Методические разработки по русскому языку для учащихся 7 класса (специального коррекционного класса, где совместно обучаются дети с ЗПР и умственной отсталостью)
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Обучение русскому языку осуществляется по тем же учебникам и программам, что и обучение учащихся в общеобразовательных классах, так как задержка психического развития рассматривается в отечественной педагогике как вариант нормального развития ребенка. Под этим термином понимается негрубое отставание в психическом развитии, которое, с одной стороны, требует специального, коррекционного подхода к обучению ребенка, с другой – дает возможность обучения ребенка по общей программе, усвоения им государственного стандарта школьных знаний.
Работая с такими детьми, нужно учитывать, что они плохо читают, не могут схватить главное в учебной информации, их затрудняют операции сравнения, обобщения, систематизации, у них неустойчивое внимание, плохо развитая память, бедный словарь. Ребятам с трудом даются отдельные приемы умственной деятельности, овладение интеллектуальными умениями.
Сложность работы в данном коррекционном классе заключается еще и в том, что на каждом уроке находятся 2 класса: один занимается по учебному комплексу под редакцией В. В. Бабайцевой:
1) «Русский язык. Практика. 7 класс» под редакцией С. Н. Пименовой (М., издательство «Дрофа», 2010 год);
2) «Русская речь. Развитие речи. 7 класс» под редакцией Е. И. Никитиной (М., «Дрофа», 2009 год);
3) «Русский язык. Теория. 5 – 9 классы». Авторы – В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова (М., «Просвещение», 2009 год),
а ребенок, которому рекомендовано обучение по специальным (коррекционным) программам VIII вида, занимается по учебнику под редакцией Н. Г. Галунчиковой и Э. В. Якубовской «Русский язык.7 класс» (учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, М., «Просвещение», 2012 год).
Опыт работы в подобном «сдвоенном» классе показывает, что продуктивно организовать урок русского языка далеко не просто, но возможно, если поминутно продумать каждый этап урока, чтобы достичь желаемого результата обучения.
Цель данных методических разработок – показать, как методически грамотно и эффективно построить сдвоенный урок русского языка в коррекционном классе.
Задачи:
1. представить конспекты отдельных уроков русского языка (из опыта своей работы);
2. продемонстрировать методы и приемы работы в коррекционном классе;
3. показать примеры коррекционно-развивающих упражнений на уроках для развития памяти, внимания, восприятия, мышления, эмоционально-волевой сферы и пр.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Чёлсменская основная общеобразовательная школа
Галичского муниципального района Костромской области
Конспект урока
русского языка в 7 классе
на тему:
«Понятие о причастии: общее грамматическое значение,
морфологические и синтаксические признаки».
Разработала
учитель русского языка
и литературы
Посыпкина Елена
Юрьевна
2012 год, д. Чёлсма, Галичский район
Русский язык | Грамматика, правописание и развитие речи (работа с учащимся 8 вида) | |
Тема урока: | «Понятие о причастии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки». | «Закрепление пройденного в разделе «Предложение». |
Цель урока: | дать понятие о причастии как самостоятельной части речи; научить распознавать причастия в тексте. | обобщить и систематизирования знания по теме «Предложение» |
Задачи урока: | 1. Образовательные: повторить грамматические признаки глагола и прилагательного, познакомить с грамматическим значением причастия, его морфологическими и синтаксическими признаками; познакомить с суффиксами причастий, с общими и отличительными признаками прилагательного и причастия 2. Воспитательные: воспитывать любовь к родной природе, прививать интерес к предмету. 3. Развивающие: вырабатывать навыки употребления причастий в речи, развивать эмоционально-чувствительные сферы и творческие способности учащихся; обогащать словарный запас; развивать навыки самооценки и взаимооценки. 4. Коррекционно-развивающая: развивать мыслительную деятельность на основе упражнений в узнавании и соотнесении слова и части речи, а также составлении предложений и связного текста | 1. Образовательные: повторить способы нахождения однородных членов предложения им постановку знаков препинания при них, закрепить навыки определения границ предложений, нахождения главных и второстепенных членов предложения. 2. Воспитательные: воспитывать эстетическое восприятие окружающей природы, прививать интерес к изучению русского языка. 3.Развивающие: развивать навык синтаксического и языкового оформления предложения, совершенствовать умение составлять связный текст, развивать эмоционально-чувствительные сферы, мышление, обогащать словарный запас по теме «Золотая осень» 4.Коррекционно-развивающая: развивать мыслительную деятельность на основе упражнений в соотнесении слова и его толкования, а также составлении предложений и связного текста |
Тип урока: | Урок объяснения нового материала | Урок обобщения и систематизации знаний |
Формы и методы работы: | фронтальная, индивидуальная; работа в парах, вербальные (беседа), практические | Индивидуальная, вербальные (беседа), творческая, словарная работа |
Оборудование: | 1. Учебник «Русский язык. Практика. 7 класс» под ред. С.Н.Пименовой (М., «Дрофа», 2010 г.); 2. Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку. 7 класс» под ред. С.Н.Пименовой (М., «Дрофа», 2007 г.); 3. Персональный компьютер, проектор, экран. 4. Мультимедийная презентация «Понятие о причастии», 5. Осенний кленовый лист; 6.Памятки «Как распознать причастие», «Суффиксы причастий» для каждого ученика; 7. Карточки с заданиями. 8.Музыкальное сопровождение для творческого задания - Kenny G – Moment. Программное средство: Microsoft Power Point. | 1. Учебник под редакцией Н. Г. Галунчиковой и Э. В. Якубовской «Русский язык.7 класс» (учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, М., «Просвещение», 2012 год) 2. Индивидуальные задания на карточках. 3. Ноутбук. 4.Мультимедийная презентация «Картины золотой осени в работах русских художников» 5. Схемы составления предложений. 6. Музыкальное сопровождение для творческого задания - Kenny G – Moment. |
ХОД УРОКА:
Работа с классом | Работа с учащимся 8 вида |
I. Организационный момент - Здравствуйте, дети! Садитесь. Начинаем урок русского языка. Проверьте, все ли у вас готово к началу занятия. Настройтесь на плодотворную работу. Постарайтесь быть на уроке активными, внимательными и наблюдательными. - Каждому из вас я выдаю листы самооценки, куда вы будете вносить оценки, заработанные вами в ходе урока за выполнение отдельных заданий. В конце урока вы должны выставить себе средний балл. Лист самооценки Тема: «Понятие о причастии» (7 кл.) Фамилия, имя _________________________________ 1. Морфологический разбор гл.и прил. ____________ 2. Задание № 1 (вставить прич. в стих.) ____________ 3. Задание № 2 (склонение прил.и прич.) __________ 4. Задание № 3 (самостоятельная работа) __________ 5. Сочинение-миниатюра _______________________ 6 Итоговая оценка за урок ________________ | |
II. Постановка темы и цели урока - Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и «классная работа». Сегодня на уроке вы познакомитесь с новой самостоятельной частью речи – причастием. Тема урока «Понятие о причастии». - Попробуйте сформулировать основные цели нашего урока. (ответы учащихся). Дополнение учителя к ответам детей: узнать, что общего между причастием и прилагательным, и чем эти части речи отличаются друг от друга. Кроме того, научиться распознавать причастия и употреблять их в собственной речи. СЛАЙД 1.
