проект урока по развитию речи на тему "Спешите делать добро"
проект по русскому языку (7 класс) по теме
урок по развитию речи в 7 классе
подготовка к написанию сочинения-рассуждения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_k_sochineniyu-rassuzhdeniyu.docx | 43.28 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Автор проекта: Галеева Гульназ Данисовна, Республика Татарстан, пгт. Апастово, учитель русского языка и литературы, МБОУ «Староюмралинская средняя общеобразовательная школа» Апастовского муниципального района
2. Предмет: русский язык
3. Класс: 7
4. Тема урока: «Спешите делать добро»
5. Цели урока:
- обобщить и расширить представление о типе речи рассуждении, закрепить формирование навыков рассуждения;
- формировать общечеловеческие нравственные ценности;
- учиться находить аргументы для доказательства собственного мнения
- развивать умение письменного и устного убеждения, навыки монологической речи
6.Задачи урока:
- совершенствование практических умений и навыков подбора аргументов для доказательства тезиса
- способствовать развитию речи, памяти, мышления учащихся
- воспитывать коммуникативные качества личности, отзывчивость и чуткость.
Межпредметные связи: литература, изобразительное искусство, религия.
7. Оборудование: компьютер, презентация, репродукция картины Рембрандта, раздаточный материал.
8. Планируемые образовательные результаты:
- учащиеся усовершенствуют умение анализировать текст, выявлять его
главную мысль;
- смогут создать текст-рассуждение, пользуясь собранным материалом;
- научатся работать в группе: слушать, принимать чужую точку зрения,
быть готовым корректировать свою позицию.
9. Содержание урока:
Этап урока | Содержание и виды деятельности учащихся | ||||
1. Вводный (организационно-мотивационный) этап | Учитель приветствует учащихся, желает успеха.
| ||||
2. Основной (информационно-аналитический) этап а) Совместное определение цели и задач урока, этапов и форм работы. б) Актуализация прежних знаний.
Физкультминутка Работа в группах. А) анализ притчи Б) анализ картины В)рассказ об альтруистах Г)составление памятки Заключительный (оценочно-рефлексивный) этап Домашнее задание | 1. Просмотр фрагмента кинофильма «Чучело» Учитель: - Ребята, на какие размышления наводит вас этот фильм? - Какие вопросы возникли у вас после просмотра данного фрагмента? Возможные ответы учеников: - Почему дети так жестоки? - Знают ли эти дети о сострадании и жалости? Учитель: - Ребята, почему мог произойти такой случай? Возможные ответы учеников: - Наверное, потому, что герои фильма равнодушны к страданиям одноклассницы, они не знают, что такое доброта. Учитель: - Как вы думаете, а такой случай может произойти в жизни? Возможные ответы учеников: - Может, нам не раз приходилось слышать о жестокости подростков. Учитель: - Ребята, как вы думаете, осознают ли одноклассники Лены свою ошибку, попросят ли у нее прощения. Возможные ответы учеников: - Я думаю, что одноклассники Лены признают свою вину. - Возможно, подростки в душе очень добрые и вскоре поймут, что были неправы. Учитель: - Значит, важно осознать свои ошибки и вовремя попросить прощения. Ребята, давайте вместе сформулируем тему нашего урока. Как вы думаете, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке? Возможные ответы учеников: - Сегодня мы будем говорить о доброте и милосердии. Учитель: - Вы правы, я приглашаю вас к разговору о милосердии. Запишите в тетради тему урока «Спешите делать добро». (Слайд 1) Ребята, давайте подумаем, что такое милосердие? Нужно ли милосердие в нашей жизни? Возможные ответы учеников: - Милосердие – это проявления сострадания по отношению к кому-либо. Милосердие – это способность понять чужую боль. Милосердие – готовность помочь. Учитель: - Я с вами согласна. Быть милосердным – это значит быть чутким, внимательным, отзывчивым. Милосердие – это готовность помочь или простить кого-то из сострадания, человеколюбия. (Слайд 2) Ребята, подберите синонимы к слову милосердие и запишите их в своих тетрадях. (Слайд 3) (Ученики записывают синонимы к слову милосердие). Учитель: - Молодцы, ребята. Итак, цель нашего урока – подготовка к сочинению – рассуждению по данному тезису «Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире» (Зигфрид Ленц). (Слайд 4) Но прежде всего, вспомним композицию сочинения – рассуждения. Возможные ответы учеников: - Текст-рассуждение состоит из следующих частей: Тезис, доказательство, вывод. Учитель: - Итак, ребята, вы вспомнили композицию текста- рассуждения. (Слайд 5).
