урок литературы в 6 классе "Спешите делать добрые дела"
методическая разработка (литература, 6 класс) по теме

Чикунова Людмила Борисовна

Цель: выяснить, что такое добро, добрые дела; показать на примерах, что совершать добрые поступки приятнее, чем плохие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл speshite_delat_dobrye_dela.docx49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Спешите делать добрые дела».

Цель: выяснить, что такое добро, добрые дела; показать на примерах, что лучше совершать добро, нежели зло.

Эпиграфы к уроку:

                                                           1.   Поэзия должна делать людям добро.

                                                 А. Яшин

     2. Смотри дерево в плодах, а человека в делах.

                                                  Пословица.

  1. Викторина – угадать произведения и автора.

        «… корова отдала нам всё, то есть молоко, мясо, кожу, она была доброй. Я тоже хочу, чтоб всем людям на земле была от меня польза и хорошо…»

                                                         (Андрей Платонов «Корова»)

«Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло! А я всё не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой».

                                                                     (Виктор Астафьев «Конь с розовой гривой»)

«Среди зимы мне пришла на школу по почте посылка… Аккуратными плотными рядами в ней лежали трубочки макарон. А внизу в толстой обвёртке я нашёл три красных яблока… Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они».

                                                                      (Валентин Распутин «Уроки французского»)

- Что общего между этими произведениями?

   (Это произведения о доброте.)

- Какой идеей они объединены?

   (Доброе отношение людей друг к другу, к животным).

  1. Цель урока. Сегодня мы продолжим разговор о добром отношении людей друг к другу, к животному миру, к окружающей нас среде.

Урок наш так и называется: «Спешите делать добрые дела».

Обратите внимание на первый эпиграф. «Поэзия должна делать людям добро». Мы должны подумать над вопросом, прав ли автор, утверждая, что «поэзия должна делать людям добро».

- Чтение второго эпиграфа.

   «Смотри дерево в плодах, а человека в делах».

- Что представляет собой это высказывание?

   (Пословица).

- Смысл пословицы.

- Назвать ещё пословицы и поговорки о добрых делах, доброте. Раскрыть их смысл.

«На добрый привет – добрый ответ»,

«Жизнь дана на добрые дела»,

«Доброе слово и кошке приятно»,

«Добро век не забудется»,

«Доброму Савве добрая и слава»,

«Добро не лихо, ходит тихо»,

«Не дорог подарок – дорога любовь».

- А что, помимо пословиц и поговорок, вы ещё приготовили к уроку?

(Стихи о добром отношении ко всему живому, ко всему, что нас окружает)

  1. Стихотворение Николая Алексеевича Заболоцкого «Журавли».

Вылетев из Африки в апреле

К берегам отеческой земли,

Длинным треугольником летели,

Утопая в небе, журавли.

Вытянув серебряные крылья

Через весь широкий небосвод,

Вёл вожак в долину изобилья

Свой немногочисленный народ.

      Но когда под крыльями блеснуло

Озеро, прозрачное насквозь,

Чёрное зияющее дуло

Из кустов навстречу поднялось.

Луч огня ударил в сердце птичье,

Быстрый пламень вспыхнул и погас,

И частица дивного величья

С высоты обрушилась на нас.

Два крыла, как два огромных горя,

Обняли холодную волну,

И, рыданью горестному вторя,

Журавли рванулись в вышину.

Только там, где движутся светила,

В искупленье собственного зла

Им природа снова возвратила

То, что смерть с собою унесла:

Гордый дух, высокое стремленье,

Волю непреклонную к борьбе –

Всё, что от былого поколенья

Переходит, молодость, к тебе.

А вожак в рубашке из металла

Погружался медленно на дно,

И заря над ним образовала

Золотого дерева пятно.

Вывод: С гибелью вожака не остановилась жизнь, она сильнее смерти. Но мы пережили острую боль утрат.

Стихотворение Александра Яковлевича Яшина «Орёл».

Из-за утёса,

Как из-за угла,

Почти в упор ударили орла.

А он спокойно свой покинул камень,

Не оглянувшись даже на стрелка,

И, как всегда, широкими кругами,

Не торопясь, ушёл за облака.

Быть может, дробь совсем мелка была?

Для перепёлок, а не для орла?

Иль задрожала у стрелка рука

И покачнулся ствол дробовика?

Нет, ни дробинки не скользнуло мимо,

А сердце и орлиное ранимо…

Орёл упал,

Насквозь далёких скал,

Чтоб враг не видел,

Не торжествовал.

