Конспект урока 6 класс по теме "Виды корней и типы корневых систем" + лист самооценки+раздаточный материал
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Наумова Татьяна Николаевна

На протяжении урока учащиеся погружены в самостоятельную работу,  используются различные формы работы, возможны различные варианты замены одного упражнения другим. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

           Виды корней и типы корневых систем - 6 класс

Цели.

Предметные результаты:

– формировать умение определять основные органы растений (корень);

– формировать умение объяснять особенности строения (внешнее и внутреннее) и многообразие (виды) корней и их роль в  жизнедеятельности растений;

– формировать умение понимать смысл биологических терминов: корневая система, главный корень, боковые корни, придаточные корни, стержневая корневая система, мочковатая корневая система.

Метапредметные и личностные результаты:

Регулятивные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

2. Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные УУД

1. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником – анализ схем и иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).

Коммуникативные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы и приёмы: 

1. словесные (эвристическая беседа; работа с учебником);

2. наглядные (изобразительные пособия, демонстрации компьютерных программ);

3. практические (использование инструктивных карточек, гербария).


Оборудование: Гербарии со стержневой и мочковатой корневой системой, таблица «Строение корня растения»,мультимедийная презентация, раздаточный материал.
Ход урока

1.Орг. момент.  Рапортичка.

Добрый день ребята! Я рада видеть вас сегодня на уроке. Мне хочется начать работу с вами! Хорошего вам настроения!
2. Актуализация знаний учащихся: по теме «Семя» :

- Мы узнали с вами что семена бывают………….

- Они разные по,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

- Какой орган появляется при прорастании семени?»
Учащиеся отвечают, что первый орган – это корень.

3. Слово учителя:
Сегодня мы с вами будем говорить о корне. Эпиграфом нашего урока будет:

Как ни тонок, неприметен
Под землёю корешок,
Но не может жить на свете
Без него любой цветок!
(В.Жак
)  Слайд 1

И → Тема нашего сегодняшнего урока: «Виды корней и типы корневых систем».  
Слайд 2
Цель урока.
Моя работа на уроке.

4. Продолжение беседы:

Каким органом является корень?
Корень – вегетативный орган растения.
Как вы думаете, почему растение не может жить без корня?                                              
Учащиеся высказывают свои предположения.

Учитель: А ещё, ребята, все органы растения образуют единую целостную систему – организм. Поэтому, нарушив её целостность, сорвав растение, мы обрекаем его на гибель. А вспомните, какую роль выполняют зелёные растения на планете?

5.  1) задание урока:   Выясните каковы основные функции корня? Слайд 5-7
а) укрепляют,
б) почвенное питание,
в) запасание питательных веществ.

 г) размножение.

2) задание урока: А кто из вас пробовал вырвать с корнем одуванчик, лопух или, к примеру, полынь? Насколько сложно это сделать. А почему? На протяжении всей жизни у растения образуются новые корни и растут старые.
Так как у растения много корней, и можно выделить разнообразные их виды.
Сейчас вы работаете самостоятельно с рисунками учебника и предложенными вам ростками растений (пшеница и фасоль),  вам необходимо определить, какие виды корней характерны для различных представителей растений, а так же предложить определение разнообразных видов корней и создайте в своей группе клайстер «Виды корней»

( обучающиеся используют в своей работе заготовки надписей видов корней, рисунок корневой системы одуванчика).  

3) - Выступление учащихся

Обобщение изученного: Совокупность всех корней растения образует единую корневую систему.

В состав корневых систем входят: главный, боковые, придаточные. Слайд 8

4) задание урока : Корневая система бывает нескольких  типов . С помощью учебника, материалов, которые есть на ваших столах выясните какие это типы корневых систем, чем они отличаются? Сколько их? Слайд 10- 11

стержневая                                         мочковатая
лук, пшеница,                                    одуванчик, береза, фасоль, морковь.

Тюльпан, лук

Физминутка:

Говорит цветку цветок:

«Подними-ка свой листок. (Дети поднимают и опускают руки.)

Выйди на дорожку

Да притопни ножкой. (Дети шагают на месте, высоко поднимая колени.)

Да головкой покачай

Утром солнышко встречай. (Вращение головой.)

Стебель наклони слегка —

Вот зарядка для цветка.

(Наклоны.)

А теперь росой умойся,

Отряхнись и успокойся.» (Встряхивания кистями рук.)

Наконец готовы все

День встречать во всей красе. (Дети садятся за парты.)

5) задание урока: Для того, чтобы научиться определять тип корневой системы растений и различать виды корней, проведем следующую самостоятельную работу (работа с гербарием). Слайд 13

Заполни таблицу:

Названия растения

Тип корневой системы

Особенности строения корневой системы.



6. Знаешь ли ты факты? Слайд 14

7. Закрепление:   Правильно ли утверждение?   (использую сигнальные карточки – красный – да, синий – нет) Слайд 15

 Закончи предложение.  Слайд 16

8. Итоги урока: Что нового узнали на уроке?

                              Что вызвало затруднение?  Как можно его решить?

