Конспект урока по теме "Смысловые группы наречий"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Цель урока: познакомить учащихся со смысловыми группами наречий; формировать умение находить наречия в тексте и определять их значения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
smyslovye_gruppy_narechiy.docx | 25.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок. "Смысловые группы наречий" (7-й класс)
Цели урока:
Обучающие: через исследование, наблюдения, подвести учащихся к самостоятельному выводу о смысловых группах наречий. Учить умению распознавать наречия в речи (устной и письменной), правильно употреблять.
Обратить особое внимание на употребление наречий в речи.
Развивающие: развивать орфографическую зоркость, внимание, культуру речи, умение сравнивать, анализировать, и делать выводы.
Воспитывающие: воспитывать интерес к богатству русского языка, создать условия для формирования у школьников чувства взаимоуважения, умение работать коллективно.
Планируемые результаты:
Предметные:
- формирование представлений о смысловых группах наречий;
- знакомство обучающихся с ролью наречий в речи, их особенностями;
- овладение нормами русского литературного языка, развитие умения распознавать наречия в тексте, правильно употреблять их.
Метапредметные (УУД)
- Познавательные: добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; уметь сравнивать, обобщать и определять смысловые группы наречий.
- Регулятивные: способность планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контролировать и оценивать свои действия.
- Коммуникативные: умение сотрудничать, уметь формулировать собственное мнение и учитывать мнения других, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
- Личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах, в парах, при проверке; развитие самостоятельности; развитие интереса к изучению русского языка.
Ресурсы: компьютерная презентация урока, карточки для индивидуальной работы, учебник русский язык 7 класс под редакцией М.Т.Баранов,Т.А.Ладыженская.
Не в одних стихах поэзия:
она разлита везде, она вокруг
нас. Взгляните на эти деревья,
на это небо – отовсюду веет
красотой и жизнью, а где
красота, там и поэзия.
И.С. Тургенев
Ход урока
1.Организационный момент.
- С каким настроением вы начинаете урок? Перед вами три изображения облачка разных цветов. Поднимите белое, если настроение нейтральное; зеленое – если вы настроены на каникулы, а не на работу; оранжевое – если вы готовы «гореть» на уроке в хорошем смысле этого слова.
2. Проверка домашнего задания.
3. Сообщение темы и цели.
Исходя из темы, определяют учебные задачи урока.
Игра «Составь слово»(слайд 2)
- Четвертая буква в слове кузНец
- Эта буква пишется в корне слова прилАгательное
- Этой буквы нет в японском языке, поэтому они говорят: «глоза, лис, ладуга, лыба» - Р
- Эта буква пишется в окончании слова в деревнЕ
- Первая мягкая шипящая буква в русском алфавите – Ч
- Эта буква пишется в корне слова собИрались
- Эта буква пишется в окончании слова борЕтся
- Какое слово у вас получилось? Правильно, наречие. Сегодня на уроке мы продолжим изучение этой части речи.
4. Контроль и самоконтроль.
Тест по теме «Наречие»
- Выбери и подчеркни верное утверждение.
- Наречие – служебная часть речи.
- Наречие – изменяемая часть речи.
- Наречие – неизменяемая часть речи.
- Выбери и подчеркни утверждение, с которым можно согласиться.
- Наречие обозначает предмет.
- Наречие обозначает признак действия.
- Наречие обозначает признак предмета по действию.
- Подчеркните утверждение, с которым можно согласиться.
- Наречия отвечают на вопросы: что делать? что делать?
- Наречия отвечают на вопросы: что делающий? что сделавший?
- Наречия отвечают на вопросы: что делая? что сделав?
- Наречия отвечают на вопросы: Как? Когда? Где? Зачем?
- Подчеркни, что характерно для наречия.
- Наречие не изменяется.
- Наречие изменяется по лицам, родам, числам.
- Наречие изменяется по лицам.
- Подчеркните верное утверждение.
В предложении наречие чаще всего является:
- дополнением;
- обстоятельством;
- определением.
- Выберите и подчеркните те слова, которые являются наречиями.
- сегодня;
- играющий;
- очень красиво;
- прыгая.
Ответы: 1-в, 2-в, 3-г, 4-а, 5-б, 6-а, в.
5.Исследовательская работа. Актуализация нового материала
По значению наречия делятся на определённые группы, а на какие именно, вы сейчас попробуете догадаться сами, прочитав текст.