СЛАЙД 2. - В. И. Даль в своём «Толковом словаре живого великорусского языка» так определил причастие: (учитель читает текст слайда) - Чтобы доказать справедливость этого определения, вспомним морфологические признаки прилагательного и глагола для сравнения с грамматическими признаками причастия. II. Опорное повторение. Актуализация полученных ранее знаний. - Запишите предложение, которое вы видите на слайде, и выполните указанные разборы. СЛАЙД 3. Учащиеся выполняют данные разборы самостоятельно, двое у доски (один разбирает глагол, другой – прилагательное) - Проверим правильность разборов (переход к слайду 4). Дети сверяют свои записи с образцом на слайде. - Оцените сами выполненное вами задание и внесите результаты в «Листы самооценки». СЛАЙД 4.
(Для объяснения используется осенний кленовый лист) - Посмотрите на осенний лист. Какой он? Назовите признаки этого листа по величине (маленький), по цвету (красный), по принадлежности к дереву, с которого упал (кленовый). - С помощью какой части речи мы назвали все эти признаки листа? ( с помощью прилагательных) - Какие признаки, постоянные или непостоянные, называют они? (постоянные) (Далее учащиеся записывают материал слайда 5) СЛАЙД 5. - А теперь произведем с этим листом некоторые действия (учитель подкидывает лист, который сначала летит, потом падает на пол). - Какие действия производит лист? (летит, падает, упал) - Какие признаки приобретает лист? - Если лист летит, значит, он какой? (летящий) - Если он падает, значит…? (падающий) - Если лист упал, то он какой? (упавший) - Эти признаки лист приобрел только тогда, когда он эти действия совершил. - Постоянные это признаки или нет? (непостоянные) СЛАЙД 6. - Эти признаки листа названы с помощью причастий. Обратите внимание на то, что причастие можно заменить сочетание «мест. который + глагол», от которого образовано данное причастие (в настоящем или прошедшем времени). - А с прилагательными можно произвести такую замену? (нет) Т. к. прилагательные чаще всего образуются от существительных, а причастия – от глаголов. - Таким образом, причастие тоже обозначает признак, но по действию, проявляющийся во времени. СЛАЙД 7. (Учащиеся называют причастия, употребленные в стих-и, а также глаголы из текста). СЛАЙД 8. - Проверим. Прочитайте стихотворение, вставляя причастия. (сияющее, летающая, танцующий, рисующий, орущий, поющий) - Оцените правильность выполнения данного задания и поставьте себе оценку. - А теперь выясним, что общего между прилагательными и причастиями (переход к слайду 9). СЛАЙД 9. Просклоняйте прилагательное и причастие (один ученик эту работу выполняет на доске, остальные – в тетрадях). - Проверим (1 ученик зачитывает). - Какую часть речи поясняют прилагательные? А причастия? (имя сущ.) - На какой вопрос отвечает прилагательное? Причастие? (какой?) - Как изменяются прилагательные? Причастия? (по родам, числам и падежам). (Далее учащиеся делают вывод о том, что причастия, как и прилагательные, относятся к существительным и согласуются с ним в роде, числе и падеже). - А теперь посмотрим, какова синтаксическая роль причастий. СЛАЙД 10. Запишите предложение для синтаксического разбора (см. на слайде). (1 ученик выполняет разбор предложения у доски) - Какими частями речи выражены определения? - Докажите, что слово «дрожащие» - причастие. - Как еще можно отличить причастие от прилагательного? Опознать причастие можно и по морфемному строению. Причастия образуются от глаголов при помощи следующих суффиксов (переход к слайду 11). СЛАЙД 11. - Кроме того, к причастию можно задать 2 вопроса: один из них – какой?, другой вопрос – смотрим на экран… СЛАЙД 12. Памятка «Как распознать причастие» поможет вам распознавать причастия в тексте (учитель выдает каждому ученику текст памятки). Зачитайте. (Переход к слайду 13).
СЛАЙД 13. А сейчас самостоятельная работа. Каждому из вас я выдаю карточку, где записаны 12 словосочетаний. Ваша задача – найти и обозначить в этом списке только словосочетания «причастие + существительное». Воспользуйтесь памяткой «Как распознать причастие». Учащиеся выполняют работу самостоятельно. Взаимопроверка. После выполнения работы учащиеся проверяют друг у друга, т. е. работают в парах, а затем озвучивают правильный ответ. Занесите свои результаты в «Листы самооценки». V. Творческая работа. Написание сочинения – миниатюры. (Переход к слайду 14) - Настало время проверить себя и понять, сможете ли вы составить связный текст, используя не только давно известные вам части речи, но и причастия, для того чтобы ваша речь была яркой, грамотной и выразительной. Вашему вниманию предлагается следующая иллюстрация. Посмотрите на нее и скажите: на какую тему вам нужно будет написать сочинение-миниатюру? («В осеннем лесу»). - Работаем самостоятельно, советуясь только с соседом по парте. А для создания хорошего настроения будет звучать легкая музыка - Kenny G – Moment. Когда музыка закончится, мы проверим ваши творческие работы (примерно 5 минут). СЛАЙД 14. Тем из вас, кто затрудняется придумать причастия к данной иллюстрации, я предлагаю воспользоваться карточкой, где даны некоторые словосочетания и обороты речи с причастиями. Карточка – помощник Уходящая вдаль тропинка, расцвеченный красками лес, похорошевшие деревья, радующая глаз красота, покрытая разноцветными листьями земля. (звучит музыка Kenny G – Moment.) - А теперь заслушаем каждую пару. - Выскажите свое мнение об услышанном. Удалось ли раскрыть тему сочинения? Употреблены ли причастия? Оцените себя сами.
