Урок по русскому языку в 5 классе: «Буквы з и с на конце приставок»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Разработка урока с использованием технологий ФГОС. 

Учебник Т.А.Ладыженской и др. 

Тип урока: изучение нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rya_5_z_i_s_v_pristavkah.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Никольская средняя общеобразовательная школа»

Солнцевского района Курской области

Урок

по русскому языку

в 5 классе:

«Буквы з и с на конце приставок»

                   

Подготовила и провела

учитель русского языка и литературы

Астахова Г. А.

2014-2015 учебный год

февраль

Цели:

- выяснить, когда на конце приставок пишется – З, когда – С;

- усвоить и овладевать  способом  действия при выборе написания з - с на конце приставок;

- совершенствовать умения находить орфограммы в приставках и правильно писать их;

- развивать и обогащать речь учащихся

- совершенствовать умения выразительного чтения;

- воспитывать интерес к родному языку.

     Тип урока:

     изучение нового материала

     Формы работы учащихся:

     тестирование, самостоятельная работа, творческая работа, работа в группе,  

     исследование, спортивная разминка.

     Виды деятельности учителя:        

     Организует, направляет, контролирует, диагностирует.

    Виды используемых ИКТ:

    компьютер, мультимедийная установка, презентация.

Пособия и материалы:

      - Базовый учебник: Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных

      учреждений/ Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.

- Г. А. Богданова «Уроки русского языка в 6 классе»: Книга для учителя. - М. Просвещение, 2000.

- эпиграф (на стенде);

- стихотворение-подсказка (на стенде);

- раздаточный материал (перфокарты, алгоритмы, карточки, листы достижений);

- цветные карандаши;

- кроссворд.

Ход урока

1. Организационный момент.

* * СЛАЙД 1 Приветствие

Дорогие ребята, у нас сегодня необычный урок и мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли на него.

Ометьте в  Листе достижений * СЛАЙД 2  ваше настроение. А для этого вспомните  «шкалу цветослова». * СЛАЙД 3.

Я рада, что у большинства из вас радостно на душе, потому что вы выбрали красный и  оранжевый цвет, некоторым немного грустно и некомфортно (жёлтый и зеленый). А тем, кто выбрал голубой и синий цвет хочу сказать, чтобы вы не волновались и не переживали – всё будет хорошо.  Надеюсь, что в конце нашего урока у всех вас настроение будет «красным»!

2. Диагностико-мотивационный этап (проверка домашнего задания).

А теперь давайте проверим ваше домашнее задание. А в это время один из вас сделает фонетический разбор у доски.

* СЛАЙД 4.

1) Упражнение № 422. (Ученики называют морфемы с пропущенными буквами, обсуждают, исправляют ошибки)

  1. Уважение трудно заработать, но легко потерять.
  2. Хоть в пень колотить, лишь бы день проводить.
  3. Ему дай яичко, да ещё и облупленное.
  4. За пирогом и чаем и мы не подкачаем.
  5. Умей взять, умей и отдать.
  6. С лодырем поведёшься – горя наберёшься.
  7. Наскоро делать – переделывать.

2) * СЛАЙД 5 Фонетический разбор 

3) * СЛАЙД 6 Лист достижений 2.

Поставьте себе оценки за домашнюю работу. Тетради положите на край стола..

3. Актуализация знаний

Мы повторили приставки, которые пишутся одинаково независимо от произношения.

* СЛАЙД 7. 

Давайте перечитаем слова К.И. Чуковского, чьё высказывание мы проанализировали на прошлом уроке.

* СЛАЙД 8. «Приставки придают русской речи много богатейших оттенков. Чудесная выразительная речь в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла».

И на сегодняшнем уроке мы продолжим знакомство с разнообразием приставок.

Но сначала откройте тетради, запишите число, классная работа.

* СЛАЙД 9.

Вашему вниманию предлагаются пословицы. Прочитайте их, объясните смысл. Попробуйте догадаться, какие буквы надо поставить на месте пропусков. Запишите слова с пропусками в тетрадь.

