Интегрированный урок Словарь-это целый мир
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
22 ноября 2017 года в рамках декады предметов гуманитарного цикла учителями русского языка и литературы Посметюк С.И. и Черных А.Л. был проведен интегрированный урок по теме "Словарь - это целый мир", приуроченный ко Всероссийскому Дню словаря.
Целью занятия было ознакомление учащихся с различными видами словарей, их разнообразием и назначением. В течение урока повторялись разделы языкознания. Шла работа с выставкой словарей и тематической презентацией.
На протяжении всего урока отмечалась высокая активность учащихся. Благоприятный психологический климат позволил успешно реализовать все этапы.
Занятие способствовало обогащению словарного запаса учащихся, воспитанию уважения к родному языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
temaslovar-eto_tselyy_mir.docx | 25.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок
Тема: Словарь-это целый мир.
(Ко Дню словаря)
Цель: расширить представление учащихся о богатстве языка, познакомиться с различными видами словарей, показать их многообразие и назначение, обогатить словарный запас учащихся, воспитывать уважение и любовь к родному языку.
Оформление: портреты, выставка словарей, презентация, ресурсы Интернета, раздаточный и наглядный материал.
Эпиграф: Словарь-это целый мир, расположенный в алфавитном порядке. Здесь мысли, радости, труды, горести наших предков. Подумайте, что все собранные вместе слова- дело плоти, крови и души человечества.
Анатоль Франс.
22 ноября по призыву общества любителей русской словесности отмечается День словаря. И сегодня мы проводим интегрированный урок( русский язык, литература, библиотека), по теме: «Словарь- это целый мир». Запишем число и тему урока.
Сообщение цели урока.
«Я знаю силу слов, я знаю слов набат,- так говорил В. Маяковский.
Сила слов… как она велика.
Словом можно убить,
Словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно предать,
И продать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
В. Шефнер.
Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни.
В. Даль.
Когда ты молвить хочешь слово,
Мой друг, подумай- не спеши,
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно ударит иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя,
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
В. Солоухин
В русском языке огромное количество слов.И когда мы говорим, нужно следить за тем, что и как мы сказали, так как словом можно ранить человека, а можно поддержать и возвысить.
Могут ли люди знать значения всех слов, уметь правильно их написать, знать грамматические признаки, подбирать синонимы и антонимы?
Где мы можем найти ответы на эти вопросы?
Конечно в словарях. Словари- это наши помощники. Словари- собрание слов обычно в алфавитном порядке.
Обратимся к эпиграфу нашего урока. Запишем эпиграф.
Усердней с каждым днем смотрю в словарь,
В его столбцах мерцают искры чувств,
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.
На всех словах события печать,
Они дались недаром человеку,
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя, рассыпанная совесть.
С. Маршак.
Есть волшебная страна,
Что распахнута пред вами,
Та, которая словами,
Как людьми населена.
Правит ими государь
По прозванию Словарь.
Даже Пушкин, я об этом говорю,
Не однажды за советом
Обращался к словарю.
Редко встретишь человека, который хотя бы раз в жизни не заглянул в словарь. С помощью словарей мы не только узнаем значение и написание слов, но и немало нового.
А какие словари вы знаете? Обращаемся к выставке.
С нами надобно дружить, чтобы грамотными быть.
А теперь давайте поговорим о том, какие бывают словари, какова их классификация.
Учащиеся записывают основные моменты (конспектирование)
Наука о словарях.
Лексикография-один и з разделов языкознания, занимающийся проблемами изучения и составления словарей. Именно она занимается классификацией, выдвигает требования к оформлению статей и их содержанию. Ученые, составляющие словари, называют себя лексикографами.
Классификация словарей
Словари делятся на языковые (лингвистические) и энциклопедические. Ярким примером энциклопедического словаря может служить БЭС-Большой энциклопедический словарь, а для школьников существуют словари юного спортсмена, астронома, техника, географа, химика и т .д. Языковые делятся на двуя зычные и одноязычные. Двуязычные содержат слова русского языка и их эквивалент на иностранном языке, а одноязычные делятся на группы в зависимости от их предназначения.
Среди языковых можно выделить орфографические, толковые,иностранных слов, словообразовательные, фразеологические, этимологические, антонимов, синонимов и другие.Давайте поближе познакомимся с каждым словарем.
Заслушиваем выступление учащегося.
(приводятся примеры и проводятся игровые моменты)
Орфографический словарь: с какими трудностями мы встречаемся чаще всего? Конечно же, правописание. Правописание или орфография- один из самых трудных разделов языка. Умение правильно писать слова является свидетельством грамотности и общей культуры человека. В первую очередь, учите правила, а во всех сомнительных и трудных случаях обращайтесь к «Орфографическому словарю». Впервые вышел в свет орфографический словарь в 1934 году. Его автор Д. Н. Ушаков. Эти словари дисциплинируют в единообразном и правильном написании слов. Орфо- правильный, графо – писать.
Толковый словарь: наиболее полные сведения о слове дает толковый словарь. Современным нормативным толковым словарем является толковый словарь русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой. Он служит руководством к правильному употреблению слов, правильному образованию слов, правильному произношению и написанию. Из всего многообразия лексики современного русского языка в этот словарь отобран основной ее состав. В словаре раскрывается значение слова в кратком определении, достаточном для понимания самого слова и его употребления.