- С какой частью речи мы сегодня познакомились? - Что интересного вы узнали о причастии? - Научились ли вы распознавать причастия в тексте? СЛАЙД 15. А теперь обобщите результаты, полученные в ходе урока, и поставьте себе средний балл за урок.
- Дома вам нужно выучить определение причастия в п. 9 учебника, выполнить упр. 56 (найти и выписать сначала словосочетания «причастие + сущ. », а затем «прилаг. + сущ.», указав род, число и падеж причастий и прилагательных). Спасибо за хорошую работу. УРОК ОКОНЧЕН. | II. Постановка темы и цели урока - Андрей, мы с тобой сегодня повторим тему «Предложение». Скажи, что нам нужно вспомнить и какие сведения о предложении повторить? (ответы ребенка) Дополнение к ответу: Наша задача – вспомнить, как определить границы предложений в тексте, повторить сведения о предложении, об однородных членах, а также о правилах постановки знаков препинания в простом и сложном предложениях. Запиши тему урока «Повторение пройденного о предложении». III. Актуализация полученных на прошлых уроках знаний 1. (учащийся получает для подготовки сразу два задания на карточке. Время на выполнение – 5-6 мин., пока идет опорное повторение с учащимися класса) - Вначале задание для разминки. Задание № 1. «Собери» слова в предложения, чтобы получился связный текст (если нужно, изменяй окончания). Запиши текст. Придумай заголовок и ответь на вопрос: о какой поре осени говорится в тексте? ___________________________ Пришла, осень, золотой. Она, одеть, леса, поля, и, в, наряды, разноцветный. Золотом, вспыхнуть, в, роща, деревья. Дети, взрослые, и, радоваться, долгожданный, тепло. Солнце, светить, по-летнему, жарко. Золотой, листва, весело, шуршать, под, ногами. Красота, кругом! Выполни следующие задания по тексту: 1. Подчеркни в каждом предложении подлежащее и сказуемое. 2. Найди и подчеркни в предложениях однородные члены. Подпиши карандашом, на какие вопросы они отвечают. Задание № 2. Вспомни основные сведения о предложении. Вставь на месте пропусков недостающие слова. Подлежащее и ____________ - главные члены предложения. Остальные слова - ____________ члены предложения. Предложение, которое состоит только из подлежащего и сказуемого, называется ___________________. Например: Прошло лето. Распространенное предложение состоит из __________, ___________ и второстепенных членов. Например: Прошло _________ лето. (После того как ученик выполнит оба задания, выдаю ему ключ для самопроверки). Ключ к заданию № 1. Золотая осень. Пришла золотая осень. Она одела леса и поля в разноцветные наряды. Золотом вспыхнули в роще деревья. Дети и взрослые радуются долгожданному теплу. Солнце светит по-летнему жарко. Золотая листва весело шуршит под ногами. Красота кругом! 1. Главные члены предложений: Осень пришла. Она одела. Деревья вспыхнули. Дети и взрослые радуются. Солнце светит. Листва шуршит. Красота. 2. Однородные члены: одела (что?) леса и поля, радуются (кто?) дети и взрослые. Ключ к заданию № 2. Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения. Остальные слова - второстепенные члены предложения. Предложение, которое состоит только из подлежащего и сказуемого, называется нераспространенным. Например: Прошло лето. Распространенное предложение состоит из подлежащего, сказуемого и второстепенных членов. Например: Прошло теплое лето. (Пока класс выполняет морфологические разборы, беседую с Андреем) - Итак, Андрей, ты проверил свою работу с помощью ключа. Как оценил выполнение задания 1? Встретились ли в тексте непонятные слова? (вспыхнули) - Чтобы выяснить лексическое значение этого слова, посмотри на несколько предложенных толкований. (выдаю ученику несколько напечатанных толкований этого слова) Как ты думаешь, в каком значении употреблено слово «вспыхнули» в нашем тексте? (в 1-м значении) Варианты: 1. Внезапно разгореться, зажечься. Вспыхнул пожар. Вспыхнул огонек. 2. Внезапно прийти в возбужденное, раздраженное состояние. Вспыхнул от обиды. 3. Покраснеть (от волнения, смущения). Вспыхнул от радости. - О какой поре говорится в тексте? Почему золотая осень вызывает во взрослых и детях радость? Чем тебя привлекает эта осенняя пора? (ответы) - Прочитай основные сведения о предложении (задание 2). Какие предложения, распространенные или нераспространенные, встретились в данном тексте? (распр.) Обоснуй свое мнение. (в каждом предложении есть второстепенные члены) - Какие затруднения при выполнении этого задания возникли? Оцени каждое задание и внеси результаты в «Лист самооценки». IV. Закрепление изученного об однородных членах предложения. Повторение орфограммы «Правописание проверяемой безударной гласной в корне слова» (13 мин.) - Андрей, как найти в предложении однородные члены? (это слова, которые отвечают на один и тот же вопрос и зависят от одного и того же слова) - На доске (до урока) нарисованы схемы предложений с однородными членами. Расставь знаки препинания при них (ребенок выходит к доске и расставляет знаки в схемах, где это необходимо) 1. 