технологическая карта урока русского языка "научный стиль и его особенности"
методическая разработка по русскому языку (10 класс) на тему

Килина Ольга Леонидовна

технологическая карта составлена в соответствиями требований ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchnyy_stil_rechi.docx22.06 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка.

Тема урока: Научный стиль речи и его характерные особенности.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель урока:

 знакомство с лексическими особенностями научного стиля; развитие речи учащихся; закрепление навыков правописания.

 Технология(-и) урока: проблемно-диалогическая, педагогика сотрудничества

Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Задачи урока:

1. Закрепление навыков самостоятельной работы с учебником на этапе формирования новых знаний.

2. Формирование умения полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

3. Закрепление навыков исследования текстов разных стилей и типов речи.

Результаты урока:

Предметные

- Понимать, что такое стилистическая норма.

- Развивать языковое чутьё, чтобы видеть особенности стилистики научного стиля.

-  Узнавать в тексте лексику научного стиля., термины.

-  Различать научный стиль от подстилей.

Метапредметные

Личностные:

 - умение мобилизовать свои личностные качества и ученические способности к обучению в ситуации «начало деятельности»;

Регулятивные:

-  установление целевых приоритетов;

 Познавательные:

-  самостоятельный анализ условий достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-  формулирование проблемы.

Коммуникативные:

-  умение обосновывать и доказывать собственное мнение;

 -  слушать и вступать в диалог;

-  участвовать в обсуждении проблем;

-  содействовать тем, от кого зависит достижение целей. 

Образовательные ресурсы: учебник русского языка для 10-11 классов под редакцией Власенкова А.И. и Рыбченковой Л.М., «Просвещение» 2015г..

Дидактический материал по русскому языку, презентация к уроку.

         этап урока

Деятельность учителя

          (применяемые технологии, приёмы)

Деятельность учащихся

                         (формы организации деятельности)

организационный момент

Включение учащихся в деловой ритм. Устное сообщение учителя. Организует подводящий к теме диалог на основе наблюдения о многообразии норм русского языка, подводя диалог к стилистическим нормам.

Подготовка к работе.

Самоопределение к деятельности.

Актуализация знаний и фиксация затруднений.

Материал для наблюдения: тексты выдаются учителем.

Работа по теме урока.

 Словарный диктант: конъюнктура, референдум, предвыборная кампания, коммюнике, прогрессивны, тоталитарный, президент, толерантность, коллективизация, эмиграция, иммиграция, репатриация, атташе, консолидация, федеративный.

? дайте толкование слов конъюнктура, эмиграция, репатриация, иммиграция.

 ( Для проверки слова и из значения  выводятся на экран)

? К какому стилю речи относятся эти слова?

? Какие ещё стили речи вы знаете?

? Что такое, по-вашему, научный стиль речи?

? Сегодня речь пойдёт о научном стиле, попробуйте сформулировать тему урока.

Лекция о зарождении, особенностях научного стиля речи.

Работа с учебником: выписать в тетрадь основные черты научного стиля речи.

Выписать разновидности подстилей и их основные признаки.

Учащиеся зачитывают тексты и определяют стили.

Конъюнктура – сложившаяся обстановка, временная ситуация в какой-либо области общественной жизни.

Эмиграция – переселение из одной страны в другую, вызванное определёнными причинами.

Репатриация – возвращение на родину, военнопленных, гражданских, беженцев, переселенцев.

Иммиграция – въезд иностранцев в какую-либо страну на постоянное место жительства.

К публицистическому стилю.

Разговорный, художественный, официально-деловой, научный.

Стиль, использующийся в научных статьях и учебниках.

Научный стиль речи и его особенности.

Составление плана лекции.

Работа с учебником. Стр. 202-204.

стр.207-208

Постановка учебной задачи.

Мотивация познавательной деятельности

Предлагается сформулировать задачи урока.

Предлагает спрогнозировать решение проблемной задачи : определить стилистическую принадлежность текста.  Доказать это.

Текст записывается под диктовку.

Почва – это особое природное тело. Она образуется на поверхности земли в результате воздействия живой (органической) и неживой (неорганической)  природы. Важнейшим свойством почвы является плодородие. Оно обусловлено наличием в почве органического вещества – гумуса, или перегноя.

 Текст выводится на экран для самопроверки.

? Объясните постановку тире в первом предложении.

? Что выделяет тире  в третьем предложении?

? Какие орфограммы вызвали затруднение?

? Докажите, что это текст.

? Докажите, что это текст научного стиля.

Научиться отличать текст научного стиля от текстов других стилей речи.  Знать лексические, синтаксические особенности. Знать  подстили  и их отличия от научного стиля речи.  Повторить правила пунктуации и орфографии.

Записывают текст, объясняют пропущенные знаки препинания и  орфограммы, вызвавшие затруднение.

.

 

подл. и сказ выражены сущ в им. п.

приложение

??

 Это текст, т.к. все предложения связаны темой ( почва) и грамматически

Текст научного стиля. Признаки:

даётся точное определение понятия «почва»,

текст выражает общее научное понятие,

в нём употребляется  специальная лексика и терминология.

.

Практическое задание.

(Обобщающее повторение).

Самостоятельная работа (упр.370)

Индивидуальные, специально подготовленные задания .( карточки с текстами)

письменная самостоятельная работа.

Домашнее задание

Выучить материал на с. 210-221. 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 10 классе "Научный стиль и его характерные особенности".

Технологическая карта урока русского языка в 10 классе «Научный стиль и его характерные особенности»   является  одним из множества вариантов ...

Технологическая карта урока русского языка в 11 классе по теме "Создание сочинения –рассуждения публицистического стиля в формате ЕГЭ. Проблематика текста. Выявление авторской позиции в тексте."

Данный материал представляет собой методическую разработку урока развития речи по созданию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ по тексту Бориса Васильева "В списках не значился"....

Технологическая карта урока русского языка в 10 классе "Причастие как глагольная форма. Особенности его функционирования в речи. Причастный оборот".

Урок русского языка в 10 классе с использованием элементов развивающих технологий в соответствии с ФГОС....

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Стили речи"

Цель: начать знакомство с понятием "стили речи", формировать умение различать стили речиТип урока: урок объяснения нового материала...

Технологическая карта урока русского языка в 9 классе по теме: "Интервью как жанр публицистического стиля"

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС ООО. На уроке используется системно-деятельностный, компетентностный, исследовательский методы, метод проектов...