Урок русского языка в 5 классе "Типы и стили речи".Презентация.
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) на тему
Урок русского языка в 5 классе по учебнику Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой, (2012 год) Часть 1
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.85 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Содержание 1 . Устная и письменная речь. 2. Стили речи. 3. Типы речи.
Для чего нужна человеку речь ? РЕЧЬ ПОМОГАЕТ Общаться Делиться мыслями ,чувствами Договориться о чём- нибудь Согласовать свои действия. Похвалить, развеселить, рассмешить Предостеречь, посоветовать, Остановить. УСТНАЯ РЕЧЬ И ЕЁ РАЗНОВИДНОСТИ ДИАЛОГ ПОЛИЛОГ МОНОЛОГ
УСТНАЯ РЕЧЬ 1 .Те,кто говорят, видят и слышат друг друга. 2 .Говорят, на ходу исправляя лишь те ошибки , которые заметят. 3. Говорящий видит реакцию собеседника
Агафонова Е.Е. ХАРАКТЕРИСТИКИ устной речи 1.ТЕМП (скорость ) 2.ГРОМКОСТЬ (сила звучания) 3.ТЕМБР (окраска голоса) 4.ТОН ТЕМП Быстро Очень быстро Нормально Скороговоркой Замедленно Очень медленно
Агафонова Е.Е. ГОЛОС ВЫСОКИЙ НИЗКИЙ ЕХИДНЫЙ РОБКИЙ ВКРАДЧИВЫЙ ГРУБЫЙ 1.Прочитайте диалог , учитывая окраску голоса : - Алло .Слушаю вас. - Павлик дома? - Нет, он ещё не приходил из школы . Возможны варианты : спокойный - резкий сердитый - робкий уверенный - испуганный . Варианты силы голоса : громко , слишком громко , шёпотом, тихо …
Невербальные ( несловесные )средства общения очень часто используются в разговоре , дополняя и разъясняя сказанное Жест – движение , что-то выражающее или сопровождающее речь. Мимика – движение лица, выражающее внутреннее душевное состояние. Реакция собеседника –проявление отношения к чему-то или к кому-то Невербальные средства Жест Мимика Реакция собеседника
Пожалуйста , потише… - В музее , кинотеатре и трамвае О том, о сём друг другу говорим, Но часто одного не замечаем, Что ,как в лесу дремучем, мы кричим. О том, что мы вчера ходили в гости, Что папа подарил велосипед, У дедушки к дождю разнылись кости, А, между прочим, дождика всё нет. -Пожалуйста, потише! -Пожалуйста, потише! -Тсс! Тсс! Ччч! В какое бы общественное место Судьба сегодня вас не привела,- Учтите , никому не интересно Всё знать про ваши личные дела. 1.Прочитайте, продумывая силу голоса и интонацию, Подготовьтесь к чтению отдельных реплик полилога.
КАК ВЕСТИ СЕБЯ ВО ВРЕМЯ РАЗГОВОРА 1 . Говорите спокойно 2 . Не размахивайте руками. 3 . Следите за тем, какие слова вы подбираете. 4 . Умейте слушать другого. 5 . Говорите отчётливо, не спешите. Изменяйте интонацию, чтобы ваша речь не была монотонной . 6 . Не разговаривайте слишком долго. 7. Никогда не позволяйте себе грубо разговаривать с людьми
ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ и её разновидности Письмо Личный дневник Изложение Сочинение
ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ 1.Тот, кто пишет, не видит и не слышит того, к кому обращается. 2.Пишут, при проверке исправляя все ошибки . 3.Пишущий реакцию собеседника не видит, может только предугадать
Речевая ситуация Где говорим? С кем ? С какой целью? В официальной обстановке В неофициальной обстановке С одним человеком Общение Сообщение Воздействие С большой аудиторией Выбор стиля речи
Стили речи Артисты говорят в гримёрной, Твой друг беседует с тобой- Стиль это просто А не какой – нибудь иной. Рассказ читаешь или стих, Роман, поэму , пьесу – Знай в них стиль, Стиль очень интересный. Ещё есть стиль Статей в журнале политическом, Газетных очерков, заметок – Запомни также стиль и этот. А биографию открой – А правила когда мы учим, Употребляем стиль Разговорный Художественный Публицистический Официально - деловой Научный
Агафонова Е.Е. Стили речи (где? с кем? зачем?) Книжные Разговорный общение ( разговорные слова, неполные предложения,диалог ) НАУЧНЫЙ- сообщение (термины) ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ – воздействие (образные слова) ОФИЦИАЛЬНО – ДЕЛОВОЙ (сообщение) (особые слова и обороты) ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ сообщение информации , воздействие (общественно-политическая лексика,совмещение торжественной лексики и разговорных средств )
Наиболее важными хозяйственно-биологическими признаками сортов являются: стойкость к условиям произрастания (к климату, почве, вредителям и болезням), долговечность, транспортабельность и длительность хранения.
