«Систематизация и обобщение изученного об имени числительном»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Систематизация о обобщение знаний об имени числительном, закрепление навыков, связанных с употреблением числительных в письменной и устной речи

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Имя числительное Обобщение и повторение изученного

Слайд 2

масса тела капелька дождя ночная тьма масса вопросов капелька соли тьма народу

Слайд 3

Замени синонимом слово масса вопросов капелька соли тьма народу много вопросов мало соли много народу

Слайд 4

Фразеологизмы Одного поля ягода. Одним духом. Один конец. Два сапога –пара. На одну колодку Один в одного Как две капли воды.

Слайд 5

Запиши словосочетания с собирательными числительными , выбрав нужное существительное. Двое Трое Восьмеро Пятеро друзья, подруги дети, юноши сани, ножницы, телеги щенят, собаки



Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 6 классе .

Тема урока: «Систематизация и обобщение изученного об имени числительном»

Цель урока: систематизировать и обобщить знания об имени числительном; закрепить навык, связанный с употреблением числительных в устной речи

Оборудование:  учебник, рабочая тетрадь, печатная основа к уроку,  м/м презентация

Ход урока:

1.Организация: оформление тетрадей.

                           

2.1. Слово учителя: Сегодня мы проводим последний урок по теме «Имя числительное», постараемся ещё раз вспомнить всё, о чём мы узнали, упорядочить материал и проверить, насколько он усвоен.

2.2 Устная работа (презентация: слайд2)                          

масса тела                             масса  вопросов

капелька дождя                     капелька соли

ночная тьма                           тьма народу

В каком столбике выделенные слова употреблены в прямом значение, а в каком – в переносном ( тьма – тьмущая – бесчисленное множество).

Каким синонимом можно заменить?  Дать определение синонимов!

Презентация(слайд 3)                        много вопросов

                                                              Мало соли

                                                              Много народу

К каким частям речи относятся данные слова? (наречия). Указывают они на точное количество или на неопределённое?  Вывод: в русском языке есть слова( существительные, наречия, местоимения, которые выражают количество предметов неопределённо и называются они количественно-неопределёнными словами).

2.3.Какая часть речи указывает на точное количество предметов? (Определение числительного).

3. Учитель: по частоте употребления числительные занимают 8 место, о чём говорит огромное количество фразеологических оборотов в русском языке( фразеологизмов)-определение. Фразеологизмы  делают нашу речь образнее.

3.1. Выполнение задания № 1  на печатной основе с последующей проверкой.

3.2. (Презентация: слайд4) Найти синонимичные фразеологизмы:

 Одного поля ягода.          ? Какие из этих фразеологизмов употребляются,

Одним духом.                      на ваш взгляд, с осуждением

Один конец.

Два сапога –пара.

На одну колодку

Один в одного

Как две капли воды.

4. На какие две группы делятся числительные?(Определение: количественные и порядковые)

    Почему числительные относят к именным частям речи?(склоняются)

    А чем отличаются числительные один и два?

4.1 Работа на печатной основе(задание №2) в паре . Работа дифференцированная( в паре сильный/средний – слабый). (проверка-анализ ошибок)

5. На какие разряды делятся количественные числительные?

(Определение собирательных)

Выборочный диктант( вместе с существительными) - проверка

1. У семерых братьев по одной сестричке. 2. Четверо стелют, двое светят,один лежит, никого не пускает. 3. На крайчике , на сарайчике две куколки сидят обе врозь глядят.

5.1. Правило употребления собирательных числительных.

      Слайд 5: запиши словосочетания с собирательными числительными, учитывая правило употребления их с существительным

          Двое                     друзья, подруги

          Трое                      дети, юноши,

           Восьмеро             сани, ножницы, телеги,

          Пятеро                   щенят, собаки

5.2. Правило употребления оба, обе.

5.3. Работа с печатной основой: задание 3 (решение вопросов, вызвавших затруднение)

6. Самостоятельная работа  на печатной основе (сдаётся по выполнении)

6. Итог. Что нового ты узнал о числительных? Что было интересным на уроках? Что вызвало затруднение? Пригодятся ли тебе в практической жизни знания, полученные на уроках? Где?

