Урок русского языка в 6 классе " Обобщение. Правописание корней с чередованием".
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Открытый урок русского языка в 6 классе
Тема: Обобщение.Правописание корней с чередованием.
Цели: 1. Обобщение и закрепление знаний учащихся по теме.
2.Совершенствование орфографических навыков.
3.Формирование практических умений и навыков по осознанному применению полученных знаний.
4.Воспитание бережного отношения к слову.
Задачи: 1.Повторить случаи написания «а-о» в корнях лаг-лож, раст(ращ)-рос, кас-кос, гар- гор, зар-зор, «е-и» в корнях бер-бир, стел-стил…
2.Закрепить орфографические навыки правописания гласных в корне слова.
3.Показать основное отличие безударной гласной от гласной в корнях с чередованием.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме.
Оборудование урока: доска, таблица, раздаточный материал, сигнальные карточки, проектор, ноутбук.
Ход урока.
- Организационный момент. (Целеполагание учащимися).
Сегодня мы с вами отправляемся в увлекательное путешествие. Нам предстоит побывать в Стране Словообразования, мы посетим деревню Корней и остановимся на улицах Теоретической, Практической, Игровой и Сообразительной.
(СЛАЙД ) Все путешественники, отправляясь в дорогу, берут с собой багаж и кладут туда те вещи, которые понадобятся им во время путешествия. Вот и мы с вами возьмем в наше путешествие рюкзак. И поскольку наше путешествие будет не только увлекательным, но и познавательным, вы возьмем с собой в дорогу не просто рюкзак, а «Рюкзак знаний», который помо жет нам легко разобраться в материале.
Девиз: Повторяем то, что знали,
Вспоминаем, что забыли.
Первая улица, на которой мы остановимся, называется «Теоретическая».
1.Вспомним чередование каких гласных мы изучили?
2.В каких корнях?
3.От чего зависело правописание гласных в корнях?
Лаг-лож , кас-кос?
Раст(ращ)-рос?
Гар-гор, зар-зор?
Бер-бир?
Итак, опознавательные признаки орфограммы:
-суффикс А;
-ударение;
-согласные СТ-Щ;
В результате усвоения темы вы будете уметь:
-правильно писать слова с чередованием;
-графически обозначать орфограмму;
-разбирать слова по составу.
А теперь нам пора перебраться на следующую улицу «Практическую».
На доске запись:
Пос…дили бер…жные руки р…сточек в землю и начала из него р…сти вишенка: р…сла, подр…стала и выр…сла в пышное дерево.
Задание: вставить пропущенные буквы, выделить орфограммы.
Вспомним алгоритм:
1.Выдели корень в слове.
2.Если проверяемая гласная в корн е слова, подбери проверочное слово.
3.Если чередующаяся гласная в корне слова, посмотри на опознавательные признаки орфограммы.
Запишите в тетради:
Растаял и растение. Однокоренные ли это слова? Почему?
Выпишите слова с чередующейся гласной в корне слов, объясните их написание.
В саду горит костер рябины красной, но никого не может он согреть. (Обратить внимание на метафору).
Ближе к осени многие птицы собираются в стаи и кочуют по лесам и полям в поисках корма.
У кумушки глаза и зубы разгорелись.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
Откуда эти предложения? Кто автор?
Работа с сигнальными карточками. (А - О)
Алгоритм (ГАР-ГОР)
1.Прочитай слово, выдели корень.
2.Выясни, под ударением ли корень.
3.Руководствуясь правилом, запиши слово.
Гореть в огне, подгорелый хлеб, темный загар, загорать на море, огарок свечи, загорелый ребенок, запахло гарью, загореться мечтой.
Г…ра, заг…рать, г…ревать. Однокоренные ли эти слова? Почему?
Мы отправляемся на станцию «Игровая». Игра с буквами и словами. Надо отгадать слова, в которых нет никаких гласных, кроме «о». (На карточке, индивидуально). (На доске записать)
1 .
О | О | |||
О | О | |||
О | О |
- Беспорядочный шум.
- Хищная птица.
- Крупный населенный пункт.
2.
О | О | О | |||
О | О | О | |||
О | О | О |
- Продукт, из которого изготавливают масло.
- Столярный инструмент.
- Драгоценный металл.
3.