Директору ООО «Индиго» Гуриной Т.В. офис-менеджера Иванченко Ирины Алексеевны заявление. Прошу предоставить мне очередной отпуск с 18.10.12г. по 24.11.12г. 11.10.12г. Иванченко
Немного лет тому назад, Там, где, сливаяся, шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры, Был монастырь. Из-за горы И нынче видит пешеход Столбы обрушенных ворот, И башни, и церковный свод; Но не курится уж под ним Кадильниц благовонный дым, Не слышно пенье в поздний час Молящих иноков за нас. Теперь один старик седой, Развалин страж полуживой, Людьми и смертию забыт, Сметает пыль с могильных плит, Которых надпись говорит О славе прошлой - и о том, Как, удручён своим венцом, Такой-то царь, в такой-то год, Вручал России свой народ.
В XVI веке у Японских островов появились португальцы, первоначально выступившие посредниками в японо-китайской торговле. Японское правительство, видя явное техническое превосходство пришельцев и остро нуждаясь в огнестрельном оружии, направило на учёбу в Европу несколько молодых людей. Японские корабли дважды пересекали Тихий океан, доставляя посольства сёгуна (правителя страны) в Новую Испанию (Мексику). Однако португальцы не ограничились торговлей, а попытались обратить местное население в католичество. Так же действовали явившиеся вслед за ними испанцы. Голландцев и англичан религиозные дела интересовали значительно меньше (голландцы даже помогли сёгуну разгромить проходившее под христианскими лозунгами восстание, разразившееся в 1637 году в Симабара). В 1587 году всем миссионерам под угрозой смертной казни было приказано покинуть страну, более того, в 1612 году сёгун Токугава Иэясу объявил христианство вне закона. Португальских и испанских торговцев изгнали. Было всенародно объявлено, что у них «кошачьи глаза, огромный нос, красные волосы и язык, как у сорокопута». Впрочем, голландцы, с точки зрения японцев, выглядели ненамного лучше: «Лица у них тёмные, болезненно-желтоватые, волосы жёлтые и глаза зелёные. Кто при виде их не обратился бы в бегство от страха?» Тем не менее этим «страшилищам» милостиво разрешили торговать в Японии, правда, лишь в одном порту — Нагасаки.
Агафонова Е.Е. Разговорный стиль Особенности разговорного стиля Цель - общение C фера употребления – общение с близкими и хорошо знакомыми людьми, сфера бытовых отношений и устная форма профессиональных. Стилевые черты - Мы не всегда знаем, о чём будем говорить. - Мы не знаем , какие слова подберём. - Мы должны видеть и слышать участника разговора. Языковые средства : ограничен состав книжных слов,много просторечных слов,большое количество междометий, частиц, наличие неполных и коротких предложений, богатство интонаций.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ Сфера употребления – язык художественной литературы . Цель использования – создание художественного образа, эмоционально – эстетическое воздействие. Языковые средства : 1.Эпитеты , сравнения, метафоры, гипербола и т. д. 2.Стилистические фигуры ( фигуры речи) : анафора, антитеза ,бессоюзие ,градация , инверсия ,параллелизм ,риторический вопрос ,об- ращение ,умолчание ,эллипсис, эпифора. Художественный стиль отличается образностью, широким использованием изобразительно –вырази- тельных средств языка.
Художественный стиль речи 1 .Предназначен для создания художественных, поэтических образов , эмоционально – эстетического воздействия , и все языковые средства , включаемые в художественное произведение, подчиняются задачам данного стиля. 2.Основная функция – эстетическая . 3.К средствам художественной выразительности относятся РИТМ , РИФМА , ИНТОНАЦИЯ,ЗВУКОПИСЬ . 4.Характерная особенность – соединение различных стилей речи , совмещение слов «высоких» и «низких», присутствие разговорной лексики ,иногда – просторе- чий , диалектизмов ,профессионализмов. 5.Тип речи – рассуждение , рассуждение с элементами описания, описание .
Публицистический стиль Публицистика - особый тип литературных произведений , в которых освещаются, разъясняются актуальные вопросы общественно- политической жизни, поднимаются нравственные проблемы.
Публицистический стиль Сфера употребления – стиль радио , телевидения , газетных , журнальных статей . Цель – передача информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя . Жанры : информация, критическая заметка, репортаж ,интервью ,статья, рецензия, зарисовка, очерк ,фельетон. ОРАТОРСКАЯ РЕЧЬ, СУДЕБНАЯ РЕЧЬ . ДОКЛАД .
