Прорамма дополнительного образования по русскому языку
элективный курс по русскому языку (9 класс) по теме

Капустина Галина Леонидовна

Русский язык как средство общения играет важную роль и в развитии личности учащихся, обеспечивает интеллектуальное развитие ребёнка. Он овладевает нормами русского литературного языка, формирует умения и навыки связного изложения мыслей в устной и письменной форме, обогащает свой словарный запас, развивает дар слова. Ученик познаёт самого себя, овладевает средствами самоанализа и самовыражения. В программах основной школы по русскому языку на отработку многих из этих навыков отведено минимальное количество времени, кроме того, в силу возрастных особенностей, не все школьники усваивают их в полной мере. Данная программа (64 часа) призвана помочь учащимся не только отработать навыки развития связной речи, но и успешно подготовиться к ГИА по русскому языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Утверждаю                                                          Рассмотрена и рекомендована

Директор лицея                                         на заседании методического совета                      

          В.Л.Зайцев                                         Протокол № 1 от 30.08.2012                                    

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛИЦЕЙ № 6

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РУССКИЙ ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ»

(для обучающихся 9-х классов)

9 класс

Автор – Капустина Галина Леонидовна,

учитель русского языка и литературы

второй квалификационной категории

МАОУ лицея №6 г. Тамбова

ТАМБОВ,

2012


Пояснительная записка

По своей специфике и социальной значимости язык – явление уникальное: он является средством общения, средоточием духовной жизни народа, средством хранения, усвоения и передачи знаний. Этим определяется особый статус русского языка среди других учебных предметов.

        Русский язык как средство общения играет важную роль и в развитии личности учащихся, обеспечивает интеллектуальное развитие ребёнка. Он овладевает нормами русского литературного языка, формирует умения и навыки связного изложения мыслей в устной и письменной форме, обогащает свой словарный запас, развивает дар слова. Ученик познаёт самого себя, овладевает средствами самоанализа и самовыражения.

В программах основной школы по русскому языку на отработку многих из этих навыков отведено минимальное количество времени, кроме того, в силу возрастных особенностей, не все школьники усваивают их в полной мере.

Данная программа (64 часа) призвана помочь учащимся успешно подготовиться к ГИА по русскому языку: повторить материал, изученный ранее, углубить имеющиеся знания, отработать навыки развития связной речи. Курс состоит из трёх частей, каждая из которых соответствует той или иной части экзаменационной работы. Программа опирается на те знания, умения и навыки, которые учащиеся получают в процессе изучения базового курса русского языка.

Учебный курс имеет практическую направленность, то есть предназначается не столько для формирования определённых теоретических знаний обучающихся, сколько для развития речевых умений и навыков.

Задачи обучения:

* задать систему ориентиров в языковом/речевом   многообразии, с тем, чтобы ученик мог определять границы своей коммуникативной компетентности и ставить учебные цели;

* систематизировать представления об основных требованиях к стилистически правильной, логичной и выразительной речи;

* способствовать расширению речевого опыта учащихся в разных речевых сферах;

* способствовать овладению конкретными жанрами устной и письменной коммуникации;

* работать над повышением культуры речи.

Методы работы предусматривают активное включение учащихся в процесс познавательной деятельности – исследовательский, эвристический, проблемный, частично-поисковый и др.

Формы контроля в ходе занятий могут быть различные: тестовые задания, алгоритмы, схемы, таблицы, (т.е. всё, что поможет систематизировать и обобщить материал); сочинения, изложения.

Формы занятий данного курса –  прежде всего практические и семинарские занятия.

Оценка знаний, умений и навыков предполагает контролирование результатов выполнения работы на каждом занятии. При этом должна преобладать оценка – суждение как следствие качественного анализа выполнения заданий учащимися как в классе, так и дома. Именно содержательность и деликатность контроля становится залогом эффективности обучения в целом, стимулом успешного контакта «учитель – ученик», взаимной заинтересованности преподавателя и учащегося.

Основа общения учеников и учителя на занятиях – диалог и коллективный поиск истины.

