к..лыханье

Сон..ого руч..я

Свет ноч..ной ноч..ные тени

Тени без конца

Ряд волшебных изм..нений

Мило..о лица

Бледный блеск и пурпур розы

Отблеск янтаря

И лобзания и слёзы

И заря заря! (А.Фет)

Задание: выделить грамматические основы, найти односоставные предложения, указать их вид:

  1. двусост.
  2. о/л
  3. н/л
  4. б/л
  5. назывное (распр. или нераспр. – указать)

  1. Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бес…мыслен…ый и тусклый свет.

Живи ещё хоть четверть века –

Всё будет так. Исхода нет.

Умрёш… - начнёш… опять (с)начал..,

И повторит…ся всё, как (в)старь:

Ночь, ледян..ая рябь канала,

Аптека, улица, фонарь. (А.Блок)

  1. В это время обыкновен…о (не)прилично ходить дамам, (…)потому что русский народ любит из…ясняться такими резкими выражениями, (…)каких они, верно, не услышат даже в театре. (…)
  2. Господин, воротитесь!
  3. Боже, куда зашёл он!
  4. О, не верьте этому Невскому проспекту!
  5. Ему сделалось страшно.
  6. Такая изумительная, такая ужасная новость!  
  7. Едва только взойдёш… на Невский проспект, (…) как уже пахнет одним гуляньем.(…) (Н.В.Гоголь)
  8. А в поле снег, а в поле слякоть, а в поле ветер ледяной. (В.Пахомов)
  9. Пса в столовой прикармливаете раздался женский голос а потом его отсюда калачом не выманишь. (расставить знаки препинания)

  1. Превратите назывные предложения в двусоставные и наоборот.
  1.    Друзья! Прошло красное лето, золотая осень побледнела, зелень увяла.
  2. «Несчастный молодой человек! – думал я, - ты убит роком».
  3. Безжалостные души! Жестокие сердца!
  4. Ночь была ясная, свет полной луны осеребрял тёмную зелень на древних дубах и вязах…
  5. Море шумело.
  6. Шум морских волн соединялся с шумом листьев, потрясаемых ветром. (Н.Карамзин)

  1. Превратите назывные предложения в двусоставные и наоборот.
  1.    Друзья! Прошло красное лето, золотая осень побледнела, зелень увяла.
  2. «Несчастный молодой человек! – думал я, - ты убит роком».
  3. Безжалостные души! Жестокие сердца!
  4. Ночь была ясная, свет полной луны осеребрял тёмную зелень на древних дубах и вязах…
  5. Море шумело.
  6. Шум морских волн соединялся с шумом листьев, потрясаемых ветром. (Н.Карамзин)

  1. Превратите назывные предложения в двусоставные и наоборот.
  1.    Друзья! Прошло красное лето, золотая осень побледнела, зелень увяла.
  2. «Несчастный молодой человек! – думал я, - ты убит роком».
  3. Безжалостные души! Жестокие сердца!
  4. Ночь была ясная, свет полной луны осеребрял тёмную зелень на древних дубах и вязах…
  5. Море шумело.
  6. Шум морских волн соединялся с шумом листьев, потрясаемых ветром. (Н.Карамзин)

  1. Превратите назывные предложения в двусоставные и наоборот.
  1.    Друзья! Прошло красное лето, золотая осень побледнела, зелень увяла.
  2. «Несчастный молодой человек! – думал я, - ты убит роком».
  3. Безжалостные души! Жестокие сердца!
  4. Ночь была ясная, свет полной луны осеребрял тёмную зелень на древних дубах и вязах…
  5. Море шумело.
  6. Шум морских волн соединялся с шумом листьев, потрясаемых ветром. (Н.Карамзин)
  1. Превратите назывные предложения в двусоставные и наоборот.
  1.    Друзья! Прошло красное лето, золотая осень побледнела, зелень увяла.
  2. «Несчастный молодой человек! – думал я, - ты убит роком».
  3. Безжалостные души! Жестокие сердца!
  4. Ночь была ясная, свет полной луны осеребрял тёмную зелень на древних дубах и вязах…
  5. Море шумело.
  6. Шум морских волн соединялся с шумом листьев, потрясаемых ветром. (Н.Карамзин)

