Буквы о-а в корнях раст, ращ, рос.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Такменина Вера Александровна

Изучить правописание корней с чередующейся гласной в корне слова; развивать умение самостоятельно находить в слове изучаемую орфограмму.; обозначать ее графически, объяснять правописание, развивать культуру речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o-a_v_rast_ros.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3 имени Ю.А.Гагарина

УРОК в 5 классе по теме

« Буквы а-о в корне -раст- - -рос-»

Выполнила: учитель русского языка и литературы

Такменина Вера Александровна

г. Таганрог, 2017г.


Цели урока:

Познавательные: изучить правописание корней -рос-, -раст-, -ращ-, знать условия (правила) употребления данных корней и уметь применять их на практике;сообщить способ действия при выборе гласных о- а в корнях рос-раст-ращ; комментировать условия написания;

Развивающие: развивать умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму, обозначать её графически, объяснять правописание; развивать культуру речи детей, умение грамотно употреблять в речи изученные на уроке слова; развивать внимание, орфографическую зоркость, зрительную, слуховую и моторную память; тренировать умение самостоятельного осуществлений учебной деятельности под руководством учителя;

Воспитывающая: прививать интерес к русскому языку и исследовательской работе, воспитывать любовь и бережное отношение к природе,

Тип урока - урок объяснения нового материала.

Методы и приёмы обучения - опрос, беседа, работа с текстом.Фронтальный опрос, индивидуальные задания.

Оборудование: Учебники, тетради, тетради-справочники, перфокарты, карточки со словами.

Планируемые результаты:

Предметные: Знать о чередовании гласных е-и в корнях; научиться выбирать гласную в орфограмме а-о в корнях -раст-, -ращ-, -рос-. Понимать, что корни с чередованием  вызывают затруднения, так как невидимы за приставками; пользоваться толковым словарем для определения значения слова.

Метапредметные:     

 

1. Познавательные: владеть приёмами отбора и систематизации материала; анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

 

2. Регулятивные: искать пути решения учебной задачи и самостоятельно выполнять ее; соотносить цели и результаты своей деятельности; определять степень успешности работы.

     

3. Коммуникативные: строить связное монологическое высказывание; представлять результат своей деятельности и деятельности группы.

Личностные:  формировать адекватную самооценку;  устойчивую мотивацию к обучению, прививать интерес  к познавательной деятельности.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

 - Здравствуйте, садитесь. Мы продолжаем путешествовать по замечательной стране «Орфография», изучать новое и интересное. Поэтому внимательно слушайте и запоминайте каждое слово. Возможно, оно послужит ключом к разгадке тайн нашего языка. Я рада пригласить вас в очередное увлекательное путешествие в удивительный мир русского языка.

—        Над какой темой вы продолжаете работать в течение последних уроков? (Над темой «Правописание слов с чередующимися гласными а – о в корне слова» )

 - Значит, сегодня вы познакомитесь с новым знанием. Как вы будете это делать? (Мы повторим необходимый материал, выполним пробное действие, поймем, что мы не знаем, и сами построим новый способ.)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии

                                                                 

Что такое орфограмма? (ошибкоопасное место). А для чего мы должны изучать орфограммы? (чтобы быть грамотными людьми). Пригодится ли в жизни это качество – быть грамотным человеком? (да, конечно). Перечислите, какие вы знаете орфограммы в корне? (перечисляют). С правописанием какого корня мы познакомились на предыдущем уроке? ( -ЛАГ-, -ЛОЖ-).Предлагаю вам выполнить следующее задание: разделите данные слова на группы, обоснуйте свое решение, вставьте пропущенные буквы:                                                                   Тр..пинка, пол..гаться, разгл..деть, прил.жить, р..стения, пол..жение, водор..сли, выр..щивание, р..сковать.                                                                                                                      3. Изучение нового материала. Целеполагание.                                                                                        Итак, приступим к достижению поставленных целей. Проанализируйте слова, представленные на доске.                                                                                                                                               Расти, выращивать, поросль.

От чего зависит выбор гласной в этих корнях? Выведем закономерность в наших наблюдениях.  Какие гласные чередуются? Когда пишется  А, когда О.

Правы ли были мы, увидев такую закономерность? Откройте, пожалуйста, учебник на  стр.34-35. Прочитайте самостоятельно правило, перескажите его, приведите примеры. Правильно ли мы выявили закономерность? Выполнение упражнения № 451, стр. 35.

  Но чтобы лучше запомнить в каком корне, какую гласную нужно писать, ученые-лингвисты придумали рифмованное правило (чтение правила учителем):

                                 О напишем в корне –рос-:

                                 Вырос, перерос, подрос.

                                 Но не путай никогда –

                                 В -раст- и -ращ- напишем А.

Откройте  тетради для правил, запишите рифмованное правило, не забывайте производить графические обозначения.

Но есть слова, которые не подчиняются этому правилу, такие слова называются исключениями:

  РОСТОК, РОСТОВ, РОСТИСЛАВ, ОТРАСЛЬ.

(Увидели, проговорили, записали слова-исключения.)

Есть хорошее стихотворение, которое поможет вам запомнить правило и слова - исключения.

Если вслед за корнем СТ или Щ,

То писать, запомни, нужно букву А.

Но, к большому сожаленью,.

Существуют исключенья:

Ростовщик в Ростове жил,

Ростиславом звали.

Он росток себе купил

Где-то на вокзале.

-Ребята, давайте составим схему, чтобы легче запомнить правило. ( Дети проговаривают шаги алгоритма).                                                                                                       1) выделить корень;  2)подчеркнуть согласную корня: в корне рос \ раст \ращ перед  С  пишем О. перед СТ и Щ пишем А –                                                                                                                        В чём сходство между правилами о правописании корней –раст- //-рос- // -ращ- (написание безударных  гласных корня зависит от последующих согласных)                                                              4. Этап усвоения новых знаний. Найти слова с чередованием букв а-о в корне -раст-рос- и выписать их. Ребята, так как мы сегодня проходим корни жизни, я хочу поговорить с вами об окружающей нас природе. Давайте прочитаем текст, который написан у вас на карточках. Ваша задача определить тему и придумать название.                                                           Мне исполнилось 10 лет-вполне солидный возр..ст. На день рождения мне подарили какой-то маленький р..сток в горшочке. Сказали, что это редкое р..стение, что в нашем климате оно вообще почти не р..стет, и если я сумею его выр..стить, то я герой. Потому что потом на нем выр..стет удивительный плод, наполненный  настоящими изумрудами! Взял я этот р..сточек и стал его выр..щивать. Поливал каждый день, удобрения сыпал. А он сразу в р..ст пошел, дал отр..стки и как начал р..сти-подр..стать! я ужасно удивлялся! Через неделю он уже так подр..с, что выше меня стал, через две выр..с больше папы! А через три так разр..сся, что в комнате умещаться перестал! Не знаю, что мне теперь с моим быстрор..стущим цветочком делать! Боюсь, что изумрудов мне не дождаться: р..сточек  мой скоро так разр..стется, что нам всем от этой р..стительности в доме места не останется!

Как можно сформулировать тему этого текста? (тема природы). 

Как вы озаглавите этот текст? (Природа в нашей жизни. Природа в жизни человека.Бешеный росточек) 

Найдите в тексте и выпишите слова с корнями -раст-//-ращ-//- рос- , вставляя пропущенные буквы.

Посмотрим , какие пословицы есть, упоминающие растения.

Выборочный диктант. Я читаю пословицы, вы записываете слова только с корнями -раст-, -ращ-, -рос-.

1)Растения тянутся к свету, а народы к миру.

2)Сломить дерево – секунда, а вырастить - годы.

3)И камень лежа мохом обрастает.

4) Где сосна взросла, там она и красна.

Проверяем по цепочке, комментируем написание.

5. Этап закрепления новых знаний. Самостоятельная работа                                                                 -Чтобы проверить ,как вы усвоили материал, надо поработать самостоятельно.

                       

 Буквенный диктант «Проверяю себя»

1         _        2         3 _        4 _        5         6 _        7 _        8 _        9 _        10

а                о        о        а        о        а        а        о        о        а

Растение, росток, выросло, выращенный, заросли, расти, выращивать, ростовщик, отросла, отрасль.

6. Подведение итогов урока.

- Что нового мы узнали на уроке?

- Чему научились?

- Расскажите правило правописания корней раст/ращ/рос.

7. Домашнее задание: 1. Составить словарную диктовку на изученную орфограмму. Графически обозначить орфограмму. 2. Упр. № 456(диктант).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буквы О-А в корне -раст-/-рос-. "Растёт рябина"

Урок проводится в 5 классе. Тема "Растёт рябина". Используются примеры, предложения, стихотворения о рябине....

«Буквы а – о в корнях -раст- , -ращ- , -рос- »

Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ)...

Разработка занятия и презентация "Буквы а-о в корнях - раст-,- ращ-,- рос-"

Материал можно использовать на уроках русского языка и кружковых занятиях по русскому языку....

Разработка занятия и презентация "Буквы а-о в корнях - раст-,- ращ-,- рос-"

Материал можно использовать на уроках русского языка и кружковых занятиях по русскому языку....

Урок по теме: "Буквы О-А в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-"

Технологическая карта урока с презентацией....

«Буквы О - А в корне РАСТ- РОС -РАЩ»

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОСв 5 классе по теме: «Буквы О - А в корне РАСТ- РОС -РАЩ»....

Разработка урока русского языка в 5 классе в рамках ФГОС «Буквы А-О в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-»

ФИО (полностью)Мордвинова Надежда Михайловна Место работыГосударственное бюджетное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа  №11 города Кинеля...