По окончании курса учащиеся должны:

1. Создавать в письменной форме высказывания по заданным параметрам;

2. Опознавать, анализировать, классифицировать и оценивать языковые явления и факты с точки зрения уместности, целесообразности, выразительности их использования;

3. Соблюдать основные языковые нормы (лексические, орфографические, грамматические, пунктуационные, стилистические).

Содержание курса

I. Диагностический тест – 1 час

II. Основное содержание

1. Морфология и синтаксис – 24 часа

2. Функциональная стилистика – 12 часов

3.Орфография – 6 часов

4.Пунктуация – 7 часов

III. Работа с текстом – 15 часов

Тематическое планирование

Тема

Форма

проведения

1-3

Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их определения и формулирования.

Практическая работа

4-5

Композиция, логическая, грамматическая структура текста

Практическая работа

6-7

Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Представление об абзаце как о пунктуационном знаке.

Практическая работа

8-9

Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические.

Практическая работа

10-11

Изложение.

Изложение

12-13

Анализ ошибок.

Практическая работа

14-15

Лексика. Лексическое значение слова. Лексика русского языка с точки зрения происхождения и употребления. Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы. Практическая работа.

Практическая работа

16-17

Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании.

Практическая работа

18-19

Правописание корней слов. Практическая работа.

Практическая работа

20-23

Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения.

Практическая работа

24-25

Правописание приставок. Второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Простое осложнённое предложение.

Практическая работа

26-27

Правописание суффиксов. Морфология. Обособленные члены предложения. Простое осложнённое предложение.

Практическая работа

28-31

Правописание -Н-, -НН- в разных частях речи. Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращения.

Практическая работа

32-33

Гласные после шипящих. Ь после шипящих. Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложном предложении. Типы придаточных предложений. Практическая работа.

Практическая работа

34-35

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Типы соподчинения. Практическая работа.

Практическая работа

36-39

Сложные слова. Слитные, раздельные, дефисные написания. Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Практическая работа.

Практическая работа

40-43

Правописание производных предлогов. Правописание союзов. Правописание частиц. Частицы НЕ-НИ. Практическая работа. Способы оформления чужой речи (прямая речь, косвенная речь, диалог, цитаты).

Практическая работа

44-46

Сложные предложения с разными видами связи. Средства речевой выразительности.

Практическая работа

47-48

Тест. Анализ ошибок.

Практическая работа

49-50

Понятие о сочинении-рассуждении. Тема, идея, проблема текста.

Практическая работа

51-54

Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов.

Сочинение-рассуждение

55-58

Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения.

Сочинение-рассуждение

59-60

Анализ написанного. Классификация речевых и грамматических ошибок. Корректировка написанного.

Практическая работа

61-61

Итоговое занятие.

Изложение. Сочинение-рассуждение. Практическая работа

63-64

РЕЗЕРВ

Литература:

I. Документы, определяющие содержание экзаменационной работы:

1) Обязательный минимум содержания основного общего образования по русскому языку (приложение к Приказу Минобразования России «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования» от 19.05.1998 г. № 1236).

2) Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Основное общее образование. Русский язык (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089).

3) Примерные программы основного общего образования. Москва, Дрофа, 1999 г.

II. Литература для учащихся:

1). Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5-7 класс / Научный редактор акад. РАО Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2002-2004;

2). Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов А.Ю., Чешко Л.А. Русский язык. 8-9 классы. – М.:Просвещение, 2002-2004;

3). Тростенцова Л.А., Ладыженская и др. Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2004;

4). Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы. М., Дрофа, 2004; В.В. Бабайцева, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова, Г.К.Лидман-Орлова и др. Русский язык. Практика 5-9 классы. – М. Дрофа, 2004; Никитина Е.И. Русская речь. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2004;

5). Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В. и др. Русский язык. 5-9 классы // Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Лекант. – М.: Дрофа, 2003;

6). Федеральный компонент государственных стандартов начального общего, и среднего (полного) общего образования (Приказ № 1089 от 05.03.2004г.)