                              Чему научились?  Выставление оценок в лист самооценки.

9. Д/з Пар 19. «Сочините сказку»

Кто понял тему урока? Поднимите правую руку.

Кому понравился урок? Поднимите левую руку. Похлопаем друг другу.

 



Предварительный просмотр:

Моя работа на уроке.

Задание.

Баллы.

Количество верных ответов.

Количество набранных балов

1

Д/з    «Цепочка»

1 балл – за заданный вопрос

1 балл – за правильный ответ

0,5 баллов – за неполный ответ.

2

Функции корня.

Отвечал, знаю материал – 5 баллов;

Ответ был не полным, но знаю материал – 4 балла;

Участвовал в обсуждении, но плохо знаю материал – 3 балла;

Просто слушал и немного разбираюсь в материале – 1-2 балла

3

Виды корней.

4

Типы корней.

5

Заполни таблицу.

Заполнил таблицу без ошибок – 5 баллов;

С одной ошибкой – 4 балла;

Две ошибки – 3 балла;

Четыре и больше ошибок 1-2 балла.

6

Правильно, ли утверждение?

6 – верных ответа – 5 баллов;

5 - 4 верных ответа – 4 балла;

3 верных ответа – 3 балла;

1-2 верных ответа – 1 – 2 балла.

7

Закончи предложение.

5 -  верных ответа – 5 балла;

4 – верных ответа – 4 балла;

3 верных ответа – 3 балла;

1-2 верных ответа – 1 – 2 балла.

8

Итоговая оценка:

30 – 33 балла – оценка 5 ;

25 – 30 баллов – оценка 4;

20 – 25 баллов – оценка 3;

10 – 20 баллов - не справился с заданиями.



Предварительный просмотр:

1 вариант.

1.Решите, правильно или неправильно то или иное утверждение. Выпишите номера правильных утверждений.

1. У одуванчика корневая система стержневая.

2. Главный корень развивается из корешка зародыша.

3. У лука, тюльпана хорошо заметен главный корень.

4. Всё, что у растения находится в почве, - это корни.

5. Придаточные корни образуются не только на стеблях, но и на листьях некоторых растений.

6. У пшеницы корневая система мочковатая.

2. Закончите предложения.

1. Через корень растение получает из почвы … и ….

2. Если главный корень не развивается или не отличается от многочисленных других корней, то корневая система называется….

3. Все корни растения составляют его ….

4. На главном корне и придаточных корнях развиваются … корни.

5. Корень растёт в длину своей ….

2 вариант.

1. Решите, правильно или неправильно то или иное утверждение. Выпишите номера правильных утверждений.

1. Боковые корни развиваются на нижней части стебля.

2. На черенке тополя, поставленном в воду, развиваются придаточные корни.

3. Боковые корни, в отличие от главного, не ветвятся.

4. У пшеницы корневая система мочковатая.

5. Придаточные корни образуются только на главном корне.

6. Главный корень хорошо заметен в корневой системе фасоли.

2. Закончите предложения.

1. В корневой системе одуванчика хорошо выражен … корень.

2. Корень добывает из почвы ….

3. Корневая система фасоли называется….

4. Боковые корни развиваются как на … корне, так и на … корнях.

5. Главный корень развивается из…….

1 вариант.

1.Решите, правильно или неправильно то или иное утверждение. Выпишите номера правильных утверждений.

1. У одуванчика корневая система стержневая.

2. Главный корень развивается из корешка зародыша.

3. У лука, тюльпана хорошо заметен главный корень.

4. Всё, что у растения находится в почве, - это корни.

5. Придаточные корни образуются не только на стеблях, но и на листьях некоторых растений.

6. У пшеницы корневая система мочковатая.

2. Закончите предложения.

1. Через корень растение получает из почвы … и ….

2. Если главный корень не развивается или не отличается от многочисленных других корней, то корневая система называется….

3. Все корни растения составляют его ….

4. На главном корне и придаточных корнях развиваются … корни.

5. Корень растёт в длину своей ….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок биологии в 6 классе "Виды корней и типы корневых систем"

нестандартный урок- самостоятельная работа учащихся по изучению нового материала...

Урок: Корень как орган растения. Виды корней и типы корневых систем. Значение и разнообразие корней.

Цель урока: сформировать понятие о корне  как о  вегетативном органе Образовательные задачи:Создать условия для усвоения знаний о Видах корней – уметь распознавать главные, придаточн...

Урок биологии в 6 классе на тему "Виды корней и типы корневых систем"

В уроке представлены описания различных видов корней у растений и типы корневых систем....

Технологическая карта урока биологии по темеВиды корней и типы корневых систем 6 класс,Фгос

Технологическая карта составлена к у чебнику  Биология .Пасечник В.В.6  класс ФГОС...

Конспект урока на тему: «Виды корней и типы корневых систем»

Технологическая карта урокаТема: «Виды корней и типы корневых систем»...

Конспект урока по теме: Виды корней и типы корневых систем.

Конспект урока по теме: Виды корней и типы корневых систем....