I.
Организационный.
Подго-
товка учащихся к актив-
ному, созна-
тельному повто-
рению матери-ала.
II.
Обобщающее повторение фонетики.
1)
Буквы и звуки, глас
ные и соглас
ные звуки
2) глас
ные звуки и буквы
3) соглас
ные звуки
Звон
кие и глухие, твер
дые и мягкие соглас
ные
- Гласные звуки и буквы.
- Гласные звуки и буквы.
4)Фонетичес
кий разбор слов
5). «Звуча
щая, выразительная музыка нашей речи»
III. Итоги урока. Оцени
вание
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
- «Звучащая, выразительнаяЗвучащая музыка нашей речи».
| 3мин
2мин
2мин
3мин
5мин
3мин
2мин
2мин
2мин
5мин
10 мин
3мин
3мин
2мин
|
2
3
4
4
5-6
7
8-9
10-11
12
13-14
15-16
17
18
19
20
21
22
23-24
25
26
27
| Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, обеспечивает введение в тему урока, подготавливает к сознательному повторению материала.
Слово учителя:
-Запишите высказывание К. Паустовского и подумайте, чем мы будем заниматься на уроке (слайд № 2). Что, по мнению Паустовского, сближает звуки природы со словами?
Слова то ш…лестят как трава то б…рмочут как родники то пер…свистываются как птицы то п…званивают как первый лед.
Учитель одобряет ответы, может поправить
Проверьте и объясните орфограммы и пунктограммы (слайд №3).
Учитель обозначает цель и задачи урока.
Слово учителя.
- Фонетика – раздел лингвистики, изучающий звуки нашей речи, соотношение между буквами и звуками. Звуки мы слышим и произносим. Буквы читаем и пишем. В русском языке 33 буквы. Буквы Ъ и Ь звуков не обозначают. Звуки делятся на гласные и согласные. Гласные состоят из голоса, поются, согласные – из голоса и шума.
Прочитайте стихотворение, вставьте и объясните пропущенные буквы.
Дыхание св..бодно в каждой гласной,
В с...гласной – пр..рывается на миг.
И только тот гармонии достиг,
Кому чередованье их подвлас..но.
Звучат в с..гласных сер..бро и медь.
А гласные даны для пенья.
И счас..лив будь, коль можешь ты пр..петь
Иль даже пр..дышать стих..творенье.
(С.Маршак)
Слово учителя.
В русском языке 6 гласных звуков: а, ы, э, и, у, а; 10 гласных букв: а, ы, э, и, у, а; е, ё, ю, я.
Буквы: е, ё, ю, я – обозначают 2 звука в начале слова, после разделительного ъ и ь и после гласной. Великий русский ученый М.В. Ломоносов назвал их «потаенными», поскольку они таят в себе звук [й’] и последующий гласный звук.
(
Учитель:
-Запишите транскрипцию слов: друзья, вьюнок, ежик, заяц, ель, юла, яблоки, бабочка, медвежонок.
А теперь проверьте: [друз’й’а], [в’й’унок], [й’ожык], [зай’ац], [й’эл’], [й’ула], [й’аблак’и], [бабач’ка] [м’идв’ижонак]
(Показывает слайд)
согласные звуки
Шум + голос,
поэтому звонкие
| [б], [в], [ж],
[г], [д],[ з]
| [л], [м], [н]
[й’], [р]
|
| парные
| непарные
| Тихий шум,
поэтому
глухие
| [к], [п], [ш]
[ф], [т], [с]
| [ц], [щ],
[ч], [х]
|
Учитель:
-Прочитайте эту странную фразу и
отгадайте ее:
Шыл-был у папужги зереньгий гослиг.
Учитель:
-Какие согласные претерпели изменения при письме?
Учитель:
- С какой целью юморист исказил строку сказки?
Учитель:
В жизни трудящихся звуков
Разное может случиться:
Могут они оказаться
В слабой и сильной позиции.
Гласные и согласные
Бывают такие опасные!
Звук очень ясно слышится,
А буква другая пишется.
Проникнув в тайны фонемы,
Осилим эти проблемы.
Учитель:
-Запишите транскрипцию слов: лебедь, поезд.
-А теперь проверьте: [л’эб’ит’], [по й’ист].
(Показывает слайд)
-Какие фонетические процессы, основанные на звучании согласных, происходят в словах? От чего зависит написание слов?
