"Словообразование наречий" конспект урока в 7 классе
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Михайлина Ольга Руслановна

 

Мои наработки на тему:

- "Словообразование наречий"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slovoobrazovanie_narechiy.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Словообразование наречий».

Цель урока: познакомить учащихся с основными способами образования наречий.

Тип урока: изучение нового.

Задачи:

  1. Образовательная:
  1. познакомить учащихся с основными способами образования наречий;
  2. учить определять способы образования наречий;
  3. повторить основные знания о наречии как части речи;
  4. учить анализировать отношения компонентов словообразовательной пары, словообразовательной цепочки;
  5. учить морфемному разбору наречий;
  6. учить образовывать наречия разными способами.

  1. Воспитательная:
  1. воспитывать культуру речи;
  2. поддерживать интерес к урокам русского языка.

  1. Развивающая:
  1. развивать логические операции изменения слов, запоминания слов, составления схем и таблиц.  

Оборудование:

Для учителя

Для учащихся

Учебник 7кл.

Ручка, карандаш, учебник, рабочая тетрадь.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Подготовка к изучению новой темы. Словарная работа.
  3. Сообщение темы урока. Объяснение нового.
  4. Закрепление новой темы.
  5. Итог урока.
  6. Д/з.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

Примечание

1.Организа-

ционный момент

2. Подготовка к изучению новой темы.

Орфографическая работа.

3. Сообщение темы урока.

Объяснение нового.

4.

Закрепление новой темы.

5.Итог урока.

6. Д/з.

- Открываем свои рабочие тетради, отступаем две линейки, пишем сегодняшнее число, а на следующей строке «классная работа».

Посетить галерею, сосредоточенно работать, ему нездоровится, любуешься гирляндой, отворить калитку, показался силуэт, присутствовать на собрании, двигаться с колонной, претендовать на помощь, прекратить шептать, разыграть комбинацию, движущийся экспресс, взглянуть мельком, купленный аквариум, выровненная дорожка.

- Какие орфограммы встретились?

- Назовите наречия.

- Какие виды наречий вы знаете? (Вспомните, от каких частей речи чаще всего образуются наречия?)

- Назовите их.  

- Хорошо.

- Давайте проверим ваши знания по наречию. Пройдем небольшое тестирование. Надо отвечать только да или нет. 

Наречие – это самостоятельная часть речи.

Наречие – это служебная часть речи.

Наречие не имеет окончания.

Наречие – это изменяемая часть речи.

Наречие обозначает признак действия.

Наречие отвечает на вопрос сколько?

Наречие отвечает на вопрос какой?

Работа со схемами, записанными на доске:

-  Определите, какая часть речи зашифрована в схемах.

- Что помогло вам это определить?

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Работа по тексту, записанному на доске.

Надо быть ясным умственно (н.), чистым нравственно (н.), опрятным физически (н.). Вперед! (н.) Мы идем неудержимо (н.) к яркой звезде, которая горит там (н.) вдали! (н.) Вперед (н.)! Не отставайте, друзья!

(А.П. Чехов)

- Прочитайте текст про себя, приготовьтесь читать его выразительно.

- Как вы понимаете слова А.Чехова? К чему он нас призывает?

- Определите стиль текста.

- Чем интересен текст с точки зрения нашей темы?

- Зачем автор использует их?

- Назовите все наречия в предложениях.

- Каков же способ определения части речи?

- А как вы определили, что это наречия? Какие вопросы помогают нам определить, что это наречие?  Какой вопрос вы задавали?

- Выпишите наречия, соответствующие данным схемам, определив, от какой части речи они образованы.

- Выстроите словообразовательные цепочки. Образец записан на доске.

На доске заранее записан образец.

- Какие первые выводы можем сделать об образовании наречий?

Вывод:

а) наречия образуются от исходных слов имен прилагательных и имен существительных;

б) наречия образуются суффиксальным и приставочно-суффиксальным способами.

- От исходных слов каких частей речи еще могут образовываться наречия?

Распределительный диктант.

- Распределите наречия по частям речи исходного слова:

по-моему, заново, вверх, по-испански, однажды, снизу, затем, во-вторых.

- Определите способы образования наречий.

- Выделите словообразовательные морфемы.

- Одинаково ли образование всех наречий? Или можно говорить о том, что наречия образуются разными способами?

Вывод: наречия могут образовываться от исходных слов разных частей речи разными способами.

Составление опорной схемы образования

наречий.

- Какие два вопроса должны быть отражены в таблице?

У доски работает 1 человек по схеме.

Исходное слово

̚

^

̚ ^

Имя существительное

 

 

 

Имя прилагательное

 

 

 

Местоимение

 

 

 

Имя числительное

 

 

 

- Какие способы образования наречий мы запишем в таблицу?

