Презентация на тему: "Педагогическое общение как социально-психологическое взаимодействие".
презентация к уроку по психологии

Мисюк Елена Викторовна

В презентации дается понятие о педагогическом общении, раскрываются его функции и линии общения с учащимися. Рассматриваются стили педагогического общения как отражение педагогической культуры учителя, его профессионализма. Педагогам даются рекомендации (технологические приемы) по оптимизации общения с обучающимися в образовательном пространстве.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Составитель: педагог-психолог МАОУ «Школа № 16 г.Благовещенска» Мисюк Е.В. 2020-2021 учебный год

Слайд 2

Педагогическое общение – форма учебного взаимодействия, сотрудничества учителя и учеников. Это личностно и социально ориентированное взаимодействие. ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ: КОММУНИКАТИВНАЯ, ИНТЕРАКТИВНАЯ, ОБУЧАЮЩАЯ ЛИНИИ ОБЩЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ: ОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГА С ОТДЕЛЬНЫМИ УЧАЩИМИСЯ ОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГА ЧЕРЕЗ ОТДЕЛЬНЫХ УЧАЩИХСЯ С УЧЕНИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ ОБЩЕНИЕ С ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ 4. ОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГА ЧЕРЕЗ КОЛЛЕКТИВ С ОТДЕЛЬНЫМИ УЧАЩИМИСЯ

Слайд 3

ЛИНИИ ОБЩЕНИЯ НАХОДЯТСЯ В ПОСТОЯННОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ, ПЕРЕСЕКАЮТСЯ. В ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ ПРОИСХОДИТ ЕДИНЕНИЕ ПЕДАГОГА И УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОБЩНОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЙ, УКРЕПЛЯЕТ ЕЕ. ЭТОТ ЭФФЕКТ ВЛИЯЕТ НА СОДЕРЖАТЕЛЬНУЮ СТОРОНУ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ, НА УРОВЕНЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ОБЩЕНИЕ УЧИТЕЛЯ С УЧЕНИКАМИ ОПРЕДЕЛЯЕТ ВОСПРИЯТИЕ ИМИ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ СИМПАТИИ И АНТИПАТИИ К НЕМУ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ К ПРЕДМЕТУ, КОТОРЫЙ ОН ПРЕПОДАЕТ. ОТНОШЕНИЕ К УЧЕБЕ СКЛАДЫВАЕТСЯ ЧЕРЕЗ ОТНОШЕНИЕ К УЧИТЕЛЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ – ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС, КОТОРЫЙ ПРОЯВЛЯЕТСЯ : ● В УМЕНИИ ПОНЯТЬ СОСТОЯНИЕ УЧЕНИКА; ● В СЛОЖНОМ ИСКУССТВЕ ВЫСТРАИВАНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ;

Слайд 4

● В ВОЗДЕЙСТВИИ НА ПАРТНЕРА ПО ОБЩЕНИЮ, В УМЕНИИ ПРИНЯТЬ ЕГО ТАКИМ, КАКОЙ ОН ЕСТЬ, СОТРУДНИЧАТЬ С НИМ. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ - ЭТО СИСТЕМА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКОВ, КОТОРОЕ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ НЕ ТОЛЬКО НА УРОКЕ, НО И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ. ЗДЕСЬ ОБЩЕНИЕ ВЫСТУПАЕТ КАК СРЕДСТВО РЕШЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ, СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ УЧИТЕЛЯ И ДЕТЕЙ. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ СЕБЯ ЧЕТЫРЕ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ:  МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРЕДСТОЯЩЕГО ОБЩЕНИЯ ОБЩЕНИЯ ;    ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕНИЯ;  НЕПОСРЕДСТВЕННО САМО ОБЩЕНИЕ;  АНАЛИЗ ОБЩЕНИЯ.