Учитель:
-Возьмите парный по глухости к [з], глухую пару к [д], гласный [о] под ударением, звонкую пару к [к]. Какое слово получится?
-Придумайте слова:
А)
Д- [д]
Д -[д']
Д -[т’]
Д -[т]
Б)
З - [з]
З - [з’]
З - [c’]
З - [c]
Учитель:
-Выполните фонетический
скамья, съезд.
| В)
Ж - [ж]
Ж - [ш]
разбор слов:
|
-А теперь проверьте. (Показывает слайд)
-Объясните разницу в звучании и написании слова съезд с точки зрения фонетики и орфографии
Учитель:
-Прочитайте транскрипцию и запишите предложение
[Л’убл’у б’ир’оску рускуй’у
то св’этлуй’у то груснуй’у]
Люблю березку русскую, То светлую, то грустную
(А. Прокофьев)
Учитель:
-Какой гласный звук повторяется и усиливает настроение легкой грусти и нежности?
Поэты, повторяя гласные или группируя их по одинаковости звучания, пользуются приемом ассонанса
Ассонанс – это художественный прием созвучия гласных звуков
Учитель:
-Спишите, подчеркните согласные звуки, которые повторяются и усиливают выразительность?
«Полночной порою в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.» (К. Бальмонт)
- Что удается достичь поэту благодаря повтору шипящих согласных?
Аллитерация- это древнейший стилистический прием усиления выразительности художественной речи повторами согласных.
Звуки русского языка очень музыкальны. Фонетика- это «звучащая, выразительная музыка нашей речи».
Сегодня на уроке мы повторили понятия звук и буква, правописание гласных и согласных фонем в слабой позиции, учились анализировать звучащую речь, наблюдали за интересными фактами и явлениями русского языка.
Учитель оценивает работу учащихся на уроке.
Прочитайте текст. Найдите слова, в которых
- звуков больше, чем букв;
- букв больше, чем звуков.
Выполните фонетический разбор выделенных слов.
Укажите художественные средства выразительности.
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
(С.Есенин)
Учитель:
-Отгадайте зашифрованную фразу, соединив слоги
| Ученики готовятся к уроку, слушают учителя, записывают высказывание К.Г.Паустовского, определяют тему урока.
Возможный ответ учеников:
– Сегодня на уроке мы будем анализировать звучащую речь. (Слова звучат, т.е. состоят из звуков), повторять фонетику – науку о звуках и буквах
Слова то шЕлестят, как трава, то бОрмочУт, как родники, то перЕсвистываюТСЯ, как птицы, то пОзванивают, как первый лед.
(Учащиеся объясняют правописание слов и постановку знаков препинания.)
Осознание необходимости, цели, задач предстоящей учебно-познавательной деятельности.
Учащиеся записывают определение фонетики. Конспектируют за учителем:
Буквы ъ и ь
| Звуков не обозначают
|
Учащиеся объясняют правописание слов:
Дыхание свОбодно в каждой гласной,
В сОгласной – прЕрывается на миг.
И только тот гармонии достиг,
Кому чередованье их подвласТно.
Звучат в сОгласных серЕбро и медь.
А гласные даны для пенья.
И счасТлив будь, коль можешь ты прОпеть
Иль даже прОдышать стихОтворенье.
Учащиеся конспектируют за учителем:
Гласные
|
| звуки
| буквы
| [а] [о] [у] [э]
[ы] [и]
| а, о, у, э, ы, и; е, ё, ю, я
|
Буквы: е, ё, ю, я – обозначают
2 звука: е-[й’э]; ё-[й’о]; ю-[й’у];
я-[й’а] –
- в начале слова,
- после разделительного ъ и ь,
- после гласной.
Учащиеся записывают транскрипцию слов и проверяют.
Учащиеся конспектируют за учителем.
Ученики читают фразу и
отгадывают ее.
Жил был у бабушки
серенький козлик
Ученики отвечают:
-Парные звонкие и глухие.
Ученики:
-Подмена звонкого глухим, а глухого звонким искажает смысл слова. (Юмористический эффект)
Ученики слушают
Учащиеся записывают транскрипцию слов и проверяют.
Учащиеся анализируют звуковую и буквенную сторону слова и отвечают:
-Оглушение на конце слова
лебедь [л’эб’ит’]
поезд [по й’ист]
В сильной позиции: лебеди, поезда
(для проверки написания )
Учащиеся отгадывают:
-Стог.
