Урок-мастерская внеклассного чтения " Спешите делать добрые дела"
план-конспект урока литературы (8 класс) по теме
Урок доброты, посвященный 80-летию со дня рождения Ш.А. Амонашвили в 8 классе
“Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других” (Л.Толстой)
Цель урока выяснить, что заключается в понятии «доброта» и как оно показано в произведениях русской литературы и устного народного творчества
Задачи урока
- Образовательные:
- познакомить учащихся с личностью Амонашвили и его высказываниями;
-развивать кругозор учащихся и их стремления использовать справочную, публицистическую литературу и произведения устного народного творчества
2. Развивающие:
- продолжить формировать навыки и умения структурировать и отбирать материал, обобщать, делать выводы;
- обучать творческому мышлению и созданию творческих работ;
- развивать умения учащихся работать самостоятельно и в группах
3. Воспитательные:
-воспитывать стремление к деятельному добру, добрым поступкам;
- воспитывать культуру общения, чувство ответственности за результаты своего труда;
-совершенствовать навыки групповой работы и творческих способностей каждого
Тип урока:урок-мастерская Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая (класс делится на 4-5 групп)
Пояснительная записка. Данный урок является одним из уроков внеклассного чтения и играет немалую роль в формировании мировоззрения и мировосприятия учащихся. Включает в себя технологии развития критического и образного мышления, фронтальную и групповую работу учащихся. Результатом урока стало создание творческих работ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_dobroty.doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок доброты, посвященный 80-летию со дня рождения Ш.А. Амонашвили в 8 классе
Учитель высшей категории лицея 344 г. Санкт-Петербурга
Печелийская Ольга Альбертовна
“Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других” (Л.Толстой)
Цель урока выяснить, что заключается в понятии «доброта» и как оно показано в произведениях русской литературы и устного народного творчества
Задачи урока
- Образовательные:
- познакомить учащихся с личностью Амонашвили и его высказываниями;
-развивать кругозор учащихся и их стремления использовать справочную, публицистическую литературу и произведения устного народного творчества
2. Развивающие:
- продолжить формировать навыки и умения структурировать и отбирать материал, обобщать, делать выводы;
- обучать творческому мышлению и созданию творческих работ;
- развивать умения учащихся работать самостоятельно и в группах
3. Воспитательные:
- воспитывать стремление к деятельному добру, добрым поступкам;
- воспитывать культуру общения, чувство ответственности за результаты своего труда;
- совершенствовать навыки групповой работы и творческих способностей каждого
Тип урока: урок-мастерская Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая (класс делится на 4-5 групп)
Пояснительная записка. Данный урок является одним из уроков внеклассного чтения и играет немалую роль в формировании мировоззрения и мировосприятия учащихся. Включает в себя технологии развития критического и образного мышления, фронтальную и групповую работу учащихся. Результатом урока стало создание творческих работ
Ход урока
Рисунки под названием «Доброта», заранее приготовленные детьми, развешены на стенах
--Слово учителя о Ш.А.Амонашвили, его опыте гуманной педагогики.
Шалва Александрович Амонашвили – один из педагогов-новаторов, провозгласивших педагогику сотрудничества. Гуманная педагогика принимает ребенка таким, какой он есть, соглашается с его природой. Она видит в ребенке его безграничность, осознает его космичность и ведет, готовит его к служению человечеству на протяжении всей жизни.
Она утверждает личность в ребенке путем выявления его свободной воли и строит педагогические системы, согласно предопределеню учительской любови, оптимизму, высокой духовной нравственности. Она поощряет педагогическое творчество и призывает к педагогическому искусству. В традиционной педагогике педагогическое мышление двухмерно, все строится на поощрении и наказании: ведет себя ребенок хорошо - поощряем, плохо - наказываем; учится - отлично, не учится - плохо и т.п. А педагогическому процессу, по Амонашвили, присуще «четвертое измерение в педагогическом мышлении» - духовная устремленность вверх, принятие ребенка таким, каков он есть.
Ш. Амонашвили считает, что эффективное осуществление системы воспитания и обучения детей младшего школьного возраста всецело зависит от личности учителя. Он обращает внимание на следующие личностные качества, которые представляются ему самыми главными.
* Во-первых, любить детей такими, какие они есть. Надо одинаково любить и шалуна, и послушного, и сообразительного, и тугодума, и ленивого, и прилежного. Доброта и любовь к детям не позволят грубо обращаться с ними, ущемлять и самолюбие и достоинство, не радоваться успехам каждого.