Орфоэпический словарь: фиксирует нормы произношения и ударения. Первый такой словарь вышел в свет в 1959 году «Русское литературное произношение и ударение».
Словообразовательный словарь: каким способом и с помощью какой морфемы образуются слова
Словарь иностранных слов: из каких языков к нам пришли слова.
Словарь диалектных слов: употребляются в отдельной местности.
Фразеологический словарь: устойчивые сочетания слов.
Словари синонимов, омонимов, антонимов: словарь, азбуковник, словник, лексикон, тезаурус; кисть руки, кисть винограда; черный- белый.
Этимологический словарь: происхождение слов.
Терминологические словари: профессиональная направленность, предназначены для специалистов в определенной области знаний.
Наиболее известным считается «Толковый словарь живого великорусского языка», составленный В. Далем. В прошлом году мы проводили мероприятие к 215-летию В. И. Даля.
Толковый словарь как волшебный фонарь,
И путь к просвещенью людскому,
Любому ты слову значенье найдешь,
Цены нет предмету такому.
Данный словарь содержит около 200000 слов. Если их просто записать столбиком в тетрадь, то понадобится 450 тетрадей. 53 года было отдано напряженному почти героическому труду. Словарь Даля- явление исключительное, это энциклопедия широкой , народной жизни.
Владимир Даль-лингвист, ученый,
Всем делом жизни стал « Словарь»,
Труд в двести тысяч слов огромный
Потомкам он оставил в дар.
Он жил, работал и творил,
Срастаясь с русскою землею,
Людей и их язык любил
Всем сердцем, всей душою.
Приходит к вам В. Даль-
Творец, писатель, гражданин!
И будет длиться его век,
Пока жива его строка,
Берущая бессмертный бег
В душе родного языка.
Но есть еще много интересных людей, которые занимались составлением словарей . Сейчас мы познакомимся с ними.(С.И.Ожегов, Д.Н.Ушаков)
Работа со статьей учебника
Хотелось бы добавить несколько слов о структуре словарной статьи. Любая словарная статья начинается с заголовочного слова, которое зачастую прописывается прописными буквами и выделяется полужирным шрифтом.Отметим сразу, что используемые в словарях слова всегда пишутся правильно, поэтому, если вы сомневаетесь в правильности написания, необязательно обращаться к орфографическому словарю.Достаточно открыть любой . В большинстве словарей также указывается и правильное ударение.Далее идет информация о том , к какой части речи слово принадлежит, описывается его значение, возможен перечень синонимов, антонимов- все зависит от типа словаря. Завершается статья примерами употребления-цитатами из книг, журналов.
Мы с вами разобрали, что такое лексикография, какие типы словарей существуют, рассказали о самых известных и полезных для любого образованного человека.Так в чем же важность словарей?
Пользуйтесь словарями, они сделают вас грамотными,обогатят словарный запас, а речь станет более меткой и выразительной.
Это так, а не иначе,
Ты мне , друг мой, не перечь;
Люди стали жить богаче,
Но беднее стала речь.
Гаснет устная словесность,
Разговорная краса,
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Сотни слов, родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь- людское чудо-
Не скудела в наши дни.
В. Шефнер.
Спасибо за внимание!
(В течение всего урока идет показ слайдов – презентация)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
8 класс.СВОЙСТВО СТЕПЕНИ С ЦЕЛЫМ ПОКАЗАТЕЛЕМ.Интегрированный урок алгебра + английский язык
Данный урок предназначен для изучения темы свойство степени с целым показателем. Формирование системы фактов «степень», «показатель», «степень с целым показателем». Изучить свойства степени с це...
Интегрированные уроки развивающего обучения «Понятия «целое» и «часть» в решении задач на уроках русского языка и математики"
Интегрированные уроки простроены в логике развивающего обучения. Используемые методы и приёмы позволяют расширить возможности учебной деятельности, раскрыть потенциал учащегося, увлечь предметным соде...
Интегрированные уроки развивающего обучения «Понятия «целое» и «часть» в решении задач на уроках русского языка и математики"
Интегригрированные уроки простроены в логике развивающего обучения. Используемые методы и приёмы позволяют расширить возможности учебной деятельности, раскрыть потенциал учащихся, увлечь предметным со...
Интегрированный урок географии и литературы "Топонимика в «Словаре живого Великорусского языка» В.И.Даля"
Цель урока: формирование лингвистического анализа публицистического текста через работу с топонимами; способствовать развитию умений работы с картой и со словарями в системе он-лайн; развивать ...
Интегрированный урок чтения, развития речи и математики "Творчество Л.Н. Толстого. Все действия с целыми числами и десятичными дробями"
Данный урок проходил в 8 классе. Предназначен для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Знакомит учащихся с жизнью и твочеством Л.Н. Толстого, основными...
09.04 доклад на тему"Использование современных приёмов и методов на уроках математики с целью формирования УУД в интегрированных классах и классах СКК"
Использование современных приёмов и методов на уроках математики с целью формирования УУД в интегрированных классах и классах СКК...
Самоанализ открытого урока в 5 классе с целью преемственности между начальной и средней ступенью образования Интегрированный урок Enjoy basketball
Самоанализ открытого урока в 5 классе с целью преемственности между начальной и средней ступенью образования Интегрированный урок "Enjoy basketball"...