Рабочая программа по русскому языку 5 - 9 классы ФГОС
рабочая программа по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему
1. Планируемые результаты освоения предмета "Русский язык". 2. Содержание учебного предмета. 3. Тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fgos_rus.yaz_.docx | 55.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Планируемые результаты освоения предмета «Русский язык».
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовер-шенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка;
- 2 -
соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к
определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
- 3 -
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Содержание учебного предмета.
5 класс.
(175 ч.)
Язык и общение (2 ч +1 ч)
Язык и человек. Общение устное и письменное. Чтение и его виды. Слушание и его приёмы. Научный, художественный, разговорный стили речи.
Вспоминаем, повторяем, изучаем (17 ч+3 ч)
I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.
Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.
II Текст. Тема текста. Стили.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (23 ч +7ч)
I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союза- ми, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы,
- 4 -
потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.
III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи (12 ч + 3 ч)
I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.
Орфографический разбор.
Орфографические словари.
II.Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е
Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).
III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
Лексика. Культура речи (6 ч + 2 ч)
I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.
Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
Морфемика. Орфография. Культура речи (18 ч + 4 ч)
I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-- -лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.
III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
Морфология. Орфография. Культура речи.
Имя существительное (17 ч + 4 ч)
I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в
- 5 -
предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные
собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.
Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).
Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного
числа.
Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыс- лей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.
III. Доказательства и объяснения в рассуждении.
Имя прилагательное (10 ч + 4 ч)
I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.
II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).
Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.
III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.
Глагол (29 ч + 6 ч)
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - nep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с глаголами.
II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).
Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.
Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения
- 6 -
неоправданного повтора слов.
III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
Повторение и систематизация пройденного в 5 классе (5 ч + 2 ч)
Разделы науки о языке. Орфограммы в приставках и в корнях слов. Орфограммы в окончаниях слов. Употребление букв ъ и ь. Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью.
6 класс.
(210 ч.)
Язык. Речь. Общение (3 ч +1 ч)
Русский язык — один из развитых языков мира. Язык, речь, общение. Ситуация общения. Р.р.. Определение схемы ситуации общения.
Повторение изученного в 5 классе (8 ч +2 ч)
Фонетика. Орфоэпия. Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов. Части речи. Орфограммы в окончаниях слов. Словосочетания. Простое предложение. Знаки препинания. Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений. Прямая речь. Диалог. Р.р. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста. Составление диалога.
Текст (5 ч +2 ч)
Текст, его особенности. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова. Основные признаки текста. Текст и стили речи. Официально-деловой стиль. Р.р. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста.
Лексика. Культура речи (8 ч +2 ч)
Слово и его лексическое значение. Собирание материалов к сочинению. Общеупотребительные слова. Профессионализмы. Диалектизмы. Исконно русские и заимствованные слова. Неологизмы. Устаревшие слова. Словари. Повторение. Р.р. Написание сжатого изложения. Приемы сжатия текста. Составление словарной статьи по образцу.
Фразеология. Культура речи (3 ч +1 ч)
Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Повторение. Р.р. Конструирование текста с использованием фразеологизмов.
Словообразование. Орфография. Культура речи (28 ч +4 ч)
Морфемика и словообразование. Описание помещения. Основные способы образования слов в русском языке. Этимология слов. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. Буквы а и ов корне –кас кос-. Буквы а л о в корне –гар гор-. Буквы а и о в корне –зарзор-. Буквы ы и и после приставок. Гласные в приставках пре- и при-. Соединительные гласные о ж ев сложных словах. Сложносокращенные слова. Морфемный и словообразовательный разбор слова. Повторение. Р.р. Сложный план сочинения. Описание помещения. Составление рассказа по рисунку. Выборочное изложение по произведению художественной литературы. Сочинение по картине.
Морфология. Орфография. Культура речи
Имя существительное (22 ч +3 ч)
Имя существительное как часть речи. Разносклоняемые имена существительные. Буква е в суффиксе –ен- существительных на –мя. Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имен существительных. Имена существительные общего рода. Морфологический разбор имени существительного. Не с существительными. Буквы ч и щ в суффиксе существительных –ник (-щик). Гласные о же после шипящих в суффиксах существительных. Повторение. Р.р. Написание письма. Составление текста-
- 7 -
описания. Анализ стихотворного текста: определение основной мысли, темы, ключевых слов текста.