* Во-вторых, уметь понимать детей, то есть стать на их позицию, принимать их заботы и дела как серьезные и считаться с ними. К этим заботам и делам нужно проявлять не снисхождение, а уважение. Понимать детей – значит не подчинять их нашей власти, а, опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки их завтрашней жизни. Понимая движения души и переживания сердца ребенка, его чувства и устремления, педагог сможет заняться глубинным воспитанием, когда сам ребенок становится его соратником в своем же воспитании.
* В-третьих, необходимо быть оптимистами, верить в преобразующую силу воспитания. Речь идет не о филантропическом оптимизме, когда, сложа руки, педагог с надеждой ожидает, когда ребенок поумнеет, проявит способности соображать, чтобы потом заняться его воспитанием, приступить к развитию его сознания. Речь идет о деятельном оптимизме, когда педагог глубоко вникает во внутренний мир ребенка – и в зависимости от этого ищет пути воспитания, обучения и развития.
* В-четвертых, учителю должно быть присуще все лучшее, что людям нравится в человеке: и улыбка, и строгость, и сдержанность, и скромность, и чуткость, и искренность, и интеллигентность, и общительность, и любовь к жизни.
На доске написаны слова Шалвы Александровича из его книги «Амон Ра»:
«…Независимо от того, ждут от тебя добро или не ждут его -
Твори добро.
Независимо от того, заметят твоё добро или не заметят его -
Твори добро.
Независимо от того, принимают твоё добро или отбрасывают его –
Твори добро.
Независимо от того, чем будут платить тебе за добро: добром или злом -
Твори добро.
Твори добро и ни у кого не спрашивай разрешения,
Ибо никто не властен над твоим добром…»
--К этим словам мы вернемся в конце урока. А пока пусть они будут эпиграфом нашей сегодняшней работы.
-- А что такое доброта? Какой человек может называться добрым? Что такое доброта? Обсудите в группах и поделитесь мнениями с другими. Понравившиеся мысли записывайте на своих листах
- По словарю Ожегова: Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
-Подберите однокоренные слова к слову «Доброта» и объясните смысл этих слов.
( Материал записывается учителем на доске)
Добро - все положительное, полезное, хорошее.
Доброволец - добровольно взял на себя какую-либо работу.
Доброжелатель - доброжелательно относящийся к кому-нибудь.
Добродетель - высокая нравственность.
Добронравие - хороший нрав.
Добросердечность - ласковое, доброе сердце.
Доброхот - доброжелатель.
Добряк - добрый человек.
-Что значит “добрый человек”?
-Чем отличается “добрый человек” от “добренького”?
Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Вот как много однокоренных слов.
- А для чего нужна доброта?
Доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость.
-Из предложенных пословиц и высказываний известных людей выберите те, над которыми хочется поразмышлять, обсудить в группах. В качестве вывода запишите ответ на вопрос: чему учат пословицы?
— Учись доброму — плохое на ум не пойдёт.
— Про доброе дело говори смело.
— Жизнь дана на добрые дела.
— Худо жить без доброго слова.
— Доброе слово лечит, а злое калечит.
— Добряк добро творит, быть может, и, не зная, что от этого болит душа у негодяя.
— Не одежда красит человека, а его добрые дела.
— Злой плачет от зависти, а добрый от радости.
— Добрые слова дороже богатства.
— В ком добра нет, в том и правды мало.
— Не ищи красоты, ищи доброты.
— Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
----В добрый час молвить, в дурной промолчать.
----Кстати промолчать, что доброе слово сказать.
--- Добрые умирают, а дела их живут
Пословицы учат
хвалить за хорошее и не всегда замечать недостатки людей;
шутить по- доброму;
не быть любопытным;
быть чистосердечным в отношении с собеседником;
не спешить обвинять в чем-то, пока не разберешься в причинах и т. д.
--Говорят, если есть в человеке доброта, чуткость, значит, он как человек состоялся. Но вот в чем вопрос: так это или нет? Без большого жизненного опыта в этом разобраться, конечно, непросто.
Выберите1-2 высказывания, прочитайте, что по данному вопросу говорили и писали выдающиеся мыслители древности, поэты и писатели. Обсудите в группах и выскажите свою точку зрения
В.А. Сухомлинский “ Вы живете среди людей, проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые вас окружают, было хорошо”.
Древнегреческий философ Демокрит «У людей зло вырастает из добра, когда не умеют им управлять и надлежащим образом использоваться».
С.Я.Маршак «Пусть будет добрый ум у вас, а сердце умным будет».
В.М.Шукшин «Добрый, добрый… Эту медаль носят через одного. Добро – это доброе дело, это трудно. Это непросто. Не хвалитесь добротой, не делайте хотя бы зла.»