Особенности публицистического стиля речи 1.ЛОГИЧНОСТЬ. 2.ОБРАЗНОСТЬ. 3.ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ . 4.ОЦЕНОЧНОСТЬ . 5.ПРИЗЫВНОСТЬ . 6.ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИ- ЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА Важнейшее качество – ОБЩЕДОСТУПНОСТЬ: Она рассчитана на широкую аудиторию и долж- на быть понятна всем . Чтобы воздействовать на воображение и чув- ства читателя , исполь- зуются ЭПИТЕТЫ, СРАВНЕНИЯ , МЕТА- ФОРЫ , просторечные слова, фразеологизмы
ОФИЦИАЛЬНО – ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ Сфера употребления - используется в официальной обста- новке ( сфера законодательства , делопроизводства, административно –правовой деятельности ). Цель – сообщение , информирование . Основные жанры : законы , приказы , постановления резолюции, протоколы, акты ,справки , инструкции, объявления, деловые бумаги (заявление, рапорт , докладная…) Особенности языка: 1.Официально – деловая лексика 2.Устойчивые , стандартизированные обороты речи 3.Точность,не допускающая иного толкования .
Агафонова Е.Е. Официально – деловой стиль речи. Сфера употребления – правовые , служебные , производственные отношения . Цель использования – сообщение , информирование . Основные черты: 1.Точность , не допускающая иного толкования . 2.Неличный характер . 3.Стандартизованность,стереотипность построения текста. 4.Долженствующе- предписывающий характер . Языковые особенности. 1.Лексика – широкое употребление стандартных оборотов речи. специальной терминологии. 2.Синтаксис – осложнённые простые предложения . 3.Типы речи – почти отсутствуют повествование и описание . 4.Все документы лишены эмоциональности, отсутствуют изобразительные средства языка.
Агафонова Е.Е. Схема научного стиля речи Речевая ситуация : ЦЕЛЬ - СООБЩЕНИЕ,ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ Стилевые черты : логичность изложения , отвлечённость и обобщённость , точность , доказательность, неэмоциональность и объективность
Стилистический эксперимент Задание : 1.Прочитайте текст два раза. При первом чтении используйте первый синоним, данный в скобках, а затем прочитайте текст со вторым сино- нимом . Что получилось? 2.В чём заключается разница между двумя прозвучавшими текстами? 3.Что получится, если прочитать текст ещё один раз, используя то первый, то второй синоним ? У ручья ( выросла , вымахала) красавица Роза . На ветку перед ней ( сел , взгромоз- дился ) Соловей . С восхищением он( смотрел , уставился) на Розу, ( воспевая , расхваливая ) её красоту . Соловьиные ( трели , верещания ) звучали над ручьём , и тот ( вторил , поддакивал ) им тихим ( журчанием , бульканьем ). Но пришла осень.( Опали , отвалились ) лепестки прекрасной Розы. Ручей ( унёс , уволок ) их вдаль , и ( смолкла , заглохла ) соловьиная песня. А.Смирнов .
Агафонова Е.Е. Стилистический эксперимент Задание : 1.В данном тексте встречаются синонимы к слову глаза: глазёнки , гляделки . С какой целью использовал их автор ? 2.Как меняются прилагательные и глаголы, оказавшись рядом с этими синонимами? 3.Что , по вашему мнению, будут представлять собой люди – обладатели глаз, глазёнок , гляделок? Глаза . Были глаза: чёрные, прекрасные. Взглянут – и смотрят, и спрашивают. И были глазёнки: серые, плутоватые – всё шмыгают, ни на кого прямо не смотрят. Спросили глаза : - Что вы бегаете? Чего ищете ? Забегали глазёнки, засуетились, говорят : - Да так себе ,понемножечку ,полегонечку , нельзя – помилуйте , надо же – c ами знаете . И были гляделки : тусклые, нахальные .Уставятся и глядят. Спросили глаза : - Что вы смотрите ? Что видите? Скосились гляделки , закричали : - Да как вы смеете? Да кто вы? Да кто мы ? Да мы вас ! Искали глаза глаз таких же прекрасных , не нашли и сомкнулись. Ф. Сологуб.
Типы речи Повествование Описание Рассуждение Что произошло? Несколько рисунков (фотографий) глаголы Какой? Один рисунок (фотография) прилагательные Почему? Нет рисунков, фотографий. наречия
Типы речи . Повествование. : Повествование – это рассказ, сообщение о каком – то событии в его временной последовательности. Композиционные особенности: 1 . Произведения повествовательного типа могут начинаться сразу с завязки и даже с развязки действия (т.е. событие может передаваться в прямой , хроноло- гической последовательности и в обратной , когда мы сначала узнаём о развязке , а потом уже - о самом дей c твии ) . 2 . Выразительная и изобразительная сила повество- вания заключается в наглядном представлении дейст-вия . 3. Особая роль принадлежит глаголам, обозначающим последовательно сменяющие друг друга события ,по- могают развёртыванию повествования.