2. а 3. но 4. и (проверяю и выдаю ученику сразу 2 задания на карточке) - А сейчас, используя данные схемы, составь несколько предложений с однородными членами на тему «Золотая осень». Я выдаю тебе несколько рядов однородных членов, с которыми можно составить предложения. Дополни своими примерами. (самостоятельная работа) Задание № 3. Составь предложения с однородными членами и запиши. Примеры однородных членов: Не за ягодами, а за грибами Берёзы, липы, клёны Срывается и падает Красивая, но грустная Задание № 4. Спиши текст, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Найди в предложениях однородные члены и укажи, на какие вопросы они отвечают, крестиком обозначь слово, от которого они зависят. Ст…ял теплый осенний д…нёк. Вдруг пот…нул в…терок. Наб…жала синяя тучка, но не закрыла солнышко. Пошёл дождик и застучал по крышам. Д…ждевые капли т…жело ударяли по травке и цв…точкам. Они пов…сали на листочках, травинках. В каждой д…ждинке играл солнечный луч. Пока класс выполняет самостоятельную работу, проверяю качество выполнения этих заданий. Ребенок оценивает каждое задание сам. V. Психологическая подготовка к выполнению творческой работы. - Золотая осень – прекрасная осенняя пора. Неслучайно многие поэты, писатели, художники затронули в своих произведениях это замечательное и удивительно красивое время года. В истории русской живописи сохранились имена талантливых художников-пейзажистов: Саврасова, Куинджи, Левитана, Шишкина и других. Сейчас я предлагаю тебе полюбоваться некоторыми живописными шедеврами. (Просмотр компьютерной презентации «Картины золотой осени в работах русских художников» (на ноутбуке). Переключать слайды не требуется. Смена слайдов происходит в автоматическом режиме. Перед началом просмотра на 1-м слайде следует открыть гиперссылку – музыкальное сопровождение) – 2 мин. VI. Творческая работа. Составление связного текста по рисунку. (и класс, и Андрей выполняют творческую работу на одну тему и по одному рисунку, который проецируется на экран) - Настало время проверить себя и попробовать составить связный текст по предложенной иллюстрации, используя простые и сложные предложения, а также однородные члены предложения. (общий вопрос для всего класса) - Посмотрите на нее и скажите: на какую тему вам нужно будет написать сочинение-миниатюру? («В осеннем лесу»). - Работаем самостоятельно, советуясь только с соседом по парте. А для создания хорошего настроения будет звучать легкая музыка – Kenny G – Moment. Когда музыка закончится, мы проверим и твою творческую работу (примерно 5 минут).
– Если испытываешь затруднения при составлении связного текста, я предлагаю воспользоваться карточкой, где даны некоторые словосочетания и примеры однородных членов. Карточка – помощник (выдается ученику) Осенний листопад; разноцветная листва на деревьях и под ногами; золотая осень; жёлтые, оранжевые и зелёные кроны деревьев; светит и греет; красивая картина; прекрасная осенняя пора; радостные чувства. - А теперь прочитай получившийся текст. - Выскажи свое мнение об услышанном. Удалось ли раскрыть тему сочинения? Оцени себя сам.
-Какую тему мы повторили сегодня? Что вспомнили? Чему научились? - Что тебе понравилось сегодня на уроке? Что вызвало затруднения? А теперь обобщи результаты, полученные в ходе урока, и поставь себе средний балл за урок.
- Дома тебе нужно выполнить упр. 24 на стр. 18 ученика (прочитать текст, из данных в нем слов составить предложения, опираясь на схемы, и выполнить 2 задания после текста). Спасибо за хорошую работу. УРОК ОКОНЧЕН. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое причастие? « Причастие – часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного». (В. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»)
Спишите. Выполните морфологический разбор прилагательного и глагола. Творения блистательного художника хранились в этом музее.
Морфологический разбор прилагательного и глагола: Блистательного – прил. I . Художника (какого?) блистательного. Н. ф. – блистательный. II . Пост.: качеств., Непост.: в ед. ч., в м. р., в Р. п. III . (Какого?) блистательного. Хранились – гл. I . Творения (что делали?) хранились. Н. ф. – храниться. II . Пост.: несов. в., неперех., возврат., II спр.; Непост.: в изъяв. н., в прош. вр., во мн. ч. III . (Что делали?) хранились.
Постоянные признаки: сущ. прил. Лист (какой?) маленький; Лист (какой?) красный; Лист (какой?) кленовый.
Непостоянные признаки: сущ. прич. Лист (какой?) летящий – тот, который летит; Лист (какой?) падающий – тот, который падает; Лист (какой?) упавший – тот, который упал.
Прочитайте стихотв-е. Назовите причастия и глаголы, от которых они образованы. Собака какая? – Спящая, Потому что собака спит. Супчик какой? – Кипящий, Потому что супчик кипит. Дитя какое? – Сопящее, Потому что в две дырки сопит. Фикус какой? – Торчащий, Потому что из кадки торчит. Стекло, оно Дребезжащее, Потому что оно дребезжит. А папа какой? – Брюзжащий, Потому что он вечно брюзжит.
Задание: вставьте нужные причастия в стихотворные строчки. Выпишите причастия. Солнце какое? - …, Потому что оно сияет. Стрекоза какая? - …, Потому что над лужей летает. Головастик какой? - …, Он в болоте на кочке танцует. Мой братишка Володька …, На асфальте он мелом рисует. Младенец какой? - …, Потому что в коляске орёт. Сосед, дядя Петя, …, Он песню младенцу поёт.
Просклоняйте имя прилагательное и причастие, выделите окончания: И. п. лист (какой?) кленовый, летящий Р. п. листа (какого?) … Д. п. листу (какому?) … В. п. лист (какой?) … Т. п. листом (каким?) … П. п. о листе (каком?) …
Выполните синтаксический разбор предложения. Укажите причастие и прилаг-е. Софья сорвала цветок и лёгким прикосновением пальцев гладила дрожащие лепестки.
Суффиксы причастий: ащ - (- ящ -); - ущ - ( - ющ -); ш -, - вш -; ем -, - им -, - ом -; - енн - (- ённ -), - нн -, - т -.
Вопросы, на которые отвечают причастия: Что делающий? – читающий , Что делавший? – читавший , Что сделавший? – прочитавший , Что делаемый? – читаемый, Что деланный? – читанный, Что сделанный? – прочитанный.
Памятка «Как распознать причастие» Похоже ли это слово на причастие (имеет ли специфические суффиксы и окончание, похожее на окончание прилагательного)? Что обозначает слово? Признак предмета по действию, то есть изменяющийся во времени признак? Можно ли к этому слову задать не только вопрос какой?, но и один из вопросов причастий? Если вы ответите на приведенные выше вопросы положительно, перед вами причастие .