Имя прилагательное (22 ч +3 ч)
Имя прилагательное как часть речи. Описание природы. Степени сравнения имен прилагательных. Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные. Относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные. Морфологический разбор имени прилагательного. Не с прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Различение на письме суффиксов прилагательных –к— -ск~. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.
Повторение. Р.р. Описание природы: основная мысль, структура описания, языковые средства, используемые в описании. Составление плана описания природы. Выборочное изложение по произведению художественной литературы.
Имя числительное (16 ч +2 ч)
Имя числительное как часть речи. Простые и составные числительные. Мягкий знак на конце и в середине числительных. Порядковые числительные. Разряды количественных числительных. Числительные, обозначающие целые числа. Дробные числительные. Собирательные числительные. Морфологический разбор имени числительного. Повторение. Р.р.Стиль текста. Выборочное изложение по произведению художественной литературы. Составление текста объявления. Устное выступление на тему «Берегите природу!»
Местоимение (23 ч +3 ч)
Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Возвратное местоимение себя. Вопросительные и относительные местоимения. Неопределенные местоимения. Отрицательные местоимения. Притяжательные местоимения. Рассуждение. Указательные местоимения. Определительные местоимения. Местоимения и другие части речи. Морфологический разбор местоимения. Повторение. Р.р. Составление рассказа от первого лица. Анализ текста. Сочинение-рассуждение.
Глагол (30 ч +6 ч)
Глагол как часть речи. Разноспрягаемые глаголы. Глаголы переходные и непереходные. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Условное наклонение. Повелительное наклонение. Употребление наклонений. Безличные глаголы. Морфологический разбор глагола. Рассказ на основе услышанного. Правописание гласных в суффиксах глагола. Повторение. Р.р. Сочинение-рассказ. Изложение. Составление текста с глаголами условного наклонения. Рассказ по рисункам. Составление текста-рецепта.
Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах. Культура речи (10 ч +2 ч)
Разделы науки о языке. Орфография. Пунктуация. Лексика и фразеология. Словообразование. Морфология. Синтаксис. Р.р. Сочинение-описание (рассуждение).
7 класс.
(175 ч.)
Русский язык как развивающееся явление (1 ч)
Повторение изученного в 5—6 классах (12 ч +2 ч)
Синтаксис. Синтаксический разбор. Пунктуация. Пунктуационный разбор. Лексика и фразеология. Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор. Морфология и орфография. Морфологический разбор слова. Морфологический разбор слова. Р.р.Текст. Стили литературного языка. Диалог. Виды диалогов. Публицистический стиль. Р.р. Текст. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста. Аргументация собственного мнения. Составление диалогов.
Морфология и орфография. Культура речи
- 8 -
Причастие (26 ч +6 ч)
Причастие как часть речи. Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Причастный оборот. Выделение причастногооборота запятыми. Описание внешности человека. Действительные и страдательные причастия. Краткие и полные страдательные причастия. Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего
времени. Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Сострадательные причастия прошедшего времени. Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях. Одна и две н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных. Одна и две н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. Морфологический разбор причастия. Слитное и раздельное написание не с причастиями Буквы еиё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Р.р. Выборочное изложение. Конструирование текста. Текст. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста. Аргументация собственного мнения. Составление диалогов.
Деепричастие (10 ч +2 ч)
Деепричастие как часть речи. Деепричастный оборот. Запятые при причастном обороте. Раздельное написание не с деепричастиями. Деепричастия несовершенного вида. Деепричастия совершенного вида. Морфологический разбор деепричастия. Р.р. Сжатое изложение. Текст. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста. Аргументация собственного мнения. Составление рассказа по картине.
Наречие (28 ч +6 ч)
Наречие как часть речи. Смысловые группы наречий. Степени сравнения наречий. Морфологический разбор наречий. Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и -е. Буквы е я и в приставках не и ни отрицательных наречий. Одна и две н в наречиях на -о и -е. Описание действий. Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Буквы о и а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. Мягкий знак после шипящих на конце наречий. Р.р.Творческое задание по картине. Сочинение- рассуждение. Сложный план. Устный рассказ по опорным словам. Учебно-научная речь (2 ч. + 1 ч.). Отзыв. Учебный доклад. Текст учебно-научного стиля. Отзыв о прочитанной книге. Текст учебного доклада.
Категория состояния (4 ч +2ч)
Категория состояния как часть речи. Морфологический разбор категорий состояния. Р.р. Творческое задание по картине. Сочинение- рассуждение. Сложный план. Устный рассказ по опорным словам. Заметка в стенгазету. Рассказ от имени героя картины. Отзыв.