«Делай добро тайно и жалей, когда про него узнают, и ты научишься творить добро. Л.Н.Толстой «Сознание доброй жизни, без одобрения за неё людей, есть лучшая награда доброй жизни».
Б.Паскаль «Лучшее в добрых делах – это желание их утаить».
В.Сухомлинский «Доброта, готовность защищать слабого и беззащитного – это прежде всего мужество, бесстрашие души»
Древнегреческий философ Платон: “Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье”.
Иван Сергеевич Тургенев “ Себялюбивый человек засыхает, словно одинокое дерево”.
Жан Жак Руссо “Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям” Фазиль Искандер“Знания должны увеличиваться с добротой”
Вильям Шекспир «Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества в самом себе»
Лев Толстой “В жизни есть только одно несомненное счастье - жить для других”
Блейз Паскаль «Делая добро, будь благодарен за это»
--Выберите понравившееся стихотворение
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом.
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту
Добрых людей, как всегда, не хватает...
Добрых людей, как всегда, не хватает,
Добрых людей, как всегда, дефицит.
Добрых людей не всегда понимают,
Сердце у добрых сильнее болит.
Добрые — щедро больным помогают,
Добрые — дарят тепло и уют,
Добрые — в ногу со слабым шагают
И никакого спасибо не ждут. Генрих Акулов
Доброта
Потерян смысл слова доброта,
Ведь нынче с целью все поступки.
«Да, друг, я помогу тебе сполна...
А ты мне сделаешь уступки.»
Чтоб взять другого доброту,
Эх, надо быть богатым мне.
За помощь человека хоть одну,
Отдашь, как минимум ты две.
О, да, напуган ею я серьёзно.
Ведь в наше время доброта,
От всех исходит молниеносно,
А искренья она, лишь иногда.
Навязчиво так все суют её,
Не думая — нужна она тебе.
Но зная, что теперь своё,
Они возьмут с тебя вполне.
Генрих Акулов
Доброту не купишь на базаре,
Искренность у песни не займёшь.
Не из книг приходит к людям зависть.
И без книг мы постигаем ложь.
Все учились по одним программам,
Но не всем пошло ученье впрок.
Тот, как был, - так и остался хамом.
Этот вот - от чванства занемог.
Видимо, порой образованью
Тронуть душу не хватает сил.
Дед мой без диплома и без званья
Просто добрым человеком был.
Значит, доброта была вначале?..
Пусть она приходит в каждый дом,
Что бы мы потом ни изучали,
Кем бы в жизни ни были потом. Андрей Дементьев
ДАРИТЕ, ЛЮДИ, ДОБРОТУ!
Храните, Люди, красоту!
Она дается вам от Бога,
Какой бы не была дорога,
Храните, Люди, красоту!
Дарите, Люди, доброту!
Дарите щедро, без утайки
И богачу, и попрошайке,
Дарите, Люди, доброту!
Имейте и храните честь!
Живите сердцем, и, мечтайте!
Любите, ждите и прощайте,
Не забывая слово "честь".
Дарите женщинам цветы!
Дарите ласку и вниманье,
В час нежной встречи, в миг прощанья,
Дарите женщинам цветы!
Дарите милому Любовь!
И лесть от дружбы отличайте,
Улыбкой солнечной встречайте,
Дарите милому Любовь!
Храните, Люди, красоту!
Дарите, Люди, доброту!
Живите сердцем, и, мечтайте,
И каждый час, и каждый миг
С Любовью новый день встречайте,
Чтоб не угас в душе родник!
А.Чепуров:
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом.
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!
Когда по склонам вечной суеты
Бежать от неудач устанешь люто,
Направь шаги тропою Доброты,
И радость помоги найти кому-то.
Как бы жизнь не летела
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело
А не тлело во мгле
Все вместе: Делай доброе дело -
Тем живем на земле.
Как праздник, как счастье, как чудо
Идет доброта по земле,
Все вместе: И я про нее не забуду,
Как я забываю о зле.
СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРЫЕ ДЕЛА
А.Яшин
Мне с отчимом невесело жилось,
Все ж он меня растил —
И оттого
Порой жалею, что не довелось
Хоть чем-нибудь порадовать его.
Когда он слег и тихо умирал, —
Рассказывает мать, —
День ото дня
Все чаще вспоминал меня и ждал:
«Вот Шурку бы… Уж он бы спас меня!»
Бездомной бабушке в селе родном
Я говорил: мол, так ее люблю,
Что подрасту и сам срублю ей дом,
Дров наготовлю,
Хлеба воз куплю.
