Путешествие в Грамматическую Цифроландию. (Систематизация и обобщение изучения о числительном.)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
В ходе урока использован материал, связанный со столицей республики -Саранском.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka.docx | 26.77 КБ |
urok-puteshestvie_.rar | 1.99 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Путешествие в Грамматическую Цифроландию.
(Систематизация и обобщение изучения о числительном.)
Цели урока: 1)развитие навыков, связанных с употреблением числительных в устной речи (пользоваться числительными в нужной форме, соблюдать нормы употребления и согласования в сочетании числительных с существительными);
2)правильно писать и употреблять падежные формы числительных, обозначающих целые числа.
Оборудование: карта-схема Саранска, словарь Ожегова, путевые листы, компьютер.
ХОД УРОКА
- ОРГМОМЕНТ
- Слово учителя.
Сегодня мы совершим заочную экскурсию по столице нашей республики – Саранску. Мы поговорим о географическом положении Саранска, о его прошлом, пройдем по улицам. Вы лишний раз убедитесь, что имя числительное –важная часть речи, без которой трудно обойтись, общаясь друг с другом. Руководить путешествием буду я, диспетчер экскурсионного бюро.
Слайд 3
- ПЕРВЫЙ ЭТАП. ПОВТОРЕНИЕ . ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС.
Работа по тексту №1
Слайд 4
Саранск – один из старейших городов Среднего Поволжья.
Он возник в 1641 году как военная крепость на юго – восточной
сторожевой черте Московского государства.
Саранску 365 лет .
Задание: Прочитайте текст, найдите числительные и определите их разряд.
Слайд 5- 6
Город в.зник на б.регу , окруженном б.льшими б.лотами. Реч(?)ка Саранка, называвшаяся в XVІІ веке Сарлей, у самого города образовывала огромную заб.лоченную площ.дь. С 1651 года Саранск - уез.ный город.
Задание: Записать текст, вставить пропущенные буквы и раскрыть скобки.
Подчеркните числительные, определив их разряд.
Слайд 7
Он был свидетелем многих событий. В 1770 году Саранская крепость была окружена и взята отрядами Степана Разина. В 1774 году в город вошел со своим войском Е.Пугачев.
Слайд 8-9
-Что нового вы узнали из текста о нашей столице?
- Вы обратили внимание на большое количество числительных в этом тексте. Давайте вспомним и расскажем все об имени числительном как часть речи.
- какие бывают числительные по значению и составу?
- Чем отличаются количественные числительные от порядковых?
- начнем оформление наших путевых листов. Встречающиеся в тексте словосочетания «сущ.+ сущ.» занесите в нужные графы таблицы, записав каждое числительное прописью.
Слайд 10.
Как склоняются порядковые числительные?
Просклоняйте: в семнадцатом веке.
Слайд 11. Проверка.
И.п. семнадцатый век
Р.п.семнадцатого века
Д.п. семнадцатому веку
В.п. семнадцатый век
Т.п. семнадцатым веком
П.п. о семнадцатом веке
Слайд 12. Работа по тексту 2.
В настоящее время город размещается на площади свыше 8500 гектаров. В Саранске более 250 улиц, 8 площадей, 3 парка, много скверов. Время в Саранске – московское. Расстояние от Саранска до Москвы:
по железной дороге 642 км,
по шоссе 651 км.
- Сделайте вторую запись в путевом листе, внеся в него словосочетания «сущ.+ числ.» из текста.
- В каких числительных пишется Ь знак в середине? Подтвердите примером из текста.
Слайд 13.
Даны слова:
700, 800, 40, 200, 11, 15, 900, 19, 90, 17.
Запишите их в тетради.
Запишите эти числительные в соответствующую графу.
№ | Ь в середине | Ь в конце | Ь не пишется |
1 | Семьсот | ||
2 | Восемьсот | ||
3 | сорок | ||
4 | двести | ||
5 | Одиннадцать | ||
6 | Пятнадцать | ||
7 | Девятьсот | ||
8 | Девятнадцать | ||
9 | Девяносто | ||
10 | Семнадцать | ||
Фамилия ученика: |
Путешествуем дальше.
Слайд 14.
Сейчас мы едем по городу со скоростью 40 – 50 км/ч, чтобы успеть все разглядеть. Максимальная скорость в городе – 50 км/ч. На трассе «Икарус» едет со скоростью до 70 и даже до 80 км/ч.
-Скажите, пожалуйста, какой вопрос «спрятан» в тексте, только что мной прочитанный?
