Словарный урок-игра в 6 классе
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Нетрадиционный словарный урок-игра в 6 классе, посвящённый Дню словаря.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_6_klasse.docx | 26.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 6 классе
Словарный урок
ФИО учителя: Неволина Елена Александровна
Тема урока: Словарный урок
Форма проведения урока: деловая игра
Тип урока: урок общеметодологической направленности
Технология: игровая
Деятельностная цель:
Формирование у учащихся деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.
Содержательная цель:
Построение обобщённых деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методической линии курса.
Задачи урока:
предметные
- повторить и закрепить знания о видах и назначении словарей;
- формировать стойкий познавательный интерес к предмету
рефлексивные
- формировать умения работать в коллективе, проявлять инициативу, принимать решения;
- формировать способность к волевой регуляции, самокоррекции, рефлексии, личностному самоопределению
коммуникативные
- развивать письменную и устную речь;
- развивать навыки работы со словарями
воспитательные
- формировать культуру речи;
- воспитывать бережное отношение к русскому языку
Оборудование: музыкальное сопровождение, плакаты и рисунки учащихся, распечатанные листы с заданиями для команд, презентация учителя, презентации учащихся, 2 комплекта словарей
Ход урока
I. Организационный (мотивационный) этап.
Слово учителя: Во время изучения темы «Лексика» мы учились работать со словарями. Когда вы были на каникулах,22 ноября в мире праздновали День словарей и энциклопедий. Сегодня мы проводим интеллектуальный КВН, посвящённый Дню словаря в России.
II. Ориентационно-целевой этап.
Слово учителя:
Усердней с каждым днём гляжу в словарь.
В его столбцах мелькают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдёт искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь
III. Содержательно-операционный этап.
Слово учителя:
Чтобы спуститься в подвалы слов, мы создали 2 команды : «Словарики», «Букварики». Представляются капитаны команд.
Судить наш интеллектуальный КВН будут наши главные помощники - восьмиклассники
Представляются члены жюри КВН.
Команда – победитель получает 5 за урок
Слово учителя:
Во время нашего интеллектуального КВН необходимо соблюдать игровые правила.
Они таковы:
используй свои знания по русскому языку, не заглядывая в учебник и тетрадь;
внимательно слушай учителя и товарища;
когда говорит один, все остальные слушают;
будь доброжелателен.
За нарушение правил команде будут начисляться штрафные очки.
Команды к КВН готовы?
Перед нами разминочное испытание.
Задание 1:
Команда, которая выполняет отвечает на один вопрос , получает 1 балл.
Вопрос №1: Чей портрет изображён на слайде?
Ответ: Владимир Иванович Даль
Вопрос №2: Что сделал этот человек для России ?
Ответ: В. И. Даль создал «Толковый словарь живого великорусского языка», на составление которого ушло 53 года.
Подведение итогов 1задания.
Слово учителя: Продолжаем наш КВН. У каждой команды на столе лежат разнообразные словари:
- Толковый «Словарь русского языка» Сергея Ивановича Ожегова
- Этимологический словарь
- Словари иностранных слов
- Словообразовательные словари
- Словари синонимов
- Словари антонимов
Следующие задания КВН команды должны выполнять, используя словари. Ответ должен быть сформулирован устно и письменно. Капитаны, распределяйте нагрузку, кто записывает ответ, а кто отвечает устно.
Задание 2:
Определите лексическое значение двух слов: «дружба», «сочувствие ». Какое из этих слов однозначное, какое многозначное, почему?
Ответ записывается на бланках и озвучивается устно, максимальная оценка- 4 балла
Подведение итогов 2 задания.
Задание 3:
Определите происхождение слов, известных каждому школьнику: «пенал», «карандаш», «тетрадь»? Какие из этих слов заимствованные ?
Ответ записывается на бланках и озвучивается устно, максимальная оценка- 4 балла
Подведение итогов 3 задания
Задание 4
Что обозначает иностранное слово «пацифизм»? В каком словаре можно найти его лексическое значение?