(Ученики вместе с учителем выполняют несложные физические упражнения)
1 группа анализирует евангельскую притчу «Возвращение блудного сына». Ваша задача – познакомиться с текстом и ответить на вопрос: «Какой нравственный урок дает эта притча?» 2 группа работает с репродукцией картины великого голландского художника Рембрандта «Возвращение блудного сына». Ваша задача – подумать, какой жизненный урок дает картина Рембрандта? 3 группа подберет материал о тех, кто посвятил себя, свою жизнь служению людям. Ваша задача – сделать вывод: зачем люди жертвуют собой ради благополучия других? 4 группа, опираясь на высказывания великих людей, составит памятку под названием «Жизненные правила» 1 группа Учитель: - Евангелие – часть Библии. Одним из авторов Евангелия является Лука, спутник апостола Павла. Он написал евангельские притчи в 60 году нашей эры. Лука рассказывает людям всех времен и народов о том, чему учил Христос. Мы с вами знаем, что притча – особый жанр в литературе. Что это за жанр? Ученики: - Притча – небольшой рассказ, в котором в обычном житейском случае заключен глубокий смысл, урок для всех людей.
(КОНТИНИУС РАУНД РОБИН – организовывается обсуждение вопроса в команде по очереди более одного круга). Ребята, подумайте и запишите ответы на вопросы: - Как вы думаете, почему отец простил сына? Как он это объяснил? - Что означает слово «блудный»? Возможные ответы учеников: - Заблудший - человек, совершивший ошибку, впавший в заблуждение. Это человек, сбившийся с правильного жизненного пути. Сын в притче был мертв духовно. Отец думал, что сын его мог погибнуть, стать окончательным грешником. А грешный человек – все равно, что мертвый человек. Но сын раскаялся, то есть ожил. - В чем заключается смысл данной притчи? Каков ее нравственный урок? Возможные ответы учеников: - Каждый человек может ошибиться, оступиться, встать на путь греха. Но нужно вовремя понять это, искренне раскаяться, попросить прощения, а кому-то проявить милосердие, сострадание к заблудшему.. Учитель: - Милосердие – вечная тема. Она нашла отражение не только в памятниках письменности, но и на полотнах великих художников. 2 группа (СЛАЙД 6)
Гордостью коллекции Эрмитажа является знаменитое произведение Рембрандта «Возвращение блудного сына». - Какой момент запечатлен на картине и какой урок дает Рембрандт своим величайшим произведением? (КОНТИНИУС РАУНД РОБИН – организовывается обсуждение вопроса в команде по очереди более одного круга). Предполагаемый ответ учеников
Вывод учеников: - Этим произведением Рембрандт дает великий урок любви к человеку, понимания его и прощения. Глубокая человечность и призыв к состраданию, великодушие наполняют картину художника. Прощение очень важно в жизни человека. Притча о блудном сыне использована многими художниками. Но ни одному из них не дано было возвыситься до той степени духовного обобщения, где скорбь, радость, милосердие, надежда, любовь, раскаяние сливаются в одну молчаливую человеческую трагедию. 3 группа Учитель: - Оказывается и в настоящее время есть немало фактов людского участия, щедрости, красоты человеческой души. - Расскажите о людях, посвятивших себя служению другим. (Дома ученики этой группы должны были найти сведения о людях, занимающихся благотворительной деятельностью (СЛАЙДЫ (7 – 11) (КОНТИНИУС РАУНД РОБИН) Возможные ответы учеников Мать Тереза (слайд 7) Ее считали святой еще при жизни. Ей выпала нелегкая и радостная доля нести благую весть, что Бог есть любовь и что смысл жизни каждого смертного лишь в том, чтобы любить и быть любимым. Принцесса Диана (слайд 8-9)
Принцесса Диана активно занималась благотворительной и миротворческой деятельностью (в частности, была активистом движения за прекращение производства противопехотных мин и борьбы со СПИДом). Была одной из самых популярных в мире женщин своего времени. Диана прославилась своей добротой и тем, что могла общаться с представителями разных слоев общества. Также она была активисткой многих благотворительных акций (активный член движения по борьбе со СПИДом) 15-16 июня 1995 года принцесса Диана побывала с кратким визитом в Москве. Она посетила Тушинскую детскую больницу, благотворительную помощь которой принцесса оказывала и ранее. Диана подарила больнице медицинское оборудование. Ее последней миссией стала работа по избавлению мира от противопехотных мин. Диана объездила множество стран, от Анголы до Боснии, чтобы самой воочию увидеть чудовищные последствия применения этого ужасного оружия. Красный Крест (Слайд 10-11) Российский Красный