Конспект урока литературы в 7-ом классе по теме: «Спешите делать добрые дела»
план-конспект урока (7 класс) на тему

Татьяна Валерьевна Попова

Урок литературы в 7-ом классе. Цель: формирование  ключевой проблемной   компетентности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon popova_tatyana_valerevna_na_sayt.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Попова Татьяна Валерьевна,

 учитель русского языка и литературы

МАОУ «СОШ №10»,  г. Кунгур

 Пермский край

Конспект урока литературы в 7-ом классе

Тема:  «Спешите делать добрые дела»

 (по рассказу А.П.Платонова «Юшка»)

Цель:  формирование  ключевой проблемной   компетентности.

Задачи:

  1. связать изучаемый материал с повседневной жизнью;
  2. способствовать  развитию умения  находить выход   из сложной ситуации;
  3. развивать умения работы в группах;
  4. создать условия для наиболее полного выявления творческих способностей учащихся.

Оборудование урока:

  1. аншлаги с  главными  эпизодами рассказа на доске и на столах;
  2. карточки с заданием;
  3. раздаточный материал с эпиграфами каждой группе:
  • «За добро плати добром, не будь пустельгой» К.Г.Паустовский.
  • «Спешите делать добро, пока не стало поздно» Ф.П.Гааз.
  • «Милостивому человеку и бог подает» Пословица.
  • «Зла за зло не выдавай» Пословица.
  • «Спешите делать добрые дела» А.Яшин.
  • «Не корми калачом, да не бей в спину кирпичом» Пословица.
  • «Немилостивому мил не будешь» Пословица.
  • «Мудрость – змеина, кротость – голубина» Пословица.

Тип урока: объяснение нового материала.

Ход урока:

 I. Создание  мотивационного  поля  урока.

  • Для создания мотивационного поля были предложены следующие проблемные вопросы:  

-Приходилось ли вам, ребята, наблюдать жестокое отношение к людям?

-А в школьном коллективе?

-А что надо делать, чтобы не допускать  этого?

-А знаете ли вы, куда надо обратиться за помощью?

  • В качестве  опережающего домашнего задания группе учащихся  был предложен   мини – проект, ребята провели социологический опрос на тему: «Сталкивались ли вы с насилием на улице, в школе, семье?».  Результаты исследования представлены  на уроке: 24% детей 7-х классов подвергались насилию.

Учитель:

-А почему я завела этот разговор?

-Какое впечатление произвел на вас рассказ «Юшка»?

II. Основная часть урока. Анализ произведения.

1. Какую бы вы предложили тему сегодняшнего урока? (Тема записывается на доске).

2. Предлагаю учащимся найти  главные  эпизоды  рассказа:

  • Юшка и дети.
  • Юшка и односельчане.
  • Юшка и красота мира.
  • Юшка и «веселый прохожий».
  • Юшка и девочка – сирота (аншлаги вывешиваются на доску).

3. Учитель предлагает ребятам поделиться на группы по интересующей их проблеме.  

4. Каждой группе предложена  проблемная задача: выбрать к уроку эпиграф,  из предложенных учителем,  или   придумать свой.

 Учитель: Перед вами – эпиграфы. Если бы вы были писателями, какой  выбрали к рассказу?  Почему?  Может быть, кто – то предложит свой эпиграф?

  1. Работа в группе по обсуждению и анализу произведения.

Задания группам:

Юшка и дети

1.Как дети относились к Юшке?

2.Почему Юшка верит, что дети любят его?

Юшка и односельчане

1.Почему взрослые обижали Юшку?

2.Почему он терпел издевательства односельчан?

3.Как вы понимаете слова: «Они меня без памяти любят, сердце в людях бывает слепое?»

Юшка и красота мира

1.Прокомментировать отрывок.

2. Найти главную мысль, зачитать ее.

Юшка и веселый прохожий

1.Хотел ли он смерти Юшки?

2.Почему людям без Юшки стало хуже жить?

Юшка и девочка – сирота

1.Как Юшка заботился о девочке?

2.Случайно ли ее называют дочерью Юшки?

8.Обсуждение рассказа.

- Какие жизненные уроки помогает извлечь рассказ?

 III. Заключительная часть урока. 

  1. Социологический опрос на тему: «Нужно ли сострадание и милосердие?», 87%  семиклассники  считают, что современный человек должен  быть милосердным и гуманным.

2. Итог урока.

Учитель:  

-Какие выводы сделали вы из сегодняшнего разговора?

Домашнее задание: письменный ответ на вопрос: «Какие жизненные уроки помогает извлечь рассказ?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 6 классе. Тема "Жизнь дана на добрые дела".

            При планировании урока учитывала возрастные особенности учащихся и то, что сердца ребят в этом возрасте открыты, чисты, и что нужно поскорее посе...

Конспект урока литературы в 7-ом классе «Имя твое – Женщина» (Женские образы в произведениях русской литературы).Учитель Козлова Светлана Алексеевна ГБОУ СОШ №456 Колпино Санкт-Петербург

Тип  урока  –  урок-соревнованиеЦель  –  систематизировать и обобщить знания учащихся о женских образах в произведениях русской литературы.Форма урока позволяет на основе ана...

План-конспект урока английского языка в 5 классе на тему "ЧТО ТЫ СОБИРАЕШЬСЯ ДЕЛАТЬ НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ?"

План-конспект урока английского языка в 5 классе на тему "ЧТО ТЫ СОБИРАЕШЬСЯ ДЕЛАТЬ НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ?", учебник Английский язык: Английский с удовольствием / Enjoy English/Учебник английского языка для ...

Урок литературы в VI классе. Стихотворение А. Я. Яшина «Спешите делать добрые дела» (из опыта работы).

Урок начинается с небольшой викторины, включающей в себя отрывки из прочитанных накануне произведений, которые тесно связаны по смыслу и между собой, и с темой данного урока. Ребята угадывают произвед...

Конспект урока литературы в 6 "А" классе по теме "Душевная щедрость учительницы" (по рассказу В. Г. Распутина "Уроки французского)

Данный урок поможет раскрыть духовные ценности, коорые делают человека добрее и богаче....

конспект урока литературы по роману М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" добро и зло в романе "Мастер и Маргарита"

конспект урока по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" по теме Добро и зло в романе М.А. Булгакова " Мастер и Маргарита" .  План урока построен в соответствии ФГОС, в раб...