урок литературы в 6 классе "Спешите делать добрые дела"
методическая разработка (литература, 6 класс) по теме
Цель: выяснить, что такое добро, добрые дела; показать на примерах, что совершать добрые поступки приятнее, чем плохие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
speshite_delat_dobrye_dela.docx | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Спешите делать добрые дела».
Цель: выяснить, что такое добро, добрые дела; показать на примерах, что лучше совершать добро, нежели зло.
Эпиграфы к уроку:
1. Поэзия должна делать людям добро.
А. Яшин
2. Смотри дерево в плодах, а человека в делах.
Пословица.
- Викторина – угадать произведения и автора.
«… корова отдала нам всё, то есть молоко, мясо, кожу, она была доброй. Я тоже хочу, чтоб всем людям на земле была от меня польза и хорошо…»
(Андрей Платонов «Корова»)
«Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло! А я всё не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой».
(Виктор Астафьев «Конь с розовой гривой»)
«Среди зимы мне пришла на школу по почте посылка… Аккуратными плотными рядами в ней лежали трубочки макарон. А внизу в толстой обвёртке я нашёл три красных яблока… Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они».
(Валентин Распутин «Уроки французского»)
- Что общего между этими произведениями?
(Это произведения о доброте.)
- Какой идеей они объединены?
(Доброе отношение людей друг к другу, к животным).
- Цель урока. Сегодня мы продолжим разговор о добром отношении людей друг к другу, к животному миру, к окружающей нас среде.
Урок наш так и называется: «Спешите делать добрые дела».
Обратите внимание на первый эпиграф. «Поэзия должна делать людям добро». Мы должны подумать над вопросом, прав ли автор, утверждая, что «поэзия должна делать людям добро».
- Чтение второго эпиграфа.
«Смотри дерево в плодах, а человека в делах».
- Что представляет собой это высказывание?
(Пословица).
- Смысл пословицы.
- Назвать ещё пословицы и поговорки о добрых делах, доброте. Раскрыть их смысл.
«На добрый привет – добрый ответ»,
«Жизнь дана на добрые дела»,
«Доброе слово и кошке приятно»,
«Добро век не забудется»,
«Доброму Савве добрая и слава»,
«Добро не лихо, ходит тихо»,
«Не дорог подарок – дорога любовь».
- А что, помимо пословиц и поговорок, вы ещё приготовили к уроку?
(Стихи о добром отношении ко всему живому, ко всему, что нас окружает)
- Стихотворение Николая Алексеевича Заболоцкого «Журавли».
Вылетев из Африки в апреле
К берегам отеческой земли,
Длинным треугольником летели,
Утопая в небе, журавли.
Вытянув серебряные крылья
Через весь широкий небосвод,
Вёл вожак в долину изобилья
Свой немногочисленный народ.
Но когда под крыльями блеснуло
Озеро, прозрачное насквозь,
Чёрное зияющее дуло
Из кустов навстречу поднялось.
Луч огня ударил в сердце птичье,
Быстрый пламень вспыхнул и погас,
И частица дивного величья
С высоты обрушилась на нас.
Два крыла, как два огромных горя,
Обняли холодную волну,
И, рыданью горестному вторя,
Журавли рванулись в вышину.
Только там, где движутся светила,
В искупленье собственного зла
Им природа снова возвратила
То, что смерть с собою унесла:
Гордый дух, высокое стремленье,
Волю непреклонную к борьбе –
Всё, что от былого поколенья
Переходит, молодость, к тебе.
А вожак в рубашке из металла
Погружался медленно на дно,
И заря над ним образовала
Золотого дерева пятно.
Вывод: С гибелью вожака не остановилась жизнь, она сильнее смерти. Но мы пережили острую боль утрат.
Стихотворение Александра Яковлевича Яшина «Орёл».
Из-за утёса,
Как из-за угла,
Почти в упор ударили орла.
А он спокойно свой покинул камень,
Не оглянувшись даже на стрелка,
И, как всегда, широкими кругами,
Не торопясь, ушёл за облака.
Быть может, дробь совсем мелка была?
Для перепёлок, а не для орла?
Иль задрожала у стрелка рука
И покачнулся ствол дробовика?
Нет, ни дробинки не скользнуло мимо,
А сердце и орлиное ранимо…
Орёл упал,
Насквозь далёких скал,
Чтоб враг не видел,
Не торжествовал.
- Что автор утверждает стихотворением?
(Силу духа).