 7. Д/з Подготовить небольшое сообщение для телеведущего с использованием числительных(тема по выбору)



Предварительный просмотр:

Печатная основа к уроку в 6 классе по теме «Систематизация и обобщение изученного об имени числительном»                            Фамилия, имя______________________________

1.Сопоставь фразеологический оборот с его значением:

1. Мерить на один аршин

2. На все четыре стороны

3. Семи пядей во лбу

4. На одной ноге

5. На два фронта

6. Наговорить с три короба

Очень умный

Мгновенно, мигом сбегать

Судить о чём-либо, о ком-либо одинаково

Наговорить много, наврать

В любом направлении, куда угодно

В двух разных направлениях

2.Прочитай, правильно употребив количественное числительное:

И.   В этом учебном году в школе насчитывается 265 учеников.

Р.    У всех 265 учеников имеется школьная форма.

Д.   Всем 265 ученикам предоставляется право на бесплатное питание.

Т.    Я горжусь всеми моими 265 учениками.

П.   Педагогический коллектив и работники школы ежедневно заботятся о 265  учениках нашей школы.

3. Вставь пропущенные буквы, вспомнив правило:

     В об..их руках, на об..их континентах, из об..их озёр, к об..им пристаням,

на об..их стенах,  у об..их государств, у об..их ребят.

4. Самостоятельная работа.  

1. Отредактируй предложения, поставив в скобках правильную форму собирательного числительного или   «-«, если числительное употреблено правильно:

       1. Трое (          ) дней (дня) мы были в походе.

        2. У меня есть два (            ) попугая.

        3. В библиотеке нас было четыре (                     ).

        4. Договор подписан  обоими(                    ) странами.

        5. Держите книгу обеими (                           ) руками.

        6. У обеих (                     ) братьев были учебники.

2. Вставьте пропущенные буквы, подчеркните порядковые числительные:

    Пят..сотый, двадцат..летний, сем..километровый, двух..ярусный, девяност..летний,  восьм..тысячный,  сорок..метровый,  тысяч..летний, трёх..язычный, ст..тысячный

  3. Вставь пропущенные буквы и замени цифру именем числительным( не забудь правило заглавной буквы):

Поздравляю с днём 8 Март… .  ______________________________________

Поздравляю с 8 Март… .______________________________________

6. Запиши количественные и порядковые числительные в и.п, т.п., д.п.:

                           77, 861

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме: "Систематизация и обобщение изученного материала о числительном»

Закрепление изученного материала о числительном. Частотность употребления имени числительного. Выработка навыка выразительного чтения. Работа над орфографической и пунктуационной зоркостью....

Урок письма и развития речи в 9 классе коррекционной школы VIII вида. Тема урока: «Обобщение знаний об имени числительном»

Конспект урока письма и развития речи в 9 классе коррекционной школы VIII вида. Тема урока: «Обобщение знаний об имени числительном»Тем...

Конспект урока "Систематизация и обобщение изученного по теме "Имя числительное"

Обобщение и закрепление знаний об имени числительном как о части речи...

Путешествие в Грамматическую Цифроландию. (Систематизация и обобщение изучения о числительном.)

В ходе урока использован материал, связанный со столицей республики -Саранском....

Презентация к игровому уроку по теме "Грамматика в числах" ("Обобщение изученного об имени числительном") 6 класс

Команды учащихся выполняют задания на повторение изученной темы: теоретический блок, отличие числительных от других частей речи, разграничение разрядов и употребление в устной и письменной речи разных...

Обобщающий урок по теме «Имя прилагательное» 6-й класс. «Систематизация и обобщение изученного об имени прилагательном».

Данный урок нацелен на закрепление умений распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу, определять грамматические признаки имени прилагательн...

Имя числительное. Систематизация и обобщение изученного (6 класс)

Имя числительное. Систематизация и обобщение изученного (6 класс)...