Служебные части речи (1 ч)
Предлог (11 ч +2 ч)
Предлог как часть речи. Употребление предлога. Производные и непроизводные предлоги. Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога. Слитное и раздельное написание производных предлогов. Р.р. Текст. Стили речи. Составление диалога. Впечатление от картины.
Союз (16 ч +2 ч)
Союз как часть речи. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. Сочинительные союзы. Подчинительные союзы. Морфологический разбор союза. Слитное написание союзов также, тоже, чтобы. Повторение сведений о предлогах и союзах. Р.р. Составление плана публицистического текста. Публицистический стиль. Текст. Стили речи. Составление диалога. Впечатление от картины.
- 9 -
Частица (18 ч +4 ч)
Частица как часть речи. Разряды частиц. Формообразующие частицы. Смысловые частицы. Раздельное и дефисное написание частиц. Морфологический разбор частицы. Отрицательные частицы не и ни. Различение частицы не и приставки не-. Частица ни, приставка ни-, союз ни... ни. Р.р.Составление рассказа по рисунку. Инструкция. Выступление по картине. Сочинение-рассказ по сюжету. Составление плана публицистического текста. Публицистический стиль. Текст. Стили речи. Составление диалога. Впечатление от картины.
Междометие (4 ч)
Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях.
Повторение и систематизация изученного в 5—7 классах (13 ч +2ч)
Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи. Фонетика. Графика. Лексика и фразеология. Р.р. Текст. Стили речи. Сочинение.
8 класс.
(105 ч.)
Русский язык в современном мире (1 ч)
Повторение изученного в 5—7 классах (5 ч +2 ч)
Пунктуация и орфография. Знаки препинания, знаки завершения, разделения, выделения. Знаки препинания в сложном предложении. Буквы н — нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. Слитное и раздельное написание не с различными частями речи.
Р.р. Выразительное чтение стихотворного текста. Устный рассказ на грамматическую тему. Изложение с грамматическим заданием. Сочинение в форме письма.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (7 ч +1 ч)
Основные единицы синтаксиса. Текст как единица синтаксиса. Предложение как единица синтаксиса. Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний. Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор словосочетаний. Р.р. Выразительное чтение стихотворения Н.М. Рубцова. Сжатое изложение от 3-го лица. Сочинение-миниатюра.
Простое предложение (2 ч +1 ч)
Грамматическая (предикативная) основа предложения. Порядок слов в предложении. Интонация. Описание памятника культуры.
Р.р. Мини-изложение. Сопоставление публицистического описания двух картин с изображением памятника. Сочинение — описание двух картин с изображением одного и того же памятника.
Двусоставные предложения
Главные члены предложения (6 ч +2 ч.)
Подлежащее. Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. Р.р. Сочинение по картине. Сочинение-миниатюра на заданную тему.
Второстепенные члены предложения (6 ч +2 ч)
Роль второстепенных членов предложения. Дополнение. Определение. Приложение. Знаки препинания при нем. Обстоятельство. Синтаксический разбор двусоставного предложения. Характеристика человека. Повторение. Р.р. Устная характеристика личности.
Основная мысль текста. Составление текста на основе данного. Характеристика трудовой деятельности. Выделение главного в содержании текста. Сочинение по групповому портрету.
Односоставные предложения (9 ч +2 ч)
Главный член односоставного предложения. Назывные предложения. Определенно-личные предложения. Неопределенно-личные предложения. Инструкция. Безличные
- 10 -
предложения. Рассуждение. Неполные предложения. Синтаксический разбор односоставного предложения. Повторение. Р.р. Сочинение на лингвистическую тему. Аргументация в тексте инструкции. Устное выступление по картине. Составление диалога. Устный пересказ текста об ученом с оценкой его деятельности.
Простое осложненное предложение (1 ч)
Однородные члены предложения (12 ч +2 ч)
Понятие об однородных членах. Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них. Однородные и неоднородные определения. Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. Синтаксический разбор предложения с однородными членами. Пунктуационный разбор предложения с однородными членами. Повторение. Р.р. Сравнение черновой и окончательной редакций поэмы
А.С. Пушкина «Цыганы». Составление текста с однородными членами. Р.р. Основная мысль текста. Сочинение, основанное на сравнительной характеристике. Сочинение по картине. Сжатое изложение.
Обособленные члены предложения(18 ч +2 ч)
Понятие об обособленности. Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них. Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них. Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них. Обособленные обстоятельства. Р.р. Рассуждение на дискуссионную тему. Рассуждение, повествование, описание на лингвистическую тему.
