технологическая карта урока русского языка "научный стиль и его особенности"
методическая разработка по русскому языку (10 класс) на тему
технологическая карта составлена в соответствиями требований ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nauchnyy_stil_rechi.docx | 22.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка.
Тема урока: Научный стиль речи и его характерные особенности.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель урока:
знакомство с лексическими особенностями научного стиля; развитие речи учащихся; закрепление навыков правописания.
Технология(-и) урока: проблемно-диалогическая, педагогика сотрудничества
Формы организации деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Задачи урока:
1. Закрепление навыков самостоятельной работы с учебником на этапе формирования новых знаний.
2. Формирование умения полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
3. Закрепление навыков исследования текстов разных стилей и типов речи.
Результаты урока:
Предметные
- Понимать, что такое стилистическая норма.
- Развивать языковое чутьё, чтобы видеть особенности стилистики научного стиля.
- Узнавать в тексте лексику научного стиля., термины.
- Различать научный стиль от подстилей.
Метапредметные
Личностные:
- умение мобилизовать свои личностные качества и ученические способности к обучению в ситуации «начало деятельности»;
Регулятивные:
- установление целевых приоритетов;
Познавательные:
- самостоятельный анализ условий достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- формулирование проблемы.
Коммуникативные:
- умение обосновывать и доказывать собственное мнение;
- слушать и вступать в диалог;
- участвовать в обсуждении проблем;
- содействовать тем, от кого зависит достижение целей.
Образовательные ресурсы: учебник русского языка для 10-11 классов под редакцией Власенкова А.И. и Рыбченковой Л.М., «Просвещение» 2015г..
Дидактический материал по русскому языку, презентация к уроку.
этап урока | Деятельность учителя (применяемые технологии, приёмы) | Деятельность учащихся (формы организации деятельности) |
организационный момент | Включение учащихся в деловой ритм. Устное сообщение учителя. Организует подводящий к теме диалог на основе наблюдения о многообразии норм русского языка, подводя диалог к стилистическим нормам. | Подготовка к работе. Самоопределение к деятельности. |
Актуализация знаний и фиксация затруднений. | Материал для наблюдения: тексты выдаются учителем. Работа по теме урока. Словарный диктант: конъюнктура, референдум, предвыборная кампания, коммюнике, прогрессивны, тоталитарный, президент, толерантность, коллективизация, эмиграция, иммиграция, репатриация, атташе, консолидация, федеративный. ? дайте толкование слов конъюнктура, эмиграция, репатриация, иммиграция. ( Для проверки слова и из значения выводятся на экран) ? К какому стилю речи относятся эти слова? ? Какие ещё стили речи вы знаете? ? Что такое, по-вашему, научный стиль речи? ? Сегодня речь пойдёт о научном стиле, попробуйте сформулировать тему урока. Лекция о зарождении, особенностях научного стиля речи. Работа с учебником: выписать в тетрадь основные черты научного стиля речи. Выписать разновидности подстилей и их основные признаки. | Учащиеся зачитывают тексты и определяют стили. Конъюнктура – сложившаяся обстановка, временная ситуация в какой-либо области общественной жизни. Эмиграция – переселение из одной страны в другую, вызванное определёнными причинами. Репатриация – возвращение на родину, военнопленных, гражданских, беженцев, переселенцев. Иммиграция – въезд иностранцев в какую-либо страну на постоянное место жительства. К публицистическому стилю. Разговорный, художественный, официально-деловой, научный. Стиль, использующийся в научных статьях и учебниках. Научный стиль речи и его особенности. Составление плана лекции. Работа с учебником. Стр. 202-204. стр.207-208 |
Постановка учебной задачи. Мотивация познавательной деятельности | Предлагается сформулировать задачи урока. Предлагает спрогнозировать решение проблемной задачи : определить стилистическую принадлежность текста. Доказать это. Текст записывается под диктовку. Почва – это особое природное тело. Она образуется на поверхности земли в результате воздействия живой (органической) и неживой (неорганической) природы. Важнейшим свойством почвы является плодородие. Оно обусловлено наличием в почве органического вещества – гумуса, или перегноя. Текст выводится на экран для самопроверки. ? Объясните постановку тире в первом предложении. ? Что выделяет тире в третьем предложении? ? Какие орфограммы вызвали затруднение? ? Докажите, что это текст. ? Докажите, что это текст научного стиля. | Научиться отличать текст научного стиля от текстов других стилей речи. Знать лексические, синтаксические особенности. Знать подстили и их отличия от научного стиля речи. Повторить правила пунктуации и орфографии. Записывают текст, объясняют пропущенные знаки препинания и орфограммы, вызвавшие затруднение. .
подл. и сказ выражены сущ в им. п. приложение ?? Это текст, т.к. все предложения связаны темой ( почва) и грамматически Текст научного стиля. Признаки: даётся точное определение понятия «почва», текст выражает общее научное понятие, в нём употребляется специальная лексика и терминология. . |
Практическое задание. (Обобщающее повторение). | Самостоятельная работа (упр.370) Индивидуальные, специально подготовленные задания .( карточки с текстами) | письменная самостоятельная работа. |
Домашнее задание | Выучить материал на с. 210-221. 2. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Особенные буквы Е,Ё,Ю,Я"
Нестандартный урок по ФГОС...
Технологическая карта урока русского языка в 10 классе "Научный стиль и его характерные особенности".
Технологическая карта урока русского языка в 10 классе «Научный стиль и его характерные особенности» является одним из множества вариантов ...
Технологическая карта урока русского языка в 11 классе по теме "Создание сочинения –рассуждения публицистического стиля в формате ЕГЭ. Проблематика текста. Выявление авторской позиции в тексте."
Данный материал представляет собой методическую разработку урока развития речи по созданию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ по тексту Бориса Васильева "В списках не значился"....
Технологическая карта урока русского языка в 10 классе "Причастие как глагольная форма. Особенности его функционирования в речи. Причастный оборот".
Урок русского языка в 10 классе с использованием элементов развивающих технологий в соответствии с ФГОС....
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Стили речи"
Цель: начать знакомство с понятием "стили речи", формировать умение различать стили речиТип урока: урок объяснения нового материала...
Технологическая карта урока русского языка в 9 классе по теме: "Интервью как жанр публицистического стиля"
Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС ООО. На уроке используется системно-деятельностный, компетентностный, исследовательский методы, метод проектов...