Задание: найдите словосочетания «прич. + сущ.»: 1) Тёплый дождь 2) Лаявшая собака 3) Спелый крыжовник 4) Собранные грибы 5) Засеянное поле 6) Летящая птица 7) Скошенная трава 8) Каменный дом 9) Низкие облака 10) Жёлтая рожь 11) Высохшая трава 12) Смелый боец
Составьте по рисунку несколько предложений или связный текст, употребив причастия:
Подведём итоги В ходе урока мы 1) познакомились с причастием и его грамматическими признаками, 2) научились различать прилагательные и причастия, 3) познакомились с суффиксами причастий, 4) приобрели начальный навык употребления причастий в речи. Спасибо за работу!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Золотая осень – прекрасная пора!
В. Д. Поленов «Золотая осень»
И. И. Левитан «Золотая осень»
Левитан «Золотая осень . Слободка»
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка
ФИО учителя: Посыпкина Елена Юрьевна
Класс: 7-й (КРО, 7 вид). Дата: 15 сентября 2012 г.
Технологическая карта работы в классе | Технологическая карта работы с учащимся 8 вида |
Предмет: русский язык. Тема урока: «Понятие о причастии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки». Место урока в системе уроков по изучаемой теме: первый урок в разделе «Причастие». Цель урока: дать понятие о причастии как самостоятельной части речи; научить распознавать причастия в тексте. Задачи урока: Образовательные: повторить грамматические признаки глагола и прилагательного, познакомить с грамматическим значением причастия, его морфологическими и синтаксическими признаками; познакомить с суффиксами причастий, с общими и отличительными признаками прилагательного и причастия. Воспитательные: способствовать формированию навыка самостоятельной работы, работы в паре; вырабатывать навык самооценки и взаимооценки; прививать интерес к предмету. Развивающие: вырабатывать навыки употребления причастий в речи, развивать эмоционально-чувствительные сферы и творческие способности учащихся; обогащать словарный запас. Коррекционно-развивающая: развивать мыслительную деятельность на основе упражнений в узнавании и соотнесении слова и части речи, а также составлении предложений и связного текста | Предмет: грамматика, правописание и развитие речи. Тема урока: «Закрепление изученного в разделе «Предложение». Место урока в системе уроков по изучаемой теме: заключительный (восьмой) урок в разделе «Предложение». Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме «Предложение». Задачи урока: 1. Образовательные: повторить способы нахождения однородных членов предложения им постановку знаков препинания при них, закрепить навыки определения границ предложений, нахождения главных и второстепенных членов предложения. 2. Воспитательные: воспитывать эстетическое восприятие окружающей природы и любовь к родному краю, прививать интерес к изучению русского языка. 3.Развивающие: развивать навык синтаксического и языкового оформления предложения, совершенствовать умение составлять связный текст, развивать эмоционально-чувствительные сферы, мышление, обогащать словарный запас по теме «Золотая осень» 4.Коррекционно-развивающая: развивать мыслительную деятельность на основе упражнений в соотнесении слова и его толкования, а также составлении предложений и связного текста |
Этап урока | Время, мин. | Цель | Методы и приемы работы | ФОУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат |
Организацион ный | 0, 5 | Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу | --- | --- | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | Готовность класса к уроку |
Постановка темы и цели урока | 1 | Понимание учащимися поставленных целей урока. | Слово учителя | Ф | Озвучивает тему. Подводит детей к самостоятельному формулированию целей урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Выдает листы самооценки. | Записывают тему урока в тетрадь. Подписывают листы самооценки. Формулируют цели урока. Слушают учителя. | Понимание учащимися поставленных целей урока. |
Опорное повторение | 6 | Актуализация полученных на прошлых уроках знаний. Выявление степени понимания учащимися изученных частей речи | Морфологический разбор глагола и прилагательного, ответы на вопросы, самопроверка | И | Формулирует задание. Создает эмоциональный настрой. Комментирует задание. Побуждает к высказыванию своего мнения. | Отвечают на вопросы учителя. Самостоятельно выполняют разборы. В ходе самопроверки оценивают выполнение задания. | Знание морфологических признаков глагола и прилагательного. |
Объяснение нового материала | 13, 5 | Дать понятие о причастии как самостоятельной части речи. | Слово учителя. Использование компьютерной презентации в ходе урока, Наблюдение, сопоставление | Ф | Указывает объект наблюдения. Ставит ключевые вопросы в ходе объяснения. Побуждает к высказыванию своего мнения. | Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои предположения, обосновывают ответ | Сформулирована проблема, которую должны решить в ходе урока |
Первичное закрепление нового материала | 5 | Освоить способы различения причастий и прилагательных | Самостоятель ная работа (сравнение), взаимопроверка | Ф Г | Проводит инструктаж учащихся. Организует выступление групп, обмен мнениями | Читают словосочетания с причастиями, сравнивают, выбирают и объясняют свой выбор | Осмысление учащимися изучаемого материала |
Самопроверка (творческое задание) | 9 | Осознание каждым учащимся степени овладения изученным материалом | Сочинение –миниатюра, самооценка | П | Организует творческую работу. Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников. | Выполняют творческое задание. Осуществляют самооценку. Высказывают свое мнение. | Понимание учащимися цели задания. Качественная оценка работы класса и отдельных учеников |
Подведение итогов урока | 3 | Соотнесение поставленных задач урока с достигнутым результатом, фиксация нового знания постановка дальнейших целей | Рефлексия, контроль | Ф | Задает вопросы о целях урока. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке. Дает качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. | Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему) | Оценка результативной и процессуальной сторон работы класса и отдельных учащихся. |
Домашнее задание | 2 | Закрепление изученного на уроке материала | Наблюдение, беседа | Ф | Мотивирует учащихся к выполнению домашнего задания, дает комментарий к его выполнению. | Записывают домашнее задание в дневниках. Слушают комментарии учителя. | Понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. |
* ФОУД – форма организации учебной деятельности (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Чёлсменская основная общеобразовательная школа
Галичского муниципального района Костромской области
Конспект урока
русского языка в 7 классе
на тему:
«Словообразование и правописание страдательных причастий
настоящего времени».