Слайд 5

УСПЕШНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ ЗАВИСИТ ОТ СОБЛЮДЕНИЯ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ПРАВИЛ ОБЩЕНИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ ВАЖНЕЙШИМИ КОМПОНЕНТАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ И ЭМПАТИЯ КАК СПОСОБНОСТЬ «ЭМОЦИОНАЛЬНО» ВОСПРИНЯТЬ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА, ПРОНИКНУТЬ В ЕГО ВНУТРЕННИЙ МИР, ПРИНЯТЬ ЕГО СО ВСЕМИ МЫСЛЯМИ И ЧУВСТВАМИ УМЕТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНО ИДЕНТИФИЦИРОВАТЬ СЕБЯ С РЕБЕНКОМ, ЗАЖИТЬ ЕГО МЫСЛЯМИ И ЧУВСТВАМИ, АДЕКВАТНО ПОНЯТЬ ЕГО МЫСЛИ И ПЕРЕЖИВАНИЯ – СЛОЖНАЯ ЗАДАЧА. ИМЕННО НА ЭТОМ КАЧЕСТВЕ НАСТАИВАЛ А.С.МАКАРЕНКО. ПЕДАГОГИЧЕСКИ ОЧЕНЬ ЦЕННО, КОГДА УЧИТЕЛЬ УМЕЕТ ПРОНИКАТЬ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ УЧАЩИХСЯ. ВЕДЬ «ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПАРТНЕРЕ ДИКТУЕТ ВЫБОР СРЕДСТВА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА НЕГО. ВЕРНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПАРТНЕРЕ – УСЛОВИЕ ПРОДУКТИВНОСТИ ЭТИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ…»

Слайд 6

ПЕДАГОГ У.П.КОРОЛЕНКО ОТМЕЧАЛ: «КОГДА ЧУВСТВА НЕ НАХОДЯТ СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ВЫРАЖЕНИЯ, РЕЗКО СНИЖАЕТСЯ ВОЗМОЖНОСТЬ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ. ПРИЧИНА? НИЗКАЯ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА, НЕУМЕНИЕ ВЛАДЕТЬ ФОРМОЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ И ЧИТАТЬ ЧУЖИЕ ЭМОЦИИ. ДЛЯ ПЕДАГОГА ЭТО ГУБИТЕЛЬНО».

Слайд 7

Ведущую роль в педагогическом общении играет стиль педагогического общения, именно он неизбежно отражает общую и педагогическую культуру учителя и его профессионализм. В стиле педагогического общения находят выражение особенности коммуникативных возможностей педагога; сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников; творческая индивидуальность педагога; особенности учащихся.

Слайд 8

Авторитарный стиль Педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности как классного коллектива, так и каждого учащегося. Исходя из собственных установок, он определяет положение и цели взаимодействия, субъективно оценивает результаты деятельности. Учащиеся не участвуют в обсуждении проблем, имеющих к ним прямое отношение, а их инициатива оценивается отрицательно и отвергается. Авторитарный стиль общения реализуется с помощью тактики дидакта и опеки. Противодействие учащихся властному давлению педагога чаще всего приводит к возникновению устойчивых конфликтных ситуаций.

Слайд 9

Педагоги, придерживающиеся этого стиля общения, не позволяют учащимся проявлять самостоятельность и инициативу. Их отличает непонимание учащихся, неадекватность оценок. Внешние показатели успешности деятельности авторитарных педагогов чаще всего позитивны. Но социально-психологическая атмосфера в таких группах, как правило, неблагополучная. Авторитарный стиль общения порождает неадекватную самооценку учащихся, прививает культ силы, вызывает неадекватный уровень притязаний в общении с окружающими людьми.

Слайд 10

Попустительский стиль Характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за ее результаты. Такие педагоги формально выполняют свои функциональные обязанности. Попустительский стиль общения реализует тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами учащихся.

Слайд 11

Демократический стиль Педагог ориентирован на повышение роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел. Основная особенность этого стиля – взаимопринятие и взаимоориентация. В результате открытого и свободного обсуждения возникающих проблем учащиеся совместно с педагогом приходят к тому или иному решению. Для педагогов, придерживающихся этого стиля, характерны активно-положительное отношение к учащимся, адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач. Им свойственны глубокое понимание учащегося, целей и мотивов его поведения, умение прогнозировать развитие его личности.

