Разработка урока русского языка "Обособленные обстоятельства. Закрепление и обобщение темы."
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Урок русского языка по теме "Обособленные обстоятельства. Закрепление и обобщение темы." для учащихся 8 класса предполагает работу в группах. Предлагаются задания разного уровня сложности. При составлении заданий использовался материал по противопожарной безопасности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obosoblennye_obstoyatelstva._urok_v_8_klasse.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК В 8 КЛАССЕ
Тема: Обособленные обстоятельства
Урок закрепления изученного материала
Цели:
- Закрепить ЗУН, УУД по теме «Обособленные обстоятельства»
- Развивать навыки постановки знаков препинания в предложениях с обособленными обстоятельствами
- Проверить уровень сформированности у учащихся компетенций
- Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, своему здоровью
Технологии:
- Проблемного обучения
- Дифференцированного обучения
- Игрового обучения
- ИКТ
- ТИО
- Здоровьесберегающая
- Критического мышления
Оборудование:
- Компьютер, проектор, экран
- Карточки разных видов
- Тестовые задания в печатном варианте
- Тестовые задания в программе PowerPoint
- Листы белой бумаги размером А4
- Цветные карандаши, фломастеры, маркеры
Ход урока:
I Организационный момент
II Мозговая атака (подготовка к ГИА)
На доске написаны слова (по количеству учащихся в классе). Учащиеся выходят к доске парами, выбирают по одному слову, выполняют задания.
Искра (уд.) | Огниво (уд.) |
Газопровод (уд.) | Огнеборец (уд.) |
Поджог | Костёр |
Ра…жечь | Во…пылать |
Г…рение | Сж…гает |
Пламен…ый | Озарён…ый |
Горящий | (смелый) пожарный |
Огненный столб = | Горят, потрескивая..= |
III Целеполагание
Что общего между словами, написанными на доске? (пожар, пожарная безопасность)
Какую тему мы с вами изучали? (обособленные обстоятельства)
Могут ли соприкоснуться эти две темы? Каким образом?
Как вы думаете, почему мы будем говорить о пожарной безопасности? Актуальна ли сегодня эта тема?
(положение Даурского заповедника о проведении акции «Скажем пожарам – НЕТ!»)
Какую цель ставит каждый из вас при изучении темы «Обособленные обстоятельства»?
IV Работа по группам
- Синтаксическая лотерея
Устно. Учащиеся выбирают вопросы по теории и отвечают – 4 человека.
- Какие обстоятельства обособляются всегда? Приведите примеры.
- Почему не обособляются при одиночном употреблении слова стоя, сидя, лёжа, молча, нехотя, шутя, не глядя? Приведите примеры.
- При каких условиях происходит обособление слов стоя, сидя, лёжа, молча, нехотя, шутя, не глядя? Приведите примеры.
- Обособляются или нет фразеологические обороты? Приведите примеры.
- Задание продвинутого уровня (дано заранее) – 2 человека (отвечают последними у доски). – Приложение №1
Найдите материал о Великом чикагском пожаре. Составьте небольшой текст, используя предложения с обособленными обстоятельствами. Составьте схемы 3 предложений. Какова тема текста? Назовите причины пожара.
Великий чикагский пожар продолжался с 8 октября по 10 октября 1871 года.
Он начался в маленьком сарае на задворках дома. Дэниел Салливан, пытаясь украсть молоко из сарая, поджёг там сено. Когда пламя объяло сарай, соседи бросились к дому, пытаясь спасти его от огня. Но вскоре пожаром были охвачены близлежащие постройки и дома. В огне погибли отели, магазины, церкви, опера и театры в центре города. Пожар продолжал распространяться, жители города искали убежища в северной части, по мостам переходя через северный рукав реки Чикаго. Вскоре огонь добрался и туда, сжигая всё на своём пути.
К вечеру понедельника ветер, наконец, стих и пошёл моросящий дождь. Пожар сошёл на нет, оставив позади себя 48 почти полностью разрушенных кварталов…
Найдите материал о Московском пожаре. Составьте небольшой текст, используя предложения с обособленными обстоятельствами. Составьте схемы 3 предложений. Какова тема текста? Назовите причины пожара.
Московский пожар начался 14 сентября 1812 года во время оккупации французами Москвы. Пожар охватил практически весь центр, а также значительные территории на окраинах города, истребив три четверти деревянных построек.
Главной причиной пожара считается организованный поджог при оставлении города русской армией после Бородинского сражения.
Наполеон, вынужденный спасаться из Кремля, покинул его пешком, направляясь к Арбату, заблудился там и, едва не сгорев, выбрался к селу Хорошево, переправившись через Москву-реку по плавучему мосту. К вечеру он дошёл до Петровского дворца…
18 сентября пожар, уничтожив три четверти города, стих. Наполеон вернулся в Кремль…
- Задание среднего уровня – 7 человек.