Разработала
учитель русского языка
и литературы
Посыпкина Елена
Юрьевна
2012 год, д. Чёлсма, Галичский район
Русский язык | Грамматика, правописание и развитие речи (работа с учащимся 8 вида) | |
Тема урока: | «Словообразование и правописание страдательных причастий настоящего времени». | «Приставка и предлог». |
Цель урока: | Познакомить учащихся с образованием и правописанием страдательных причастий настоящего времени | формирование умений и навыков дифференциации приставки и предлога |
Задачи урока: | 1. Образовательные: повторить спряжение глагола, правописание суффиксов действительных причастий настоящего времени; познакомить с образованием страдательных причастий настоящего времени; научить правильно писать гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени; освоить орфографические и орфоэпические нормы употребления причастий; повторить пунктуацию при причастном обороте. 2. Воспитательные: воспитывать чувство милосердия и сострадания, прививать интерес к предмету. 3. Развивающие: вырабатывать навыки употребления причастий в речи, развивать эмоционально-чувствительные сферы и творческие способности учащихся; развивать коммуникативные умения учащихся, обогащать словарный запас. 4. Коррекционно-развивающая: развивать артикуляционный аппарат учащихся на основе орфоэпических упражнений | 1. Образовательные: повторить орфографические правила написания приставок, различения приставок и предлогов 2. Воспитательные: прививать интерес к изучению русского языка 3. Развивающие: развивать орфографическую зоркость, эмоционально-чувствительные сферы, мышление, обогащать словарный запас 4.Коррекционно-развивающая: развивать логическое мышление на основе упражнений в узнавании, различении и сопоставлении |
Тип урока: | Урок объяснения нового материала | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Формы и методы работы: | фронтальная, индивидуальная, парная, вербальные (беседа), практические | Индивидуальная, вербальные (беседа), творческая, словарная работа |
Оборудование: | 1. Учебник «Русский язык. Практика. 7 класс» под ред. С.Н.Пименовой (М., «Дрофа», 2010 г.); 2. Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку. 7 класс» под ред. С.Н.Пименовой (М., «Дрофа», 2007 г.); 3. Персональный компьютер, проектор, экран. 4. Карточки с заданиями. Программные средства: Microsoft Power Point, компьютерный тренажер «Фраза». 5. «Толковый словарь русского языка» С.Ожегова и Н.Шведовой | 1. Учебник под редакцией Н. Г. Галунчиковой и Э. В. Якубовской «Русский язык.7 класс» (учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, М., «Просвещение», 2012 год) 2. Индивидуальные задания на карточках. 3. Компьютерная презентация «Приставка и предлог». 4. Ноутбук. |
ХОД УРОКА:
Предварительный просмотр:
Лист самооценки Тема: «Страдательные причастия наст. вр.» Фамилия, имя _____________________________ 1. Проверка домашнего упражнения ___________ 2. Задание № 1 (суффиксы причастий) _________ 3. Задание № 2 (упр. 132) ____________________ 4. Задание № 3 («Фраза») ____________________ 5. Редактирование предложений ______________ 6. Итоговая оценка за урок __________________ | Лист самооценки Тема: «Страдательные причастия наст. вр.» Фамилия, имя _____________________________ 1. Проверка домашнего упражнения ___________ 2. Задание № 1 (суффиксы причастий) _________ 3. Задание № 2 (упр. 132) ____________________ 4. Задание № 3 («Фраза») ____________________ 5. Редактирование предложений ______________ 6. Итоговая оценка за урок __________________ |
Лист самооценки Тема: «Страдательные причастия наст. вр.» Фамилия, имя _____________________________ 1. Проверка домашнего упражнения ___________ 2. Задание № 1 (суффиксы причастий) _________ 3. Задание № 2 (упр. 132) ____________________ 4. Задание № 3 («Фраза») ____________________ 5. Редактирование предложений ______________ 6. Итоговая оценка за урок __________________ | Лист самооценки Тема: «Страдательные причастия наст. вр.» Фамилия, имя _____________________________ 1. Проверка домашнего упражнения ___________ 2. Задание № 1 (суффиксы причастий) _________ 3. Задание № 2 (упр. 132) ____________________ 4. Задание № 3 («Фраза») ____________________ 5. Редактирование предложений ______________ 6. Итоговая оценка за урок __________________ |
Лист самооценки Тема: «Страдательные причастия наст. вр.» Фамилия, имя _____________________________ 1. Проверка домашнего упражнения ___________ 2. Задание № 1 (суффиксы причастий) _________ 3. Задание № 2 (упр. 132) ____________________ 4. Задание № 3 («Фраза») ____________________ 5. Редактирование предложений ______________ 6. Итоговая оценка за урок __________________ | Лист самооценки Тема: «Страдательные причастия наст. вр.» Фамилия, имя _____________________________ 1. Проверка домашнего упражнения ___________ 2. Задание № 1 (суффиксы причастий) _________ 3. Задание № 2 (упр. 132) ____________________ 4. Задание № 3 («Фраза») ____________________ 5. Редактирование предложений ______________ 6. Итоговая оценка за урок __________________ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка
ФИО учителя: Посыпкина Елена Юрьевна
Класс: 7-й (КРО, 7 вид). Дата: 8 октября 2012 г.
