«Буквы О - А в корне РАСТ- РОС -РАЩ»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС
в 5 классе по теме: «Буквы О - А в корне РАСТ- РОС -РАЩ».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bukvy_o-a_v_korne_rast_-_ros_-_rashch.docx | 18.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС
в 5 классе по теме: «Буквы О - А в корне РАСТ- РОС -РАЩ».
Тип урока: введение нового знания.
Технология: деятельностный метод обучения.
Основные цели:
1)сформировать представление о способе выбора написания О-А в корне РАСТ-РОСТ-РАЩ,
научить умению определять написание О-А в корне с чередованием и комментировать условия написания;
2)закрепить знание этапов учебной деятельности и их содержание;
3)тренировать умение самостоятельного осуществления учебной деятельности под руководством учителя.
1.Постановка учебной задачи.
Результатом этого этапа будет определение учебной задачи. Это этап мотивации и целеполагания.
УУД: личностные, коммуникативные.
Учитель приветствует детей, высказывая добрые пожелания. В результате создается положительная эмоциональная направленность.
- Добрый день, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся, ведь «от улыбки станет всем теплей», как пел Крошка Енот. Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.
Ребята, мы с вами продолжаем наше путешествие по стране «Орфография».
С каким важным понятием мы познакомились на предыдущих уроках?
(орфограмма).
Что такое орфограмма?
(ошибкоопасное место)
. А для чего мы должны изучать орфограммы?
(чтобы быть грамотными людьми).
Пригодится ли в жизни это качество – быть грамотным человеком?
(да, конечно).
Перечислите, какие вы знаете орфограммы в корне?
(перечисляют).
С правописанием какого корня мы познакомились на предыдущем уроке?
(лаг-лож).
Предлагаю вам выполнить следующее задание: разделите данные слова на группы, обоснуйте свое решение, вставьте пропущенные буквы:
С.довник, р.стение, р.сточек, прил.жить, изл.гать, выр.щенный, в.дяной, выр.с.
Все ли справились с заданием?
Всё ли вам было понятно в задании?
(не совсем ,возникли затруднения).
Какие затруднения? Почему они возникли? Может, мы чего-то не знаем?
(Дети не знают, как правильно написать корни с чередованием (РАСТ-РОС-РАЩ).
Итак, какова наша с вами учебная задача?
Какую цель преследуем на уроке?
Что сегодня предстоит нам выяснить?
(Дети высказываются, формулируют тему урока).
2. «Открытие нового знания» .
Результатом этого этапа будет формирование ориентировочной основы действий.
Способы: диалог, парная работа.
Принцип деятельности.
УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (создание благоприятной атмосферы заинтересованности, развитие монологической речи, работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).
-Ребята, а как мы можем с вами узнать правило написания корня с чередованием РАСТ-РОС-РАЩ?
(можем прочитать в учебнике, а можем понаблюдать за словами и самостоятельно выявить определенные закономерности).
Предлагаю следующее задание выполнить в парах.
Перед вами правильно написанные слова. Прочитайте их, запишите, выделите корень, сравните их и выведите явно видимую закономерность в правописании.
Растение, вырос, выращивать, росток, растительный, росли, растёт.
Все ли справились с заданием?
(да).
Итак, выполнив это задание, сможете вы ответить, от чего зависит правописание букв О-А в корнях РАСТ-РОС-РАЩ? Сформулируйте, пожалуйста, правило написания чередующихся гласных.
3.Первичное закрепление.
Результатом этого этапа будет комментирование каждой искомой ситуации, проговаривание нового знания, запись в виде алгоритма.
-Ребята, давайте составим алгоритм , чтобы легче запомнить правило.
( Дети проговаривают шаги алгоритма).
(выделить корень; подчеркнуть согласную корня: перед «СТ» и «Щ» пишем «А», а перед «С» - «О».
А теперь откроем учебник, прочитаем правило и сопоставим с нашим алгоритмом. (дети высказываются).Что ещё узнали?
(есть слова- исключения: росток, отрасль)
Выполним упражнение№438 на новое правило из учебника.
Ученики проговаривают в парах условия написания корней РАСТ-РОС-РАЩ и осуществляют взаимопроверку.
Как проверить, усвоили вы новую тему или нет?
(нужно поработать самостоятельно).
4.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Результатом этого этапа будет самоконтроль и самооценка, каждый для себя делает вывод, что он уже умеет. Ученик проговаривает алгоритм действия «про себя».
Предлагаю написать буквенный диктант. (о-а). Тот ученик, который правильно написал буквы в продиктованных словах и соединил букву «О», тот поучит какую-то букву… («О») Значит, вы усвоили правило и не сделали ни одной ошибки. Учитель показывает (с помощью ПК) правильный ответ.
1.растение, выросли, разрастается
2.растущий, выращивать, росток
3.дорасти, переросли, заросли.
5.Тренировочные упражнения.
Результатом этого этапа будет отработка и закрепление изученного материала, выведение на уровень автоматизированного умственного действия.
1)Записать однокоренные слова с данными приставками: ПОД-,У-, ПО-, На-, ПРО-, ПЕРЕ-,ЗА-, В-, РАЗ(С)-,ВОС(З)- Глаголы: Р…СТИ,Р…СЛИ.
С какими приставками однокоренных слов нет?
Составить 2 предложения с прямой речью, стоящей после слов автора.
2)Упражнение №440 Озаглавьте текст. Спишите первые 3 предложения. Подберите к выделенным словам слова с чередованием согласных.
Ребята, мне бы хотелось обратить ваше внимание на то: НЕ пользуйтесь проверочным словом при написании слов с чередованием гласных в корне!
Рефлексия деятельности (итог урока).
Урок заканчивается, значит, надо подвести итог.
Какую цель мы ставили на уроке? Достигли ее? Докажите. Оцените свою деятельность и своих одноклассников, используя слова с корнями РАС-РОСТ-РАЩ ( росли, растительность, выращивать ,росток и т.д.).
Домашнее задание по выбору: 1. Выполнить упражнение №437из учебника.
2. Составить карточку для соседа на изученное
правило.
(10 слов с пропущенными буквами в корнях);
3. Написать небольшой рассказ «На пришкольном участке, употребляя
слова и словосочетания с корнями РАСТ-РОС-РАЩ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буквы О-А в корне -раст-/-рос-. "Растёт рябина"
Урок проводится в 5 классе. Тема "Растёт рябина". Используются примеры, предложения, стихотворения о рябине....
«Буквы а – о в корнях -раст- , -ращ- , -рос- »
Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ)...
Разработка занятия и презентация "Буквы а-о в корнях - раст-,- ращ-,- рос-"
Материал можно использовать на уроках русского языка и кружковых занятиях по русскому языку....
Разработка занятия и презентация "Буквы а-о в корнях - раст-,- ращ-,- рос-"
Материал можно использовать на уроках русского языка и кружковых занятиях по русскому языку....
Урок по теме: "Буквы О-А в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-"
Технологическая карта урока с презентацией....
Разработка урока русского языка в 5 классе в рамках ФГОС «Буквы А-О в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-»
ФИО (полностью)Мордвинова Надежда Михайловна Место работыГосударственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №11 города Кинеля...
Открытый урок "Буква А - О в корне -раст-, -рос-"
Открытый урок по русскому языку в 5 классе...