У вас на партах листы с таблицей, которую вы должны будете заполнить постепенно по мере работы с текстом.)Она же выведена на доску. (слайд 3)
Разряд | Вопросы | Примеры |
Образ действия | Как? Каким образом? | |
Место | Где? Куда? Откуда? | |
Время | Когда? С каких пор? До каких пор? | |
Цель | Зачем? | |
Причина | Почему? | |
Мера и степень | В какой мере? В какой степени? |
6.Комлексная работа с текстом. (слайд 4)
Одуванчик
Встало Солнышко спозаранку умылось дождичком и пошло гулять по небу. Взмахнуло оно золотым рукавом сразу брызнули на землю солнечные пылинки засветились на лугах на тропинках веселые желтые огоньки-одуванчики.
Одуванчик, если внимательно пр...глядеться, очень похож(?) на солнце.Созд...ется ощущение, что ми(л,лл)ионы маленьких детей взялись рисовать солнце, и у всех получает(?)ся по-разному. А основа всё же одна: кругленький центр, а (от) него в разные стороны ра(с,з)ходятся лучи.
Этот цветок, растущий повсюду, полезен и нужен людям. Он съедобен: из молодых листьев готовят салат, из корней делают напиток, напоминающий по вкусу кофе.Кроме этого, делают варенье и мед, а это очень вкусно.
Вот такой маленький посланец солнца озаряет землю своим золотым светом.
Задания к тексту.
А)
- Можно ли прочитанные предложения назвать текстом?
- Что такое текст?
- Сформулируйте тему данного текста.
- Выделить микротемы текста.
- К какому типу вы отнесете этот текст?
- К какому стилю речи он относится? Почему ?
- Найти художественные средства, используемые автором?
Б) Практическая работа.
- В предложениях 1-го абзаца расставить знаки препинания и объяснить графически их постановку.
- Составить схему 2-го предложения и устно дать ему характеристику.
- В предложениях 2-го абзаца вставить пропущенные буквы и объяснить орфограммы.
- В 3-м абзаце найти обороты, осложняющие предложения и доказать правильность постановки знаков препинания .
- Какие это обороты? Выделить их графически.
- Выделить суффиксы причастий, определить вид и время, страдательное или действительное.
!!!По ходу работы с текстом ищем и подчеркиваем наречия, определяя смысловую группу, заполняем таблицу.
– Вернемся к эпиграфу урока, найдем наречия, дополним таблицу данными примерами.
Обратите внимание на наречие ТАМ. Обозначает ли оно признак действия?
К каким наречиям его можно отнести? (Указательные.)
– А какие еще вы знаете наречия, не обозначающие признак действия? (Отрицательные и неопределенные, вопросительные)?
7. Физкультминутка
Давайте немного отдохнём и проведём физкультминутку.
Осторожно ветер из калитки вышел,
Постучал в окошко, побежал по крыше,
Поиграл немного ветками черёмух,
Пожурил за что-то воробьёв знакомых,
И, расправив бодро молодые крылья,
Полетел куда-то вперегонку с пылью.
– Мы немного отдохнули, поэтому можем продолжать работу.
8.Закрепление материала.
А) Выполнение упр.224.
Б) Запись предложений с заданием определить смысловую группу наречий, их синтаксическую роль.(слайд 5)
1)Не угас еще вдали закат, и листва сквозит узором четким. 2)Таинственно шумит лесная тишина. 3)Одиноко я бреду по листве в аллее старой. 4)Светло, легко и своенравно она блестит среди болот и к старым мельницам так плавно несет стекло весенних вод.5) Далеко, далеко в тишине колокольчик поёт ,замирая.
(И.Бунин.)
8. Подведение итогов урока и домашнее задание.
1.Подготовить устный рассказ на тему «Смысловые группы наречий»
2.Выполнить упражнение № 232 (для слабых детей).
-Спишите, подчеркните наречия как члены предложения, укажите смысловую группу.
Упражнение № 227 (для более сильных детей)
-Спишите, подчеркните наречия как члены предложения, укажите смысловую группу, графически объясните орфограммы, выполните морфологический разбор причастия (повторение).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока для подготовительной группы в детском саду "The little house"
Данный урок составлен в качестве итогового занятия в старшей группе детского сада....
конспект урока подросток в группе
копспккт урока по обществознанию мы и они...
Конспект Урока русского языка "Разряды наречий"
Современный урок в стиле социальной сети ВК...
Конспект урока по русскому языку "Наречие. Разряды"
Наречие. Разряды....
План-конспект урока для подготовительной группы
В гостях у сказки...
Конспект урока в 7 классе «Наречие как часть речи».
Тема: «Наречие как часть речи». Класс: 7.Учебник: Русский язык. 7 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений. [М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.; на...
Конспект урока "Человек в группе" 6 класс
Разработка урока....