Методическая разработка по русскому языку для 7 класса, в котором обучаются дети с ЗПР и умственной отсталостью
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Как провести интересный урок русского языка в "особенном" классе? Я попробовала провести "кулинарный" урок по сложнейшей теме "Правописание НН в причастиях и Н в отглагольных прилагательных". Параллельно провела урок объяснения нового материала по теме "Части речи".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_n_i_nn_obobshchenie_7_klass.doc | 99.5 КБ |
pravopisanie_n_i_nn_v_pril._i_prichastiyah.ppt | 357 КБ |
tehnologicheskaya_karta_uroka_russkiy_7.doc | 52.5 КБ |
chasti_rechi_opornaya_shema.doc | 32.5 КБ |
prilozhenie_zimniy_peyzazh.doc | 521.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Чёлсменская основная общеобразовательная школа
Галичского муниципального района Костромской области
Конспект урока
русского языка в 7 классе
на тему:
«Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна Н в отглагольных прилагательных».
(кулинарный урок)
Разработала
учитель русского языка
и литературы
Посыпкина Елена
Юрьевна
2012 год, д. Чёлсма, Галичский район
Русский язык | Грамматика, правописание и развитие речи (работа с учащимся 8 вида) | |
Тема урока: | «Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна Н в отглагольных прилагательных». | «Понятие о частях речи». |
Цель урока: | обобщить и систематизировать материал о правописании Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. | Дать понятие о трех основных частях речи (сущ., прил. и гл.) и научить отличать их друг от друга |
Задачи урока: | 1. Образовательные: отработать алгоритм действий для распознавания причастий и омонимичных отглагольных прилагательных; обобщить знания о правописании Н и НН в отглагольных прилагательных и страдательных причастиях прошедшего времени 2. Воспитательные: прививать интерес к изучению русского языка, воспитывать эстетическое восприятие кулинарных блюд, прививать интерес к изучению кулинарного искусства. 3. Развивающие: развивать навыки правильного написания слов на изучаемые орфограммы; развивать умение пользоваться теоретическим материалом на практике, способствовать развитию речи, словарного запаса, логического и творческого мышления; развивать кулинарные способности, расширять кругозор. 4. Коррекционно-развивающая: развивать мыслительную деятельность на основе упражнений в сравнении и сопоставлении | 1. Образовательные: вырабатывать умения различать части речи по вопросам и значению; актуализировать мыслительную и творческую деятельность 2. Воспитательные: воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения, прививать интерес к изучению русского языка, любовь к родной природе. 3. Развивающие: развивать коммуникативные навыки; эмоционально-чувствительные сферы, мышление, зрительную память, обогащать словарный запас 4.Коррекционно-развивающая: развивать мыслительную деятельность на основе упражнений по формированию умственных и практических действий и способностей анализировать и обобщать |
Тип урока: | Урок закрепления новых знаний | Вводный урок |
Формы и методы работы: | фронтальная, индивидуальная, парная, вербальные (беседа), практические | Индивидуальная, вербальные (беседа), творческая |
Оборудование: | 1. Учебник «Русский язык. Практика. 7 класс» под ред. С.Н.Пименовой (М., «Дрофа», 2010 г.); 2. Презентация по теме урока. 3. Персональный компьютер, проектор, экран. 4. Карточки с заданиями. 5. «Толковый словарь русского языка» С.Ожегова Программные средства: Microsoft Power Point | 1. Учебник под редакцией Н. Г. Галунчиковой и Э. В. Якубовской «Русский язык.7 класс» (учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, М., «Просвещение», 2012 год) 2. Индивидуальные задания на карточках. 3. Памятка «Части речи» 4. Иллюстрация «Зимний пейзаж» |
ХОД УРОКА:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ключ к выполнению домашнего упражнения № 192 Жжё н ая (прил.) пробка – сожже нн ый (прич.) листок, краше н ое (прил.) полотно – выкраше нн ое (прич.) полотно; кова н ое (прил.) железо – перекова нн ый (прич.) конь, топлё н ое (прил.) масло – растопле нн ый (прич.) снег; солё н ые (прил.) помидоры – пересоле нн ый (прич.) суп, некипячё н ое (прил.) молоко – вскипяче нн ое (прич.) молоко; варё н ое (прил.) мясо – варё нн ое в котле (прич.) мясо, жаре н ая (прил.) рыба – жаре нн ая в масле (прич.) рыба.
«Кулинарный» урок Добро пожаловать в виртуальный ресторан «Вкусная жизнь»!
Цели урока: обобщить знания о правописании Н и НН в страдательных причастиях прошедшего времени и отглагольных прилагательных; отработать алгоритм действий для распознавания причастий и омонимичных отглагольных прилагательных; научиться правильно писать названия новых кулинарных блюд и узнать, как их готовить
Ключевые понятия урока: КулинАрия и КулинарИя , ж. Искусство приготовления пищи. 2. Магазин готовых блюд и пищевых полуфабрикатов.// прил. кулинарный , -ая, -ое (к 1 знач.) БлЮда (мн.ч.) – Приготовленное кушанье. Обед из двух блюд. Вкусное блюдо.// прил. блюдный , -ая, -ое.
Назовите блюда из капусты и способы ее приготовления Капуста варёная солёная квашеная маринованная жареная тушёная Объясните, почему в большинстве записанных слов одна Н, а в слове «маринованная» - НН?
с овощами ,тушённое с овощами Разница в написании зависит от «способа» приготовления блюда. В первом случае – мясо тушится без овощей, они подаются к готовому блюду, поэтому перед нами отглагольное прилагательное, в котором пишется одна Н; во втором – мясо тушится вместе с овощами, и так как слово, образованное от глагола тушить, имеет зависимое слово, то в нём пишется – НН. Мясо тушёное Мясо Вопрос на сообразительность!!!
Жаре…ая рыба; Рыба, жаре…ая в тесте; Фарширова…ые помидоры, Запечё…ое в горшочке мясо, Печё…ые пирожки, Выпече…ый без муки торт, Печё…ая в духовке свёкла, Жаре…ая в сухарях рубле…ая котлета, Сваре…ый борщ, Засахаре…ая вишня, Слоё…ый пирог, Солё…ые огурцы Составляем меню. Запишите словосочетания, вставляя Н или НН
Масл ян ый или масл ен ый? Масл ян ый ! Прилагательное, образованное от существительного масло Масл ен ый ! Отглагольное прилагательное, образованное от глагола маслить состоящий из масла ( масляное пятно ); работающий на масле ( масляный двигатель ); сделанный на основе масла ( масляные краски ) запачканный маслом ( масленые руки ); смазанные маслом ( масленая каша ); пропитанный маслом ( масленый лист )
Слова, употребляемые в переносном значении: масленые глаза (чувственные) Масленая неделя (старинный славянский праздник проводов зимы) Запомните значение слов!
Составить рецепт приготовления какого-либо блюда, употребляя страдательные причастия прошедшего времени и отглагольные прилагательные с Н и НН в суффиксах. Графически объясните их правописание. Домашнее задание
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка
ФИО учителя: Посыпкина Елена Юрьевна
Класс: 7-й (КРО, 7 вид). Дата: 26 октября 2012 г.
Технологическая карта работы в классе | Технологическая карта работы с учащимся 8 вида |
Предмет: русский язык. Тема урока: «Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна Н в отглагольных прилагательных» Место урока в системе уроков по изучаемой теме: 2-й урок по теме «Правописание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных». Цель урока: обобщить и систематизировать материал о правописании Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Задачи урока: 1. Образовательные: отработать алгоритм действий для распознавания причастий и омонимичных отглагольных прилагательных; обобщить знания о правописании Н и НН в отглагольных прилагательных и страдательных причастиях прошедшего времени 2. Воспитательные: прививать интерес к изучению русского языка, воспитывать эстетическое восприятие кулинарных блюд, прививать интерес к изучению кулинарного искусства. 3. Развивающие: развивать навыки правильного написания слов на изучаемые орфограммы; развивать умение пользоваться теоретическим материалом на практике, способствовать развитию речи, словарного запаса, логического и творческого мышления; развивать кулинарные способности, расширять кругозор. 4. Коррекционно-развивающая: развивать мыслительную деятельность на основе упражнений в сравнении и сопоставлении. | Предмет: грамматика, правописание и развитие речи. Тема урока: «Понятие о частях речи». Место урока в системе уроков по изучаемой теме: первый урок в разделе «Части речи» Цель урока: Дать понятие о трех основных частях речи (сущ., прил. и гл.) и научить отличать их друг от друга Задачи урока: 1. Образовательные: вырабатывать умения различать части речи по вопросам и значению; актуализировать мыслительную и творческую деятельность 2. Воспитательные: воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения, прививать интерес к изучению русского языка 3. Развивающие: развивать коммуникативные навыки; эмоционально-чувствительные сферы, мышление, зрительную память, обогащать словарный запас 4. Коррекционно-развивающая: развивать мыслительную деятельность на основе упражнений по формированию умственных и практических действий и способностей анализировать и обобщать |
Этап урока | Время, мин. | Цель | Методы и приемы работы | ФОУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат |
Организацион ный | 0, 5 | Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу | --- | --- | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | Готовность класса к уроку |
Проверка домашнего задания | 5 | Проверка качества выполнения д/з, понимания темы | Самопроверка с помощью ключа, фронтальная беседа | И Ф | Организует самопроверку (проецирует ключ с ответами на экран) и обмен мнениями. Побуждает к самооценке. Спрашивает теоретический материал по изучаемой теме. | Проверяют выполнение домашней работы. Оценивают себя. Отвечают на вопросы учителя. | Понимание учащимися пройденной темы |
Постановка темы и цели урока | 1 | Понимание учащимися поставленных целей урока. | Слово учителя | Ф | Подводит детей к самостоятельному формулированию темы и целей урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. | Записывают тему урока в тетрадь. Формулируют тему и цели урока. Слушают учителя. | Понимание учащимися поставленных целей урока. |
Введение в тему | 5 | Подготовка к обобщению изученного материала. Психологический настрой. | Синтаксический разбор предложения. Опознавание и объяснение орфограмм. Словарная работа. | Ф | Указывает объект наблюдения. Ставит ключевые вопросы, вводит ключевые понятия урока. Побуждает к высказыванию своего мнения. | Слушают учителя. Выполняют синтаксический разбор, объясняют орфограммы, знакомятся с ключевыми понятиями урока. | Психологический настрой учащихся на урок, заинтересованность учащихся в материале урока. |
Закрепление и систематизация изученного материала | 17,5 | Освоить правила правописания Н и НН в причастиях и омонимичных прилагательных. | Работа в парах, самопроверка, взаимопроверка, знакомство с кулинарными рецептами | П | Проводит инструктаж учащихся. Организует работу и выступление групп, обмен мнениями | Сравнивают причастия и прилагательные, обосновывают выбор Н и НН, учатся составлять меню, редактируют предложения, обмениваются мнениями | Осмысление учащимися изучаемого материала. Качественная оценка работы класса и отдельных учеников |
Словарная работа | 3 | Познакомить с различным написанием и значением слов: «масленый» и «масляный» | Сравнение, сопоставление | Ф | Объясняет разницу в значении и правописании прилагательных | Записывают словосочетания, слушают учителя, задают вопросы для уточнения | Понимание учащимися разницы в написании и значении указанных прилагательных |
Самостоятельная работа | 5 | Выявить уровень понимания темы | Работа по карточкам | И | Проводит инструктаж. Организует самостоятельную работу учащихся | Слушают учителя, выполняют задание письменно на листочках | Понимание темы |
Подведение итогов урока | 2 | Соотнесение поставленных задач урока с достигнутым результатом, фиксация нового знания постановка дальнейших целей | Рефлексия, контроль | Ф | Задает вопросы о целях урока. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке. Дает качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. | Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему) | Оценка результативной и процессуальной сторон работы класса и отдельных учащихся. |
Домашнее задание | 1 | Закрепление изученного на уроке материала | Наблюдение, беседа | Ф | Мотивирует учащихся к выполнению домашнего задания, дает комментарий к его выполнению. | Записывают домашнее задание в дневниках. Слушают комментарии учителя. | Понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. |
* ФОУД – форма организации учебной деятельности (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).
Предварительный просмотр:
Части речи
Названия предметов | Названия признаков предметов | Названия действий предметов |
Кто? Что? | Какой? Какая? Какое? Какие? | Что делать? Что сделать? |
Имена существительные | Имена прилагательные | Глаголы |
Части речи
Названия предметов | Названия признаков предметов | Названия действий предметов |
Кто? Что? | Какой? Какая? Какое? Какие? | Что делать? Что сделать? |
Имена существительные | Имена прилагательные | Глаголы |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".
Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....
Методическая разработка. Урок русского языка. 7 класс. Описание действия
Цель урока - закрепить изученное о наречиях; показать значение наречий при описании действий; расширить речевую компетентность учеников, совершенствовать навыки монологической речи....
Методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме: Сочинение на ЕГЭ. Упражнения для подготовки к написанию сочинения- рассуждения по предложенному тексту.
Данный материал представляет 10 заданий к предложенному тексту. Задания помогают сформулировать проблему, прокомментировать её, выявить авторскую позицию. Кроме того, необходимо прямую речь перевести ...
Методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему: "Состав слова"
В данной методической разработке представлен конспект урока во втором классе на тему "Состав слова"....
Методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме "Слитное/раздельное написание НЕ с прилагательными".
Комбинированный урок (изучение нового материала с элементами повторения)....
Методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме "Тире между подлежащим и сказуемым".
Комбинированный урок (изучение нового материала с элементами повторения)....
Методические разработки по русскому языку для учащихся 7 класса (специального коррекционного класса, где совместно обучаются дети с ЗПР и умственной отсталостью)
Обучение русскому языку осуществляется по тем же учебникам и программам, что и обучение учащихся в общеобразовательных классах, так как задержка психического развития рассматривается в отечественной п...