Периоды развития русского языка 10 класс
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
10 класс
Тема: Периоды в истории развития русского языка.
Цели: Расширить знания учащихся о периодах развития русского языка;
Выработать умение соотносить понятия «период» и «возникновение языка»;
Тип урока: урок получения новых знаний.
Форма урока: школьная лекция (лекция-беседа) с использованием компьютерной презентации.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор.
Ход урока
Этапы урока | Содержание медиа презентации | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Актуализация темы, определение задания.
| Вводное слово учителя: «Мы с вами часто слышим, что русский язык за последнее время изменился не в лучшую сторону, поэтому на сегодняшнем уроке важно понять, как возник русский язык, какие изменения происходили в нём в различные исторические периоды. Тема сегодняшнего урока: «Периоды в истории развития русского языка». Задача сегодняшнего урока: понять, как формировался современный литературный русский язык, научиться соотносить понятия «период» и «возникновение языка»; (слайды1-4) | Активное слушание. | |
II. Слушание лекции учителя (20–30 минут). | Современный русский язык начал формироваться достаточно давно. Многие учёные указывают 6-7 век. Однако большинство учёных в истории русского языка выделяют три периода:1) 10(6-7)вв-14 в; 2) 15-17вв3) 18-20вв. Первый период начинается выделением языков восточных славян (предков русских, украинцев, белорусов) из общеславянского единства. С этого времени ведёт существование восточнославянский (древнерусский) язык. Пример: Аще кто в печали человека призрит, как студеною водою напоить во знойный день.(Перевод: Если кто в печали человеку поможет, то как студеной водой его напоит в знойный день Моление Даниила Заточника) вопросы учащимся: -Какое событие из истории древней Руси дало толчок развитию языка (крещение Руси 988 года)? -Какие памятники древнерусской литературы, относящиеся к первому периоду, вы знаете (Повесть Временных лет, Слово о полку Игореве)? Начало второго периода – распад единого восточнославянского языка и образование языка великорусской народности. В это время происходит формирование централизованного государства вокруг Москвы. Феодальная раздробленность сменяется новым объединением восточнославянских земель на северо-востоке. Пример: От царя и Великого князя Ивана Васильевича всея Русии Василью Григорьевичю Грязному Ильину Что писал еси, что по грехом взяли тебя в полон, ино было, Васюшка, без путя середи крымских улусов не заезжати; а уже заехано — ино было не по объездному спати: ты чаял, что в объезд приехал с собаками за зайцы — ажно крымцы самого тебя в торок ввязали. (Перевод: От царя и Великого князя Ивана Васильевича всея Руси Василию Григорьевичу Грязному-Ильину Писал ты, что за грехи взяли тебя в плен, так надо было Васюшка, без пути средь крымских улусов не разъезжать; а уж как заехал, надо было не по-объездному спать: ты думал, что в объезд приехал с собаками и зайцами, а крымцы самого тебя к седлу и привязали. Послание Ивана Грозного Василию Грязному) Вопрос для учащихся: - Какие исторические события могли отразиться на формировании языка великорусской народности (Распад киевской Руси, монголо-татарское нашествие, изобретение книгопечатания Иваном Фёдоровым); - Какие памятники письменности этого периода вы знаете (Задонщина, Хождение за три моря, Письма Ивана Грозного) Третий период длится с начала 18 века по настоящее время. К середине 18 века складывается устно-разговорная разновидность русского языка. Развивается русский литературный язык в произведениях А.Д. Кантемира, В.К. Тредиаковского, М.В.Ломоносова. В 19 веке А.С. Пушкин нашёл пути органического слияния трёх языковых стихий – славянизмов, народно-разговорных и западноевропейских элементов, которые оказали решающее влияние на выработку норм русского литературного языка. В развитии современного русского литературного языка, формировании его норм сыграла языковая практика крупнейших писателей 19-20 веков. Со второй половины влияние на развитие литературного языка оказывает язык науки и публицистики. Лексический состав русского языка является продуктом многовекового исторического развития. Он активно пополняется за счёт производных слов и заимствований их других языков. Открытость русского языка к заимствованиям – его характерная черта, свидетельствующая о гибкости его лексического строя и являющаяся одним из источников его словарного богатства. Пример:Ложь и фальшь, вот что со всех сторон, и вот что иногда несносно!( Словарь-конкорданс публицистики Ф.М.Достоевского | Дневник писателя. 1876 (май-октябрь)) Вопрос учащимся: - Кто из русских писателей 19 века внёс вклад в развитие языка ( И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов, А.М. Горький и др.) (слайды 5-13)
| Конспектирование, ответ на вопросы учителя | |
III. Активная работа учащихся в соответствии с индивидуальными или фронтальными заданиями учителя. | Задания учащимся
-период развития -возникновение языка. 2. Упр 268 (Русский язык под. ред Власенкова А.И, Рыбченковой Л.М) - академик И.И Срезневский утверждал, что развитие языка не зависит от воли отдельного человека. Согласны ли вы с этим? Приведите примеры, в каких значениях в тексте употреблено слово «язык». 3. Выделение тенденций развития современного русского языка: неоправданное заимствование слов, падение грамотности в результате влияния СМИ, сети Интернет. (слайд 14) | Работа над выполнением заданий учителя с использованием конспекта лекции Работа в группах и индивидуально над выполнением упр 268 | |
IV. Обсуждение выполнения заданий. | Исправление ошибок учащихся. | ||
V. Подведение итогов. | 1)Вопросы учителя: - Какие новые термины вы узнали? -На какие периоды можно условно разделить историю русского языка? - В чём их отличие 2) Оценивание работы учащихся | Ответы учащихся: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Усиление сатирической тенденции в разные периоды развития русской литературы
…В сатире действительность как некое несовершенство противополагается идеалу, как высшей реальности. Ф.Шиллер...
«Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период» учителя русского языка и литературы Гайнуллиной Натальи Владимировны на 2012-2017 гг.
Методическая проблема ШМО учителей русского языка и литературы: «Внедрение новых образовательных стандартов как условие обеспечения современного качества образования»....
Индивидуальный план развития в межаттестационный период учителя русского языка и литературы
Индивидуальный план развития в межаттестационный период учителя русского языка и литературы...
Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период учителя русского языка и литературы Ишмухамедовой Гульнары Фиргатовны
Индивидуальный план повышенияпрофессионального уровняна межаттестационный периодучителя русского языка и литературыИшмухамедовой Гульнары Фиргатовны...
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Ломоносовский период развития русского языка. Теория «трёх штилей».
ВВЕДЕНИЕС именем Михаила Васильевича Ломоносова связана реформа русского языка. Этот выдающийся ученый заложил основы русской научной терминологии. Ему же принадлежит учение о трех стилях, в котором о...
Индивидуальный план профессионального развития на межаттестационный период учителя русского языка и литературы Бандориной Л.А.
Тема самообразования:«Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы посредством использования современных образовательных технологий в рамках ФГОС&r...
Конспекты уроков по русскому языку на темы "ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА", "ПЕРИОДЫ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА"
Цели: дать представление о происхождении языка и истории народа, создать условия для формирования навыков исследовательской деятельности.Тип урока: усвоение новых знаний.Методы: исследовательский, сам...