Технологическая карта работы в классе | Технологическая карта работы с учащимся 8 вида |
Предмет: русский язык. Тема урока: «Словообразование и правописание страдательных причастий настоящего времени» Место урока в системе уроков по изучаемой теме: 13-й урок в разделе «Причастие». Цель урока: Познакомить учащихся с образованием и правописанием страдательных причастий настоящего времени Задачи урока: 1. Образовательные: повторить спряжение глагола, правописание суффиксов действительных причастий настоящего времени; познакомить с образованием страдательных причастий настоящего времени; научить правильно писать гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени; освоить орфографические и орфоэпические нормы употребления причастий; повторить пунктуацию при причастном обороте. 2. Воспитательные: прививать интерес к предмету. 3. Развивающие: вырабатывать навыки употребления причастий в речи, развивать эмоционально-чувствительные сферы и творческие способности учащихся; развивать коммуникативные умения учащихся, обогащать словарный запас. 4. Коррекционно-развивающая: развивать артикуляционный аппарат учащихся на основе орфоэпических упражнений | Предмет: грамматика, правописание и развитие речи. Тема урока: «Приставка и предлог». Место урока в системе уроков по изучаемой теме: Цель урока: формирование умений и навыков дифференциации приставки и предлога Задачи урока: 1. Образовательные: повторить орфографические правила написания приставок, различения приставок и предлогов 2. Воспитательные: прививать интерес к изучению русского языка 3. Развивающие: развивать орфографическую зоркость, эмоционально-чувствительные сферы, мышление, обогащать словарный запас 4.Коррекционно-развивающая: развивать логическое мышление на основе упражнений в узнавании, различении и сопоставлении |
Этап урока | Время, мин. | Цель | Методы и приемы работы | ФОУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат |
Организацион ный | 0, 5 | Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу | --- | --- | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | Готовность класса к уроку |
Проверка домашнего задания | 6 | Проверка качества выполнения д/з, понимания темы | Выборочный диктант, морфемный разбор причастий, самопроверка | И | Читает текст домашнего упражнения. Организует обмен мнениями. Побуждает к самооценке. | Выписывают в тетрадь только причастия, выделяя суффиксы. Выполняют морфемный разбор причастий. Оценивают себя. | Понимание учащимися пройденной темы |
Постановка темы и цели урока | 1 | Понимание учащимися поставленных целей урока. | Слово учителя | Ф | Подводит детей к самостоятельному формулированию темы и целей урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Выдает листы самооценки. | Записывают тему урока в тетрадь. Подписывают листы самооценки. Формулируют тему и цели урока. Слушают учителя. | Понимание учащимися поставленных целей урока. |
Объяснение нового материала | 14 | Освоить словообразование и правописание СПНВ | Слово учителя. Использование компьютерной презентации в ходе урока, Наблюдение, сопоставление. Синтаксический разбор предложения | Ф | Указывает объект наблюдения. Ставит ключевые вопросы в ходе объяснения. Побуждает к высказыванию своего мнения. Организует работу с толковым словарем. | Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои предположения, обосновывают ответ. Объясняют с помощью толкового словаря значение слова «сострадание». Выполняют синтаксический разбор предложения. | Сформулирована проблема, которую должны решить в ходе урока. |
Закрепление нового материала | 13,5 | Освоить способы образования и правописания СПНВ. Освоить орфоэпические нормы | Работа в парах, самопроверка, взаимопроверка, компьютерный тренажер, редактирование предложений | П | Проводит инструктаж учащихся. Организует выступление групп, обмен мнениями | Сравнивают причастия, обосновывают выбор гласной в суффиксе, учатся правильно склонять причастие «усваиваемый», попарно работают с компьютерным тренажером, редактируют предложения. | Осмысление учащимися изучаемого материала. Качественная оценка работы класса и отдельных учеников |
Подведение итогов урока | 3 | Соотнесение поставленных задач урока с достигнутым результатом, фиксация нового знания постановка дальнейших целей | Рефлексия, контроль | Ф | Задает вопросы о целях урока. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке. Дает качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. | Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему) | Оценка результативной и процессуальной сторон работы класса и отдельных учащихся. |
Домашнее задание | 2 | Закрепление изученного на уроке материала | Наблюдение, беседа | Ф | Мотивирует учащихся к выполнению домашнего задания, дает комментарий к его выполнению. | Записывают домашнее задание в дневниках. Слушают комментарии учителя. | Понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. |
* ФОУД – форма организации учебной деятельности (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока: Узнать, как образуются страдательные причастия настоящего времени (СПНВ); Научиться правильно писать гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени: -ем, -им, -ом; Освоить нормы употребления причастий.
Образование страдательных причастий настоящего времени Рассмотрите таблицу. От основ каких глаголов и с помощью каких суффиксов образуются СПНВ? Переходные глаголы несов. вида Спря- жение Суффик- сы СПНВ Страд. причастия настоящего времени ЧИТАЮТ I - ЕМ- Чита ем ый ВЕДУТ I -ОМ- Вед ом ый ГОНЯТ II -ИМ- Гон им ый
Образование страдательных причастий настоящего времени Запомните исключение : ДВИЖ ИМ ЫЙ (хотя образовано от глагола I спр. двигать ) СПНВ образуются и от некоторых непереходных глаголов: руковод ит – руковод им ый, управля ет – управля ем ый . От многих глаголов не образуются СПНВ : Жать, есть, кричать, крыть, бить, петь, жевать и др.
Образуйте страдательные причастия наст. времени: ТЕРПИТ, РАЗЛИЧАЕТ, ОСУЖДАЕТ, ВЕЗЁТ, ВЕДЁТ, ОПРЕДЕЛЯЕТ, ЗАВИСИТ, ОБРАБАТЫВАЕТ, КОЛЕБЛЕТ, ВИДИТ. Прочитайте образованные от данных глаголов причастия: Терп им ый, различа ем ый, осужда ем ый, вез ом ый, вед ом ый, определя ем ый, завис им ый, обрабатыва ем ый, колебл ем ый, вид им ый.
Задание : запишите, вставляя нужные гласные в суффиксы причастий настоящего времени и обозначая графически орфограммы. Развева…щий – развева…мый; освеща…щий - освеща…мый; вид…щий – вид…мый; обрабатыва…щий – обрабатыва…мый; преодолева…щий – преодолева…мый; слыш…щий – слыш…мый; двига…щий – дви……мый.
Проверим вашу грамотность: Развева ющ ий – развева ем ый; освеща ющ ий – освеща ем ый; вид ящ ий – вид им ый; обрабатыва ющ ий – обрабатыва ем ый; преодолева ющ ий – преодолева ем ый; слыш ащ ий – слыш им ый; двига ющ ий – движ им ый (искл.). Составьте и запишите одно предложение с причастным оборотом, подобрав к одному из этих причастий подходящие по смыслу зависимые слова.