7). Тексты для изложений отобраны из учебного пособия «Русский язык: Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс» (Авт.-сост. Л.М. Рыбченкова, В.Л. Склярова. – М.: Дрофа, 2003) и представлены отдельными фрагментами.

8). Т.Ю. Угроватова. ЕГЭ по русскому языку. 9 класс. Изд-во АСТ, 2008. Книга содержит исчерпывающий материал для подготовки к экзамену и предназначена для работы в школе и дома. Адресована старшеклассникам и учителям.

9). ЕГЭ. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (по новой форме). Куманяева Анастасия, Сычева Валерия. Пособие содержит материалы для подготовки к государственной итоговой аттестации учащихся 9-х классов по русскому языку (по новой форме): методические рекомендации по написанию изложения и выполнению творческого задания, образцы удачных и неудачных работ, а также типовые экзаменационные задания.

10). Никулина М.Ю. ЕГЭ. Русский язык. 9 класс. Экспериментальная экзаменационная работа. Типовые тесты. 2007.

III. Литература для учителя:

1). Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 9 класс. М., Просвещение 2008.

2). Козулина М.В. Русский язык. Подготовка к экзамену. Практикум. Саратов, «Лицей», 2006.


Литература

  1. Азбука делового общения. М., 1991
  2. Алиева М.А., Гришанович Т.В., Лобанова Л.В. и др.. Тренинг развития жизненных целей (программа психологического содействия успешной адаптации). /Под ред. Е.Г.Трошихиной. – СПБ.: Речь, 2002.
  3. Галлингер И.В. Культура речи. Нормы современного русского языка: Пособие для учащихся, словарь, методические рекомендации. М., 1994
  4. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. М., 1993.
  5. Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе: Игровые упражнения.- М.: 5 за знания, 2005
  6. Казарина С.Г., Милюк А.В., Усачёва М.П. Стилистика и культура речи: Учебное пособие по русскому языку /Серия «Стань грамотным!» - Ростов н/Д:Феникс, 2004.
  7. Львова С.И., В.В.Львов В.В.  Русский язык. 5-9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений.
  8. Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 классы. М.: Дрофа, 1997.
  9. Никитина Е.И. Русская речь: Учеб. Пособие по развитию связной речи для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений/Науч. ред. В.В. Бабайцева. – М.: Просвещение, 1995.
  10. Степанова Л.С. ГИА 2009: Русский язык: тематические тренировочные задания: 9 класс /Л.С. Степанова, И.Б.Маслова, А,В.Терентьева. – М.: Эксмо, 2009.
  11. Цыбулько И.П., Александров В.Н, Пучкова Л.И., Соловьёва Т.В. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. 2009 /ФИПИ. – М.: «Интеллект-Центр», 2009.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по русскому языку "Подготовка к ЕГЭ по русскому языку:теория и практика""

Программа  элективного курса  по  русскому  языку  предназначена  для  10-11  классов  и  ориентирована  на  развитие  речевой  ко...

программа дополнительного образования по русскому языку

программа содержит пояснительную записку. планирование...

Образовательная программа дополнительного образования детей "Русский язык сквозь призму литературного наследия" (социально-педагогическая направленность)

В содержании программы "Русский язык сквозь призму литературного наследия" осуществлен принцип комплексного подхода к изучению русского языка и литературы как предметов русской словесности.Данная прог...

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ для учащихся 5-9 классов "Технология морфемного письма как средство формирования правописной компетенции учащихся".

Задача программы-формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся при помощи углубленного изучения морфемики....

Программа объединения дополнительного образования "Знатоки русского языка"

Программа объединения по русскому языку "Знатоки русского языка" основывается на учебных пособиях как вузовского уровня, так и общеобразовательного. Новизна её в том, что на занятиях объединения учащи...

Программа дополнительного образования по русскому языку для детей с ОВР «Лингвистическое краеведение»

Программа ориентирована на решение наиболее значимых проблем детей с ограниченными возможностями здоровья средствами дополнительного образования и адаптированная с учетом особенностей их психофизическ...

Программа дополнительного образования по русскому языку

Программа дополнительного образования по русскому языку...