Ученики составляют слова:
д[д]ом, д[д']ень, код[т]глад [т’] ь
| ж[ж]ук,
нож[ш]
|
з[з]уб, з [з’]емля, маз [с’] ь,
воз[с]
Скамья - [cкам’й’а] -2 слога
с-[с]-согласный, глухой, твердый, парный;
к-[к]-согласный, глухой, твердый, парный;
а-[а]-гласный, безударный;
м-[м’]-согласный, звонкий, мягкий, сонорный;
ь-[- ]
я-[й’]-согласный, звонкий, мягкий;
[а]-гласный, ударный;
6 букв, 6 звуков.
Съезд - [cй’эст] – 1 слог
с-[с]-согласный, глухой, твердый;
ъ-[-]
[ й’]-согласный, звонкий, мягкий;
е
[э]-гласный, безударный;
с-[с]-согласный, глухой, твердый;
т-[т]- согласный, глухой, твердый;
5 букв, 5 звуков.
– В слове съезд происходит оглушение звонких согласных конце слова. В сильной позиции съезды (для проверки написания)
Ученики записывают предложение:
«Люблю березку русскую, То светлую, то грустную»
Ученики отвечают:
-Звук[У]
Ученики отвечают:
-Шипящие: [ч], [ш]
Ученики:
-Слышится шуршание камышей
Новых открытий!
| Ставится проблемная ситуация, направленная на усиление мотивации.
Активизируется
познавательная активность учащихся, обеспечивается необходимая мотивация обучения, метод проблемного изложения материала
Закрепляется орфографические и пунктуационные умения и навыки, развиваются
орфографическая зоркость и пунктуационный слух (Индивидуальная работа)
Формируются навыки контроля и самоконтроля через словесный метод, эвристическую беседу.(Фронтальная работа)
Закрепляются и систематизируются знания учащихся по теме «Фонетика» через словесный метод, лекцию учителя.
Закрепляются орфографические умения и навыки, развивается
орфографическая зоркость через словесный метод, эвристическую беседу.
(Фронтальная работа)
Обобщаются и систематизируются знания учащихся о гласных через словесный метод, лекцию учителя.
Закрепляются
умения и навыки соотнесения звукового и буквенного состава слова, развивается речевой слух,
умение слышать и анализировать звучащую речь, воспитывается интерес к фактам и явлениям языка, формируются навыки контроля и самоконтроля через словесный метод, эвристическую беседу.
Обобщаются и систематизируются знания учащихся о согласных через словесный метод, лекцию учителя.
Ставится
проблемная ситуация, направленная активизацию
познавательной активности учащихся, частично-поисковый метод
Обеспечивается необходимая мотивация обучения, интерес к фактам и явлениям языка, закрепляются понятия звук и буква через словесный метод, эвристическую беседу.
Закрепляются умения и навыки соотнесения звукового и буквенного состава слова, развивается речевой слух,
умение слышать и анализировать звучащую речь, формируются навыки контроля и самоконтроля через словесный метод, эвристическую беседу
(Индивидуальная
и фронтальная
работа)
Закрепляются знания учащихся о парных звонких и глухих согласных; частично-поисковый метод
Закрепляются умения и навыки соотнесения звукового и буквенного состава слова, развивается речевой слух,
умение слышать и анализировать звучащую речь, частично-поисковый метод.(Работа в группах)
Используется индивидуально-
дифференциро
ванный подход (задание в) для «слабых» учащихся)
Закрепляются умения и навыки фонетического разбора, развивается речевой слух,
умение слышать и анализировать звучащую речь. Практический метод (Индивидуальная работа).
Формируются навыки контроля и самоконтроля через словесный метод, эвристическую беседу.
Развивается речевой слух,
умение слышать и анализировать звучащую речь, закрепляются орфографические навыки через словесный метод, эвристическую беседу.
Закрепляются орфографические и пунктуационные
умения и навыки, развивается
орфографическая зоркость, умения и навыки анализировать звучащую речь, соотносить звук и букву через словесный метод, эвристическую беседу.
Развивается речевой слух, умение слышать и анализировать звучащую речь, закрепляются литературоведческие термины, ученики учатся воспринимать жизнь в художественных образах.
Формируется умение делать микровыводы, обобщать.
Закрепляются умения и навыки анализировать звучащую речь, соотносить звук и букву, выполнять фонетический разбор слова, воспитывается художественный вкус.
(Используются эвристический и исследователь-
ский методы.)
Обеспечивается положительная учебная мотивация
|