Слова, грамматически не связанные с членами предложения
Обращение(4 ч)
Назначение обращения. Распространенные обращения. Выделительные знаки препинания при обращении. Употребление обращений.
Вводные и вставные конструкции (5 ч +2 ч)
Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению. Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. Вставные слова, словосочетания и предложения. Междометия в предложении. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения. Повторение. Р.р. Устная характеристика личности. Основная мысль текста. Адекватное понимание содержания текста. Устный и письменный текст на основе данного. Характеристика трудовой деятельности. Выделение главного в содержании. Сочинение по групповому портрету. Оценивание речи.
Чужая речь(6 ч +1 ч)
Понятие о чужой речи. Комментирующая часть. Прямая и косвенная речь. Косвенная речь. Прямая часть. Диалог. Рассказ. Цитата. Повторение. Р.р. Анализ смысловых параметров комментирующей части. Официально-деловой стиль текста. Диалог. Сжатое изложение. Интервью. Цитата. Устное выступление.
Повторение и систематизация изученного в 8 классе (5 ч +1 ч)
Синтаксис и морфология. Синтаксис и пунктуация. Синтаксис и культура речи. Синтаксис и орфография. Р.р. Путевой очерк. Редактирование текста.
9 класс.
(105 ч.)
Международное значение русского языка (1 ч)
Повторение изученного в 5-8 классах(11 ч +2 ч)
Устная и письменная речь. Монолог, диалог. Стили речи. Простое предложение и его грамматическая основа. Предложение с обособленными членами. Обращения, вводные
- 11 -
слова и вставные конструкции. Р.р. Устное сообщение. Написание письма. Изложение с продолжением.
Сложное предложение. Культура речи (11 ч +2 ч)
Понятие о сложном предложении. Сложные и бессоюзные предложения. Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения. Р.р.Анализ интонационного рисунка предложения. Прямая речь. Диалог. Сочинение.
Сложносочиненные предложения (5 ч +2 ч)
Понятие о сложносочиненном предложении. Смысловые отношения в сложносочиненном предложении. Сложносочиненное предложение с разделительными союзами. Сложносочиненное предложение с соединительными союзами. Сложносочиненное предложение с противительными союзами. Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения. Повторение (контрольные вопросы и задания). Р.р. Устное сочинение на заданную тему. Сочинение по картине. Комплексный анализ текста.
Сложноподчиненные предложения (5 ч +2 ч)
Понятие о сложноподчиненном предложении. Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении. Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении. Р.р. Редактирование текста. Подробный пересказ текста. Отзыв о картине.
Основные группы сложноподчиненных предложений (28 ч +2 ч)
Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчиненные предложения с придаточными цели, причины, условия, уступки, следствия. Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания при них. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения. Пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения. Повторение. Р.р. Сжатый пересказ текста. Диалог. Комплексный анализ текста. Сочинение на основе картины. Сочинение-рассуждение. Связный текст по данному началу.
Бессоюзные сложные предложения (11 ч +2 ч)
Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях. Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях. Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзное сложное предложение со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения. Повторение. Р.р. Подробное изложение. Сочинение по картине (рассказ или отзыв).
Сложные предложения с различными видами связи (10 ч +2 ч)
Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложение. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с различными видами связи. Публичная речь. Повторение. Р.р. Комплексный анализ текста. Подробное изложение. Публичное выступление.
Повторение и систематизация изученного в 5—9 классах (8 ч +2 ч)
Фонетика и графика. Лексикология (лексика) и фразеология. Морфемика. Словообразование. Морфология. Синтаксис. Орфография. Пунктуация. Р.р. Комплексный анализ текста. Сжатое изложение. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
- 12 -
Тематическое планирование.
5 класс
№ | Тема | часов по программе, на основе которой пишется рабочая программа | часов по рабочей программе | ||||
уроки | контр. дикт. | разв. речи | уроки | контр. дикт. | разв. речи | ||
1. | Язык и общение. | 2 | 1 | 2 | 1 | ||
2. | Вспоминаем, повторяем, изучаем. | 17 | 3 | 16 | 1 | 3 | |
3. | Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. | 23 | 7 | 22 | 1 | 7 | |
4. | Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. | 12 | 3 | 11 | 1 | 3 | |
5. | Лексика. Культура речи. | 6 | 2 | 5 | 1 | 2 | |
6. | Морфемика. Орфография. Культура речи. | 18 | 4 | 17 | 1 | 4 | |
7. | Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное. | 17 | 4 | 15 | 2 | 4 | |
8. | Имя прилагательное. | 10 | 4 | 9 | 1 | 4 | |
9. | Глагол. | 29 | 6 | 27 | 2 | 6 | |
10. | Повторение и систематизация изученного. | 5 | 2 | 5 | 2 | ||
11. | Итого | 139 | 36 | 129 | 10 | 36 | |
12. | Общее количество часов | 175 | 175 |
Количество часов по данной программе соответствует количеству часов по программе, на основе которой пишется рабочая программа. В рабочей программе выделены уроки на проведение контрольных диктантов в количестве 11; уроки развития речи разделены на письменные (изложение, сочинение) и устные работы.
