Конспект урока "Практикум по словообразованию".
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Чистякова Ольга Сергеевна

Конспект урока +презентация по теме "Практикум по словообразованию". Материал на повторение и закрепление

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 13 ноября 2017 года

Класс:

Тема: «Практикум по словообразованию»

Цели: закреплять умение определять способы образования слов; развивать навыки морфемного и словообразовательного разбора, самостоятельной работы.

Ход урока

I Оргмомент

- Здравствуйте! Проверьте свою готовность к уроку: на парте – дневник, тетрадь, учебник и пенал.

II Словарная работа

Запись числа и темы

Иллюстрация, экскаватор, понимать (в корнях с чередованием пишутся им и ин, если дальше следует суффикс а), коллекция, багряный, бордовый.

III Актуализация знаний

- Какой ряд состоит только из однокоренных слов?

1) Сон, сонный, сны;

2) Бумага, бумаге, бумагой;

3) Заяц, зайчиха, зайчонок;

4) Скрепка, крепить, крепим.

- Какие слова называются однокоренными?

- Как образуются формы слова?

- Как отличить однокоренные слова от форм одного и того же слова? (Однокоренные слова имеют новое, другое значение. Это значение придают различные морфемы: приставки, суффиксы и другие корни. Формы слова имеют то же значение, что и слово в начальной форме. Меняются лишь окончания).

- Как называется наука, которая изучает части слова?

- Наука, которая изучает, от чего и с помощью чего образованы слова, называется… .

- Назовите способы словообразования.

IV Работа по теме урока

Сегодня мы с вами продолжим тренироваться в определении способов словообразования. На партах перед вами лежат таблицы-памятки «Основные способы словообразования», давайте их внимательно изучим.

Задание 1. Определите, от каких слов образованы данные существительные.

  1. Обмен……………………………………………….
  2. Наряд……………………………………………….
  3. Доброта…………………………………………….
  4. Работа……………………………………………….
  5. Скромность……………………………………….
  6. Зайчонок…………………………………………..
  7. Пригород………………………………………….

Задание 2. Определите способ словообразования

  1. Подземный…………………………………………
  2. Сладковатый………………………………………
  3. Бабушкин……………………………………………
  4. Довоенный…………………………………………
  5. Клетчатый…………………………………………

Задание 3. Запишите слова, от которых образованы глаголы. Определите способ словообразования.

  1. Протестовать……………………………………….
  2. Вредничать…………………………………………
  3. Завтракать…………………………………………..
  4. Покраснеть………………………………………….
  5. Присвоить……………………………………………

V Подведение итогов

- Расскажите об этапах словообразовательного разбора.

- Какие трудности вы испытываете при словообразовательном разборе?

Комментированное выставление оценок

Домашнее задание. Выполнить карточку.

Запишите слова, от которых образованы данные слова. Определите способ  словообразования.

Партизанить…………………………………………………………………..

Искренность…………………………………………………………………..

Довоенный……………………………………………………………………...

Бездарный………………………………………………………………………

Советовать………………………………………………………………………


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Практикум по словообразованию

Слайд 2

Какой ряд состоит только из однокоренных слов? Сон, сонный, сны; Бумага, бумаге, бумагой; Заяц, зайчиха, зайчонок; Скрепка, крепить, крепим.

Слайд 3

Задание 1. Определите, от каких слов образованы данные существительные. Обмен………………………………………………. Наряд………………………………………………. Доброта……………………………………………. Работа………………………………………………. Скромность………………………………………. Зайчонок………………………………………….. Пригород………………………………………….

Слайд 4

Задание 2. Определите способ словообразования Подземный………………………………………… Сладковатый……………………………………… Бабушкин…………………………………………… Довоенный………………………………………… Клетчатый…………………………………………

Слайд 5

Задание 3. Запишите слова, от которых образованы глаголы. Определите способ словообразования. Протестовать………………………………………. Вредничать………………………………………… Завтракать………………………………………….. Покраснеть…………………………………………. Присвоить……………………………………………



Предварительный просмотр:

Основные способы образования слов в русском языке

Способы словообразования

Примеры

  1. Приставочный

Приставка всегда присоединяется к целому слову:

пригород – город,

перешагнуть - шагнуть

  1. Суффиксальный

Суффикс присоединяется к основе слова:

снежок – снег,

школьный - школа

  1. Приставочно - суффиксальный

Приморский – море,

освежить - свежий

  1. Бессуффиксальный

Только имена существительные:

взрыв – взрывать,

отказ - отказать

  1. Сложение:

А) основа + основа;

Б) основа + основа + суффикс;

В) слово + слово;

Г) сложение сокращенных основ.

Водопад – вода, падать,

темно-синий – темный, синий;

Сенокосилка – сено, косить,

белоснежный – белый, снег;

Плащ-палатка, мать-и-мачеха;

Спецназ – (войска) специального назначения, ЧТЗ – Челябинский тракторный завод.

  1. Переход из одной части речи в другую

(Новый) знакомый – знакомый (врач)

  1. Слияние

Мойдодыр – мой до дыр,

Вечнозеленый – вечно зеленый

Чтобы определить способ словообразования, необходимо, прежде всего, найти исходное, производящее слово, то есть то слово, от которого образовано данное. Подобрать производящее слово помогут специальные словесные формулы. Для каждой части речи они свои.

Словообразование существительных

Определяя способ образования существительного, сначала посмотрите, не является ли оно бывшим прилагательным, образованным путем перехода из одной части речи в другую, или бывшим словосочетанием, образованным путем слияния.

Если отвлеченное существительное обозначает действие как предмет, то оно образовано от глагола, если признак как предмет – от прилагательного (рассказ – рассказать, верность – верный).

Если существительное обозначает конкретный предмет, то, определяя, от какого слова оно образовано, воспользуйтесь формулами: тот, кто…то, что…то, чем…то, где… .

Словообразование прилагательных

Чтобы определить, от какого слова образовано прилагательное, задайте к нему вопрос это какой? и подставьте формулу: похожий на…, сделанный из…, лишенный чего-то, имеющий отношение к … и др.

Например: каменный (это какой? – сделанный из камня) – камень.

Словообразование глаголов

Чтобы определить, от какого слова образован глагол, задайте к нему вопрос что это значит? Помните, что многие приставочные глаголы несовершенного вида образуются от приставочных глаголов совершенного вида суффиксальным способом.

Например: вспахивать – вспахать, зашивать – зашить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по теме "Словообразование как раздел лингвистики. Основные способы словообразования"

Цели урока:познавательные :·        формировать представление о словообразовании как разделе лингвистики, о различиях морфемики и словообразования;·...

Конспект урока русского языка в 5 классе "Словообразование.Орфография".

Конспект  урока русского языка в 5 классе по теме "Словообразование. Орфография.Культура речи" предлагаю для учителей русского языка....

"Словообразование наречий" конспект урока в 7 классе

Мои наработки на тему:- "Словообразование наречий"...