(Не) разгрызешь ореха, так (не) съешь и ядра.

Ласковым словом и камень растопишь.

Бездонную бочку водой (не) наполнишь.

Беспорядочный человек (не) проживёт в добре век.

Разговором сыт (не) будешь.

* СЛАЙД 10. ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

Мы ещё повторили правило написания Не с глаголами.

* СЛАЙД 11 Лист достижений 3.

Судя по вашим самооценкам, многие из вас допустили ошибки в этом задании. И сразу возникает вопрос: Почему? У нас возникла ПРОБЛЕМА! Назовите её.

* СЛАЙД 12  * Есть приставки, правило написания которых нам пока неизвестно.

Чем различаются эти приставки? Стоит ли их выделять в отдельную группу и учиться писать? Надо постараться разрешить возникшую проблему! Какие же цели можем поставить перед собой на уроке?

4. Целеполагание

* СЛАЙД 13: ЦЕЛЬ УРОКА *Выяснить, когда на конце приставок пишется – З, когда - С.

Проблему мы выявили, цель определили.

* СЛАЙД 14: ТЕМА УРОКА *Буквы З и С на конце приставок

Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Буквы З и С на конце приставок».

Запишите тему в тетрадь.

5. Изучение нового материала.

1) Исследовательская работа.

А теперь предлагаю вам стать исследователями и самим постараться определить

условия выбора согласных – з и – с на конце приставок.

(Карточки, вставить пропущенные буквы)

Безграничный, бескрайний, разбросать, распустить, испортить, известить, вспомнить, вздыхать, возместить, восхождение, ниспадать, низвергать

2) Самопроверка и самооценка.

* СЛАЙД 15: ИССЛЕДОВАТЕЛИ

3) * СЛАЙД 16 Лист достижений 4.

Судя по высоким баллам, вы пришли к правильному выводу в результате исследования.

Но давайте проверим себя по учебнику. Откройте его на 174 странице и прочитайте правило параграфа 83.

4) Работа с учебником.

6. Промежуточная рефлексия.

 Сейчас вы сделали маленькое, но важное открытие. А открытия не делаются на пустом месте, для них нужен определенный багаж теоретических знаний. Какие знания вас приблизили сегодня к открытию? Что было трудным на этом этапе работы? Что удалось? Как бы вы оценили работу группы и собственную?

Ученики отвечают на вопросы учителя,  вспоминает ранее изученный материал, отмечают, что им помогло умение выделять приставки, т.е знание морфемики, знание глухих и звонких согласных, т.е. фонетические знание, изученные в начальных классах, которые повторяли в начале 5 класса.

7. Разминка. Динамическая пауза.

СЛАЙД 17: РАЗМИНКА

Я буду читать вам слова с приставками на з и с. Если в слове нужно писать приставку З – вы  встаёте на носочки и поднимаете руки вверх, если С – приседайте, руки вперёд..

Бесшумный Бесчисленный Расщелина Расчертить Расписать Вздохнуть Возделать

Разжимать Изгонять Разгорячиться Безвкусный Сбежать

8. Закрепление изученного материала.

1) * СЛАЙД 18:АЛГОРИТМ

Давайте составим алгоритм рассуждения.

Запишите его в тетрадь.

 2) * СЛАЙД 19: Стихотворение –  подсказка.

А пока вы записываете, я прочитаю вам стихотворение - подсказку.

Живут на свете, людям помогая,

Приставки воз-, из-, через-, раз-, и без-

Но звук глухой согласный их встречает,

И мы их пишем только с буквой с

Глухие звуки – это непоседы!

Они спокойно не желают жить,

Они мечтают звонкого соседа

Во что бы то ни стало оглушить.

Не забудьте, что приставки

раз-, из-, воз-, низ-,через-, без-

Перед согласными глухими

Быстро сменят з на с.

Посмотрите на соседа -

Эффективный ход простой! -

И в приставке "с" пишите,

Если вслед за ним глухой!

