Путешествие в Грамматическую Цифроландию. (Систематизация и обобщение изучения о числительном.)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Шехмаметьева Румия Кямилевна

В ходе урока использован материал, связанный со столицей республики -Саранском.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka.docx26.77 КБ
Файл urok-puteshestvie_.rar1.99 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Путешествие в Грамматическую Цифроландию.

            (Систематизация и обобщение изучения о числительном.)

Цели урока: 1)развитие навыков, связанных с употреблением числительных в устной речи (пользоваться числительными в нужной форме, соблюдать нормы употребления и согласования в сочетании числительных с существительными);

2)правильно писать и употреблять падежные формы числительных, обозначающих целые числа.

Оборудование: карта-схема Саранска, словарь Ожегова, путевые листы, компьютер.

                                          ХОД   УРОКА

  1. ОРГМОМЕНТ
  2. Слово учителя.

Сегодня мы совершим заочную экскурсию по столице нашей республики – Саранску. Мы поговорим о географическом положении Саранска, о его прошлом, пройдем по улицам. Вы лишний раз убедитесь, что имя числительное –важная часть речи, без которой трудно обойтись, общаясь друг с другом. Руководить путешествием буду я, диспетчер экскурсионного бюро.

Слайд 3

  1. ПЕРВЫЙ ЭТАП.  ПОВТОРЕНИЕ . ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС.

Работа по тексту №1

Слайд 4

 Саранск – один из старейших городов  Среднего Поволжья.

Он возник в 1641 году как военная крепость на юго – восточной

сторожевой черте Московского государства.

     Саранску 365 лет .

Задание: Прочитайте текст, найдите числительные и определите их разряд.

Слайд 5- 6        

        Город в.зник на б.регу , окруженном б.льшими б.лотами. Реч(?)ка Саранка, называвшаяся  в XVІІ веке Сарлей, у самого города образовывала  огромную заб.лоченную площ.дь.  С 1651 года Саранск -  уез.ный город.

Задание:  Записать текст, вставить пропущенные буквы и раскрыть скобки.

Подчеркните числительные, определив их  разряд.

Слайд 7

        Он был свидетелем многих событий. В 1770 году  Саранская крепость была окружена  и взята отрядами Степана Разина. В 1774 году в город вошел со своим войском Е.Пугачев.

Слайд 8-9

      -Что нового вы узнали из текста о нашей столице?

      - Вы обратили внимание на большое количество числительных в этом тексте. Давайте вспомним и расскажем все об имени числительном как часть речи.

    - какие бывают числительные по значению и составу?

   - Чем отличаются количественные числительные от порядковых?

  - начнем оформление наших путевых листов. Встречающиеся в тексте словосочетания «сущ.+ сущ.» занесите в нужные графы таблицы, записав каждое числительное прописью.

Слайд 10.

Как склоняются порядковые числительные?

Просклоняйте:      в семнадцатом веке.

Слайд 11. Проверка.

И.п. семнадцатый век

Р.п.семнадцатого века

Д.п. семнадцатому веку

В.п. семнадцатый век

Т.п. семнадцатым веком

П.п. о семнадцатом веке

Слайд 12.     Работа по тексту 2.

В настоящее время город размещается на площади свыше 8500 гектаров.  В Саранске более 250 улиц, 8 площадей, 3 парка, много скверов. Время в Саранске – московское. Расстояние от Саранска до Москвы:

             по железной дороге 642 км,

             по шоссе 651 км.

- Сделайте вторую запись в путевом листе, внеся в него словосочетания «сущ.+ числ.» из текста.

- В каких числительных пишется Ь знак в середине? Подтвердите примером из текста.

Слайд 13.

             Даны слова:

  700, 800, 40, 200, 11, 15, 900, 19, 90, 17.

Запишите их в тетради.

Запишите эти числительные в соответствующую графу.

     Ь в середине

          Ь в конце

     Ь не пишется

1

Семьсот

2

Восемьсот

3

сорок

4

двести

5

Одиннадцать

6

Пятнадцать

7

Девятьсот

8

Девятнадцать

9

Девяносто

10

Семнадцать

Фамилия ученика:

Путешествуем дальше.

Слайд 14.