Ответ записывается на бланках и озвучивается устно, максимальная оценка- 2 балла
Подведение итогов 4 задания
Физминутка «Если весело живётся, делай так»
Задание 5
Недавно мы изучали с вами словарные слова, которые начинаются на буквосочетания ПРЕ-ПРИ. Какой словарь поможет сделать морфемный разбор слова «приятель»? Разберите слово ПРИЯТЕЛЬ по составу.
Ответ записывается на бланках и озвучивается устно, максимальная оценка- 2 балла
Подведение итогов 5 задания
Задание 6
Сделать язык разнообразным, богатым позволяют синонимы. Ответьте на вопрос и выполните задание. Что такое синонимы? С помощью словаря подберите синонимы к слову «прекрасный».
Ответ записывается на бланках и озвучивается устно, за правильный ответ на вопрос 1 балл, за каждый синоним -1 балл
Подведение итогов 6 задания
Задание 7
Домашнее задание команд: конкурс презентаций «Зачем нужны словари?»
Оценивается содержание и оформление презентаций по 5-балльной шкале
Подведение итогов 7 задания
IV. Оценочный этап.
Подведение итогов игры. Награждение победителей.
V.Самодиагностика, рефлексия предметных, метапредметных и личностных результатов
- Что тебе не понравилось во время игры?
- Что тебе понравилось во время игры?
- Что помогло победить в игре?
- Чему ты научился во время игры?
VI. Проектирование дифференцированного домашнего задания
Задание А: написать сочинение-рассуждение на тему «Зачем нужны словари?»
Задание Б: выполнить упражнение 230 в учебнике по тренировке орфографического навыка
Использованная литература:
1.Т.А.Ладыженская и др. Русский язык . 6 класс. М.:Просвещение,2016
2.Т.П.Лозинская. Русский язык-это интересно! М.: Московский лицей,2000
3.Т.Н.Трунцева. Проектирование технологических карт уроков литературы и русского языка.
М.:ВАКО,2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-игра в 5 классе по курсу « Природоведение, 5 класс» по теме: «Обобщение знаний по курсу «Природоведение, 5 класс»
Урок-игра-одна из современных образовательных технологий.На таких уроках у учащихся расширяется кругозор, развивается познавательная активность, формируются определенные умения и навыки, необходимые в...
«Птичий калейдоскоп» - ярмарка знаний. Обобщающий урок – игра по теме: «Класс птицы». 7 класс
«Птичий калейдоскоп» - ярмарка знаний. Обобщающий урок – игра по теме: «Класс птицы». 7 класс...
Урок - игра "Хозяюшка". 5 класс. Итоговый урок в разделе "Кулинария"
Урок - игра "Хозяюшка" является итоговым уроком в 5 классе по теме "Кулинария".Класс делится на 2 группы.Ученицы должны в игровой форме выполнить 10 заданий.Цель: закрепление пройденного материала....
Урок-игра в 5 классе « Эта удивительная страна-Лингвистика!» (урок –закрепление, обобщение и систематизация знаний.)
Материал разработан на основе деятельностного подхода к обучению...
Игровые технологии на уроке математики. Урок-игра в 5 классе по теме "Десятичные дроби".
Игровые технологии позволяют создать на уроке благоприятную психологическую обстановки для снижения тревожности, способствуют раскрепощению учащихся и проявлению уверенности в себе, что пр...
Игровые технологии на уроке математики. Урок-игра в 5 классе по теме "Десятичные дроби".
Игровые технологии позволяют создать на уроке благоприятную психологическую обстановки для снижения тревожности, способствуют раскрепощению учащихся и проявлению уверенности в себе, ...
Итоговый урок по теме « Гидросфера» Урок « Игра - соревнование» 6 класс.
Итоговый урок по теме « Гидросфера» Урок « Игра - соревнование» 6 класс.Задачи: обобщить знания учащихся о водах Земли, закрепить умения находить, показывать водные бассейны на карте...