  1. Превратите назывные предложения в двусоставные и наоборот.
  1.    Друзья! Прошло красное лето, золотая осень побледнела, зелень увяла.
  2. «Несчастный молодой человек! – думал я, - ты убит роком».
  3. Безжалостные души! Жестокие сердца!
  4. Ночь была ясная, свет полной луны осеребрял тёмную зелень на древних дубах и вязах…
  5. Море шумело.
  6. Шум морских волн соединялся с шумом листьев, потрясаемых ветром. (Н.Карамзин)

  1. Превратите назывные предложения в двусоставные и наоборот.
  1.    Друзья! Прошло красное лето, золотая осень побледнела, зелень увяла.
  2. «Несчастный молодой человек! – думал я, - ты убит роком».
  3. Безжалостные души! Жестокие сердца!
  4. Ночь была ясная, свет полной луны осеребрял тёмную зелень на древних дубах и вязах…
  5. Море шумело.
  6. Шум морских волн соединялся с шумом листьев, потрясаемых ветром. (Н.Карамзин)

  1. Превратите назывные предложения в двусоставные и наоборот.
  1.    Друзья! Прошло красное лето, золотая осень побледнела, зелень увяла.
  2. «Несчастный молодой человек! – думал я, - ты убит роком».
  3. Безжалостные души! Жестокие сердца!
  4. Ночь была ясная, свет полной луны осеребрял тёмную зелень на древних дубах и вязах…
  5. Море шумело.
  6. Шум морских волн соединялся с шумом листьев, потрясаемых ветром. (Н.Карамзин)
  1. Превратите назывные предложения в двусоставные и наоборот.
  1.    Друзья! Прошло красное лето, золотая осень побледнела, зелень увяла.
  2. «Несчастный молодой человек! – думал я, - ты убит роком».
  3. Безжалостные души! Жестокие сердца!
  4. Ночь была ясная, свет полной луны осеребрял тёмную зелень на древних дубах и вязах…
  5. Море шумело.
  6. Шум морских волн соединялся с шумом листьев, потрясаемых ветром. (Н.Карамзин)

  1. Превратите назывные предложения в двусоставные и наоборот.
  1.     Друзья! Прошло красное лето, золотая осень побледнела, зелень увяла.
  2. «Несчастный молодой человек! – думал я, - ты убит роком».
  3. Безжалостные души! Жестокие сердца!
  4. Ночь была ясная, свет полной луны осеребрял тёмную зелень на древних дубах и вязах…
  5. Море шумело.
  6. Шум морских волн соединялся с шумом листьев, потрясаемых ветром. (Н.Карамзин)

  1. Превратите назывные предложения в двусоставные и наоборот.
  1.    Друзья! Прошло красное лето, золотая осень побледнела, зелень увяла.
  2. «Несчастный молодой человек! – думал я, - ты убит роком».
  3. Безжалостные души! Жестокие сердца!
  4. Ночь была ясная, свет полной луны осеребрял тёмную зелень на древних дубах и вязах…
  5. Море шумело.
  6. Шум морских волн соединялся с шумом листьев, потрясаемых ветром. (Н.Карамзин)

  1. Превратите назывные предложения в двусоставные и наоборот.
  1.    Друзья! Прошло красное лето, золотая осень побледнела, зелень увяла.
  2. «Несчастный молодой человек! – думал я, - ты убит роком».
  3. Безжалостные души! Жестокие сердца!
  4. Ночь была ясная, свет полной луны осеребрял тёмную зелень на древних дубах и вязах…
  5. Море шумело.
  6. Шум морских волн соединялся с шумом листьев, потрясаемых ветром. (Н.Карамзин)
  1. Превратите назывные предложения в двусоставные и наоборот.
  1.    Друзья! Прошло красное лето, золотая осень побледнела, зелень увяла.
  2. «Несчастный молодой человек! – думал я, - ты убит роком».
  3. Безжалостные души! Жестокие сердца!
  4. Ночь была ясная, свет полной луны осеребрял тёмную зелень на древних дубах и вязах…
  5. Море шумело.
  6. Шум морских волн соединялся с шумом листьев, потрясаемых ветром. (Н.Карамзин)

  1. Превратите назывные предложения в двусоставные и наоборот.
  1.    Друзья! Прошло красное лето, золотая осень побледнела, зелень увяла.
  2. «Несчастный молодой человек! – думал я, - ты убит роком».
  3. Безжалостные души! Жестокие сердца!
  4. Ночь была ясная, свет полной луны осеребрял тёмную зелень на древних дубах и вязах…
  5. Море шумело.
  6. Шум морских волн соединялся с шумом листьев, потрясаемых ветром. (Н.Карамзин)