Мечтал о многом,
Много обещал…
В блокаде ленинградской старика
От смерти б спас,
Да на день опоздал,
И дня того не возвратят века.
Теперь прошел я тысячи дорог —
Купить воз хлеба, дом срубить бы мог…
Нет отчима,
И бабка умерла…
Спешите делать добрые дела!
Спешите делать добрые дела,
Которые всегда идут не в счет.
Спешите делать добрые дела,
Когда к вам благодарность не придет.
Спешите делать добрые дела,
Которые рассудку вопреки.
Спешите делать добрые дела!
Что у истоков человек пошлет,
То и получит в устье у реки.
Спешите делать добрые дела,
Ни денег не сулящие, ни благ.
Спешите делать добрые дела,
Забыв на веки принцип "так на так".
Спешите делать добрые дела,
Но не копите в памяти обид.
Хоть тот, кому вы сделали добро,
Вам этого по жизни не простит.
Спешите делать добрые дела,
Чтоб за свое добро любить других.
Спешите делать добрые дела,
Во имя утвержденья вас самих.
Спешите делать добрые дела
Получится –считайте, повезло!
Спешите делать добрые дела,
чтоб не хватило времени на зло!
Подготовьте выразительное чтение. Запишите понравившиеся вам мысли
- Каким делает человека доброта?
IX. Итог урока
Возвращаясь к эпиграфу нашего урока и основываясь на записанном материале, напишите сочинение и озаглавьте его.
Работы родились разные, но главное – у всех было желание высказаться.
Вот одна из них
Андрей Лемешев 10-В класс
Никто не властен над твоим добром
- Это он! Это он!- зашатались в тенях уже не люди, а кто-то. -И он еще не умер?!
…Пустыня. По ней одиноко шагает человек. Справа домик, истерзанный ветром, зноем и отсутствием влаги. Над дверь навес. Под навесом тень. Густая тень, будто кроме нее никаких теней уже быть не может. А в тени – глаза чьи-то да зубы сверкают.
Человек шел и знал, что в эту тень нельзя: там духи-отшельники прячутся и не выпустят, если он хотя бы подойдет к ней.
Но шел человек и увидел не тень – лежащего старца…
- На, старик, - он приложил к его губам крышку от фляги, сам сделал глоток. Флягу положил старику на грудь: не пей пока больше – плохо будет. И ушел.
- Идиот! Он опять всю флягу отдал! -снова завопили духи-отшельники.
Прошло несколько лет. Пустыня преобразилась. Там, где кособочился домишка, вырос город.
Тот самый человек заглянул в этот город и остался им доволен: везде струились фонтаны и цвели сады. А люди были похожи на людей. Вдруг перед человеком остановился лимузин, оттуда выскочил человечек и закричал:
- Спаситель! Спаситель! Как я Вам рад!- Он схватил его руку и принялся яростно ее пожимать.
- Вы кто? – спросил человек.
- Как!? Вы меня не помните?! Я, может быть изменился, но..
-Простите, не помню..- человек повернулся и пошел своей дорогой.
-Хотя бы скажите, как мне Вас отблагодарить!
-Не стоит…Я ведь для вас ничего такого не сделал….
Вот так он и ушел, не вспомнив, кто это был и что он для него сделал…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "Спешите делать добрые дела"
Методическая разработка урока "Спешите делать добрые дела" (5-6 класс)...
Классный час на тему: "Спешите делать добрые дела..."
Классный час в 9А классе « Спешите делать добрые дела». Цели: 1. Образовательная: дать характеристику понятий «коррупция», «ко...
Итоговый урок по произведениям А.П.Платонова- 6 класс - "Спешите делать добрые дела".
Итоговый урок по литературе "Спешите делать добрые дела" представляет собой развитие понятий доброты,чувства взаимопомощи,взаимоуважения.На уроке используются высказывания известных людей,произведения...
Социально-педагогический проект "Спешите делать добрые дела"
Весенняя Неделя Добра – ежегодная акция, проходящая более чем в 140 странах мира. В России она проводится с 1997 года в третью-четвертую неделю апреля. Общероссийская программа мероприятий Весенней Не...
Классный час "Спешите делать добрые дела!"
Классный час для учащихся 5-6 классов разработан в соавторстве с Папко П. и Шутовой Е.В....
Урок литературы в 6 классе "Спешите делать добрые дела"
Цель: выянить, что такое добро, добрые дела; показать на примерах, что добрые поступки совершать приятнее, чем плохие....
урок литературы в 6 классе "Спешите делать добрые дела"
Цель: выяснить, что такое добро, добрые дела; показать на примерах, что совершать добрые поступки приятнее, чем плохие....