Слайд 15.
Просклонять словосочетания:
1 вариант: 50 км,
2 вариант: 70 км.
Слайд 16.
Проверка:
И.п. пятьдесят километров
Р.п. пятидесяти километров
Д.п. пятидесяти километрам
В.п. пятьдесят километров
Т.п. пятьюдесятью километрами
П.п. о пятидесяти километрах
И.п. семьдесят километров
Р.п. семидесяти километров
Д. п. семидесяти километров
В.п. семьдесят километров
Т.п. семьюдесятью километрами
П.п. о семидесяти километрах
Слайд 17.
В Саранске на многих зданиях – мемориальные доски , свидетельствующие о важных событиях, происходивших в городе. В 1869 году Л.Н.Толстой, великий русский писатель, находился проездом в Саранске. Здесь писатель отдыхал, отсюда написал письмо жене в Ясную Поляну: «Милый друг, ехал до места 46 верст. От Нижнего Новгорода до 2/3 дороги песчаный грунт.»
-Выпишите из текста в таблицу существительные с целыми и дробными числительными.
-В чем особенность склонения количественных числительных, называвших круглые десятки и сотни?
-Как склоняются дробные числительные?
- Просклонять : две третьих дороги.
Проверяем:
И.п. две третьих дороги
Р.п. двух третьих дороги
Д.п. двум третьим дороги
В.п. две третьи дороги
Т.П. двумя третьими дороги
П.п. о двух третьих дороги
Запишите предложение:
В этом году в городе планируется посадить свыше 1,5 миллионов цветов и около 200 деревьев.
-В какую графу путевого листа мы запишем словосочетание 1,5 миллиона? Сколько падежных форм имеет это число?
Слайд 17.
Текст №4.
Петя читает вслух какой-то рассказ. В комнату входит старший брат Пети, студент, будущий учитель русского языка. Он слышит фразу, которую прочитал Петя: «Двое заколачивали щели новыми досками, шестеро удерживали их веревками.»
- Уверен, что среди восьмерых работавших не было ни одной женщины, - сказал брат.
Петя удивленно посмотрел на него:
-Точно! Но как ты догадался? Ведь ты не читал рассказ?
- Нет, не читал. А секрет простой: в этой фразе упоминаются необычные числительные, которые имеют одну особенность.
Какую? Ответьте.
-Запишите в путевой лист в нужную графу числительные двое, шестеро, восьмеро.
-С помощью чего образуются эти числительные?
Слайд 19.
Замените (где можно) количественные числительные собирательными):
3 (девушка), 7(тетрадь), 2(друзья),4 (сутки), 6 (медвежата).
-Что вы можете сказать о собирательном числительном оба (обе)?
Слайд 20.
Образуйте
1 в. сложные существительные
2 в. сложные прилагательные
1 в.- 6 (класс), 3(угол), 4(угол),1000(год), 10(класс);
2 в. -18(год), 7(струна), 5(день), 9(этаж), 700(километр).
Проверка:
1.в. Шестиклассник, треугольник, четырехугольник, тысячелетие, десятиклассник
2.в. Восемнадцатилетний, семиструнный, пятидневный, девятиэтажный, семисоткилометровый
Слайд 21.
Отредактируйте примеры и запишите их.
В книге около девяносто страниц. В городе более сорок школ. По обоим сторонам дороги расстилаются поля. Трое школьниц нашей школы примут участие в олимпиаде по русскому языку. Ежегодно фонд библиотеки пополняется более пятьдесят тысячами экземпляров книг, включая свыше пятьсот названий журналов и более пятьдесят наименований газет.
Слайд 22.
Проверка
В книге около девяноста страниц. В городе более сорока школ. По обеим сторонам дороги расстилаются поля. Три школьницы нашей школы примут участие в олимпиаде по русскому языку. Ежегодно фонд библиотеки пополняется более пятьюдесятью тысячами экземпляров
книг, включая свыше пятисот названий журналов и более пятидесяти наименований газет.
Слайд 23
Наше путешествие подошло к концу. Последняя запись в листе –
словарный диктант: километр, секунда, одиннадцать, бассейн, центнер, миллион, миллиард, территория, девяносто, двести, триста, четыреста.
Словарный диктант.
Сказка о числительном (сценка)
Грамматическая сказка
Числительные счёт любят! Не сразу человек научился считать и создал имя числительное. Из всех частей речи эта – самая молодая.
