урок русского языка "Словари"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
конспект урока по русскому языку 6 класс (ФГОС) . УМК Ладыженская Т.А. Изучается в разделе"Лексика"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока по учебнику Ладыженской Т.А. | 46.48 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Суворова»
« СЛОВАРИ»
(6 класс ФГОС )
(УМК Ладыженской Т.А.)
Предмет | Русский язык |
Учитель | Пронькина Ирина Валентиновна, учитель русского языка и литературы |
Класс | 6 |
Тема | «Словари» |
Тип урока | Урок общеметодической направленности |
Цель | Познакомить с различными видами словарей, подготовить к выполнению исследовательского проекта |
Задачи | Развивающая: Развивать познавательную, коммуникационную и творческую компетенции; активизировать самостоятельную деятельность учащихся по отбору, анализу и обобщению изученного материала. Обучающая: Познакомить учащихся со словарями разных типов, их спецификой, способами построения словарных статей, совершенствовать умение работы со словарями разных типов, способствовать проявлению интереса к словам и словарям. Воспитывающая: Воспитывать любовь к русскому языку, показывая с помощью словарей его неисчерпаемые богатства; бережное отношение к слову, расширять жизненные познания детей. |
УУД | Личностные: оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобрести новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; Регулятивные: учится обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, принимает и сохраняет учебную задачу, планирует (совместно с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции, действует по плану, в диалоге с учителем учится совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки; Познавательные: анализирует, сравнивает, квалифицирует и обобщает факты и явления; Коммуникативные: задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает свою точку зрения, при необходимости отстаивает её, аргументируя; учится подтверждать аргументы фактами, осуществляет совместную деятельность в парах (группах) для решения конкретных учебных задач, учится принимать точку зрения других |
Планируемые результаты: | учащиеся должны знать, что такое словарь, какие типы типы словарей существуют, почему существует такое деление словарей, что такое словарная статья, лексическое значение; что можно узнать из словарной статьи должны уметь работать со словарной статьей, определять лексическое значение слова, определять основную мысль текста, строить свое высказывание в соответствии с нормами языка |
Межпредметные связи | литература |
Ресурсы | компьютер, проектор; презентация Power Point «В словарях - вся Вселенная», технологические карты учеников, карточки с заданием, словари |
Ход урока
I. Организационный момент. Приветствие учащихся.
II. Мотивация к учебной деятельности
1. « Рассыпанные слова». Ребята, перед вами сундучок! Что там может быть внутри? Тут, оказывается, секретный замок, открыть который мы сможем, если из рассыпавшихся слов правильно составим предложение. (Работа учащихся в «Карте путешественника»)
Слова для справок: ж..зни, хр…нители, ч…ловеческой, знаний, Сл…в…ри, пам…ти, знаний, мудр…сти, и
(Словари – хранители памяти и мудрости, знаний и жизни человеческой).
- Что у вас получилось?
- Подчеркните вставленные буквы, определите, в какой морфеме они находятся. Объясните написание. (Работа в парах). Проверьте, как выполнил эту работу ваш сосед.
- Подчеркните грамматическую основу. Укажите части речи.
- Проверка. Объясните постановку знака препинания. Оцените свою работу на этом этапе урока.
2. Молодцы! Вы справились с работой. Предложение составлено. Замочек открыт.
Только я не спешу открыть этот сундучок. Как вы думаете, что в нем лежит?
Ответить на этот вопрос поможет записанное вами предложение.
- Правильно. Это словарь. Сформулируйте тему нашего урока.
- Определите и запишите в Картах путешественника, что вы знаете о словарях.
Проверка. Итог работы.
3. Постановка цели и задач урока.
«Одна книга тысячи людей учит», - говорит пословица о словаре. Все вокруг твердят: «Словари – наши друзья и помощники». Несомненно, это так. Какую же помощь оказывают эти мудрые книги? В чём их польза?
Сегодня вы узнаете, что словари помогают не только правильно писать слова, определять их значение, объяснять происхождение слов, но и расширяют кругозор, дают новые сведения из различных областей науки, техники, литературы и искусства.
На уроке нам предстоит познакомиться со словарями разных типов, их спецификой, способами построения словарных статей, выполнить лексикографические упражнения, направленные на обучение работы со словарем.
III. Изучение нового учебного материала
1. - Почему словари названы хранителями памяти и мудрости, знаний и жизни человеческой? Можете вы ответить на этот вопрос?
- Для того чтобы побольше узнать о словарях, предлагаю отправиться в путешествие в страну Словарей. Путь предстоит неблизкий, поэтому предлагаю запастись энергией и силами.
2. Физминутка
3. - Я думаю, что теперь у нас сил прибавилось. Итак, займите свои места. Поезд отправляется. Первая станция – Историческая.