- От слов, записанных на доске, образуйте наречия, заполнив таблицу: век, очаровательный, твой, третий, располагающий, след, еле.

- Толкование слова еле.

- Составление предложений с данным словом.

- Какие наречия не удалось записать в таблицу? (Еле-еле, располагающе.)

-Почему? Подумайте, как они образовываются?

Классификация по способу образования:

  1. суффиксальный: быстрый — быстро, творческий — творчески;
  2. приставочно-суффиксальный: сухой — досуха;
  3. приставочный: хорошо — нехорошо, куда — никуда;
  4. Сложение разных видов

сложение слов: еле, еле — еле-еле, опрометчиво — безумно;

сложение с первым элементом полу-: полулежа;

сложение с присоединением суффикса или приставки и суффикса: мимо ходить — мимоходом, пол, сила — вполсилы.

Чтение выводов в учебнике.

Анализ прочитанного материала.

- Какими способами могут образовываться наречия?

- От каких частей речи могут образовываться наречия?

- Замените указанные фразеологизмы наречием, определить способ образования наречий.

- Восстановите пропущенные звенья словообразовательных цепочек.

Быстрый…- быстрее – побыстрее.

Тонкий… - тоньше – потоньше.

Строгий… - … - … - построже.

 

Выполняй работу лучше. Когда жара стала мягче, отец объяснил мне, как надо косить. Это было страшнее всего. Снежинки опускались все ниже и ниже. Сокол выше солнца летает. Тише воды, ниже травы. Худой мир лучше доброй ссоры. Он был сильнее духом и вел себя мужественнее. Мишель становился все медлительнее, мучительное чувство зависти обуяло его. А жилось нам здесь вольнее, чем в деревне. 

- Найдите наречия в данном тексте. Определите способ образования наречия, а также от какой части речи они образованы.

- Составьте с 3мя из них предложения.

- Какова тема нашего урока?

- Какие особенности вы можете отметить у наречий?

- Какие способы образования наречий теперь вы знаете?

- От каких частей речи могут образовываться наречия?

- Прочитать теорию, найти и выписать из художественного или публицистического текста отрывок (5-6 предложений), в котором будут наречия, образованные разными способами, определить способы образования наречий.

- Хорошо, на этом наш урок окончен. Вы свободны.

Учащиеся внимательно слушают и настраиваются на предстоящий урок.

Учащиеся записывают число, «классная работа».

- От прилагательных.

- да.

- нет.

- да.

- нет.

- да.

- нет.

- нет.

- Наречие.

- Отсутствие окончания.

-Словообразование наречий.

Публицистический.

- Много наречий.

- Помогают “живописать” глаголы.

- Надо задать вопрос.

- «как?», «где?», «куда?», «когда?», «зачем?», «с какой целью?», «в какой степени?»

  

У доски работают 2 человека, остальные работают у себя в тетрадях.

У доски работают 2 человека, выбирают наречия, образованные от числительных и местоимений.

От существительных: вверх, снизу.

От прилагательных: заново, по-испански.

От местоимений: по-моему, затем.

От числительных: однажды, во-вторых.

- Исходное слово, способы образования.

 

- Приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, сложение.

- от прилагательных,

существительных, числительных, местоимений.

Словообразование наречий.

- У них нет окончаний.

- Приставочно- суффиксальным, суффиксальным, приставочным.

-  от прилагательных,

существительных, числительных, местоимений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Систематизация и обобщение изученного по теме:" Словообразование и орфография" 6 класс

Методическая разработка урока включает план-конспект содержания урока и мультимедийную презентацию....

Словообразование. Повторение изученного. 6 класс

Систематизация и обобщение изученного по теме «Словообразование»....

Урок – практикум Повторение изученного по теме «Словообразование и орфография» (6 класс)

Цели урока:- повторить орфограммы, изученные в разделе «Словообразование и орфография», условия их выбора, опознавательные признаки;- формировать умение применять изученное на практике;- привива...

Работа над словообразованием на уроках английского языка в рамках подготовки учащихся к сдаче ОГЭ/ЕГЭ

Данная методическая разработка знакомит с основами английского словообразования и представляет практическую значимость для учащихся и учителей английского языка.Разработка состоит из трех частей...

Методическая разработка к блоку уроков по теме "Морфемика и словообразование" в 10-11 классах

Содержательный блок «Морфемика и словообразование» в спецификации ЕГЭ представлен всего двумя заданиями, но каждый учитель, занимающийся подготовкой учеников к экзамену, знает, как тяжело дается выпол...

"Морфемика. Словообразование. Орфография» Урок русского языка в 5 классе

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Морфемика. Словообразование. Орфография" в пятом классе построен с учётом требований ФГОС и представляет собой урок-практикум, во время которого ученики...

Алгоритм работы по словообразованию на уроках английского языка

Изучение продуктивных моделей словообразования на уроках английского языка...