Крест – общественная благотворительная организация, которая является участником международного Движения Красного Креста и Красного Полумесяца. Международное Движение КК и КП объединяет свыше 500 миллионов человек в 181 стране мира. Всю свою деятельность Российский Красный Крест направляет на оказание помощи нуждающимся в ней людям. Деятельность всех организаций Красного Креста базируется на 7 основополагающих принципах: – человечность; Деятельность Красного Креста стала глобальной и всеобъемлющей. В 2002 сотрудники МККК посетили свыше 2000 мест заключения и поддерживали индивидуальные контакты примерно со 150 тыс. заключенных. Подсчитано, что они собрали около 500 тыс. и роздали около 450 тыс. «посланий Красного Креста», чтобы помочь в деле воссоединения семей, разделенных вооруженными конфликтами. МККК оказал прямую материальную помощь 1,5 млн. человек, предоставил доступ к питьевой воде и здравоохранению нескольким миллионам человек. Красный Крест трижды получал Нобелевскую премию мира – в 1917, 1945 и 1963. И этот список можно продолжить: Доктор Леонид Рошаль (слайд 12) Директор Московского НИИ неотложной детской хирургии и травматологии при РАМН, президент Международного благотворительного общественного фонда помощи детям при катастрофах и войнах, заведующий отделением неотложной хирургии и травмы детского возраста научно-исследовательского института педиатрии Научного центра здоровья детей РАМН. Доктор медицинских наук, профессор, член Общественной палаты, председатель Комиссии палаты по вопросам здравоохранения. - Скажите, каким образом мы можем использовать прослушанный материал в своем сочинении? Предполагаемый ответ учеников: - В качестве аргументов. 4 группа. Опираясь на высказывания великих людей, составить памятку под названием «Жизненные правила» Слайд 13
Цитаты 1. Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. Л.Н.Толстой. 2. Добро великодушно и застенчиво старается скрыть свои добрые мотивы. В.Дудинцев. 3. Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает. На то оно и добро, чтобы не искать прямой отдачи. В.Распутин. 4. Свет искренней доброты озаряет не только лицо, но и путь в жизни. Л.Сухоруков. 5.Человек, который не умеет понять другого, обедняет свою жизнь и мешает жить другим. Д.С.Лихачёв 6.И от огня любви житейское страданье уноситься, как мимолётный дым… Вл. Соловьёв 7.Милосердие начинается дома. Если для проявления милосердия нужно куда-то ехать, то это едва ли милосердие. Л.Н.Толстой 8.Тревожьтесь обо мне Пристрастно и глубоко. Не стойте в стороне, Когда мне одиноко. Желайте мне добра И рядом и не рядом… Е.Евтушенко 9.Разберёмся во всем, что видели, Что случилось, что сталось в стране, И простим, где нас горько обидели По чужой и по нашей вине. С.Есенин 10.Нам не дано предугадать, Как наше слово отзовётся,- И нам сочувствие даётся, Как нам даётся благодать… Ф.И.Тютчев
Нет более высокого пути, нежели путь милосердия, и пройти по этому пути может лишь смиренный и кроткий. Истинное милосердие – это желание приносить пользу другим людям, не думая о вознаграждении. (Хелен Келлер) Милосердие начинается с собственной семьи человека, но не заканчивается на ней. (Томас Фуллер)
Побеждай ярость любовью, отвечай добром на зло, скупость побеждай щедростью. Будда.
Милосердие – это добродетель сердца. Милостыня и подаяние – лишь проявления, а не сущность этой добродетели. Ученики 4-ой группы зачитывает свои предложения и сравнивают их с памяткой на экране. Делают выводы, корректируют свои записи. Слайд 14
1. Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей. 2. Умейте видеть достоинства людей, цените их. 3. Научитесь прощать людям их слабости, умейте повиниться и прощать обиды. 4. Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации. 5. Не стесняйтесь проявить свое сочувствие, сопереживание окружающим. 6. Старайтесь прийти на помощь в нужный момент. 7. Не пытайтесь осчастливить всех, начните со своих близких. Учитель: - Ребята, скажите, в какой части композиции сочинения мы можем использовать данный материал? Предполагаемый ответ учеников: - Данный материал мы можем использовать в третьей части, в выводе. Учитель: - Мы получили весь необходимый материал. А теперь дополним нашу схему необходимыми записями. (Ученики дополняют свои записи в тетрадях)
Слайд 15-16 Тезис «Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире» (Зигфрид Ленц).
Аргументы
Вывод Учитель: - Делайте людям добро. Научитесь прощать людям их слабости. Милосердие – это нераздельное слияние чувства и поступка.
