1.Организа- ционный момент
2. Подготовка к изучению новой темы. Орфографическая работа.
3. Сообщение темы урока. Объяснение нового.
4. Закрепление новой темы.
5.Итог урока.
6. Д/з.
| - Открываем свои рабочие тетради, отступаем две линейки, пишем сегодняшнее число, а на следующей строке «классная работа».
Посетить галерею, сосредоточенно работать, ему нездоровится, любуешься гирляндой, отворить калитку, показался силуэт, присутствовать на собрании, двигаться с колонной, претендовать на помощь, прекратить шептать, разыграть комбинацию, движущийся экспресс, взглянуть мельком, купленный аквариум, выровненная дорожка.
- Какие орфограммы встретились? - Назовите наречия. - Какие виды наречий вы знаете? (Вспомните, от каких частей речи чаще всего образуются наречия?) - Назовите их. - Хорошо.
- Давайте проверим ваши знания по наречию. Пройдем небольшое тестирование. Надо отвечать только да или нет. Наречие – это самостоятельная часть речи. Наречие – это служебная часть речи. Наречие не имеет окончания. Наречие – это изменяемая часть речи. Наречие обозначает признак действия. Наречие отвечает на вопрос сколько? Наречие отвечает на вопрос какой?
Работа со схемами, записанными на доске: - Определите, какая часть речи зашифрована в схемах. - Что помогло вам это определить?
- Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
Работа по тексту, записанному на доске.
Надо быть ясным умственно (н.), чистым нравственно (н.), опрятным физически (н.). Вперед! (н.) Мы идем неудержимо (н.) к яркой звезде, которая горит там (н.) вдали! (н.) Вперед (н.)! Не отставайте, друзья! (А.П. Чехов)
- Прочитайте текст про себя, приготовьтесь читать его выразительно. - Как вы понимаете слова А.Чехова? К чему он нас призывает? - Определите стиль текста.
- Чем интересен текст с точки зрения нашей темы? - Зачем автор использует их?
- Назовите все наречия в предложениях. - Каков же способ определения части речи?
- А как вы определили, что это наречия? Какие вопросы помогают нам определить, что это наречие? Какой вопрос вы задавали?
- Выпишите наречия, соответствующие данным схемам, определив, от какой части речи они образованы.
- Выстроите словообразовательные цепочки. Образец записан на доске.
На доске заранее записан образец.
- Какие первые выводы можем сделать об образовании наречий?
Вывод: а) наречия образуются от исходных слов имен прилагательных и имен существительных; б) наречия образуются суффиксальным и приставочно-суффиксальным способами.
- От исходных слов каких частей речи еще могут образовываться наречия?
Распределительный диктант. - Распределите наречия по частям речи исходного слова: по-моему, заново, вверх, по-испански, однажды, снизу, затем, во-вторых.
- Определите способы образования наречий.
- Выделите словообразовательные морфемы. - Одинаково ли образование всех наречий? Или можно говорить о том, что наречия образуются разными способами?
Вывод: наречия могут образовываться от исходных слов разных частей речи разными способами.
Составление опорной схемы образования наречий.
- Какие два вопроса должны быть отражены в таблице?
У доски работает 1 человек по схеме. Исходное слово | ̚ | ^ | ̚ ^ | Имя существительное | | | | Имя прилагательное | | | | Местоимение | | | | Имя числительное | | | |
- Какие способы образования наречий мы запишем в таблицу?
- От слов, записанных на доске, образуйте наречия, заполнив таблицу: век, очаровательный, твой, третий, располагающий, след, еле.
- Толкование слова еле. - Составление предложений с данным словом. - Какие наречия не удалось записать в таблицу? (Еле-еле, располагающе.) -Почему? Подумайте, как они образовываются? Классификация по способу образования:- суффиксальный: быстрый — быстро, творческий — творчески;
- приставочно-суффиксальный: сухой — досуха;
- приставочный: хорошо — нехорошо, куда — никуда;
- Сложение разных видов
сложение слов: еле, еле — еле-еле, опрометчиво — безумно; сложение с первым элементом полу-: полулежа; сложение с присоединением суффикса или приставки и суффикса: мимо ходить — мимоходом, пол, сила — вполсилы.
Чтение выводов в учебнике. Анализ прочитанного материала.
- Какими способами могут образовываться наречия?
- От каких частей речи могут образовываться наречия?
- Замените указанные фразеологизмы наречием, определить способ образования наречий. - Восстановите пропущенные звенья словообразовательных цепочек. Быстрый…- быстрее – побыстрее. Тонкий… - тоньше – потоньше. Строгий… - … - … - построже. Выполняй работу лучше. Когда жара стала мягче, отец объяснил мне, как надо косить. Это было страшнее всего. Снежинки опускались все ниже и ниже. Сокол выше солнца летает. Тише воды, ниже травы. Худой мир лучше доброй ссоры. Он был сильнее духом и вел себя мужественнее. Мишель становился все медлительнее, мучительное чувство зависти обуяло его. А жилось нам здесь вольнее, чем в деревне.
- Найдите наречия в данном тексте. Определите способ образования наречия, а также от какой части речи они образованы.
- Составьте с 3мя из них предложения.
- Какова тема нашего урока? - Какие особенности вы можете отметить у наречий? - Какие способы образования наречий теперь вы знаете? - От каких частей речи могут образовываться наречия?
- Прочитать теорию, найти и выписать из художественного или публицистического текста отрывок (5-6 предложений), в котором будут наречия, образованные разными способами, определить способы образования наречий. - Хорошо, на этом наш урок окончен. Вы свободны. |
Учащиеся внимательно слушают и настраиваются на предстоящий урок.
Учащиеся записывают число, «классная работа».
- От прилагательных.
- да.
- нет.
- да.
- нет.
- да.
- нет.
- нет.
- Наречие.
- Отсутствие окончания.
-Словообразование наречий.
Публицистический.
- Много наречий.
- Помогают “живописать” глаголы.
- Надо задать вопрос.
- «как?», «где?», «куда?», «когда?», «зачем?», «с какой целью?», «в какой степени?»
У доски работают 2 человека, остальные работают у себя в тетрадях.
У доски работают 2 человека, выбирают наречия, образованные от числительных и местоимений.
От существительных: вверх, снизу. От прилагательных: заново, по-испански. От местоимений: по-моему, затем. От числительных: однажды, во-вторых.
- Исходное слово, способы образования.
- Приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, сложение.
- от прилагательных, существительных, числительных, местоимений.
Словообразование наречий. - У них нет окончаний. - Приставочно- суффиксальным, суффиксальным, приставочным.
- от прилагательных, существительных, числительных, местоимений.
|
|