За партами. Прочитайте текст. Какова его основная мысль? Выпишите из текста предложение с обособленным обстоятельством (знаки препинания не расставлены)
В Забайкалье пожары, как правило, возникают весной – до появления зеленой травы и осенью – после ее высыхания.
Раздуваемые ветром они имеют большую скорость распространения выжигают громадные территории губя все живое уничтожая стоянки животноводов вместе со скотом опустошая целые села лишая людей жилья…
По вине человека горит всё вокруг. Это страшное бедствие несущее не пользу а вред и природе и людям.
Прошлой весной от огня сильно пострадал Даурский заповедник приняв на себя 17 пожаров, пришедших с сильным ветром и пыльной бурей.
Борьба со стихией велась в течение длительного времени.
Несмотря на крайне сложную пожарную обстановку удалось отстоять 95% территории заповедника 90% территории заказника «Долина дзерена». Сильно пострадал заказник «Цасучейский бор» лишившись 32 тысяч гектаров леса. В огне погибло множество животных, в том числе около сотни сибирских косуль.
- Задание низкого уровня – 3 человека.
Работа по карточкам. Спишите предложения. Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания. Подчеркните обособленные обстоятельства.
Пламя то зам..рало и т..рялось в ч..рном дым.. то вдруг вспыхивало ярко, до странности отчетливо осв..щая лица столпившихся людей ст..явших на перекрестке.
Иван П..трович как-то сразу увидев лужицу под шлангом кинулся к ней чу..ствуя что без в..ды дальше не вытерп..т.
Какие ситуации, вызывающие пожар, вы ещё можете назвать?
V Работа с карточками по группам
Прочитайте отрывки из детских произведений.
Объясните, в какие пожароопасные ситуации попали герои.
Запишите выделенные предложения, заменив однородные сказуемые на обособленные обстоятельства.
- Открыла духовку Наташа и увидела на противне Кузьку, который вопил не жалея голоса:
— Обожжешься! Сгоришь! Удирай, пока не поздно!
— Это ты сгоришь! — сказала Наташа и стала объяснять про газовую плиту и про духовку.
«Не дослушав объяснений, Кузька вылетел наружу как ошпаренный, подобрал коробку с пирожными, надел лапоть и сердито пнул плиту:
— Вот беда, беда, огорчение! Я-то думал, это будет мой домик, тихонький, укромненький, никто туда не заглянет. А сам, страх подумать, в печи сидел! Ах ты, батюшки!
Наташа стала его утешать.
— Я твоей плиты не боюсь, зря не укусит, — махнул рукою Кузька. — Я огня боюсь!»
(Т. Александрова. Сказка «Домовёнок Кузька»)
2) Посадила Баба - Яга Иванушку на лопату и решила его в печь засунуть. А Иванушка раздвинул ноги и в печь не лезет.
- Ты что, не знаешь, как нужно в печь залазить?
- Нет. А ты мне покажи.
- Эх, вы молоде-е-шь, ничего вы не умеете. Все старикам учить вас надо.
Села Баба – Яга на лопату, а Иванушка ее в печь - то протолкнул и заслонку поставил.
(Русская народная сказка)
3) …А лисички взяли спички,
К морю синему пошли,
Море синее зажгли.
Море пламенем горит,
Выбежал из моря кит:
«Эй, пожарные, бегите!
Помогите, помогите!»
(К.И. Чуковский «Путаница»)
4) Одна из внучек, Маша (ей было три года), открыла печку, нагребла угольев в черепок и пошла в сени. А в сенях лежали снопы. Маша принесла уголья, положила под снопы и стала дуть. Когда солома стала загораться, она обрадовалась, пошла в избу и привела за руку брата, Кирюшку (ему было полтора года, он только выучился ходить), и сказала: «Глянь, Килюска, какую я печку вздула».
(Л.Толстой «Пожар»)
VI Диктант.
Определите, чем осложнены данные предложения. Составьте схемы.
Пламя поднималось высоко, жарко, освещая двор и широкими взмахами отблесков прыгая по крышам ближних домов. Вследствие этого, избы поселка, далеко осиянные заревом, боязливо вжимались в землю.
VII Физминутка. (Проводит учащийся, самостоятельно составивший упражнения, используя предложения с обособленными обстоятельствами)
VIII Тестирование (5 тестовых заданий) + интерактивное тестирование
Самостоятельно. Самопроверка.
IX Выпуск листовок
Задание по группам. Создайте листовку на тему «Пожарная безопасность», употребляя предложения с обособленными обстоятельствами.
X Самооценка. Оценка.
XI Рефлексия
Создайте синквейн на тему урока, об уроке, о пожаре
XII Домашнее задание (на выбор)
- Напишите сочинение-миниатюру по одной из пословиц:
- Огонь – друг и враг человека.
- Огонь – хороший помощник, но плохой хозяин.
- Опишите картину или фотографию, изображающую пожар.
- Напишите письмо другу и расскажите о страшном пожаре, произошедшем недавно в нашем посёлке.
