Презентация на тему: "Педагогическое общение как социально-психологическое взаимодействие".
презентация к уроку по психологии
В презентации дается понятие о педагогическом общении, раскрываются его функции и линии общения с учащимися. Рассматриваются стили педагогического общения как отражение педагогической культуры учителя, его профессионализма. Педагогам даются рекомендации (технологические приемы) по оптимизации общения с обучающимися в образовательном пространстве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация на тему: "Педагогическое общение, как социально-психологическое взаимодействие". | 894.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Педагогическое общение – форма учебного взаимодействия, сотрудничества учителя и учеников. Это личностно и социально ориентированное взаимодействие. ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ: КОММУНИКАТИВНАЯ, ИНТЕРАКТИВНАЯ, ОБУЧАЮЩАЯ ЛИНИИ ОБЩЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ: ОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГА С ОТДЕЛЬНЫМИ УЧАЩИМИСЯ ОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГА ЧЕРЕЗ ОТДЕЛЬНЫХ УЧАЩИХСЯ С УЧЕНИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ ОБЩЕНИЕ С ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ 4. ОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГА ЧЕРЕЗ КОЛЛЕКТИВ С ОТДЕЛЬНЫМИ УЧАЩИМИСЯ
ЛИНИИ ОБЩЕНИЯ НАХОДЯТСЯ В ПОСТОЯННОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ, ПЕРЕСЕКАЮТСЯ. В ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ ПРОИСХОДИТ ЕДИНЕНИЕ ПЕДАГОГА И УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОБЩНОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЙ, УКРЕПЛЯЕТ ЕЕ. ЭТОТ ЭФФЕКТ ВЛИЯЕТ НА СОДЕРЖАТЕЛЬНУЮ СТОРОНУ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ, НА УРОВЕНЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ОБЩЕНИЕ УЧИТЕЛЯ С УЧЕНИКАМИ ОПРЕДЕЛЯЕТ ВОСПРИЯТИЕ ИМИ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ СИМПАТИИ И АНТИПАТИИ К НЕМУ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ К ПРЕДМЕТУ, КОТОРЫЙ ОН ПРЕПОДАЕТ. ОТНОШЕНИЕ К УЧЕБЕ СКЛАДЫВАЕТСЯ ЧЕРЕЗ ОТНОШЕНИЕ К УЧИТЕЛЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ – ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС, КОТОРЫЙ ПРОЯВЛЯЕТСЯ : ● В УМЕНИИ ПОНЯТЬ СОСТОЯНИЕ УЧЕНИКА; ● В СЛОЖНОМ ИСКУССТВЕ ВЫСТРАИВАНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ;
● В ВОЗДЕЙСТВИИ НА ПАРТНЕРА ПО ОБЩЕНИЮ, В УМЕНИИ ПРИНЯТЬ ЕГО ТАКИМ, КАКОЙ ОН ЕСТЬ, СОТРУДНИЧАТЬ С НИМ. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ - ЭТО СИСТЕМА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКОВ, КОТОРОЕ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ НЕ ТОЛЬКО НА УРОКЕ, НО И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ. ЗДЕСЬ ОБЩЕНИЕ ВЫСТУПАЕТ КАК СРЕДСТВО РЕШЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ, СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ УЧИТЕЛЯ И ДЕТЕЙ. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ СЕБЯ ЧЕТЫРЕ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ: МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРЕДСТОЯЩЕГО ОБЩЕНИЯ ОБЩЕНИЯ ; ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕНИЯ; НЕПОСРЕДСТВЕННО САМО ОБЩЕНИЕ; АНАЛИЗ ОБЩЕНИЯ.
УСПЕШНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ ЗАВИСИТ ОТ СОБЛЮДЕНИЯ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ПРАВИЛ ОБЩЕНИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ ВАЖНЕЙШИМИ КОМПОНЕНТАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ И ЭМПАТИЯ КАК СПОСОБНОСТЬ «ЭМОЦИОНАЛЬНО» ВОСПРИНЯТЬ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА, ПРОНИКНУТЬ В ЕГО ВНУТРЕННИЙ МИР, ПРИНЯТЬ ЕГО СО ВСЕМИ МЫСЛЯМИ И ЧУВСТВАМИ УМЕТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНО ИДЕНТИФИЦИРОВАТЬ СЕБЯ С РЕБЕНКОМ, ЗАЖИТЬ ЕГО МЫСЛЯМИ И ЧУВСТВАМИ, АДЕКВАТНО ПОНЯТЬ ЕГО МЫСЛИ И ПЕРЕЖИВАНИЯ – СЛОЖНАЯ ЗАДАЧА. ИМЕННО НА ЭТОМ КАЧЕСТВЕ НАСТАИВАЛ А.С.МАКАРЕНКО. ПЕДАГОГИЧЕСКИ ОЧЕНЬ ЦЕННО, КОГДА УЧИТЕЛЬ УМЕЕТ ПРОНИКАТЬ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ УЧАЩИХСЯ. ВЕДЬ «ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПАРТНЕРЕ ДИКТУЕТ ВЫБОР СРЕДСТВА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА НЕГО. ВЕРНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПАРТНЕРЕ – УСЛОВИЕ ПРОДУКТИВНОСТИ ЭТИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ…»
ПЕДАГОГ У.П.КОРОЛЕНКО ОТМЕЧАЛ: «КОГДА ЧУВСТВА НЕ НАХОДЯТ СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ВЫРАЖЕНИЯ, РЕЗКО СНИЖАЕТСЯ ВОЗМОЖНОСТЬ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ. ПРИЧИНА? НИЗКАЯ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА, НЕУМЕНИЕ ВЛАДЕТЬ ФОРМОЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ И ЧИТАТЬ ЧУЖИЕ ЭМОЦИИ. ДЛЯ ПЕДАГОГА ЭТО ГУБИТЕЛЬНО».
Ведущую роль в педагогическом общении играет стиль педагогического общения, именно он неизбежно отражает общую и педагогическую культуру учителя и его профессионализм. В стиле педагогического общения находят выражение особенности коммуникативных возможностей педагога; сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников; творческая индивидуальность педагога; особенности учащихся.
Авторитарный стиль Педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности как классного коллектива, так и каждого учащегося. Исходя из собственных установок, он определяет положение и цели взаимодействия, субъективно оценивает результаты деятельности. Учащиеся не участвуют в обсуждении проблем, имеющих к ним прямое отношение, а их инициатива оценивается отрицательно и отвергается. Авторитарный стиль общения реализуется с помощью тактики дидакта и опеки. Противодействие учащихся властному давлению педагога чаще всего приводит к возникновению устойчивых конфликтных ситуаций.
Педагоги, придерживающиеся этого стиля общения, не позволяют учащимся проявлять самостоятельность и инициативу. Их отличает непонимание учащихся, неадекватность оценок. Внешние показатели успешности деятельности авторитарных педагогов чаще всего позитивны. Но социально-психологическая атмосфера в таких группах, как правило, неблагополучная. Авторитарный стиль общения порождает неадекватную самооценку учащихся, прививает культ силы, вызывает неадекватный уровень притязаний в общении с окружающими людьми.
Попустительский стиль Характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за ее результаты. Такие педагоги формально выполняют свои функциональные обязанности. Попустительский стиль общения реализует тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами учащихся.
Демократический стиль Педагог ориентирован на повышение роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел. Основная особенность этого стиля – взаимопринятие и взаимоориентация. В результате открытого и свободного обсуждения возникающих проблем учащиеся совместно с педагогом приходят к тому или иному решению. Для педагогов, придерживающихся этого стиля, характерны активно-положительное отношение к учащимся, адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач. Им свойственны глубокое понимание учащегося, целей и мотивов его поведения, умение прогнозировать развитие его личности.