Владимир Моисеенко и Владимир Данилец
Говори правильно! От глагола УСВАИВАЕТ образуйте страдательное причастие настоящего времени, подберите к нему подходящее по смыслу существительное и просклоняйте его (устно). А теперь произнесите падежные формы причастия УСВАИВАЕМЫЙ , четко проговаривая суффиксы и окончания:
Говори правильно! И. п. усваиваемый Р. п. усваиваемого Д. п. усваиваемому В. П. усваиваемый Т. п. усваиваемым П. п. (об) усваиваемом
Подведем итоги Что общего между действительными причастиями настоящего времени и страдательными причастиями настоящего времени? С помощью каких суффиксов образуются страдательные причастия настоящего времени? Оцените свою работу на уроке .
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
(под)резать (под)корень (с)пускался (с)горы (в)плести (в)косу (до)ехал (до)рощи (за)шел (за)деревню (по)ехал ( по)тропе (от)толкнул (от)берега Задание № 1.Спиши, раскрывая скобки. Выдели приставки и подчеркни предлоги.
Проверь себя! подрезать под корень спускался с горы вплести в косу доехал до рощи зашел за деревню поехал по тропе оттолкнул от берега
Задание № 2. Выбери любые 10 сочетаний и составь словосочетания по образцу: про читал про животных, в бежал в класс
Задание № 3. Выдели приставку, если она есть, и выпиши только слова с приставками. Собрать, сосна, сонный, сосулька, сошел, содрогнулся. Поездка, поплелся, полено, полоса, подоконник, поленился, полено. Нарыть, настенный, наряд, надежда, набег.
Проверь себя! Собрать, сосна, сонный, сосулька, сошел, содрогнулся. Поездка, поплелся, полено, полоса, подоконник, поленился, полено. Нарыть, настенный, наряд, надежда, набег .
Подберите пару: к словам из первого столбика подбери подходящие по смыслу слова из 2-го столбика и запиши получившиеся словосочетания , вставив между предлогом и существительным другое слово . ( за ) подругой ( про ) зверей ( до ) конца ( в ) комнату ( под ) тетрадь ( с ) дерева ( У ) дедушки Войти Свалиться Прочитать Заехать Подложить Узнать Добежать Образец: войти в свою комнату
Игра «Я- волшебник». «Приставки» – превратить слова с предлогами в слова с приставками. Образец : теннис на столе – настольный теннис Календарь на стене, повязка на рукаве, переход под землёй, камни под водой, час перед рассветом, участок при школе, укол под кожу.
«Предлоги» - наоборот. Настольная книга, бесконечный разговор, поднебесная даль, межпланетный спутник, придорожное кафе, безошибочная работа, доврачебный осмотр .
«Найди ошибку» Па дула зема холадом. Са рвала листя с лисов, дубрав и размитала их подорогам. Стали птицы стайками са бираться. Са брались по кречали и па лители за высокие горы, за синие маря в тёплые страны. Сколько ошибок? Запиши текст , исправляя их.
Составь по рисунку небольшой текст, употребляя слова с приставками и с предлогами.
Заревел медведь со сна И в густом лесу, Вздрогнув, стукнула сосна Шишкою лису.
Название какого очень распространенного дерева состоит из четырех предлогов?
Предварительный просмотр:
Образование причастий настоящего времени
Глагол несов. вида (основа наст. времени) | Спряжение | Действит. причастие настоящего времени | Страд. причастие настоящего времени |
РЕШАЮТ | I | решающий | решаемый |
НЕСУТ | I | несущий | несомый |
ВИДЯТ | II | видящий | видимый |
СЛЫШАТ | II | слышащий | слышимый |
Образование причастий настоящего времени
Глагол несов. вида (основа наст. времени) | Спряжение | Действит. причастие настоящего времени | Страд. причастие настоящего времени |
РЕШАЮТ | I | решающий | решаемый |
НЕСУТ | I | несущий | несомый |
ВИДЯТ | II | видящий | видимый |
СЛЫШАТ | II | слышащий | слышимый |
Образование причастий настоящего времени
Глагол несов. вида (основа наст. времени) | Спряжение | Действит. причастие настоящего времени | Страд. причастие настоящего времени |
РЕШАЮТ | I | решающий | решаемый |
НЕСУТ | I | несущий | несомый |
ВИДЯТ | II | видящий | видимый |
СЛЫШАТ | II | слышащий | слышимый |
Образование причастий настоящего времени
Глагол несов. вида (основа наст. времени) | Спряжение | Действит. причастие настоящего времени | Страд. причастие настоящего времени |
РЕШАЮТ | I | решающий | решаемый |
НЕСУТ | I | несущий | несомый |
ВИДЯТ | II | видящий | видимый |
СЛЫШАТ | II | слышащий | слышимый |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока русского языка для учащихся 7 класса коррекционной школы 8 вида по теме "Сложные слова" ( урок новых знаний)
В этой статье представлен вводный урок по теме : "Сложные слова"....
Рабочая программа по курсу русского языка в 6 классе специальной( коррекционной) школы VIII вида.
Рабочая программа по курсу русского языка в 6 классе специальной( коррекционной) школы VIII вида....
Сборник диктантов по русскому языку для 3 классов специальных (коррекционных) школ VIII вида.
Методический материал к урокам русского языка...
Конспект урока русского языка во 2 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме: Свистящие и шипящие согласные
В игровой форме во время урока ведется закрепление понятий "Свистящие и шипящие согласные".Цель и задачи урока:• Закреплять понятия «свистящие» и «шипящие» согласные звуки. • Упражнять в ум...
Конспект урока русского языка в 3 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме: Предлоги.
Открытый урок в игровой форме по сказке КолобокТема: «Предлоги» (3-й урок).Тип урока: Закрепление полученных знаний. Тема урока: Выделение предлогов в тексте и речи.Цель: Формирование...
Урок по русскому языку для 9 класса специальной (коррекционной) школы « Сложные предложения»
Целью данного урока является формирование и систематизация понятий основного элементарного курса грамматики: предложение, предложение сложное (СП), грамматическая основа, смысловые с...
Методическая разработка раздела образовательной программы "письмо" подготовительный класс специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида. Развитие мелкой моторики руки (подготовка к письму)
Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья через систему корреционно-развивающих упражнений МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА ...