Методическая разработка по русскому языку для 7 класса, в котором обучаются дети с ЗПР и умственной отсталостью
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Посыпкина Елена Юрьевна

Как провести интересный урок русского языка в "особенном" классе? Я попробовала провести "кулинарный" урок по сложнейшей теме "Правописание НН в причастиях и Н в отглагольных прилагательных". Параллельно провела урок объяснения нового материала по теме "Части речи".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 Чёлсменская основная общеобразовательная школа

Галичского муниципального района Костромской области

Конспект урока

русского языка в 7 классе

на тему:

 «Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна Н в отглагольных прилагательных».

(кулинарный урок)

                                                                     Разработала

                                                                                         учитель русского языка

                                                                         и литературы

                                                                                Посыпкина Елена

                                                                  Юрьевна

2012 год, д. Чёлсма, Галичский район

Русский язык

Грамматика, правописание и развитие речи

(работа с учащимся 8 вида)

Тема урока:

«Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна Н в отглагольных прилагательных».

«Понятие о частях речи».

Цель урока:

обобщить и систематизировать материал о правописании Н и  НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.

Дать понятие о трех основных частях речи (сущ., прил. и гл.) и научить отличать их друг от друга

Задачи урока:

1. Образовательные: отработать алгоритм действий для распознавания причастий и омонимичных отглагольных прилагательных; обобщить знания о правописании Н и НН в отглагольных прилагательных и страдательных причастиях прошедшего времени

2. Воспитательные: прививать интерес к изучению русского языка, воспитывать эстетическое восприятие кулинарных блюд, прививать интерес к изучению кулинарного искусства.

3. Развивающие: развивать навыки правильного написания слов на изучаемые орфограммы;  развивать умение пользоваться теоретическим материалом на практике, способствовать развитию речи, словарного запаса, логического и творческого мышления; развивать кулинарные способности, расширять кругозор.

4. Коррекционно-развивающая: развивать мыслительную деятельность на основе упражнений в сравнении и сопоставлении

1. Образовательные: вырабатывать умения различать части речи по вопросам и значению; актуализировать мыслительную и творческую деятельность

2. Воспитательные: воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения, прививать интерес к изучению русского языка, любовь к родной природе.

3. Развивающие: развивать коммуникативные навыки;

эмоционально-чувствительные сферы, мышление, зрительную память, обогащать словарный запас

4.Коррекционно-развивающая: развивать мыслительную деятельность на основе упражнений по формированию умственных и практических действий и способностей анализировать и обобщать 

Тип урока:

Урок закрепления новых знаний

Вводный урок

Формы и методы работы:

фронтальная, индивидуальная, парная, вербальные (беседа), практические

Индивидуальная, вербальные (беседа), творческая

Оборудование:

1. Учебник «Русский язык. Практика. 7 класс» под ред. С.Н.Пименовой (М., «Дрофа», 2010 г.);

2. Презентация по теме урока.

3. Персональный компьютер, проектор, экран.

4. Карточки с заданиями.

5. «Толковый словарь русского языка» С.Ожегова

Программные средства: Microsoft Power Point 

1. Учебник под редакцией Н. Г. Галунчиковой и Э. В. Якубовской «Русский язык.7 класс» (учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, М., «Просвещение», 2012 год)

2. Индивидуальные задания на карточках.

3. Памятка «Части речи»

4. Иллюстрация «Зимний пейзаж»


ХОД УРОКА:

Работа с классом

Работа с учащимся 8 вида

I. Организационный момент

- Здравствуйте, дети! Садитесь. Начинаем урок русского языка. С каким настроением вы пришли сегодня на урок? Настройтесь на плодотворную работу. Постарайтесь быть на уроке активными, внимательными.

II. Проверка домашнего задания (упр. 192)

- Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и «классная работа».

В начале урока проверим, правильно ли вы решили орфографические задачи в домашнем упражнении при выборе Н и НН. Посмотрите на экран, где есть ключ к выполнению задания, и проверьте себя.

(самооценка) 

Ключ к упр. 192

Жжёная пробка – сожженный листок, крашеное полотно – выкрашенное полотно; кованое железо – перекованный конь, топлёное масло – растопленный снег; солёные помидоры – пересоленный суп, некипячёное молоко – вскипяченное молоко; варёное мясо – варённое в котле мясо, жареная рыба – жаренная в масле рыба.

 

- Какие трудности вы испытали при выполнении данной работы? Что осталось непонятным?

Фронтальная беседа на повторение теоретического материала:

- Давайте вспомним: сколько Н пишется в полных причастиях ? (НН)

- Сколько Н пишется в отглагольных прилагательных? (Н)

- Главный вопрос: как отличить полные страдательные причастия прошедшего времени от омонимичных отглагольных прилагательных?

(отглагольные прилагательные образуются от глаголов несов.вида. В полных причастиях есть приставка, кроме НЕ, суффикс –ова-, зависимые слова, а также они образуются от глаголов сов. вида)

- Назовите слово-исключение (раненый).

- При каком условии оно перестает быть исключением? (если появится приставка, кроме НЕ, или зависимое слово. Например: израненный боец, раненный в руку солдат).

Для работы на уроке каждый ребенок пользуется памяткой «Н и НН в прич. и отглагольных прилагательных», выданной ещё на предыдущем уроке.

II. Постановка темы и цели урока

- Сегодня я приглашаю вас на необычный урок – кулинарный. Надеюсь, он будет аппетитный и очень вкусный. Почему? Потому что мы с вами отправимся в виртуальный ресторан «Вкусная жизнь», где «попробуем» изыски кулинарного искусства.        

- Сегодня на уроке мы продолжим изучение орфографического правила на правописание НН в причастиях и Н в отглагольных прилагательных. Сформулируйте цели нашего урока, учитывая, что это второй урок по этой теме (ответы детей). Закрепляя правило написания Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных, мы научимся правильно писать названия новых кулинарных блюд и поговорим о том, как их готовить.

III. Введение в тему. Синтаксическая пятиминутка

- Запишите предложение для синтаксического и пунктуационного разбора (один человек у доски, остальные – в тетрадях).

На улице я почувствовала чудный запах печёного хлеба, исходивший от соседнего дома, заселённого несколько месяцев назад.4

(Повеств., невоскл., простое, распр., осложнено прич. оборотами)

[                  , /      /,/      / ]

- Объясните постановку знаков препинания в данном предложении.

- Назовите слова с орфограммой «Правописание Н и НН в причастиях и прилагательных» и объясните выбор Н или НН.

(печёного – прилагательное, образовано от глагола несовершенного вида печь, поэтому пишется с одним Н;

заселённого – причастие, т.к. есть приставка за-, а также это слово образовано от глагола сов. вида заселить, поэтому пишется с НН)

 (на экран проецируются ключевые слова урока)

- Посмотрите на экран, где вы видите ключевые понятия сегодняшнего урока. Познакомимся с их толкованиями. 

Итак, кулинАрия и кулинарИя – 1. Искусство приготовления пищи. 2. Магазин готовых блюд и пищевых полуфабрикатов.

БлЮда (мн.ч.) – Приготовленное кушанье. Обед из двух блюд. Вкусное блюдо.

- Запомните значение и правильное произношение этих слов.

IV. Закрепление и систематизация изученного материала.

- Из одного и итого же продукта можно приготовить множество разнообразных кулинарных блюд. Что, например, и какими способами можно приготовить из капусты? (способы приготовления появляются на кране постепенно) 

- Запишите эту схему в тетрадь. Объясните, почему в большинстве записанных слов пишется одна Н, а в слове «маринованная» - НН?

(слова: вареная, соленая, тушеная, жареная – это отглагольные прилагательные, поэтому пишутся с одним Н. Слово «маринованная» - причастие, т.к. в нем есть суффикс –ова-)

- А сейчас внимание. Ответьте на вопрос: как данные отглагольные прилагательные превратить в причастия? (добавить любую приставку, кроме НЕ, можно подобрать зависимое слово). Изменится ли в этом случае правописание? Что именно? (появится НН)

- Работаем в парах. Первая пара составит словосочетания с этими словами, добавив приставки, подходящие по смыслу (продукты можно использовать разные). Вторая пара – добавив зависимые слова.

(дети работают в парах, затем идет взаимопроверка – обмен тетрадями)

Примеры работ учащихся:

1 пара: сваренная морковь, пересоленная картошка, поджаренная рыба, затушенная капуста, наквашенная капуста.

2 пара: варённая в кастрюле свёкла, слабо соленная сельдь, квашенная в бочке капуста, жаренная на сковороде рыба, тушённое в скороварке мясо.

- А сейчас вопрос на сообразительность. Можно ли изменить написание слов, не меняя самого блюда?

Сравним следующие словосочетания (на экране).

- Почему по-разному пишется здесь одно и то же слово?

Ваши предположения…

(ответы детей) 

- Ответ на это вопрос, т.е. разница в написании, как ни странно кроется в способе приготовления блюда.  В первом случае – мясо тушится без овощей, они подаются к готовому блюду, поэтому перед нами отглагольное прилагательное, в котором пишется одна Н; во втором – мясо тушится вместе с овощами, и так как слово, образованное от глагола тушить,  имеет зависимое слово, то в нём пишется – НН.

- Дома вам нужно было найти подобные примеры рецептов в кулинарных книгах или пообщаться с родителями, бабушками или дедушками. Прочитайте выписанные вами словосочетания, объясняя попутно написание Н и НН в прилагательных и причастиях. Поделитесь кулинарными находками.

(ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ, например: грибы, тушённые в сметане; макароны, запечённые с сыром; тушёная капуста; утка, запечённая с яблоками; печенка, жаренная с луком,  и др.)

- Итак, напомню вам, что мы с вами находимся в виртуальном ресторане «Вкусная жизнь». Попробуем поработать в роли корректора. Представьте, что повар не знал, как пишутся некоторые слова – названия блюд, и оказалось, что в меню остались пропущенные буквы. Давайте поможем восстановить текст меню (задание проецируется на экран) .

- Работаем в парах. Запишите данные словосочетания, вставляя Н или НН, объясняя правописание и указывая часть речи у слов с пропусками. 

(после выполнения задания идет взаимообмен тетрадями)

- Итак, мы с вами сидим за одним большим столом в зале ресторана. Давайте продегустируем (попробуем) несколько блюд, описание которых перед вами (напечатано на листах и выдано каждой паре для совместной работы)

1 пара - Рассмотрите способ приготовления торта «Трюфель». Вставьте пропущенные буквы, выделите изучаемые орфограммы.

        Бисквитный пласт, разреза…ый на две части, разложить на две стекля…ые тарелки, украше…ые орнаментом. Каждую из частей, пропита…ую сиропом и прослое…ую сливочно – шоколадным кремом, поставить около окна на освеще…ую солнцем сторону.

Через несколько минут обе половинки, хорошо пропита…ые, соединить. Сверху и с боков, смаза…ых кремом и обсыпа…ых шоколадной крупкой, убрать лишние крошки. Торт украсить конфетами, масля…ым кремом и оформлен в виде плете…ой корзинки.

Дополнительное задание: найдите в «Толковом словаре русского языка» С.Ожегова значения слова «трюфель» и расскажите о нем одноклассникам.

2 пара - Рассмотрите способы приготовления смешанного и фруктового салатов. Вставьте пропущенные буквы, выделите изучаемые орфограммы.

        Варё…ый картофель, неварё…ую морковь, мочё…ые яблоки, солё…ые огурцы нарежьте и добавьте кваше…ую нашинкова…ую капусту. Заправьте соусом, приготовле…ым из горчицы, масла и уксуса, или майонезом.

Фруктовый салат.

          Очище…ые, нареза…ые кубиками консервирова…ые ананасы уложите на серебряном блюдце. Возьмите банан, смеша..ый с мандаринами, привезе…ыми из-за границы, и добавьте в салат только что среза…ую с дерева грушу. Все ассорти заправьте витаминизирова…ым йогуртом.

- А сейчас представитель от каждой пары расскажет, как правильно написать рецепт данного блюда (дети читают рецепты, попутно объясняя написании Н и НН)

- Знакомы ли вам эти рецепты? Может быть, вы эти салаты готовите иначе? Поделитесь с нами. (ответы детей).

V. Словарная работа.

- Следующий этап нашего «вкусного» урока – сравнить 2 прилагательных: масленый и масляный.

- В каком случае мы употребляем каждое из этих прилагательных? Давайте разберемся в значении этих слов (слайд проецируется на экран).                                                                                                                                                                                

- Масляный – прилагательное образовано от сущ. масло. Имеет значения:

1) состоящий из масла (масляное пятно);

2) работающий на масле (масляный двигатель);

3) сделанный на основе масла (масляные краски)

- Масленый – отглагольное прилагательное, образовано от глагола несов. вида маслить. Имеет значения:

1) запачканный маслом (масленый руки);

2) смазанный маслом (масленая каша);

3) пропитанный маслом (масленый лист).

- Запишите данные словосочетания и запомните слова, которые употребляются в переносном значении:

Масленые глаза (чувственные) 

Масленая неделя (старинный славянский праздник проводов зимы, во время которого пекутся блины и устраиваются увеселения)

 

VI. Самостоятельная работа (на карточках) – выдается каждому ученику.

Задание: вставить пропущенные буквы (Н или НН) в суффиксы причастий и отглагольных прилагательных.

 Салат из кваше…ой капусты; солё…ые баклажаны; мороже…ое мясо; тушё…ый картофель с копчё…ой грудинкой; компот из сушё…ых фруктов; замороже…ая фасоль; утка, фарширова…ая яблоками; печё…ые яблоки; рыба, жаре…ая в тесте; маринова…ые помидоры; голубцы с варё…ым мясом; газирова…ый напиток; горячий кофе со сгущё…ым молоком; поджаре…ые куриные окорочка; слоё…ый торт.

(после выполнения сдают работы учителю на проверку)

VII. Подведение итогов.

- Понравился ли вам кулинарный урок?

- Как вы усвоили изученный материал? Какие трудности при выполнении задания вы испытывали?

- Достигли ли мы целей урока? Оценки за урок…

VIII. Домашнее задание.

- После «вкусного» урока вам теперь будет нетрудно составить рецепт приготовления какого-либо блюда, употребляя, безусловно, причастия и отглагольные прилагательные с Н и НН в суффиксах. Объясните графически их правописание.

Желаю удачи.

Благодарю за отличную работу! 

Урок окончен.

- А сейчас я приглашаю вас всех на чаепитие (в столовую), где я бы хотела угостить вас фаршированными блинами.

II. Постановка темы и цели урока. Введение в тему

На доске до урока записаны 3 группы слов:

(коррекционное упражнение по формированию умственных и практических действий и способностей анализировать и обобщать)

1. зима, солнце, сердце, любовь, лес

2. поет, улыбается, жалеет, аукает, баюкает

3. мелкий, мохнатый, пестрый

- Андрей, внимательно посмотри на эти группы слов. Скажи, что объединяет слова каждой группы?

- На какие вопросы отвечают и что обозначают слова 1-й группы?

- В первой строке записаны слова, отвечающие на вопрос ЧТО? и обозначающие предмет.

- На какие вопросы отвечают и что обозначают слова 2-й группы?

Во второй - слова, отвечающие на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ? и обозначающие действие предмета.

- На какие вопросы отвечают и что обозначают слова 3-й группы?

- В третьей - слова, отвечающие на вопрос КАКОЙ? и обозначающие признак предмета.

- Молодец! Проверь свою наблюдательность, найди и прочти спрятанную поэтическую строчку из стихотворения С. Есенина о зиме.

- Поет зима - аукает,

  Мохнатый лес баюкает.

- Запиши этот отрывок в тетрадь.

- Итак, ты уже знаешь, что у каждого слова есть своя работа. Одни слова обозначают предметы, другие - действие предмета, третьи - признаки предмета. Но все они объединяются в одну большую группу, которая называется – части речи.

- Наша сегодняшняя тема – «Понятие о частях речи». Попробуй сформулировать основную цель урока (ответ ребенка) 

- Верно, наша задача – запомнить название трех основных частей речи и научиться определять их по вопросам и значению.

- С какими частями речи мы уже немного знакомы? (с прил., сущ. и гл.).

- Попробуй определить, слова каких частей речи встретились в стихотворении? Подпиши их.

III. Введение в тему

 (выдаю напечатанную памятку «Части речи»)

- Ознакомься с содержанием памятки «Части речи» и выполни следующие задания:

Задание № 1. В группе родственных слов найди разные части речи: сущ., прилаг. и глагол и распредели все слова в таблицу.

Имя существительное (кто? что?)

Имя прилагательное (Какой?)

Глагол

(что делать?

что сделать?)

Шум, шумный, шуметь; смешной, смех, смеяться; боль, больной, болеть; ходить, поход, походный; грусть, грустить, грустный; светлый, свет, светить; зимний, зимовать, зима; рыбачит, рыба, рыбный; вечер, вечереть, вечерний; красный, краснеть, краснота; умение, умелый, уметь.

- Подбери и впиши в таблицу две группы родственных слов разных частей речи на тему «Зима»

(например: ветер, ветреный, заветрить и др.)

(Пока класс разбирает предложение, проверяю работу ученика)

IV. Первичное закрепление полученных знаний.

Задание № 2. Составь из данных слов предложения так, чтобы получился связный текст. Подчеркни все существительные одной чертой, все глаголы – двумя чертами, прилагательные – волнистой линией.

Зимой.

Зима, завалить, городок, пушистый, снегом. Стояли, морозные, день. С, верхушки, старый, дерева, сорвалась, маленький, птица. Посыпался, серебристый, иней. Снежинки, кружились, в, воздух, и, ложились, на крыша, домов. Холодная, земля, покрыться, чистый, белый, скатертью. Ранним, утро, дети, с, санки, побежали, на, горка.

После выполнения выдаю ключ с правильным текстом и подчеркнутыми частями речи.

(У ребенка должен получиться такой текст:

Зима завалила городок пушистым снегом. Стояли морозные дни. С верхушки старого дерева сорвалась маленькая птица. Посыпался серебристый иней. Снежинки кружились в воздухе и ложились на крыши домов. Холодная земля покрылась чистой белой скатертью. Ранним утром дети с санками побежали на горку.)

Задание № 3. Выпиши из данного текста словосочетания «прил.+сущ.» по образцу.

Хорошо в зимнем лесу! Деревья стоят в серебристом инее. Хороши ели в красивом снежном наряде. В морозном воздухе слышен малейший звук. На вечернем небе зажглись яркие звёздочки. Они освещают зеленоватым светом лес.

Образец: в зимнем лесу

Ключ (выдаю после выполнения задания для самопроверки)

В серебристом инее, в красивом снежном наряде, в морозном воздухе, малейший звук, на вечернем небе, яркие звёздочки, зеленоватым светом.

- А теперь отложи данный текст и на основе выписанных словосочетаний попробуй восстановить прочитанный текст и записать предложения по памяти.

(коррекционное задание на развитие зрительной памяти)

V. Закрепление нового материала. Творческая работа

Задание № 4.

- А сейчас вспомним нашу игру «Я - волшебник». Попробуем слова одной части речи превратить в другие. (выдаю напечатанные на карточках задания)

А) преврати существительное в однокоренное прилагательное:

Ночь - …

Сказка - …

Сила - …

Снег - …

Радость - …

Б) Наоборот. Преврати прилагательные в однокоренные существительные:

Солнечный - …

Живописный - …

Природный - …

Берёзовый - ...

Речной - …

В) Преврати существительные в однокоренные глаголы:

Звук - …

Желание - …

Любовь - …

Дружба - …

Свет - …

- А сейчас проверь себя, используя ключ (выдаю ребенку после выполнения задания).

КЛЮЧ к заданию № 4:

А) ночь – ночной, сказка – сказочный, сила – сильный, снег – снежный, радость – радостный;

Б) солнечный – солнце, живописный – живопись, природный – природа, березовый – береза, речной - река.

В) звук – звучать, желание – желать, любовь – любить, дружба – дружить, свет – светить.

Задание № 5. (Ребенку выдаётся напечатанное изображение зимнего пейзажа) – см. приложение_Зимний пейзаж

- Назови, что изображено на картине?

(Зимний пейзаж).

- Какие предметы изображены на картине? Назовите их признаки и действия.

(Называет слова).

- К какой части речи относятся названные вами слова?

- Составь и запиши 5-7 предложений по данной картине и укажи имена сущ-е, прилагательные и глаголы. При необходимости можешь воспользоваться списком некоторых словосочетаний, которые помогут тебе составить предложения

(выдается ребенку лист с опорными словосочетаниями):

Опорные словосочетания:

Белый снег, избушка лесника, следы на снегу, красивые деревья, солнечный день, снег на ветвях.

(самостоятельная творческая работа ученика)

VI. Подведение итогов. Рефлексия.

- Итак, подведем итоги урока.

- Какие части речи мы повторили сегодня? (сущ., прил. и гл.)

- Вспомни, как отличать эти части речи? (по вопросу и значению)

- На какие вопросы отвечают имена сущ.? прил.? глаголы? Что они обозначают?

- Что тебе запомнилось сегодня? Какие задания тебе показались интересными? Что вызвало затруднения? Почему?

Оценка за урок…

VII. Домашнее задание

- Выучить содержание памятки «Части речи». Сочинить небольшой текст на тему «Вид за окном», записать его и указать сущ., прил. и глаголы.

Благодарю за работу. Урок окончен.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правописание Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и в отглагольных прилагательных .

Слайд 2

Ключ к выполнению домашнего упражнения № 192 Жжё н ая (прил.) пробка – сожже нн ый (прич.) листок, краше н ое (прил.) полотно – выкраше нн ое (прич.) полотно; кова н ое (прил.) железо – перекова нн ый (прич.) конь, топлё н ое (прил.) масло – растопле нн ый (прич.) снег; солё н ые (прил.) помидоры – пересоле нн ый (прич.) суп, некипячё н ое (прил.) молоко – вскипяче нн ое (прич.) молоко; варё н ое (прил.) мясо – варё нн ое в котле (прич.) мясо, жаре н ая (прил.) рыба – жаре нн ая в масле (прич.) рыба.

Слайд 3

«Кулинарный» урок Добро пожаловать в виртуальный ресторан «Вкусная жизнь»!

Слайд 4

Цели урока: обобщить знания о правописании Н и НН в страдательных причастиях прошедшего времени и отглагольных прилагательных; отработать алгоритм действий для распознавания причастий и омонимичных отглагольных прилагательных; научиться правильно писать названия новых кулинарных блюд и узнать, как их готовить

Слайд 5

Ключевые понятия урока: КулинАрия и КулинарИя , ж. Искусство приготовления пищи. 2. Магазин готовых блюд и пищевых полуфабрикатов.// прил. кулинарный , -ая, -ое (к 1 знач.) БлЮда (мн.ч.) – Приготовленное кушанье. Обед из двух блюд. Вкусное блюдо.// прил. блюдный , -ая, -ое.

Слайд 6

Назовите блюда из капусты и способы ее приготовления Капуста варёная солёная квашеная маринованная жареная тушёная Объясните, почему в большинстве записанных слов одна Н, а в слове «маринованная» - НН?

Слайд 7

с овощами ,тушённое с овощами Разница в написании зависит от «способа» приготовления блюда. В первом случае – мясо тушится без овощей, они подаются к готовому блюду, поэтому перед нами отглагольное прилагательное, в котором пишется одна Н; во втором – мясо тушится вместе с овощами, и так как слово, образованное от глагола тушить, имеет зависимое слово, то в нём пишется – НН. Мясо тушёное Мясо Вопрос на сообразительность!!!

Слайд 8

Жаре…ая рыба; Рыба, жаре…ая в тесте; Фарширова…ые помидоры, Запечё…ое в горшочке мясо, Печё…ые пирожки, Выпече…ый без муки торт, Печё…ая в духовке свёкла, Жаре…ая в сухарях рубле…ая котлета, Сваре…ый борщ, Засахаре…ая вишня, Слоё…ый пирог, Солё…ые огурцы Составляем меню. Запишите словосочетания, вставляя Н или НН

Слайд 9

Масл ян ый или масл ен ый? Масл ян ый ! Прилагательное, образованное от существительного масло Масл ен ый ! Отглагольное прилагательное, образованное от глагола маслить состоящий из масла ( масляное пятно ); работающий на масле ( масляный двигатель ); сделанный на основе масла ( масляные краски ) запачканный маслом ( масленые руки ); смазанные маслом ( масленая каша ); пропитанный маслом ( масленый лист )

Слайд 10

Слова, употребляемые в переносном значении: масленые глаза (чувственные) Масленая неделя (старинный славянский праздник проводов зимы) Запомните значение слов!

Слайд 11

Составить рецепт приготовления какого-либо блюда, употребляя страдательные причастия прошедшего времени и отглагольные прилагательные с Н и НН в суффиксах. Графически объясните их правописание. Домашнее задание



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

ФИО учителя: Посыпкина Елена Юрьевна

Класс: 7-й (КРО, 7 вид).    Дата: 26 октября 2012 г.  

Технологическая карта работы в классе

Технологическая карта работы с учащимся 8 вида

Предмет: русский язык.

Тема урока: «Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна Н в отглагольных прилагательных»

Место урока в системе уроков по изучаемой теме: 2-й урок по теме «Правописание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных».

Цель урока: обобщить и систематизировать материал о правописании Н и  НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.

Задачи урока: 

1. Образовательные: отработать алгоритм действий для распознавания причастий и омонимичных отглагольных прилагательных; обобщить знания о правописании Н и НН в отглагольных прилагательных и страдательных причастиях прошедшего времени

2. Воспитательные: прививать интерес к изучению русского языка, воспитывать эстетическое восприятие кулинарных блюд, прививать интерес к изучению кулинарного искусства.

3. Развивающие: развивать навыки правильного написания слов на изучаемые орфограммы;  развивать умение пользоваться теоретическим материалом на практике, способствовать развитию речи, словарного запаса, логического и творческого мышления; развивать кулинарные способности, расширять кругозор.

4. Коррекционно-развивающая: развивать мыслительную деятельность на основе упражнений в сравнении и сопоставлении.

Предмет: грамматика, правописание и развитие речи.

Тема урока: «Понятие о частях речи».

Место урока в системе уроков по изучаемой теме: первый урок в разделе «Части речи»

Цель урока: Дать понятие о трех основных частях речи (сущ., прил. и гл.) и научить отличать их друг от друга 

Задачи урока:

1. Образовательные: вырабатывать умения различать части речи по вопросам и значению; актуализировать мыслительную и творческую деятельность

2. Воспитательные: воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения, прививать интерес к изучению русского языка

3. Развивающие: развивать коммуникативные навыки;

эмоционально-чувствительные сферы, мышление, зрительную память, обогащать словарный запас

4. Коррекционно-развивающая: развивать мыслительную деятельность на основе упражнений по формированию умственных и практических действий и способностей анализировать и обобщать


  Этап урока

Время, мин.

Цель

Методы и приемы работы

ФОУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

Организацион

ный

0, 5

Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

---

---

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Готовность класса к уроку

Проверка домашнего задания

5

Проверка качества выполнения д/з, понимания темы

Самопроверка с помощью ключа, фронтальная беседа

И

Ф

Организует самопроверку (проецирует ключ с ответами на экран) и  обмен мнениями. Побуждает к самооценке. Спрашивает теоретический материал по изучаемой теме.

Проверяют выполнение домашней работы. Оценивают себя. Отвечают на вопросы учителя.

Понимание учащимися пройденной темы

Постановка темы и цели урока

1

Понимание учащимися поставленных целей урока.

Слово учителя

Ф

Подводит детей к самостоятельному формулированию темы и целей урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

Записывают тему урока в тетрадь.

Формулируют тему и цели урока. Слушают учителя.

Понимание учащимися поставленных целей урока.

Введение в тему

5

Подготовка к обобщению изученного материала. Психологический настрой.

Синтаксический разбор предложения. Опознавание и объяснение орфограмм. Словарная работа.

Ф

Указывает объект наблюдения. Ставит ключевые вопросы, вводит ключевые понятия урока. Побуждает к высказыванию своего мнения.

Слушают учителя. Выполняют синтаксический разбор, объясняют орфограммы, знакомятся с ключевыми понятиями урока.

Психологический настрой учащихся на урок, заинтересованность учащихся в материале урока.

Закрепление и систематизация изученного материала

17,5

Освоить правила правописания Н и НН в причастиях и омонимичных прилагательных.

Работа  в парах, самопроверка, взаимопроверка, знакомство с кулинарными рецептами

П

Проводит инструктаж учащихся. Организует работу и  выступление групп, обмен мнениями

Сравнивают причастия и прилагательные, обосновывают выбор Н и НН, учатся составлять меню, редактируют предложения, обмениваются мнениями

Осмысление учащимися изучаемого материала. Качественная оценка работы класса и отдельных учеников

Словарная работа

3

Познакомить с различным написанием и значением слов: «масленый» и «масляный»

Сравнение, сопоставление

Ф

Объясняет разницу в значении и правописании  прилагательных

Записывают словосочетания, слушают учителя, задают вопросы для уточнения

Понимание учащимися разницы в написании и значении указанных прилагательных

Самостоятельная работа

5

Выявить уровень понимания темы

Работа по карточкам

И

Проводит инструктаж. Организует самостоятельную работу учащихся

Слушают учителя, выполняют задание письменно на листочках

Понимание темы

Подведение итогов урока

2

Соотнесение поставленных задач урока с достигнутым результатом, фиксация нового знания постановка дальнейших целей

Рефлексия, контроль

Ф

Задает вопросы о целях урока. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке.

Дает качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

Оценка результативной и процессуальной сторон работы класса и отдельных учащихся.

Домашнее задание

1

Закрепление изученного на уроке материала

Наблюдение, беседа

Ф

Мотивирует учащихся к выполнению домашнего задания, дает комментарий к его выполнению.

Записывают домашнее задание в дневниках. Слушают комментарии учителя.

Понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

        * ФОУД – форма организации учебной деятельности (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).



Предварительный просмотр:

Части речи

Названия предметов

Названия признаков предметов

Названия действий предметов

Кто?

Что?

Какой?

Какая?

Какое?

Какие?

Что делать?

Что сделать?

Имена существительные

Имена прилагательные

Глаголы

Части речи

Названия предметов

Названия признаков предметов

Названия действий предметов

Кто?

Что?

Какой?

Какая?

Какое?

Какие?

Что делать?

Что сделать?

Имена существительные

Имена прилагательные

Глаголы



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

Методическая разработка. Урок русского языка. 7 класс. Описание действия

Цель урока - закрепить изученное о наречиях; показать значение наречий при описании действий; расширить речевую компетентность учеников, совершенствовать навыки монологической речи....

Методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме: Сочинение на ЕГЭ. Упражнения для подготовки к написанию сочинения- рассуждения по предложенному тексту.

Данный материал представляет 10 заданий к предложенному тексту. Задания помогают сформулировать проблему, прокомментировать её, выявить авторскую позицию. Кроме того, необходимо прямую речь перевести ...

Методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему: "Состав слова"

В данной методической разработке представлен конспект урока во втором классе на тему "Состав слова"....

Методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме "Слитное/раздельное написание НЕ с прилагательными".

Комбинированный урок (изучение нового материала с элементами повторения)....

Методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме "Тире между подлежащим и сказуемым".

Комбинированный урок (изучение нового материала с элементами повторения)....

Методические разработки по русскому языку для учащихся 7 класса (специального коррекционного класса, где совместно обучаются дети с ЗПР и умственной отсталостью)

Обучение русскому языку осуществляется по тем же учебникам и программам, что и обучение учащихся в общеобразовательных классах, так как задержка психического развития рассматривается в отечественной п...