«Буквы а – о в корнях -раст- , -ращ- , -рос- »
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Русский язык.5 класс
Тема: «Буквы а – о в корнях -раст- , -ращ- , -рос- »
Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ)
Основные цели:
- сформировать представление о способе выбора написания гласных а - о в корнях, умение определять написание гласных а-о в корнях, комментировать условия написания;
- закрепить знание этапов учебной деятельности и их содержание, тренировать умение самостоятельного осуществлений учебной деятельности под руководством учителя;
- тренировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, обобщение, развивать внимание, память, речь, умение действовать по алгоритму, логическое мышление, творческие способности.
Материал к занятию:
- Демонстрационный: план действия (рассуждения)
Выделить корень
Определить конечную согласную в корне
Сделать вывод
- Раздаточный материал
- рабочая карта учащегося - эталон проверки
- образец проверки - дополнительное задание
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности
- Здравствуйте, садитесь. Как у вас дела? Я рада пригласить вас в очередное увлекательное путешествие в удивительный мир русского языка.
— Над какой темой вы продолжаете работать в течение последних уроков? (Над темой «Правописание слов с чередующимися гласными а – о в корне слова» )
- Значит, сегодня вы познакомитесь с новым знанием. Как вы будете это делать? (Мы повторим необходимый материал, выполним пробное действие, поймем, что мы не знаем, и сами построим новый способ.)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии
- Какой раздел науки о языке вы изучаете? (Морфемика.)
- Чем занимается морфемика? (Морфемика изучает части слова (морфемы).)
- Давайте посмотрим, как вы знаете этот раздел. Постройте логическую цепочку.
Первый вопрос: «Какие морфемы вы знвете?» - задает учитель, продолжают ученики.
- А вы знаете, ребята, что морфемика тесно связана с орфографией? (Да.)
- Что такое орфография? (Орфография- это раздел науки о языке, который изучает правила написания слов.)
- Какие орфограммы в корне вы знаете? (Безударные гласные, проверяемые и не проверяемые ударением, проверяемые и непроизносимые согласные в корне слова, чередующиеся гласные а – о в корне –лаг- и –лож- )
- Какой следующий шаг вы должны сделать? (Повторить нужный материал.)
- Почему вам необходимо повторение? (Мы должны вспомнить то, что нам нужно для урока, чтобы сделать следующий шаг.)
- Посмотрите на доску и обратитесь к своим рабочим картам:
На доске:
д..жди п..мидор голу..ка вку..ый сл..гать
л..исты б..рега дер..кий радо..ый изл..жить
- Кто хочет поработать у доски? (остальные выполняют задание на крточках)
- В чем вы сейчас упражнялись? (В умении применять правила выбора написания гласных в корне на практике, а также в объяснении условия своего выбора.)
- Следующее задание - на пробное действие. Зачем нужно пробное действие? (Чтобы понять, что мы не знаем, и поставить цель.)
На доске:
распол..гаться на берегу выр..стет тюльпан
предпол..жить ответ выр..щенный сад
подр..сли на грядке
отр..сль хозяйства
(При записи двух последних словосочетаний у учащихся мнения делятся: одни считают, что писать нужно а, другие - о.)
- Кто не выполнил задание? В чем ваше затруднение? (Мы не смогли выбрать, какую букву надо вставить - а или о в ловах второго столбика.)
- Кто выполнил задание? Обоснуйте ваш выбор буквы. (Мы не можем обосновать.)
3.Выявление места и причины затруднения.
1) Какое задание вы должны были выполнить?
2) Почему же вы не смогли выполнить это задание - ведь в предыдущих похожих случаях вы с таким заданием справлялись?
3) Значит, в чем причина вашего затруднения? (Мы не знаем правила написания чередующейся гласной в корне -раст- -ращ- -рос-.)
4.Построение проекта выхода из затруднения.
- Какова же цель нашей работы на уроке? (Выявить условия написания гласных а - о в корнях -раст- -ращ- -рос-.)
- Сформулируйте тему урока. ( Буквы а – о в корнях -раст- , -ращ- , -рос.)
-Тему урока записываем в рабочие карты.
(Название темы записывается на доске и в рабочих картах учеников.)
- Что из этапа повторения поможет нам в достижении цели? (Умение выделять корень, определять безударную и чередующуюся гласные в корне и комментировать условия выбора гласной.)
- Для определения условий выбора написания чередующихся гласных а - о в корнях -раст- , -ращ- , -рос я предлагаю вам поработать в группах. Но сначала давайте составим план действий. Каков будет первый шаг? Второй? Третий?
(По мере ответов учащихся учитель выставляет на доске шаги алгоритма Д-1:
Выделить корень
Определить конечную согласную в корне
Сделать вывод
5.Реализация построенного проекта
- Разделитесь на 4 группы и выполните следующее задание: выделите корень слова и обратите внимание на конечную гласную в корне. (выполнить упр. 126из учебника «Русский язык»/Бунеев Р.Н. и др. )
- Все ли группы справились с заданием? (Да.)
- Возникали затруднения? (Мы разрешили их внутри группы.)
- Итак, ребята, выполнив это задание, вы можете ответить, от чего зависит написание гласных А и О в корнях -раст- -ращ- -рос-.? (Да, написание чередующихся гласных А и О в корнях -раст- -ращ- -рос- зависит от последующей согласной корня. )
- Сформулируйте, пожалуйста, правило написания чередующихся гласных А и О в корнях -раст- -ращ- -рос- .