- Какова главная мысль?
(Орёл погиб, но остался гордым, несломленным).
Контраст подлости и величия благородства.
Игорь Северянин «Что шепчет парк?»
О каждом новом свежем пне,
О ветви, сломанной бесцельно,
Тоскую я душой смертельно,
И так трагично – больно мне.
Редеет парк, редеет глушь,
Редеют ёловые кущи…
Он был когда-то леса гуще,
И в зеркале осенних луж
Он отражался исполином…
Но вот пришли на двух ногах
Животные – и по долинам
Топор разнёс свой гулкий взмах.
Я слышу, как, внимая гулу
Убийственного топора,
Парк шепчет:
«Вскоре я не буду…
Но я ведь жил – была пора…»
- О чём шепчет парк?
(«Вскоре я не буду…»)
- А кто тоскует душой смертельно?
(Автор).
Николай Алексеевич Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». (отрывок)
… Старый Мазай разболтался в сарае:
«В нашем болотистом, низменном крае
Впятеро больше бы дичи велось,
Кабы сетями её не ловили,
Кабы сияками её не давили;
Зайцы вот тоже,- их жалко до слёз!
Только весенние воды нахлынут,
И без того они сотнями гинут,-
Нет! Ещё мало! Бегут мужики,
Ловят, и топят, и бьют их баграми.
Где у них совесть?..
- События, о которых говорится в этих стихотворениях, сходны. А можно сказать, что сходны главные мысли этих стихотворений? Докажите своё мнение.
Вывод. В каждом из этих стихотворений главным является утверждение любви к жизни, к человеку, утверждение деятельной доброты.
- – А каким настроением проникнуты следующие стихотворения?
Александр Яковлевич Яшин «Покормите птиц».
- Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна –
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Главная мысль – деятельное добро приучить птиц к своему окну.
Игорь Северянин «В парке плакала девочка».
В парке плавала девочка: «Посмотрите-ка, папочка,
У хорошенькой ласточки переломлена лапочка,-
Я возьму птицу бедную и в платочек укутаю…
И отец призадумался, потрясённый минутою,
И простил все грядущие и капризы, и шалости
Милой, маленькой дочери, зарыдавшей от жалости.
- Чем был потрясён отец?
(Умением дочери жалеть. Как важно.)
Николай Алексеевич Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». (отрывок)
… Я раз за дровами
В лодке поехал – их много с реки
К нам в половодье весной нагоняет –
Еду, ловлю их. Вода прибывает.
Вижу один островок небольшой –
Зайцы на нём собралися гурьбой.
С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам; уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину,
Меньше сажени в длину.
Тут я подъехал: лопочут ушами,
Сами ни с места; прыгайте сами!
Прыгнули зайцы мол,- ничего!
Только уселась команда косая,
Весь островок пропал под водой.
«То-то! – сказал я, - не спорте со мной!
Слушайтесь, зайчики, деда Мазая!»
Этак, гуторя, плывём в тишине.
Столбик не столбик, зайчишко на пне,
Лапки скрестивши, стоит, горемыка,
Взял и его – тягота не велика!
Только что начал работать веслом,
Глядь, у куста копошится зайчиха –
Еле жива, а толста, как купчиха!
Я её, дурру, накрыл зипуном –
Сильно дрожала… Не рано уж было.
Мимо бревно суховатое плыло,
Сидя, и стоя, и лёжа пластом,
Зайцев с десяток спасалось на нём.
«Взял бы я вас да потопите лодку!»
Жаль их однако, да жаль и находку –
Я зацепился багром за сучок
И за собою бревно поволок…
Вывод. Старый Мазай, мальчишки с кормушкой, хлопочущая над больной птицей девочка – что можно сказать о них, судя по их поступкам?
- Что же, на ваш взгляд, является самым ценным в человеке?
(Добрые дела, добрые поступки, доброе сердце).
- А как на этот вопрос отвечает стихотворение А. Яшина «Спешите делать добрые дела»?
- Мне с отчимом невесело жилось,
И от того
Порой жалею, что не довелось
Хоть чем – ни будь порадовать его.
Когда он слёг и тихо умирал,
Рассказывает мать,
Всё чаще вспоминал меня и ждал:
«Вот Шурку бы…Уж он бы спас меня!»
Бездомной бабушке в селе родном
Я говорил, мол, так её люблю,
Что подрасту и сам срублю ей дом,
Дров наготовлю,
Хлеба воз куплю.