А хотите послушать, как впервые было выдвинуто Числительное другими частями речи? К сожалению, мы попали к концу их разговора.
- Кто за это предложение, прошу поднять руку, - сказал Председатель. - Существительное, подсчитайте количество голосов.
Кто-то крикнул: Много!?
Существительное подхватило:
- Много!
- Вы же не считали! Или вы не хотите считать?
- Товарищ председатель, - вступил Глагол. – Существительное не умеет считать по порядку, у него есть единственное число, обозначающее один предмет, и множественное со значением неопределённого множества.
- Но кто же тогда подсчитает нам голоса? – расстроился председатель.
- Числительное!!! – хором выдохнул зал.
Вот оказывается, какая важная часть речи это Числительное.
-Наше путешествие подошло к концу. Ваши путевые листы вы сдаете мне, диспетчеру экскурсионного бюро
Подписи к слайдам:
В 6 классе
Шехмаметьева Р.К., учитель русского языка и литературы МОУ «Акчеевская средняя общеобразовательная школа»
Развивать навыки, связанные с употреблением числительных в устной и письменной речи; Уметь пользоваться числительными в нужной форме, соблюдать нормы употребления и согласования в сочетании числительных с существительными;
Правильно писать и употреблять падежные формы числительных, обозначающих целые числа.
Саранск – один из старейших городов Среднего Поволжья.Он возник в 1641 году как военная крепость на юго – восточнойсторожевой черте Московского государства. Саранску 365 лет .
Текст 1
Прочитайте текст, найдите числительные и определите их разряд.
Город возник на берегу, окруженном большими болотами. Речка Саранка, называвшаяся в XVІІ веке Сарлей, у самого города образовывала огромную заболоченную площадь. С 1651 года Саранск –уездный город. Он был свидетелем многих событий. В 1770 году Саранская крепость окружена и взята отрядами Степана Разина. В 1774 году в городвошел со своим войском Е.Пугачев.
Город в.зник на б.регуокруженном б.льшими б.лотами.Реч(?)ка Саранка, называвшаясяв XVІІ веке Сарлей, у самого города образовывала огромную заб.лоченную площ.дь. С 1651 года Саранск - уез.ный город.
Записать текст, вставить пропущенные буквы и раскрыть скобки. Подчеркните числительные, определив их разряд.
Он был свидетелем многих событий. В 1770 году Саранская крепость была окружена и взята отрядами Степана Разина. В 1774 году в город вошел со своим войском Е.Пугачев.
Саранск – один из старейших городов Среднего Поволжья. Он возник в 1641 году как военная крепость на юго-восточной сторожевой черте Московского государства. Саранску 365 лет. Город возник на берегу, окруженном большими болотами. Речка Саранка, называвшаяся в XVІІ веке Сарлей, у самого города образовывала огромную заболоченную площадь. С 1651 года – Саранск – уездный город. Он был свидетелем многих событий. В 1770 году Саранская крепость была окружена и взята отрядами Степана Разина. В 1774 году в город вошел со своим войском Е.Пугачев.
Прочитайте текст.Что нового для себя вы узнали из текста о нашей столице?
Как склоняются порядковые числительные?
Просклоняйте: в семнадцатом веке.
И.п. семнадцатый векР.п.семнадцатого векаД.п. семнадцатому векуВ.п. семнадцатый векТ.п. семнадцатым векомП.п. о семнадцатом веке
Проверяем:
Текст №2.
В настоящее время город размещается на площади свыше 8500 гектаров. В Саранске более 250 улиц, 8 площадей, 3 парка, много скверов. Время в Саранске – московское. Расстояние от Саранска до Москвы: по железной дороге 642 км, по шоссе 651 км.
Даны слова: 700, 800, 40, 200, 11, 15, 900, 19, 90, 17.
Запишите их в тетради
Сейчас мы едем по городу со скоростью 40 – 50 км/ч, чтобы успеть все разглядеть. Макси-мальная скорость в городе – 50 км/ч. На трассе «Икарус» едет со скоростью до 70 и даже до 80 км/ч.
Какой вопрос «спрятан» в тексте?
Просклонять словосочетания:
1 вариант: 50 км, 2 вариант: 70 км.
И.п. пятьдесят километровР.п. пятидесяти километровД.п. пятидесяти километрамВ.п. пятьдесят километровТ.п. пятьюдесятью километрамиП.п.о пятидесяти километрах
И.п. семьдесят километровР.п. семидесяти километровД. п. семидесяти километровВ.п. семьдесят километровТ.п. семьюдесятью километрамиП.п. о семидесяти километрах
Текст №3.