- Как нам оформить это правило, чтобы легче было его запомнить? (Составим алгоритм).
- Каким будет первый шаг нашего алгоритма? (Выделить корень.)
(Дети проговаривают шаги алгоритма, учитель фиксирует его на доске.)
- Что вы будете делать дальше? (Проверим, правильный ли алгоритм у нас получился.)
- Давайте в учебнике внимательно прочитайте правило и проанализируйте алгоритм.
- Вернемся к заданию для пробного действия. Можем мы теперь правильно написать ? (Да.)
- Можем обосновать выбор букв А и О в корнях -раст- -ращ- -рос- ?
(Да.)
(Ученики вставляют чередующиеся гласные и комментируют условия выбора гласной.)
6.Первичное закрепление во внешней речи
- Каким будет следующий этап вашей работы? (Теперь мы потренируемся в применении нового правила и поучимся формулировать условия написания чередующихся гласных А и О в корнях -раст- -ращ- -рос-.)
(Учитель предлагает учащимся выполнить упражнение на новое правило из используемого учебника.
Ученики выполняют упражнение в рабочих картах, проговаривая в парах условия написания чередующихся гласных А и О в корнях -раст- -ращ- -рос-. Первое словосочетание разбирают вместе.)
7.Самостоятельная работа с самопроверкой
- Разобрались? Как проверить, усвоили вы новую тему или нет? (Нужно поработать самостоятельно.)
- Посмотрите на задание № 2 в ваших рабочих картах, приступайте, время - 6 минут.
1 | Выр..стили |
2 | Подр..сли |
3 | Отр..сль |
4 | Взр..щённый |
5 | Р..стки |
6 | Разр..статься |
7 | Пор..сль |
8 | Вр..сли |
8.Включение в систему знаний и повторение
- Скажите, ребята, где мы будем применять новые знания? (Этот материал войдет в нашу орфографическую копилку знаний, пригодится в жизни: нужно уметь грамотно писать.)
- А теперь тем, кто справился с работой отлично и уверен в своих новых знаниях, я предлагаю выполнить более сложное задание.
Дополнительное задание
Вставьте пропущенные буквы, обозначьте условия выбора гласных в корнях: Долго р..сло р..стение, выр..щенное р..стовщиком из Р..стова по имени Р..стислав, пока р..сток не перер..с возр..стной барьер, прор..с выше, пройдя сквозь все р..стительные преграды, став добычей работников пищевой отр..сли.
- А те, кто испытал затруднения и допустил ошибки, обратитесь к эталону проверки и выполните упражнение из учебника №... (одно из заданий учебника, по которому идет работа, аналогичное заданию самостоятельной работы. Пока ученики, допустившие ошибки, выполняют упражнение, ребята, работавшие со сложным заданием, по цепочке зачитывают ответы.)
9.Рефлексия учебной деятельности
- Заканчивается урок. Значит, что надо сделать? (Подвести итог.)
- Какую цель мы ставили на уроке? (Мы поставили цель выявить условия написания чередующихся гласных А и О в корнях -раст- -ращ- -рос-.)
- Достигли ее? (Да.)
Докажите. (Мы сами поставили цель, сами нашли новое правило и алгоритм, узнали условия написания чередующихся гласных Е и И в корнях.)
- В чем вы испытали затруднения? (Мы не могли правильно выбрать чередующуюся гласную в корне.)
- Что вам помогло их преодолеть? (Групповая работа и работа в парах, правило в учебнике, алгоритм действия, учитель.)
-Оцените свою деятельность на уроке, составьте синквейн.
- Учитывая изученный материал и затруднения, которые мы испытали, давайте подумаем, какую работу следует сделать дома. (Обратиться к правилу, потренироваться в формулировке условий выбора гласных А и О в корнях -раст- -ращ- -рос- , выполнить упражнение из учебника, составить самодиктант,... и т.д.)
В завершение, учитель предлагает дома изучить теоретический материал учебника по данной теме, сделать одно упражнение из учебника. А тем, кто уверен в своих знаниях, выполнить творческое задание: придумать шуточные четверостишия с использованием слов с чередующимися гласными А и О в корнях -раст- -ращ- -рос-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буквы О-А в корне -раст-/-рос-. "Растёт рябина"
Урок проводится в 5 классе. Тема "Растёт рябина". Используются примеры, предложения, стихотворения о рябине....
Разработка занятия и презентация "Буквы а-о в корнях - раст-,- ращ-,- рос-"
Материал можно использовать на уроках русского языка и кружковых занятиях по русскому языку....
Разработка занятия и презентация "Буквы а-о в корнях - раст-,- ращ-,- рос-"
Материал можно использовать на уроках русского языка и кружковых занятиях по русскому языку....
Урок по теме: "Буквы О-А в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-"
Технологическая карта урока с презентацией....
«Буквы О - А в корне РАСТ- РОС -РАЩ»
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОСв 5 классе по теме: «Буквы О - А в корне РАСТ- РОС -РАЩ»....
Разработка урока русского языка в 5 классе в рамках ФГОС «Буквы А-О в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-»
ФИО (полностью)Мордвинова Надежда Михайловна Место работыГосударственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №11 города Кинеля...
Открытый урок "Буква А - О в корне -раст-, -рос-"
Открытый урок по русскому языку в 5 классе...