  1. Превратите назывные предложения в двусоставные и наоборот.
  1.    Друзья! Прошло красное лето, золотая осень побледнела, зелень увяла.
  2. «Несчастный молодой человек! – думал я, - ты убит роком».
  3. Безжалостные души! Жестокие сердца!
  4. Ночь была ясная, свет полной луны осеребрял тёмную зелень на древних дубах и вязах…
  5. Море шумело.
  6. Шум морских волн соединялся с шумом листьев, потрясаемых ветром. (Н.Карамзин)

  1. Превратите назывные предложения в двусоставные и наоборот.
  1.    Друзья! Прошло красное лето, золотая осень побледнела, зелень увяла.
  2. «Несчастный молодой человек! – думал я, - ты убит роком».
  3. Безжалостные души! Жестокие сердца!
  4. Ночь была ясная, свет полной луны осеребрял тёмную зелень на древних дубах и вязах…
  5. Море шумело.
  6. Шум морских волн соединялся с шумом листьев, потрясаемых ветром. (Н.Карамзин)

  1. Превратите назывные предложения в двусоставные и наоборот.
  1.    Друзья! Прошло красное лето, золотая осень побледнела, зелень увяла.
  2. «Несчастный молодой человек! – думал я, - ты убит роком».
  3. Безжалостные души! Жестокие сердца!
  4. Ночь была ясная, свет полной луны осеребрял тёмную зелень на древних дубах и вязах…
  5. Море шумело.
  6. Шум морских волн соединялся с шумом листьев, потрясаемых ветром. (Н.Карамзин)

  1. Превратите назывные предложения в двусоставные и наоборот.
  1.    Друзья! Прошло красное лето, золотая осень побледнела, зелень увяла.
  2. «Несчастный молодой человек! – думал я, - ты убит роком».
  3. Безжалостные души! Жестокие сердца!
  4. Ночь была ясная, свет полной луны осеребрял тёмную зелень на древних дубах и вязах…
  5. Море шумело.
  6. Шум морских волн соединялся с шумом листьев, потрясаемых ветром. (Н.Карамзин)

  1. Превратите назывные предложения в двусоставные и наоборот.
  1.    Друзья! Прошло красное лето, золотая осень побледнела, зелень увяла.
  2. «Несчастный молодой человек! – думал я, - ты убит роком».
  3. Безжалостные души! Жестокие сердца!
  4. Ночь была ясная, свет полной луны осеребрял тёмную зелень на древних дубах и вязах…
  5. Море шумело.
  6. Шум морских волн соединялся с шумом листьев, потрясаемых ветром. (Н.Карамзин)

  1. Превратите назывные предложения в двусоставные и наоборот.
  1.    Друзья! Прошло красное лето, золотая осень побледнела, зелень увяла.
  2. «Несчастный молодой человек! – думал я, - ты убит роком».
  3. Безжалостные души! Жестокие сердца!
  4. Ночь была ясная, свет полной луны осеребрял тёмную зелень на древних дубах и вязах…
  5. Море шумело.
  6. Шум морских волн соединялся с шумом листьев, потрясаемых ветром. (Н.Карамзин)
  1. Превратите назывные предложения в двусоставные и наоборот.
  1.    Друзья! Прошло красное лето, золотая осень побледнела, зелень увяла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении" 9 класс

В данной методической  разработке представлен конспект урока по русскому языку в 9 классе по теме "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении" . в начале урока идет повторение материала: двоеточи...

Конспект урока по русскому языку по теме: «Определенно-личные предложения» 8 класс.

Конспект урока выполнен согласно требованиям ФГОС и включает в себя  все этапы урока, неоходимые для комбинированного урока....

Конспект урока по русскому языку 9 класс на тему " Сложное предложение"

Представлен коспект по русскому языку на тему "Сложное предложение" для 9 класса...

Конспект урока по русскому языку "Знакомство с однородными членами предложения" 5 класс коррекционная школа

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА педагога ГБОУ школы-интерната № 16 Пушкинского района Санкт-Петербурга Гребенькова Олега МихайловичаПредмет: русский язык.Тема: Знакомство с однородными членами предложения...

Конспект урока по русскому языку. 5 класс. Тема: "Сложное предложение. Синтаксический разбор сложного предложения"

Урок по теме "Сложное предложение. Синтаксический разбор сложного предложения" в 5 классе. На уроке используются различные методы и приёмы обучения для формирования устойчивой грамотности. Р...