В Саранске на многих зданиях – мемориальные доски, свидетельствующие о важных событиях, происходивших в городе. В 1869 году Л.Н Толстой, великий русский писатель, находился проездом в Саранске. Здесь писатель отдыхал, отсюда написал письмо жене в Ясную Поляну: «Милый друг, ехали до места 46 верст. От Нижнего до 2/3 дороги - песчаный грунт.»
Выпишите из текста в таблицу существительные с целыми и дробными числительными.
Просклоняйте :
две третьих дороги
И.п. две третьих дорогиР.п. двух третьих дорогиД.п. двум третьим дорогиВ.п. две третьи дорогиТ.П. двумя третьими дорогиП.п. о двух третьих дороги
Текст №4.
Петя читает вслух какой-то рассказ. В комнату входит старший брат Пети, студент, будущий учитель русского языка. Он слышит фразу, которую прочитал Петя: «Двое заколачивали щели новыми досками, шестеро удерживали их веревками.» - Уверен, что среди восьмерых работавших не было ни одной женщины, - сказал брат. Петя удивленно посмотрел на него: -Точно! Но как ты догадался? Ведь ты не читал рассказ? - Нет, не читал. А секрет простой: в этой фразе упоминаются необычные числительные, которые имеют одну особенность.
Какую? Ответьте.
Замените ( где можно) количественные числительные собирательными):
3 (девушка), 7(тетрадь), 2(друзья),4 (сутки), 6 (медвежата).
Образуйте 1 в. сложные существительные 2 в. сложные прилагательные
1.в. Шестиклассник, треугольник, четырехугольник, тысячелетие, десятиклассник2.в. Восемнадцатилетний, семиструнный, пятидневный, девятиэтажный, семисоткиломет-ровый
1 в.- 6 (класс), 3(угол), 4(угол),1000(год), 10(класс);2 в. -18(год), 7(струна), 5(день), 9(этаж), 700(километр).
Отредактируйте примеры и запишите их.
В книге около девяносто страниц. В городе более сорок школ. По обоим сторонам дороги расстилаются поля. Трое школьниц нашей школы примут участие в олимпиаде по русскому языку. Ежегодно фонд библиотеки пополняется более пятьдесят тысячами экземпляров книг, включая свыше пятьсот названий журналов и более пятьдесят наименований газет.
В книге около девяноста страниц. В городеболее сорока школ. По обеим сторонам дороги расстилаются поля. Три школьницы нашей школы примут участие в олимпиаде по русскому языку. Ежегодно фонд библиотеки пополняется более пятьюдесятью тысячами экземпляров книг, включая свыше пятисот названийжурналов и более пятидесяти наименований газет.
Километр, секунда, одиннадцать, бассейн, центнер, миллион, миллиард, территория, девяносто, двести, триста, четыреста
Лингвистическая сказка о числительном.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Короткова Н.А. Урок систематизации и обобщения изученного материала. по теме «Решение линейных неравенств с одной переменной и их систем» 8 кл
Тема: : Урок систематизации и обобщения изученного материала по теме «Решение линейных неравенств с одной переменной и их систем» Девиз урока «Математика учит преодолевать трудности и исправ...
" С деепричастием на "ты"! (систематизация и обобщение изученного по теме "Деепричастие")
Урок является обобщающим по теме "Деепричастие", поэтому составлен так, что позволяет проверить и теоретические знания, и практические навыки учащихся по теме. На уроке используется презентация, индив...
Урок русского языка "Систематизация и обобщение изученного по теме:" Словообразование и орфография" 6 класс
Методическая разработка урока включает план-конспект содержания урока и мультимедийную презентацию....
Открытый урок по теме: "Систематизация и обобщение изученного материала о числительном»
Закрепление изученного материала о числительном. Частотность употребления имени числительного. Выработка навыка выразительного чтения. Работа над орфографической и пунктуационной зоркостью....
Конспект урока "Систематизация и обобщение изученного по теме "Имя числительное"
Обобщение и закрепление знаний об имени числительном как о части речи...
«Систематизация и обобщение изученного об имени числительном»
Систематизация о обобщение знаний об имени числительном, закрепление навыков, связанных с употреблением числительных в письменной и устной речи...
Имя числительное. Систематизация и обобщение изученного (6 класс)
Имя числительное. Систематизация и обобщение изученного (6 класс)...