Перед вами тексты. Прочитайте их про себя. Подготовьтесь к выразительному чтению:
О значении словарей в жизни общества говорилось ещё во время правления Екатерины II, которая решила и сама изучить русский язык, и сделать так, чтобы держава ее языком владела достойно. И когда к императрице обратилась одна из образованнейших женщин России Е.Р. Дашкова, которая часто задумывалась, почему же в русском языке столько нестроения и говорила: «До какого бы цветущего состояния довели россияне свою литературу, если бы познали цену языка своего», и предложила Екатерине II создать по примеру флорентийской или парижской академий русскую академию и выпускать словари. Екатерина сразу согласилась.
Так появилась Академия, которая занималась словарями, обработкой слова, её красотой и выразительностью языка в целом. До сих пор словарное дело развивается в нашей стране, появляются новые словари, энциклопедии, справочники. Наша задача – пользоваться лингвистическим богатством себе и другим на благо.
- Определите основную мысль текста. Работайте в паре с соседом. Запишите ваш вывод в Картах.
Проверка работы. Совпало ли ваше определение основной мысли текста с классом? Поставьте себе оценку.
- Ребята, знаете ли вы, как называется наука, занимающаяся вопросами составления словарей, и их изучения? Как называется профессия составителей словаря?
- Какие вы знаете словари, справочники, энциклопедии?
-Есть ли в Вашей семье словари?
-В каких ситуациях приходит к Вам на помощь справочная литература?
- Почему они так необходимы каждой семье?
- Обращаетесь ли вы к справочникам, когда готовитесь к занятиям?
4. Станция « Лингвистическая»
- Ребята, знаете ли вы, как называется наука, занимающаяся вопросами составления словарей?
Подсказка: Соедините слова с их лексическим значением
1) лексикология | исследует несвободные лексические сочетания |
2) фразеология | наука, занимающаяся вопросами составления словарей |
3) лексикография | словарный состав языка |
4) лингвистика | Наука, изучающая языки |
Впишите это слово (работа в Картах)
Беседа:
-Есть ли в Вашей семье словари?
- Обращаетесь ли вы к справочникам, когда готовитесь к занятиям?
- Что вы можете узнать в словаре? Что такое словарная статья? ( слайд Словарная статья)
IV. Применение нового знания в стандартной ситуации
Работа в группах. У каждой картинка с изображением словаря. Расскажите о словаре на вашей картинке. Что можем узнать из этого словаря? Воспользуйтесь дополнительной информацией.
1 группа «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля – один из самых известных и знаменитых словарей в мире. Свыше 53 лет Даль отдал работе над «Толковым словарем живого великорусского языка». Его называют настоящей «энциклопедией русской жизни». В нём - более 200 000 слов. Собранные В.И.Далем слова можно назвать «родными россыпями жемчужин», так как при составлении своего толкового словаря отобразил все разнообразие, неоднородность и величие русского языка. В словаре можно найти пояснения региональных особенностей речи, а также терминологию и специфические фразы многих профессий и ремесел. Толкуя слово, В. И. Даль отбирает множество синонимов, свидетельствующих об исключительном богатстве русского языка, его гибкости и выразительности, он показывает безграничные словообразовательные возможности русского языка. Ценность словаря подчеркивается десятками тысяч включенных в словарные статьи загадок, пословиц, присловий, скороговорок и поговорок. Знатоки и любители русского слова постоянно обращаются к словарю В.И. Даля. Одних только пословиц в нём - 30130. В.Д. Берестов писал: «Словарь Даля озаряет нас изобилием добрых слов, сказанных добрыми людьми в добром расположении духа. Надо бы пользоваться ими и почаще учиться у них добру».
ЗАДАНИЕ для группы: Обратите внимание на пример словарной статьи, её оформление
1. Выпишите три пословицы из словаря В.И. Даля на тему «слово»
2. Ответьте на вопрос: «Почему В.И.Даль называл пословицы «цветом народного ума»? (письменно)
2 группа: Самые востребованные словари в семьях, в школе, во многих учреждениях – орфографический и орфоэпический.
Если нужно узнать, как правильно пишется или произносится то или иное слово, нужно поискать нормативные словари: хорошо известные всем орфографические (от греч. orthos — «правильный», «прямой», grahpo — «пишу») или же орфоэпические (от греч. orthos — «правильный» и epos — «речь»). Последний наиболее крупный орфографический словарь, вышедший в 1999 году, содержит 160 000 слов.
Орфоэпический словарь останавливается на решении двух проблем: проблемы ударения слов и правильного произношения отдельных звуков.
Задание: Используйте словари. Обратите внимание на пример словарной статьи, её оформление
№ 1 Вставить пропущенные буквы и определить лишнее слово.
1. л…жился, прил…гательное, прил…гать, возл…гать
2. р…сток, р…сти, отр…сти, р…стение
3. ш…рох, ш…пот, крыж…вник, ш…рты
4. ц…ркуль, акац…я, ц…ган, ц…ферблат.
№2 «Упражнения по орфоэпии»
Определите варианты произношения ([шн] и [чн]) и прочитайте вслух.