ПОВЕСТВОВАНИЕ –это рассказ , сообщение о каком-то событии в его временной последовательности . Главное – порядок протекания действия и развитие сюжета Выразительная и изобразительная сила повествования заключается прежде всего в наглядном представлении действия, движения людей и явлений во времени и пространстве. Особая роль принадлежит ГЛАГОЛАМ , особенно формам прошедшего време- ни совершенного вида (они, обозначая последовательность событий, помога- ют развёртыванию повествования ). К тексту – повествованию можно поставить вопрос ЧТО ПРОИЗОШЛО? Метод фотографирования – НЕСКОЛЬКО ФОТОГРАФИЙ.
Повествование и его структура вступление Завязка Развязка КУЛЬМИНАЦИЯ Заключение
Описание и его структура Описание – словесное изображение какого - либо явления действитель – ности путём перечисления и раскрытия его основных признаков . Цель описания – сделать так , чтобы читатель (слушатель) увидел предмет описания, представил его в своём сознании. Композиция описания: 1.Общее представление о предмете. 2.Отдельные признаки предмета. (описание деталей, частей) 3.Авторская оценка, вывод ,заключение . Языковые особенности: 1 . Широкое использование слов, обозначающих качест-ва , свойства предметов . 2 . Употребление глаголов несовершенного вида в форме прошедшего времени, а для особой наглядности , изобразительности – в фор-ме настоящего времени. 3. Важную роль играют определения , назывные и неполные предложения .
Объекты описания в зависимости от ситуации и целей могут быть самые разные
Рассуждение и его структура Рассуждение – это словесное изложение , разъяснение, подтверждение какой – либо мысли . Рассуждение – очень важный тип речи : чтобы убедить в чём – то, надо уметь рассуждать , доказывать , логически мыслить , делать обоснован- ные выводы . Это умение необходимо ,чтобы опровергнуть точку зрения оппонента , с которым вы не согласны. Композиция 1 . Тезис ( высказывается какая – то мысль ) 2 . Аргументы( доказательства или опровержение этой мысли). а)… б)… в)… Убедительные, сопровождаемые примерами 3 . Вывод ( заключение )
Рассуждение и его характерные особенности Важно , чтобы а ) тезис был доказуемым и чётко сформулированным б ) аргументы были убедительными, их должно быть достаточно для доказательства вашего тезиса в ) между тезисом и аргументами, а также отдельными аргументами устанавливалась логическая и грам - матическая связь г ) каждый аргумент подтверждал именно выдвинутый вами тезис , а не что – то другое ( факт – самое бес – спорное доказательство). д ) для грамматической связи между аргументами , а также между тезисом и аргументами использовались вводные слова : во – первых , во – вторых , наконец , итак , следовательно , таким образом Жанровые формы рассуждения Письмо Статья Рецензия Доклад Полемический диалог
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 9 класс. Публицистический стиль речи
Урок по программе Разумовской 9 класс.Работа с текстом при подготовке к ГИА. Публицистический стиль речи. Проблемно-диалогический урок....
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/28/picture-461307-1403961343.jpg)
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Стили речи"
Цель: начать знакомство с понятием "стили речи", формировать умение различать стили речиТип урока: урок объяснения нового материала...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/06/picture-812502-1473162371.jpg)
Групповая технология на примере фрагмента урока русского языка по теме «Функциональные стили речи».
Алгоритм создания презентации образовательной технологии для портфолио профессиональной деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/24/picture-644938-1435142802.jpg)
Разработка урока русского языка 5 класс по развитию речи. Обучение написанию текста различных стилей.
Речь - это творческая деятельность: она включает в себя умение наблюдать. мыслить, фантазировать, умение слушать и слышать.Поэтому мной разработан урок группового взаимодействия по обучению написания ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/25/picture-79854-1556139796.jpg)
Система упражнений по развитию речи учащихся на уроках русского языка. Создание текстов публицистического стиля
Газета – это история мира за сутки. А. Шопенгауэр Методическая разработка создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего обр...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/21/picture-40023-1477070969.jpg)
Конспект урока по русскому языку на тему "Научный стиль речи, его особенности и разновидности"
Цель: актуализировать знания об особенностях научного стиля речи, познакомить с разновидностями (подстилями) научного стиля, продолжить подготовку учеников к выполнению заданий единого государственног...