Выводы по уроку Анализ и оценка проделанной работы. Учитель: - Ребята, у каждого из вас есть билетик на выход, оцените свою работу на уроке. Чем был полезен для вас урок? Чему научились? В чем испытывали трудности? Ответы учеников: - Повторили композицию сочинения-рассуждения, научились подбирать аргументы, используя материал различных видов искусства; Учитель: - Какой нравственный урок вы усвоили? Ответы учеников: - Нужно научиться прощать человека, проявлять сострадание, потому что это необходимо в наше время. Учитель: Дома посмотрите фильм «Чучело» и напишите сочинение-рассуждение по тезису «Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире», используя собранный на уроке материал. - Наш урок подходит к концу, закончить его мне хочется пожеланием: «Делайте людям добро, разделяйте с ними и радость и беду, любите, уважайте друг друга. И знайте, что рядом с вами находятся люди, которые ждут от вас понимания, сочувствия, милосердия». (Слайды 17-19) Спешите делать добро!
|
Приложение № 1
Притча о блудном сыне.
У одного человека было два сына. Младший сын сказал своему отцу: “Отец, дай мне мою часть имения”. И отец разделил имение между сыновьями. Вскоре младший сын собрал всё, что у него было, и отправился в далёкую страну. Там он растратил всё своё богатство на распутную жизнь, и, когда у него уже ничего не осталось, в той стране начался сильный голод. Он оказался в нужде, пошёл и нанялся к одному из жителей страны пасти свиней. Он так голодал, что рад был набить желудок хоть помоями, которыми кормили свиней, но и тех ему не давали. И, опомнившись, он сказал: “Сколько слуг в доме моего отца, и у них достаточно пищи, а я здесь умираю от голода! Пойду и возвращусь к моему отцу и скажу ему: отец! Согрешил я против неба и против тебя. Я больше не достоин называться твоим сыном, но найми меня хоть в слуги”. И он пошёл к своему отцу. Когда он был ещё далеко, отец увидел его, и ему стало жалко сына. Он побежал к нему навстречу, обнял его и стал целовать его. Сын сказал: “Отец! Согрешил я против неба и против тебя. Я больше не достоин называться твоим сыном”. Но отец сказал своим слугам: “Идите быстрее, принесите лучшую одежду и оденьте его. Оденьте ему на руку перстень и обуйте в сандалии. Приведите откормленного телёнка и зарежьте его, сделаем пир и будем праздновать. Ведь мой сын был мёртв, и вот он опять жив! Он был потерян и сейчас нашёлся!” И они начали праздновать.
Старший сын в это время был в поле. Когда он подходил к дому, то услышал, что в доме музыка и танцы. Он позвал одного из слуг и спросил его, что там происходит. “Твой брат пришёл, – ответил ему тот, – и отец твой зарезал откормленного телёнка, потому что сын его здоров и всё с ним благополучно”. Старший сын рассердился и не захотел даже заходить в дом. Тогда отец вышел и стал умолять его. Но сын ответил: “Все эти годы я работал на тебя, как раб, и всегда исполнял то, что ты говорил. Ты же никогда не зарезал для меня даже козлёнка, чтобы я мог повеселиться с друзьями. Но когда этот твой сын, который растратил твоё имущество на разврат, возвратился домой, ты зарезал для него откормленного телёнка!” “Сын мой, – сказал тогда отец, – ты ведь всегда со мной, и всё, что у меня есть, – всё твоё. Но мы должны радоваться тому, что твой брат был мёртв, а сейчас он опять жив, был потерян и нашёлся!”
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект на тему: «Развитие речи обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Педагогический проект пособствует более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке, совершенствует навыки лингвистического анализа, повышает уровень языкового развития школьнико...
Урок литературы в 6 классе "Спешите делать добрые дела"
Цель: выянить, что такое добро, добрые дела; показать на примерах, что добрые поступки совершать приятнее, чем плохие....
урок литературы в 6 классе "Спешите делать добрые дела"
Цель: выяснить, что такое добро, добрые дела; показать на примерах, что совершать добрые поступки приятнее, чем плохие....
Конспект урока по развитию речи в 4 классе с элементами метода проектов. "Признаки начала весны".
Тип урока-проекта – закрепление полученных знаний через сбор информации о признаках весны с целью анализа, обобщения и представления.В ходе подготовки к уроку была организована поисковая деятельность...
Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".
Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...
Урок по развитию речи в 5 классе «Добрые слова не лень говорить мне каждый день»
Учимся говорить добрые слова, употребляя их в устной и письменной речи....
Урок литературы в 7 классе «Главное - делать добро»
Цели:- познакомить учащихся со своеобразием воплощения темы Великой Отечественной войны в произведениях А.Алексина и А.Лиханова;- формировать умение о...