Булочная, встречный, горчичник, нарочно, скучно.
3 группа
Этимологический словарь рассматривает слова старославянского и древнерусского происхождения с целью знакомства читателей с историческим составом слова, который отличается от современного. Использование этого словаря значительно повышает интерес школьников к языку.
Задания: Обратите внимание на пример словарной статьи, её оформление
№1. Расставьте ударение в словах и прочитайте вслух:
Крамола, красивее, кулинария, кухонный, ломоть.
Укажите архаизм. Подберите синоним.
№ 2. Найдите в этимологическом словаре слово чужой. Правда ли, что слова чужой и чудесный – дальние родственники? Составь два словосочетания со словами чужой и чудесный, чтобы показать, что в настоящее время эти слова не являются родственными.
Вариант:
Найдите слово «басня» в словаре. Что интересного удалось узнать?
4 группа
Словарь синонимов – словарь, содержащий ряды синонимов, в котором по алфавиту расположены слова, являющиеся основными, опорными в каждом из синонимических рядов.
Первые словари синонимов имеют давнюю историю. Они стали появляться в России с конца XVIII века, а в XX веке был издан целый ряд словарей, авторами которых являлись Н.Абрамов, В.Д. Павлов-Шишкин и П.А. Стефановский, В.Н. Клюева, А.П. Евгеньева, З.А. Александрова.
Синонимы во многих словарях этого типа собраны и сгруппированы в ряды. Каждая словарная статья содержит перечень слов, входящих в данный синонимический ряд, их толкование и примеры из литературно-художественных произведений. В словаре значения слов не раскрываются и примеры их употребления не даются. Словарь имеет практическое назначение. Он дает набор синонимов, из которого пишущий может извлечь подходящее слово для точного и яркого выражения своей мысли. Например, в словаре З.А. Александровой - около 9000 синонимических рядов.
Задание: Обратите внимание на пример словарной статьи, её оформление
1. Исправьте ошибки в предложениях.
По дороге (по пути) в школу дети переходят через железную дорогу. Ему было трудно в таких трудных (сложных) условиях. Нападающие игроки нападают (играют) решительно. В этом рассказе писатель показывает (изображает) их жизнь и показывает красоту русской природы.
2. Распределите слова в три колонки в соответствии со стилем : высокий, нейтральный и низкий. Какой словарь вы выберете в помощники?
почивать, спать, дрыхнуть;
конь, кляча, скакун;
вояка, боец, воин;
одеяние, одежда, одежка.
- Отчет групп. Оценивание. Подчитайте количество баллов, набранных за урок. Сдайте свои Карты путешественника.
V. Рефлексия.
1.- Итак, вы хорошо потрудились. Закончилось наше путешествие в волшебный мир словарей, в безбрежный океан слов, собранных в них. Знакомство со словарями разных типов, их спецификой, способами построения словарных статей, лексикографические упражнения, направленные на работу со словарями, приблизило нас к проекту, где наши познания можно будет применить практически.
Это только начало пути в наш лингвистический проект «В каждом слове – чудесный клад». На следующем уроке нам предстоит совершенствовать умение работы со словарями разных типов. Что может быть интереснее работы со СЛОВОМ?!
На всех словах - события печать.
Они дались недаром человеку.
Читаю: "Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.
Век заедать, век заживать чужой..."
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть. (С. Маршак)
Пусть лингвистические и энциклопедические словари помогут вам определиться в выборе интересного слова для исследования и успешно реализовать себя в проекте.
2. Д.з В начале урока мы поставили перед собой вопрос: Почему словари названы хранителями памяти и мудрости, знаний и жизни человеческой?
Ответьте на этот вопрос письменно. Это будет вашим домашним заданием.
3. Подведем итоги работы.
- Каким был для вас урок: легким или трудным? Какие затруднения вы испытали в работе?
- Понравился ли вам урок?
- Был ли урок для вас полезен? Если да, то нарисуйте в технологической карте веселый смайлик. Если нет, то грустный.
Спасибо за сотрудничество во время урока. Вы МОЛОДЦЫ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"
Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...
Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы
Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы...
Формирование УУД на уроке русского языка. Урок – обобщение и систематизация знаний по теме: «Правописание безударной гласной в корнях с чередованием». Русский язык/ 6 класс.
В разработке урока представлены разные виды работы при повторении и закреплении изученного материала по теме "Корни с чередованием" в 6 классе. Игровые моменты, веселые рифмовки помогут учащимся и учи...
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка
Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...
Педагогический проект "Работа над монологической речью на уроках русского языка и литературы на уроках русского языка как средство развития коммуникативной компетентности учащихся"
В даннатериале можно найти приёмы развития монологической речи учащихся, а также цепочку коммуникативных умений с 5 по 11 класс...
Разработка урока русского языка в 10 классе "Духовно-нравственное воспитание на уроке русского языка "
Данная разработка содержит материал из романа Д.Гранина "Мой лейтенант"...