Сейчас мы едем по городу со скоростью 40 – 50 км/ч, чтобы успеть все разглядеть. Максимальная скорость в городе – 50 км/ч. На трассе «Икарус» едет со скоростью до 70 и даже до 80 км/ч.

-Скажите, пожалуйста, какой вопрос «спрятан»  в тексте, только что мной прочитанный?

Слайд 15.

     Просклонять словосочетания:

1 вариант: 50 км,

 2 вариант: 70 км.

Слайд 16.

Проверка:

И.п. пятьдесят километров

Р.п. пятидесяти километров

Д.п. пятидесяти километрам

В.п. пятьдесят километров

Т.п. пятьюдесятью  километрами

П.п.   о пятидесяти километрах

И.п. семьдесят километров

Р.п. семидесяти километров

Д. п. семидесяти километров

В.п. семьдесят   километров

Т.п. семьюдесятью километрами

П.п. о семидесяти  километрах

Слайд 17.

В Саранске на многих зданиях – мемориальные доски , свидетельствующие о важных событиях, происходивших в городе. В 1869 году Л.Н.Толстой, великий русский писатель, находился проездом в Саранске. Здесь писатель отдыхал, отсюда написал письмо жене в Ясную Поляну: «Милый друг, ехал до места 46 верст. От Нижнего Новгорода до 2/3 дороги песчаный грунт.»

-Выпишите из текста в таблицу существительные с целыми и дробными числительными.

-В чем особенность склонения количественных числительных, называвших круглые десятки и сотни?

-Как склоняются дробные числительные?

- Просклонять : две третьих дороги.

Проверяем:

И.п. две третьих дороги

Р.п. двух третьих дороги

Д.п. двум третьим дороги

В.п. две третьи дороги

Т.П. двумя третьими дороги

П.п. о двух третьих дороги

Запишите предложение:

В этом году в городе планируется посадить свыше 1,5 миллионов цветов и около 200 деревьев.

-В какую графу путевого листа мы запишем словосочетание 1,5 миллиона? Сколько падежных форм имеет это число?

Слайд 17.

Текст №4.

   Петя читает вслух какой-то рассказ. В комнату входит старший брат Пети, студент, будущий учитель русского языка. Он слышит фразу, которую прочитал Петя: «Двое заколачивали щели новыми досками, шестеро удерживали их веревками.»

 - Уверен, что среди восьмерых работавших не было ни одной женщины, - сказал брат.

   Петя удивленно посмотрел на него:

 -Точно! Но как ты догадался? Ведь ты не читал рассказ?

 - Нет, не читал. А секрет простой: в этой фразе упоминаются необычные числительные, которые  имеют одну особенность.

          Какую? Ответьте.

-Запишите в путевой лист в нужную графу числительные двое, шестеро, восьмеро.

-С помощью чего образуются эти числительные?

Слайд 19.

     Замените (где можно) количественные числительные собирательными):

    3 (девушка), 7(тетрадь), 2(друзья),4 (сутки), 6 (медвежата).

-Что вы можете сказать о собирательном числительном оба (обе)?

Слайд 20.

Образуйте

   1 в. сложные существительные

   2 в. сложные прилагательные

1 в.- 6 (класс), 3(угол), 4(угол),1000(год), 10(класс);

2 в. -18(год), 7(струна), 5(день), 9(этаж), 700(километр).

Проверка:

1.в.  Шестиклассник, треугольник, четырехугольник, тысячелетие, десятиклассник

2.в.  Восемнадцатилетний, семиструнный, пятидневный, девятиэтажный, семисоткилометровый

Слайд 21.

Отредактируйте примеры и запишите их.

  В книге  около девяносто страниц. В городе более сорок школ. По обоим сторонам дороги расстилаются поля. Трое школьниц нашей школы примут участие в олимпиаде по русскому языку. Ежегодно фонд библиотеки пополняется более пятьдесят тысячами экземпляров книг, включая свыше пятьсот названий журналов и более  пятьдесят наименований газет.

Слайд 22.

Проверка

В книге около девяноста страниц. В городе более сорока школ. По обеим сторонам дороги расстилаются поля. Три школьницы нашей школы примут участие в олимпиаде по русскому языку. Ежегодно фонд библиотеки пополняется более пятьюдесятью тысячами экземпляров

книг, включая свыше пятисот названий  журналов и более пятидесяти наименований газет.