6 класс.
№ | Тема | часов по программе, на основе которой пишется рабочая программа | часов по рабочей программе | ||||
уроки | контр. дикт. | разв. речи | уроки | контр. дикт. | разв. речи | ||
1. | Язык. Речь. Общение. | 3 | 1 | 3 | 1 | ||
2. | Повторение изученного в 5 классе. | 6 | 2 | 7 | 1 | 2 | |
3. | Текст. | 3 | 2 | 5 | 2 | ||
4. | Лексика. Культура речи. | 10 | 2 | 8 | 2 | ||
5. | Фразеология. Культура речи. | 3 | 1 | 3 | 1 | ||
6. | Словообразование. Орфография. Культура речи. | 31 | 4 | 26 | 2 | 4 | |
7. | Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное. | 22 | 3 | 21 | 1 | 3 | |
8. | Имя прилагательное. | 22 | 3 | 21 | 1 | 3 | |
9. | Числительное. | 16 | 2 | 15 | 1 | 2 | |
10. | Местоимение. | 23 | 3 | 22 | 1 | 3 | |
11. | Глагол. | 30 | 6 | 28 | 2 | 6 | |
12. | Повторение и систематизация изученного в 5 – 6 классах. Культура речи. | 10 | 2 | 11 | 2 | ||
13. | Итого | 179 | 31 | 170 | 9 | 31 | |
14. | Общее количество часов | 210 | 210 |
В рабочей программе увеличено количество часов на изучение тем «Повторение изученного в 5 классе» (2 ч.), «Текст» (2 ч.), «Повторение и систематизация изученного в 5 – 6 классах. Культура речи» (1 ч.) за счет часов, отведенных на изучение следующих тем: «Лексика. Культура речи» (2 ч.), «Словообразование. Орфография. Культура речи» (3 ч.)
В рабочей программе выделены уроки на проведение контрольных диктантов в количестве 9 ч., итоговой контрольной работы в количестве 1 ч.; уроки развития речи разделены на письменные (изложение, сочинение) и устные работы.
7 класс.
№ | Тема | часов по программе, на основе которой пишется рабочая программа | часов по рабочей программе | ||||
уроки | контр. дикт. | разв. речи | уроки | контр. дикт. | разв. речи | ||
1. | Русский язык как развивающееся явление. | 1 | 1 | ||||
2. | Повторение изученного в 5 - 6 классах. | 12 | 2 | 11 | 1 | 2 | |
3. | Морфология и орфография. Культура речи. Причастие. | 25 | 6 | 25 | 1 | 6 | |
4. | Деепричастие. | 10 | 2 | 9 | 1 | 2 | |
5. | Наречие. | 28 | 6 | 26 | 2 | 6 | |
6. | Учебно-научная речь | 2 | 1 | ||||
7. | Категория состояния. | 4 | 2 | 4 | 2 | ||
8. | Служебные части речи. | 1 | 1 | ||||
9. | Предлог. | 11 | 2 | 11 | 2 | ||
10. | Союз | 16 | 2 | 15 | 1 | 2 | |
11. | Частица | 18 | 4 | 17 | 1 | 4 | |
12. | Междометие. | 4 | 4 | ||||
13. | Повторение и систематизация изученного в 5 – 7 классах. | 12 | 2 | 12 | 1 | 2 | |
14. | Итого | 142 | 28 | 139 | 7 | 29 | |
15. | Общее количество часов | 170 | 175 |
В рабочей программе увеличено количество часов на изучение тем «Причастие» (1 ч.), «Повторение и систематизация изученного в 5 – 7 классах. « (1 ч.). Также отведены уроки на изучение темы «Учебно-научная речь» (2 ч.) и 1 ч. на урок развития речи. В рабочей программе выделяются уроки на проведение контрольных диктантов в количестве, итоговой контрольной работы в количестве; уроки развития речи разделены на письменные (изложение, сочинение) и устные работы.