В работах используйте предложения с обособленными и необособленными обстоятельствами.
Приложение №1
Великий чикагский пожар
Великий чикагский пожар продолжался с 8 октября по 10 октября 1871 года.
Он начался в маленьком сарае на задворках дома. Дэниел Салливан, пытаясь украсть молоко из сарая, поджёг там сено. Когда пламя объяло сарай, соседи бросились к дому, пытаясь спасти его от огня. Но вскоре пожаром были охвачены близлежащие постройки и дома. В огне погибли отели, магазины, церкви, опера и театры в центре города. Пожар продолжал распространяться, жители города искали убежища в северной части, по мостам переходя через северный рукав реки Чикаго. Вскоре огонь добрался и туда, сжигая всё на своём пути.
К вечеру понедельника ветер, наконец, стих и пошёл моросящий дождь. Пожар сошёл на нет, оставив позади себя 48 почти полностью разрушенных кварталов…
Московский пожар
Московский пожар начался 14 сентября 1812 года во время оккупации французами Москвы. Пожар охватил практически весь центр, а также значительные территории на окраинах города, истребив три четверти деревянных построек.
Главной причиной пожара считается организованный поджог при оставлении города русской армией после Бородинского сражения.
Наполеон, вынужденный спасаться из Кремля, покинул его пешком, направляясь к Арбату, заблудился там и, едва не сгорев, выбрался к селу Хорошево, переправившись через Москву-реку по плавучему мосту. К вечеру он дошёл до Петровского дворца…
18 сентября пожар, уничтожив три четверти города, стих. Наполеон вернулся в Кремль…
Приложение №2
Тест по теме «Обособленные обстоятельства»
- Определите, чем осложнено предложение
Заскрежетал, ходуном заходил забор между складами и магазином и рухнул ближним звеном внутрь, открыв улицу.
- Обособленным определением
- Обособленным приложением
- Обособленным обстоятельством
- Обособленным дополнением
- Определите, чем выражено обособленное обстоятельство в предложении Дети, по причине общей суматохи, носились по двору молча и ошалело.
- одиночным деепричастием
- деепричастным оборотом
- сравнительным оборотом
- существительным с производным предлогом
3. Выберите грамматически правильное продолжение предложения
Ворвавшись внутрь,…
- все стены заполыхали огнём.
- огонь завладел половиной задней стены.
- половина задней стены загорелась.
- огнём подожгло половину задней стены.
- В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Огонь выфукивал из-под крыши длинными (1) яркими языками (2) заставляя людей (3) как в танце (4) отступать и снова наступать.
- 1, 2, 3, 4
- 2, 3, 4
- 2, 3
- 2, 4
- *В каком предложении придаточную часть можно заменить обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом?
- У промтоварных складов метались и вскрикивали неузнаваемо озаренные фигуры, которые выплясывали возле огня какой-то стройный танец.
- Когда Иван Петрович заскочил в крайний справа продовольственный склад, там полыхало вовсю.
- Когда несколько потолочных плах возле угловой стены с одного конца сорвало, в проем бешеными выхлопами обрывался огонь.
- Угловая стена горела сверху донизу, поэтому подступиться туда было невозможно.
Ответы:
- – 3
- – 4
- – 2
- – 2
- – 1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по теме «Обобщение и систематизация знаний о предлоге».
Конспект урока русского языка в 7 классе по теме «Обобщение и систематизация знаний о предлоге». Тип урока: обобщение и проверка знаний о предлогах.Цели: 1)...
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по теме "Обобщение по теме "Имя числительное"
Данный урок представляет собой заочную экскурсию по Санкт-Петербургу. Путешествуя по городу, учащиеся повторяют основные правила, связанные с темой "Имя числительное"....
Разработка урока русского языка в 10 классе по теме «Фонетика. Обобщение»
повт Подробная разаботка конспекта урока русского языка повторительно-обобщающего типа в 10 классе по теме «Фонетика. Обобщение» с использованием ИКТ...
Методическая разработка урока русского языка в 11 классе по теме: «Обособленные обстоятельства»
Данный урок разработан для учащихся 11 класса, спланирован на основе использования современных педагогических технологий.Цель урока:1. Активизировать теоретические ...
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Обобщение и систематизация знаний по теме "Морфемика"
Предлагается методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Обобщение и систематизация знаний по теме "Морфемика"...
Разработка урока русского языка для 5 класса по теме "Повторение и обобщение изученного по теме "Синтаксис и пуктуация"
Тема: Повторение и обобщение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация» Цель деятельности учителя: обобщить, систематизировать знания учащихся по теме.Тип урока: обобщение...
Разработка урока русского языка в 6 классе по теме «Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных (закрепление). Практикум.»
Аннотация к урокуВ данной разработке представлены подходы организации образовательной деятельности детей через межпредметную взаимосвязь: русский язык-изо-ОДНКНР. Тексты и дидактические материалы выпо...