- Что автор утверждает стихотворением?

    (Силу духа).

- Какова главная мысль?

    (Орёл погиб, но остался гордым, несломленным).

Контраст подлости и величия благородства.

Игорь Северянин «Что шепчет парк?»

О каждом новом свежем пне,

О ветви, сломанной бесцельно,

Тоскую я душой смертельно,

И так трагично – больно мне.

Редеет парк, редеет глушь,

Редеют ёловые кущи…

Он был когда-то леса гуще,

И в зеркале осенних луж

Он отражался исполином…

Но вот пришли на двух ногах

Животные – и по долинам

Топор разнёс свой гулкий взмах.

Я слышу, как, внимая гулу

Убийственного топора,

Парк шепчет:

«Вскоре я не буду…

Но я ведь жил – была пора…»

- О чём шепчет парк?

(«Вскоре я не буду…»)

- А кто тоскует душой смертельно?

     (Автор).

Николай Алексеевич Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». (отрывок)

… Старый Мазай разболтался в сарае:

«В нашем болотистом, низменном крае

Впятеро больше бы дичи велось,

Кабы сетями её не ловили,

Кабы сияками её не давили;

Зайцы вот тоже,- их жалко до слёз!

Только весенние воды нахлынут,

И без того они сотнями гинут,-

Нет! Ещё мало! Бегут мужики,

Ловят, и топят, и бьют их баграми.

Где у них совесть?..

- События, о которых говорится в этих стихотворениях, сходны. А можно сказать, что сходны главные мысли этих стихотворений? Докажите своё мнение.

Вывод. В каждом из этих стихотворений главным является утверждение любви к жизни, к человеку, утверждение деятельной доброты.

  1. – А каким настроением проникнуты следующие стихотворения?

Александр Яковлевич Яшин «Покормите птиц».

- Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна –

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Главная мысль – деятельное добро приучить птиц к своему окну.

Игорь Северянин «В парке плакала девочка».

В парке плавала девочка: «Посмотрите-ка, папочка,

У хорошенькой ласточки переломлена лапочка,-

Я возьму птицу бедную и в платочек укутаю…

И отец призадумался, потрясённый минутою,

И простил все грядущие и  капризы, и шалости

Милой, маленькой дочери, зарыдавшей от жалости.

- Чем был потрясён отец?

(Умением дочери жалеть. Как важно.)

Николай Алексеевич Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». (отрывок)

… Я раз за дровами

В лодке поехал – их много с реки

К нам в половодье весной нагоняет –

Еду, ловлю их. Вода прибывает.

Вижу один островок небольшой –

Зайцы на нём собралися гурьбой.

С каждой минутой вода подбиралась

К бедным зверькам; уж под ними осталось

Меньше аршина земли в ширину,

Меньше сажени в длину.

Тут я подъехал: лопочут ушами,

Сами ни с места; прыгайте сами!

Прыгнули зайцы мол,- ничего!

Только уселась команда косая,

Весь островок пропал под водой.

«То-то! – сказал я, - не спорте со мной!

Слушайтесь, зайчики, деда Мазая!»

Этак, гуторя, плывём в тишине.

Столбик не столбик, зайчишко на пне,

Лапки скрестивши, стоит, горемыка,

Взял и его – тягота не велика!

Только что начал работать веслом,

Глядь, у куста копошится зайчиха –

Еле жива, а толста, как купчиха!

Я её, дурру, накрыл зипуном –

Сильно дрожала… Не рано уж было.

Мимо бревно суховатое плыло,

Сидя, и стоя, и лёжа пластом,

Зайцев с десяток спасалось на нём.

«Взял бы я вас да потопите лодку!»

Жаль их однако, да жаль и находку –

Я зацепился багром за сучок

И за собою бревно поволок…

Вывод. Старый Мазай, мальчишки с кормушкой, хлопочущая над больной птицей девочка – что можно сказать о них, судя по их поступкам?

- Что же, на ваш взгляд, является самым ценным в человеке?

(Добрые дела, добрые поступки, доброе сердце).

- А как на этот вопрос отвечает стихотворение А. Яшина «Спешите делать добрые дела»?

- Мне с отчимом невесело жилось,

И от того

Порой жалею, что не довелось

Хоть чем – ни будь порадовать его.

Когда он слёг и тихо умирал,

Рассказывает мать,

Всё чаще вспоминал меня и ждал:

«Вот Шурку бы…Уж он бы спас меня!»

Бездомной бабушке в селе родном

Я говорил, мол, так её люблю,

Что подрасту и сам срублю ей дом,

 Дров наготовлю,

 Хлеба воз куплю.

