Урок. Русский язык. 5 класс. Тема: "Правописание -тся и -ться в глаголах"
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) на тему
Аннотация. Аннотация. Аннотация. Аннотация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_prezent._tsya_i_tsya_v_glagolah.rar | 480.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по теме "Правописание -тся и -ться в глаголах" с использованием информационных технологий.
Цели:
- Закрепить и систематизировать знания о правописаний – тся и –ться в глаголах;
- Вырабатывать умения находить условия выбора правописаний – тся и –ться в глаголах;
- Способствовать к развитию интереса учащихся к предмету;
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, учебники, тетради;
Ход урока
- Организационный момент.
- Мотивация познавательной деятельности
Послушайте отрывок из весёлого стихотворения Э.Н.Успенского “Окончания глаголов”.
Как же нам быть с этим знаком
Ставить его или нет?
Надо, чтоб сами глаголы
Людям давали ответ.
- Ребята, скажите, пожалуйста, о каком знаке идёт речь?
- А теперь подумайте, какая тема нашего сегодняшнего урока?
III. Сообщение темы.
- Итак, тема нашего урока звучит следующим образом: «Правописание –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах».(запишем в тетрадь число, классная работа и тему урока).
Запишем в тетрадь предложение:
- Голубым хрусталем загорается на заре Венера, и туман начинает клубиться над водой.
2) Мы смотрим, как поднимается огромное белое солнце.
-Давайте найдем в этом предложении глаголы и слова, к которым они относятся.
Из данных предложений учитель записывает примеры на доске, учащиеся в тетрадях делают следующую запись:
-Давайте определим лицо, где возможно.
Венера (что делает?) загорается.(3 лицо)
Начинает (что делать?) клубиться.(н.ф.)
Солнце (что делает?) поднимается.(3 лицо)
На анализе примеров учащиеся самостоятельно делают вывод.
- От чего зависит написание -тся, -ться ( Если глагол стоит в 3 лице, то в нем перед -СЯ Ь не пишется. Если глагол в неопределенной форме, то перед –СЯ Ь знак пишется. ИЛИ От того , есть ли в вопросе, поставленном к глаголу, мягкий знак или нет.)
IV. Чтение правила на стр. 106 учебника.
-Звучание неопределенной формы и личной формы глаголов совпадают. Чтобы решить, как писать эти глаголы, необходимо их поставить в определенный контекст, т.е. заставить «работать» их в предложении.
Распределительный диктант (глаголы распределить по колонкам):
Пора вернут(?)ся. Когда они вернут(?)ся?
Пришлось мчат(?)ся, чтобы успеть на поезд. Мимо мчат(?)ся поезда.
Надо готовит(?)ся к урокам. Миша готовит(?)ся к соревнованиям
V. Физминутка.
VI. Сообщение учителя о том, что формы глаголов и существительные на -ца звучат одинаково, что является источником ошибок.
Запись в тетрадях:1. Светлица, синица, лисица, столица.
2. Разговориться, успокоиться.
Распределить по столбикам существительные и глаголы.
Болит переносица, собрание переносится; чистая водица, не стоит с ним водиться; белая курица, вулкан курится; острая спица, ему не спится.
(при проверке задания проговариваются неоднократно способ действия при выборе -тся, -ться)
1) Установить к какому слову относится глагол;
2) поставить к глаголу вопрос, определить его форму, записать окончания.
VII. Работа с учебником стр. 107, упр. 632.
VIII. Анализ предложений.
Образец рассуждения: например, Тот труда не боится, кто умеет трудиться.
"Определим, с каким словом связан глагол не боится (тот), ставим от него вопрос:
Тот (что делает?) не боится (3 л.); во 2-м предложении - умеет (что делать?) трудиться (н.ф.)".
Предложения для анализа:
1. Оглянуться не успела, как зима катит в глаза. (И.Крылов)
2. Белый снег пушистый в воздухе кружится и на землю тихо падает, ложится. (И.Суриков)
3. Чем кумушек считать трудиться. Не лучше ль на себя, кума, оборотиться. (И.Крылов)
IX. Рефлексия
- Ребята, скажите, пожалуйста, было ли вам на уроке интересно?
- Почему?
- Что нового вы узнали?
- Где вам могут пригодиться эти знания и умения?
(Ученики отвечают на вопросы:
- Нам интересно на уроке потому, что мы работали в парах. Есть компьютер. Данные знания и умения нам пригодятся в старших классах. Учащиеся высказывают самые разнообразные ответы)
X. Подведение итогов
Пришло время оценить свои знания и умения.
XI. Домашнее задание: П. 110, упр. 634. Слова в словарик стр. 108
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока русского языка по теме "Правописание приставок пре- и при-" 6 класс
Это обычный рабочий урок, в котором использованы разные формы работы: игровые, исследовательские, репродуктивные....
Урок русского языка по теме:" Правописание приставок пре- и при-".6 класс.
По программе Рузумовской....
Урок русского языка по теме «Правописание приставок ПРИ- и ПРЕ-», 6 класс (УМК под ред. М.М.Разумовской)
Урок разработан с позиции деятельностного подхода. В конспекте представлены комментарии учителя к каждому этапу урока.Тип урока: урок "открытия" нового знания.Деятельностная цель: формирование у учащи...
урок русского языка по теме " Правописание НЕ с глаголами"
урок русского языка по теме " Правописание НЕ с глаголами"...
Урок русского языка по теме "Правописание частицы НЕ с глаголами". 7-й класс
Урок русского языка по теме "Правописание частицы НЕ с глаголами". 7-й класс...
Магир Т.В., Харченко Т.Г. Конспект урока русского языка по теме "Правописание сложных имён прилагательных". 6 класс
К конспекту урока прилагается рабочий лист с заданиями для работы на уроке...
Урок русского языка по теме "Правописание чередующихся гласных О–А в корнях - раст-, ращ-, -рос-" в 5 классе
Урок русского языка по теме "Правописание чередующихся гласных О–А в корнях - раст-,- ращ-, -рос-" в 5 классе по программе Ладыженской...