Мечтал о многом,
Много обещал…
В блокаде ленинградской старика
От смерти б спас,
Да на день опоздал,
И дня того не возвратят века.
Теперь прошёл я тысячи дорог –
Купить воз хлеба, дом срубить бы мог…
Нет отчима,
И бабка умерла…
Спешите делать добрые дела!
- Какое впечатление произвело на вас стихотворение? (Навевает грусть.) Почему?
- Осуждает или оправдывает автор своего героя?
- Почему стихотворение называется «Спешите делать добрые дела»?
- Этой же фразой автор заканчивает стихотворение. Почему? (Можно не успеть совершить что-то хорошее, доброе.)
- Как вы думаете к кому обращается автор? Как вы понимаете смысл этого обращения?
(Каждому человеку, переживающему неприятность, обиду, огорчение необходимы сочувствие, советы, моральная поддержка близких людей, товарищей.
Поэтому мы с вами должны быть готовы в любой момент прийти на помощь, протянуть руку тому, кто в ней нуждается.
- К.Г.Паустовский в «Повести о жизни» писал, что способность ощущать печаль другого – одного из свойств настоящего человека.)
- Мог ли А.Яшин сказать так, как сказал Николай Алексеевич Заболоцкий?
О! Я не даром в этом мире жил!
И сладко мне стремиться из потёмок,
Чтоб, взяв меня в ладонь,
Ты, дальний мой потомок,
Доделал то, что я не завершил.
- Раскрылась ли содержание первого эпиграфа на уроке?
- Как связан второй эпиграф с центральным вопросом урока: что является самым ценным в человеке?
Д/з: написать сочинение-рассуждение, приходилось ли вам встречать человека, который самоотверженно и бескорыстно делал людям добро. Расскажите о нём и его делах. В качестве заголовка к сочинению предлагаю взять одну из пословиц или фразу «Спешите делать добрые дела».
А теперь отправимся на экскурсию в «картинную галерею»
И в заключение нашего урока подведём итоги (т.е. сделаем выводы).
1. Бережно относиться ко всему живому на Земле: растениям, животным, людям;
2. Уметь чувствовать с собой человека;
3. Всегда помогать людям, нуждающимся в нашей помощи;
4. Как можно чаще просто улыбаться друг другу и говорить тёплые, ласковые слова.
Звучит песня «Улыбка», дети дарят друг другу и гостям подарки, изготовленные своими руками: игольницы, мягкие игрушки, ухватки, фартучки, салфетки, поделки из дерева и др.
«Лучше добрым жить на свете, злого и так довольно».
Символ доброты
Хотели дело доброе ребята сотворить,
Подумали и деревце решили посадить.
В его тени когда-то прохожий отдохнёт,
А может быть, и спелый плод с его ветвей сорвёт.
Конечно, это всё пока далёкие мечты,
Но пусть растёт то деревце как символ доброты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "Спешите делать добрые дела"
Методическая разработка урока "Спешите делать добрые дела" (5-6 класс)...
Итоговый урок по произведениям А.П.Платонова- 6 класс - "Спешите делать добрые дела".
Итоговый урок по литературе "Спешите делать добрые дела" представляет собой развитие понятий доброты,чувства взаимопомощи,взаимоуважения.На уроке используются высказывания известных людей,произведения...
Урок-мастерская внеклассного чтения " Спешите делать добрые дела"
Урок доброты, посвященный 80-летию со дня рождения Ш.А. Амонашвили в 8 классе “Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других” (Л.Толстой) Цель урока ...
Урок литературы в 6 классе "Спешите делать добрые дела"
Цель: выянить, что такое добро, добрые дела; показать на примерах, что добрые поступки совершать приятнее, чем плохие....
Конспект урока литературы в 7-ом классе по теме: «Спешите делать добрые дела»
Урок литературы в 7-ом классе. Цель: формирование ключевой проблемной компетентности...
Урок литературы в 7 классе «Главное - делать добро»
Цели:- познакомить учащихся со своеобразием воплощения темы Великой Отечественной войны в произведениях А.Алексина и А.Лиханова;- формировать умение о...
Урок литературы в VI классе. Стихотворение А. Я. Яшина «Спешите делать добрые дела» (из опыта работы).
Урок начинается с небольшой викторины, включающей в себя отрывки из прочитанных накануне произведений, которые тесно связаны по смыслу и между собой, и с темой данного урока. Ребята угадывают произвед...