8 класс.
№ | Тема | часов по программе, на основе которой пишется рабочая программа | часов по рабочей программе | ||||
уроки | контр. дикт. | разв. речи | уроки | контр. дикт. | разв. речи | ||
1. | Русский язык в современном мире. | 1 | 1 | ||||
2. | Повторение изученного в 5 - 7 классах. | 5 | 2 | 4 | 1 | 2 | |
3. | Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. | 7 | 1 | 7 | 1 | ||
4. | Простое предложение. | 2 | 1 | 2 | 1 | ||
5. | Двусоставные предложения. Главные члены предложения. | 6 | 2 | 5 | 1 | 2 | |
6. | Второстепенные члены предложения. | 6 | 2 | 5 | 1 | 2 | |
7. | Односоставные предложения. | 9 | 2 | 8 | 1 | 2 | |
8. | Простое осложненное предложение | 1 | 1 | ||||
9. | Однородные члены предложения. | 12 | 2 | 11 | 1 | 2 | |
10. | Обособленные члены предложения. | 18 | 2 | 17 | 1 | 2 | |
11. | Обращение. | 4 | 4 | ||||
12. | Вводные и вставные конструкции | 5 | 2 | 4 | 1 | 2 | |
13. | Чужая речь. | 6 | 1 | 5 | 1 | 1 | |
12. | Повторение и систематизация изученного в 8 классе. | 5 | 1 | 5 | 1 | ||
13. | Итого | 87 | 18 | 79 | 8 | 18 | |
14. | Общее количество часов | 105 | 105 |
Количество часов по данной программе соответствует количеству часов по программе, на основе которой пишется рабочая программа. В рабочей программе выделяются уроки на проведение контрольных диктантов в количестве; уроки развития речи разделены на письменные (изложение, сочинение) и устные работы.
9 класс.
№ | Тема | часов по программе, на основе которой пишется рабочая программа | часов по рабочей программе | ||||
уроки | контр. дикт. | разв. речи | уроки | контр. дикт. | разв. речи | ||
1. | Международное значение русского языка. | 1 | 1 | ||||
2. | Повторение изученного в 5 - 8 классах. | 11 | 2 | 10 | 1 | 2 | |
3. | Сложное предложение. Культура речи. | 11 | 2 | 9 | 1 | 2 | |
4. | Сложносочиненное предложение. | 5 | 2 | 4 | 1 | 2 | |
5. | Сложноподчиненное предложение. | 5 | 2 | 5 | 2 | ||
6. | Основные группы сложноподчиненных предложений. | 28 | 2 | 27 | 1 | 2 | |
7. | Бессоюзное сложное предложение. | 11 | 2 | 10 | 1 | 2 | |
8. | Сложные предложения с различными видами связи. | 10 | 2 | 9 | 1 | 2 | |
9. | Повторение и систематизация изученного в 5 - 9 классах. | 8 | 2 | 7 | 1 | 2 | |
10. | Итого | 89 | 16 | 82 | 7 | 16 | |
11. | Общее количество часов | 105 | 105 |
Количество часов по данной программе соответствует количеству часов по программе, на основе которой пишется рабочая программа. В рабочей программе выделяются уроки на проведение контрольных диктантов в количестве; уроки развития речи разделены на письменные (изложение, сочинение) и устные работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку (по ФГОС )для 5 класса.
Пояснительнаязаписка и тематическое планированик с УУД....
Рабочая программа по русскому языку по ФГОС ООО 7 класс
Программа составлена по новым требованиям ФГОС ООО...
Рабочая программа по русскому языку по ФГОС для 7 класса
Тематическое планирование составлено по последним требованиям. Планирование разбито по блокам с указание раздела, количества часов на его усвоение, планируемых результатов и учебно-методического обесп...
Рабочая программа по русскому языку по ФГОС для 6 класса
Рабочая программа по русскому языку по ФГОС для 6 класса предназначена для учителей, которые работают в вечерней школе....
Рабочая программа по русскому языку по ФГОС 7 класс
Рабочая программа по русскому языку по ФГОС 7 класс предназначена для учителей вечерней школы....
Рабочая программа по русскому языку Гольцовой ФГОС СОО 11 класс
Рабочая программа по русскому языку Гольцовой ФГОС СОО 11 класс...
Рабочая программа по русскому языку по ФГОС 6 класс
Рабоча программа по русскому языку для 6 класса по ФГОМ (УМК Рыбченкова Л.М.)...
- Мне нравится (1)