О | О | |||||
О | О | О | ||||
О | О | О |
- Лиственное дерево.
- Водоем.
- Съедобный герой русской народной сказки.
Ответы.
1. Гомон, сокол, город.
2. Молоко, долото, золото.
3. Тополь, болото, колобок.
Игра «4 лишнее»
Возг…рание , возг…раться, возг…рать, г…рчица.
Г…рючее, г…родок, заг..р, выг…реть.
Алгоритм.
1.Прочитай внимательно каждое слово, выдели корень.
2.Определи, являются ли эти слова однокоренными?
3.Найди 4 лишнее, исправь ошибки.
- Мы попали на станцию «Сообразительная». (СЛАЙД ).
ГРАММАТИЧЕСКАЯ ЗАРЯДКА. (А - встаем, О - хлопаем в ладоши)
Касаться вопроса
Легкое прикосновение
Касательная линия
Коснулась лица
Касание мяча
К…сательно, к…сание, к…снуться, к…сательная. К каким частям речи относятся эти слова? Составь с ними предложения.
На доске запись:
-Шумели лист..я под н…гами
-Мы шли опушкою л…сной
-Р..са над спящими лугами
-Л..жилась белой пеленой.
Задание: вставьте пропущенные буквы, найдите слово с чередующейся гласной в корне слова.
Алгоритм (КАС-КОС, ЛАГ- ЛОЖ)
1.Прочитай слово, выдели корень.
2.Выясни, есть ли за корнем суффикс А?
3.Руководствуясь правилом, вставь букву.
«4 лишнее»
Изл…жение, предл…гать, р…сток, сл..жить
Учитель читает словосочетания, дети по одному выходят к доске, записывают слово с чередующейся гласной в корне слова с А в один столбик, с О в другой, обязательно выделяя орфограмму:
Сгорать от стыда, располагать свободным временем, важная отрасль, школьный возраст, полезные растения, густые заросли, молодая поросль, ложиться спать, касаться темы.
Учитель читает наизусть отрывок из стихотворения А.С. Пушкина:
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора:
Стоял ноябрь уж у двора.
Какое настроение создает это стихотворение? (Грустное, печальное) Почему?
Задание: выписать в один столбик слова с орфограммой №1, а в другой слова с чередующейся гласной в корне слова (отрывок распечатан у каждого ученика на столе).
Проверочный тест. (На листочках дети пишут только А-О)
Зар..сли «о»
Прик..снуться «о»
З..ря «а»
Предл…жение «о»
Отр…сль «а»
Изл…гать «а»
К…саться «а»
Заг..реть «о»
Р…стительност ь «а»
V. Рефлексия деятельности.
- (СЛАЙД ) Итак, наше путешествие подошло к концу. Рюкзак знаний помог нам повторить.
Итоги урока.
Спасибо за урок.
Домашнее задание:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок русского языка. 5 класс. Тема "Правописание наречий"
Открытый урок русского языка с использованием возможностей интерактивной доски ActivBoard и ПО ActivInspire по теме "Правописание наречий" разработана с учетом требований адаптированной основной...
Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения"
Конспект урока русского языка. 8 класс. Обобщение по теме "Односоставные предложения". Цель урока: овторить и систематизировать изученный материал об односоставных предложениях...
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе. Тема: "Правописание корней с чередованием гласных а-о. Корни –лаг- - -лож-, -кас- - кос- "
Аннотация технологической карты урока Лукьяновой Марины Ивановны, учителя русского языка и литературы Байловского филиала МБОУ "Пичаевская СОШ" Пичаевского района Тамбовской области, "П...
Урок. Русский язык. 5 класс. Тема: "Правописание -тся и -ться в глаголах"
Аннотация. Аннотация. Аннотация. Аннотация....
Технологическая карта урока русского языка "Буквы и-е в корнях с чередованием" 5 класс
Буквы и-е в корнях с чередованием...
Презентация к уроку русского языка "Буквы и-е в корнях с чередованием" 5 класс
Презентация к уроку русского языка "Буквы и-е в корнях с чередованием" 5 класс...
Технологическая карта урока русского языка. 5 класс. Тема: «Правописание чередующихся гласных в корнях –лаг-/-лож-»
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. Тема: "Правописание чередующихся гласных в корнях -лаг-/-лож-"...