3) *СЛАЙД 20 Кроссворд.

 

А сейчас вам нужно заменить развернутые определения синонимами,

состоящими из одного слова – т.е. решить  кроссворд.

8). Место раздвоения железнодорожного пути. РАЗВЯЗКА

7). Сбор сведений о противнике. РАЗВЕДКА

6).Словесное сообщение о чем-либо. РАССКАЗ

5). Время восхода солнца. РАССВЕТ

4). Молодые растения, выращенные для пересадки. РАССАДА

3). Полное поражение кого-либо. РАЗГРОМ

2). Соленая вода для засолки овощей. РАССОЛ

1). Движение с целью набрать скорость. РАЗГОН

1 р

а

з

г

о

н

2 р

а

с

с

о

л

3 р

а

з

г

р

о

м

4 р

а

с

с

а

д

а

5 р

а

с

с

в

е

т

6 р

а

с

с

к

а

з

7 р

а

з

в

е

д

к

а

8 р

а

з

в

я

з

к

а

Мы удачно добрались до вершины, взяв хороший РАЗГОН!

4) *СЛАЙД 21 Упражнение 423

(По одному слову у доски)

Безболезненный, бесплатный, бескозырка, вознаградить, воспеть, взмахнуть, вскрикнуть, низвергаться, изгибаться, испортить.

5) * СЛАЙД 22 Лист достижений 5.

9. Контрольно-диагностический этап.

У вас такие прекрасные оценки! Надеюсь, вы подтвердите их перфокартами.

1) * СЛАЙД 23 Перфокарта*

1. Беспокойство

2. Извещение

3. Взмах

4. Расписание

5. Восстание

6. Безвкусица

7. Воззвание

8. Исправление

9. Всходы

10. Разгадка

2) Взаимопроверка *

3) * СЛАЙД 24 Лист достижений 6.

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

1) Слово учителя.

Вот и заканчивается наш урок. С какими результатами и впечатлениями мы его завершим? Кто доволен своей работой на уроке? Удалось ли нам достичь поставленных целей? Почему? Что было самым интересным на уроке? Что было наиболее трудным? Чью работу на уроке можно выделить (почему?) и оценить (как?)? Поставьте себе сами оценки за урок.

2) * СЛАЙД 25 Лист достижений 7.

11. Домашнее задание

1) * СЛАЙД 26

Параграф 83, упражнение 426; индивидуальное задание: упражнение 424

2) * СЛАЙД 27 Лист достижений 8.

В завершение урока давайте вернёмся к нашему цветослову и отметим настроение к концу урока. Надеюсь, оно у вас не ухудшилось, а только улучшилось!

3) * СЛАЙД 28 Урок окончен! Всем спасибо! До свидания!

Лист достижений

  1. Настроение (цветослово).

2. Домашняя работа.

3. Проверь себя.

4. Исследователи.

5. Кроссворд (упражнение).

6. Перфокарта.

7. Оценка за урок.

8. Настроение в конце урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 5 класс. Буквы З и С на конце приставок.

Урок русского языка 5 класс. Буквы З и С на конце приставок....

Урок русского языка. 7 класс. Буквы о и а на конце наречий с приставками из-, до-, с-

Буквы  о и а на конце наречийс приставками из-, до-, с-...

Конспект урока русского языка в 5 классе "Буквы З и С на конце приставок".

Конспект и презентация  урока русского языка  в 5 классе "Буквы З и С на конце приставок".  Тип учебного занятия: изучение нового материалаЦели (образовательная, развиваю...

Урок русского языка в 5 классе "Буквы З и С на конце приставок"

Цели: познакомить учащихся с орфограммой «Правописание з и с на конце приставок»;формировать умение определять условия выбора букв з - с на конце приставок;  Планируемые результа...

Урок русского языка по теме: «Буквы З и С на конце приставок». (5-й класс)

Данный урок разработан для учащихся 5 класса. Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала в условиях реализации ФГОС. Урок опирается на ранее изученную тему. После изучения темы орган...