Слайд 12

По внешним показателям своей деятельности педагоги демократического стиля общения уступают своим авторитарным коллегам. Но социально-психологический климат в их группах всегда более благополучен. Межличностные отношения в них отличаются доверием и высокой требовательностью к себе и другим. При демократическом стиле общения педагог стимулирует учащихся к творчеству, инициативе, организует условия для самореализации, что создает возможности для взаимной персонализации педагога и учащихся.

Слайд 13

Чтобы оптимизировать общение У.П. Короленко рекомендует своеобразное руководство, на которое можно ориентироваться: 1. Появление в классе бодрое, уверенное, энергичное. 2. Общее самочувствие в начальный период общения бодрое, продуктивное, уверенное. 3. Наличие коммуникативного настроения: ярко выраженная готовность к общению . 4. Энергичное проявление коммуникативной инициативы, эмоциональная настроенность на деятельность, стремление передать это состояние классу.

Слайд 14

5. Создание на уроке необходимого эмоционального настроя. Ученическое равнодушие часто появляется лишь потому, что тот интерес, с которым учитель готовил урок, на самом уроке никак не проявляется в учительском поведении, поэтому ученики оказываются не способны «заразиться» учительским интересом. 6. Органичное управление собственным самочувствием в ходе урока, внеклассного занятия и общения с детьми: ровное эмоциональное состояние, способность к управлению самочувствием, несмотря на складывающиеся обстоятельства, сбои в настроении, вытеснение отрицательных мыслей и желаний.

Слайд 15

7. Управление общением: оперативность, гибкость, ощущение собственного стиля общения, умения организовывать единство общения и метода воздействия. 8. Проявление педагогического такта. 9. Владение культурой речи: яркая, образная, эмоционально насыщенная, доступная, логичная, лаконичная. 10. Управление голосом: дикция, интонация. 11. Управление мимикой: энергичная, яркая, педагогически целесообразная. 12. Управление пантомимикой: выразительная, адекватная жестикуляции, пластичная образность, эмоциональная насыщенность жестов.

Слайд 16

13. Формирование дружного ученического коллектива: включение учеников в общее дело, то есть обнаружение общей для всех целей. 14. Использование древнего педагогического совета: «Никогда не делайте замечание всем участникам беспорядка, а только одному устраивая проработку всему классу или его части, учителя часто невольно помогают детям объединиться в плохих делах». 15. Определение по внешним признакам состояния ребенка. 16. При общении выслушивать с вниманием и уважением, не прерывая собеседника .

Слайд 17

Но все эти «технологические» приемы активно заработают только при наличии главного условия – интереса к педагогической профессии, вкуса к учительской работе, любви к детям, взаимопонимании и взаимоуважении субъектов учебно-воспитательного процесса, иначе говоря – при условии профессионально-педагогической направленности личности педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-психологический процесс общения

Урок по обществознанию в 8 классе.Учащиеся  узнают о разных  видах и формах общения, познакомятся с элементами культуры общения....

презентация по теме" Педагогические конфликты и их преодоление"

Презентация можеи служить основой обучающего семинара для педагогов, в частности , молодых специалистоы по преодолению   профессиональных уонфликтов...

педагогическое общение как социально-психологическое взаимодействие

педагогическое общение как социально-психологическое взаимодействие...

презентация по теме "Педагогические технологии современного урока"

Материал содержит педагогические технологии применяемые на уроке, разработку урока по новым требованиям ФГОС....

презентация по теме: "Педагогические технологии современного урока"

Сравнительная характеристика стандартов первого и второго поколения, правильность написания конспекта по новым требованиям ФГОС....

Презентация на тему: "Педагогическая деятельность учителя технологии в соответствии с требованиями ФГОС"

Педагогическая деятельность учителя технологии в соответствии с требованиями ФГОС...

Педсовет на тему "Педагогическое общение как социально-психологическое взаимодействие"

Педагогическое общение – это специфическое межличностное взаимодействие педагога и учащегося, опосредующее усвоение знаний и становление личности в учебно-воспитательном процессе...