По внешним показателям своей деятельности педагоги демократического стиля общения уступают своим авторитарным коллегам. Но социально-психологический климат в их группах всегда более благополучен. Межличностные отношения в них отличаются доверием и высокой требовательностью к себе и другим. При демократическом стиле общения педагог стимулирует учащихся к творчеству, инициативе, организует условия для самореализации, что создает возможности для взаимной персонализации педагога и учащихся.
Чтобы оптимизировать общение У.П. Короленко рекомендует своеобразное руководство, на которое можно ориентироваться: 1. Появление в классе бодрое, уверенное, энергичное. 2. Общее самочувствие в начальный период общения бодрое, продуктивное, уверенное. 3. Наличие коммуникативного настроения: ярко выраженная готовность к общению . 4. Энергичное проявление коммуникативной инициативы, эмоциональная настроенность на деятельность, стремление передать это состояние классу.
5. Создание на уроке необходимого эмоционального настроя. Ученическое равнодушие часто появляется лишь потому, что тот интерес, с которым учитель готовил урок, на самом уроке никак не проявляется в учительском поведении, поэтому ученики оказываются не способны «заразиться» учительским интересом. 6. Органичное управление собственным самочувствием в ходе урока, внеклассного занятия и общения с детьми: ровное эмоциональное состояние, способность к управлению самочувствием, несмотря на складывающиеся обстоятельства, сбои в настроении, вытеснение отрицательных мыслей и желаний.
7. Управление общением: оперативность, гибкость, ощущение собственного стиля общения, умения организовывать единство общения и метода воздействия. 8. Проявление педагогического такта. 9. Владение культурой речи: яркая, образная, эмоционально насыщенная, доступная, логичная, лаконичная. 10. Управление голосом: дикция, интонация. 11. Управление мимикой: энергичная, яркая, педагогически целесообразная. 12. Управление пантомимикой: выразительная, адекватная жестикуляции, пластичная образность, эмоциональная насыщенность жестов.
13. Формирование дружного ученического коллектива: включение учеников в общее дело, то есть обнаружение общей для всех целей. 14. Использование древнего педагогического совета: «Никогда не делайте замечание всем участникам беспорядка, а только одному устраивая проработку всему классу или его части, учителя часто невольно помогают детям объединиться в плохих делах». 15. Определение по внешним признакам состояния ребенка. 16. При общении выслушивать с вниманием и уважением, не прерывая собеседника .
Но все эти «технологические» приемы активно заработают только при наличии главного условия – интереса к педагогической профессии, вкуса к учительской работе, любви к детям, взаимопонимании и взаимоуважении субъектов учебно-воспитательного процесса, иначе говоря – при условии профессионально-педагогической направленности личности педагога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-психологический процесс общения
Урок по обществознанию в 8 классе.Учащиеся узнают о разных видах и формах общения, познакомятся с элементами культуры общения....
презентация по теме" Педагогические конфликты и их преодоление"
Презентация можеи служить основой обучающего семинара для педагогов, в частности , молодых специалистоы по преодолению профессиональных уонфликтов...
педагогическое общение как социально-психологическое взаимодействие
педагогическое общение как социально-психологическое взаимодействие...
презентация по теме "Педагогические технологии современного урока"
Материал содержит педагогические технологии применяемые на уроке, разработку урока по новым требованиям ФГОС....
презентация по теме: "Педагогические технологии современного урока"
Сравнительная характеристика стандартов первого и второго поколения, правильность написания конспекта по новым требованиям ФГОС....
Презентация на тему: "Педагогическая деятельность учителя технологии в соответствии с требованиями ФГОС"
Педагогическая деятельность учителя технологии в соответствии с требованиями ФГОС...
Педсовет на тему "Педагогическое общение как социально-психологическое взаимодействие"
Педагогическое общение – это специфическое межличностное взаимодействие педагога и учащегося, опосредующее усвоение знаний и становление личности в учебно-воспитательном процессе...