 Мечтал о многом,

 Много обещал…

 В блокаде ленинградской старика

 От смерти б спас,

 Да на день опоздал,

 И дня того не возвратят века.

 Теперь прошёл я тысячи дорог –

 Купить воз хлеба, дом срубить бы мог…

 Нет отчима,

 И бабка умерла…

 Спешите делать добрые дела!

- Какое впечатление произвело на вас стихотворение? (Навевает грусть.) Почему?

- Осуждает или оправдывает автор своего героя?

- Почему стихотворение называется «Спешите делать добрые дела»?

- Этой же фразой автор заканчивает стихотворение. Почему? (Можно не успеть совершить что-то хорошее, доброе.)

- Как вы думаете к кому обращается автор? Как вы понимаете смысл этого обращения?

(Каждому человеку, переживающему неприятность, обиду, огорчение необходимы сочувствие, советы, моральная поддержка близких людей, товарищей.

Поэтому мы с вами должны быть готовы в любой момент прийти на помощь, протянуть руку тому, кто в ней нуждается.

- К.Г.Паустовский в «Повести о жизни» писал, что способность ощущать печаль другого – одного из свойств настоящего человека.)

- Мог ли А.Яшин сказать так, как сказал Николай Алексеевич Заболоцкий?

О! Я не даром в этом мире жил!

И сладко мне стремиться из потёмок,

Чтоб, взяв меня в ладонь,

 Ты, дальний мой потомок,

 Доделал то, что я не завершил.

- Раскрылась ли содержание первого эпиграфа на уроке?

- Как связан второй эпиграф с центральным вопросом урока: что является самым ценным в человеке?

Д/з: написать сочинение-рассуждение, приходилось ли вам встречать человека, который самоотверженно и бескорыстно делал людям добро. Расскажите о нём и его делах. В качестве заголовка к сочинению предлагаю взять одну из пословиц или фразу «Спешите делать добрые дела».

А теперь отправимся на экскурсию в «картинную галерею»

И в заключение нашего урока подведём итоги (т.е. сделаем выводы).

1. Бережно относиться ко всему живому на Земле: растениям, животным, людям;

2. Уметь чувствовать с собой человека;

3. Всегда помогать людям, нуждающимся в нашей помощи;

4. Как можно чаще просто улыбаться друг другу и говорить тёплые, ласковые слова.

Звучит песня «Улыбка», дети дарят друг другу и гостям подарки, изготовленные своими руками: игольницы, мягкие игрушки, ухватки, фартучки, салфетки, поделки из дерева и др.

«Лучше добрым жить на свете, злого и так довольно».

              Символ доброты

Хотели дело доброе ребята сотворить,

Подумали и деревце решили посадить.

В его тени когда-то прохожий отдохнёт,

А может быть, и спелый плод с его ветвей сорвёт.

Конечно, это всё пока далёкие мечты,

Но пусть растёт то деревце как символ доброты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Спешите делать добрые дела"

Методическая разработка урока "Спешите делать добрые дела" (5-6 класс)...

Итоговый урок по произведениям А.П.Платонова- 6 класс - "Спешите делать добрые дела".

Итоговый урок по литературе "Спешите делать добрые дела" представляет собой развитие понятий доброты,чувства взаимопомощи,взаимоуважения.На уроке используются высказывания известных людей,произведения...

Урок-мастерская внеклассного чтения " Спешите делать добрые дела"

Урок доброты,  посвященный 80-летию со дня рождения  Ш.А. Амонашвили в 8 классе  “Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других” (Л.Толстой)  Цель урока ...

Урок литературы в 6 классе "Спешите делать добрые дела"

Цель: выянить, что такое добро, добрые дела; показать на примерах, что добрые поступки совершать приятнее, чем плохие....

Конспект урока литературы в 7-ом классе по теме: «Спешите делать добрые дела»

Урок литературы в 7-ом классе. Цель: формирование  ключевой проблемной   компетентности...

Урок литературы в 7 классе «Главное - делать добро»

Цели:-      познакомить учащихся со своеобразием воплощения темы Великой Отечественной войны в произведениях А.Алексина и А.Лиханова;-      формировать умение о...

Урок литературы в VI классе. Стихотворение А. Я. Яшина «Спешите делать добрые дела» (из опыта работы).

Урок начинается с небольшой викторины, включающей в себя отрывки из прочитанных накануне произведений, которые тесно связаны по смыслу и между собой, и с темой данного урока. Ребята угадывают произвед...