"Слово как педагогический, психологический и социальный конструктор"
статья по русскому языку на тему
Одной из актуальных проблем современного общества является проблема эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Существенным условием успешности этого процесса является такой составляющий элемент профессиональной компетенции педагога, как культура владения языком с учётом цели, сферы и ситуации речевого взаимодействия с учеником. Слово – инструмент раскрытия самосознания, выявления условий формирования ученика и воздействия с целью преобразования и дальнейшего развития ребёнка в соответствии с нормой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Слово как педагогический, психологический и социальный конструктор
Одной из актуальных проблем современного общества является проблема эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Существенным условием успешности этого процесса является такой составляющий элемент профессиональной компетенции педагога, как культура владения языком с учётом цели, сферы и ситуации речевого взаимодействия с учеником.
Коммуникативная функция языка – одна из главнейших. Язык служит, прежде всего, средством человеческого общения. Мы живем в обществе и общаемся в определенном социуме в определенном пространстве в определенное время. Таким образом, язык является основным средством общения. Коммуникация – значит общение, обмен информацией. Иными словами, язык возник и существует, прежде всего, для того, чтобы люди могли общаться. Информация – это сведения, доступные для понимания и важные для поведения того, кому они адресованы. Текст будет информативным для человека только тогда, когда он будет готов к его восприятию и когда содержащиеся в нем сведения каким-то образом подействуют на его поведение.
Коммуникативная компетенция – это способность понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватно целям, сферам, ситуациям общения [1].
Каждому педагогу важно осознавать, что его функция заключается не только в передаче предметных знаний, но и в становлении и развитии личности ученика. Становление характера человека происходит под влиянием различных факторов: педагогических, психологических и социальных. Отклонение от нормы в той или иной сфере приводит к деформациям в характере и поведении ребёнка. Поэтому педагогу следует очень серьезно и осторожно подходить к воспитанию, учитывая все психофизиологические особенности ребёнка, социальные и педагогические условия формирования его личности. Инструментом формирования этих условий является слово.
Взаимодействие педагога с ребёнком происходит посредством слова. По определению С.И. Ожегова, слово – это «единица языка, служащая для наименования понятий, предметов, лиц, действий, состояний, признаков, связей, отношений, оценок» [2]. В.И. Даль подчёркивал, что «слово есть возсоздание внутри себя мира» [3]. Таким образом, при помощи слова человек взаимодействует с другими людьми, осознаёт себя и окружающих. При помощи слова учитель, с одной стороны, воздействует на ученика, формирует его мировоззрение. С другой стороны, познание его внутреннего мира, душевного и физического состояния происходит также при речевом взаимодействии. Следовательно, коммуникативная компетенция педагога играет огромную роль в его профессиональной деятельности, важнейшим инструментом которой является слово.
Для того чтобы слово педагога было действенным, выполняло конструктивную функцию в формировании гармоничной личности ребёнка, важно выстроить типологизацию подростков с точки зрения их поведения в соответствии с нормой («нормальные» подростки) или отклоняющегося от нормы (подростки с девиантным поведением).
Причины девиантного поведения разнообразны и включают в себя как внешние, социально-экономические факторы, так и внутриличностные. Определим некоторые из них.
Психологические причины: особенности характера, неадекватная оценка своих возможностей и собственной ценности как личности.
Социальные причины: влияние социального окружения, в котором живёт и развивается ребёнок (воспитание в семьях социального риска (алкоголиков, наркоманов и т.д.); неблагоприятные социально-бытовые условия; низкий уровень образования родителей; неблагоприятная обстановка в семье, которая зачастую ведёт к потере общения между родителями и детьми).
Педагогические причины: изъяны в семейном воспитании (воспитание по типу «Гипоопека» или «Гиперопека»); неумение или нежелание педагогов формировать позитивные идеалы у учащихся.
По мнению некоторых учёных, все те особенности поведения, которые традиционно описываются как девиантные, являются закономерным итогом всего хода детского развития в его неблагоприятном варианте и могут рассматриваться как проявления неудовлетворённости какой-либо из базовых потребностей, несформированности тех добродетелей, которые в норме являются необходимой базой для последующего развития [4]. Следовательно, важным для понимания отклонений в поведении является понятие нормы. В результате речевого взаимодействия педагог может выявить педагогические, социальные и психологические условия формирования «нормального» подростка и, в зависимости от причин отклонений в поведении девиантного подростка, при помощи слова смоделировать благоприятные условия для коррекции его личности.
Представленная схема показывает модель профессиональной деятельности педагога по коррекции личности ученика:
I – «нормальный» подросток;
II – подросток с отклонениями;
Слово – инструмент раскрытия самосознания, выявления условий формирования человека и воздействия с целью преобразования и дальнейшего развития ребёнка в соответствии с нормой.
Таким образом, для педагога важно понимать причины, которые могут привести к деформации характера, чтобы скорректировать его поведение. В соответствии с характером проблемы, педагог выбирает методы коррекции, определяя необходимые в данном случае цель и намерения речевого взаимодействия.
Список литературы
- Быстрова Е.А. Коммуникативная методика в преподавании русского языка. Русский язык и литература – 2000. №1 С.21-22.
2. Ожегов С.И, Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 стр.
3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М.: Директ-Медиа, 2014. – 7602 стр.
4. Психологическая работа с девиантными подростками: проблемы и возможности: монография/ ФГОУ ВПО «Волгоградская академия государственной службы». – Волгоград, 2009. – 316 стр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
педагогическое общение как социально-психологическое взаимодействие
педагогическое общение как социально-психологическое взаимодействие...
Программа психолого-педагогического сопровождения процесса социально- психологической адаптации детей-мигрантов
Прграмма сопровождения детей-мигрантов...
ПРОЕКТ психологической, профориентационной, социальной поддержки подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении «ШАНС»
Анализ внешней среды и образовательной ситуации в посёлке позволил выделить категорию подростков 14-18 лет, состоящих на профилактических учетах комиссии по делам несовершеннолетних, полиции, находящи...
Педсовет на тему "Педагогическое общение как социально-психологическое взаимодействие"
Педагогическое общение – это специфическое межличностное взаимодействие педагога и учащегося, опосредующее усвоение знаний и становление личности в учебно-воспитательном процессе...
программаРеспубликанский межведомственный научно-практический семи "Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних. Межведомственные подходы к организации психолого-педагогической, медицинской и социально-психологической помощи несовершеннолетним".
Пагбаева Билигма ЦыренжаповнаОператор СПТО результатах социально-психологического тестирования...
Презентация на тему: "Педагогическое общение как социально-психологическое взаимодействие".
В презентации дается понятие о педагогическом общении, раскрываются его функции и линии общения с учащимися. Рассматриваются стили педагогического общения как отражение педагогической культуры учителя...
Описание представленной психологической практики.Социально-психологический тренинг «Право защищать себя»
Несформированность ассертивности как способа адекватного взаимодействия со сверстниками и показателя недостаточной развитости коммуникативных навыков способствует дезадаптированности подростка в социа...