Слайд 23

Наше путешествие подошло к концу. Последняя запись в листе –

словарный диктант: километр, секунда, одиннадцать, бассейн, центнер, миллион, миллиард, территория, девяносто, двести, триста, четыреста.

Словарный диктант.

Сказка о числительном (сценка)

Грамматическая сказка

Числительные счёт любят! Не сразу человек научился считать и создал имя числительное. Из всех частей речи эта – самая молодая.

А хотите послушать, как впервые было выдвинуто Числительное другими частями речи? К сожалению, мы попали к концу их разговора.

- Кто за это предложение, прошу поднять руку, - сказал Председатель. - Существительное, подсчитайте количество голосов.

Кто-то крикнул: Много!?

 Существительное подхватило:

- Много!

- Вы же не считали! Или вы не хотите считать?

- Товарищ председатель, - вступил Глагол. – Существительное не умеет считать по порядку, у него есть единственное число, обозначающее один предмет, и множественное со значением неопределённого множества.

- Но кто же тогда подсчитает нам голоса? – расстроился председатель.

- Числительное!!! – хором выдохнул зал.

Вот оказывается, какая важная часть речи это Числительное.

ИТОГ УРОКА

-Наше путешествие подошло к концу. Ваши путевые листы вы сдаете мне, диспетчеру экскурсионного бюро



Подписи к слайдам:


В 6 классе
Шехмаметьева Р.К., учитель русского языка и литературы МОУ «Акчеевская средняя общеобразовательная школа»
Развивать навыки, связанные с употреблением числительных в устной и письменной речи; Уметь пользоваться числительными в нужной форме, соблюдать нормы употребления и согласования в сочетании числительных с существительными;
Правильно писать и употреблять падежные формы числительных, обозначающих целые числа.
Саранск – один из старейших городов Среднего Поволжья.Он возник в 1641 году как военная крепость на юго – восточнойсторожевой черте Московского государства. Саранску 365 лет .
Текст 1
Прочитайте текст, найдите числительные и определите их разряд.
Город возник на берегу, окруженном большими болотами. Речка Саранка, называвшаяся в XVІІ веке Сарлей, у самого города образовывала огромную заболоченную площадь. С 1651 года Саранск –уездный город. Он был свидетелем многих событий. В 1770 году Саранская крепость окружена и взята отрядами Степана Разина. В 1774 году в городвошел со своим войском Е.Пугачев.
Город в.зник на б.регуокруженном б.льшими б.лотами.Реч(?)ка Саранка, называвшаясяв XVІІ веке Сарлей, у самого города образовывала огромную заб.лоченную площ.дь. С 1651 года Саранск - уез.ный город.
Записать текст, вставить пропущенные буквы и раскрыть скобки. Подчеркните числительные, определив их разряд.
Он был свидетелем многих событий. В 1770 году Саранская крепость была окружена и взята отрядами Степана Разина. В 1774 году в город вошел со своим войском Е.Пугачев.
Саранск – один из старейших городов Среднего Поволжья. Он возник в 1641 году как военная крепость на юго-восточной сторожевой черте Московского государства. Саранску 365 лет. Город возник на берегу, окруженном большими болотами. Речка Саранка, называвшаяся в XVІІ веке Сарлей, у самого города образовывала огромную заболоченную площадь. С 1651 года – Саранск – уездный город. Он был свидетелем многих событий. В 1770 году Саранская крепость была окружена и взята отрядами Степана Разина. В 1774 году в город вошел со своим войском Е.Пугачев.
Прочитайте текст.Что нового для себя вы узнали из текста о нашей столице?
Как склоняются порядковые числительные?
Просклоняйте: в семнадцатом веке.
И.п. семнадцатый векР.п.семнадцатого векаД.п. семнадцатому векуВ.п. семнадцатый векТ.п. семнадцатым векомП.п. о семнадцатом веке
Проверяем:
Текст №2.

В настоящее время город размещается на площади свыше 8500 гектаров. В Саранске более 250 улиц, 8 площадей, 3 парка, много скверов. Время в Саранске – московское. Расстояние от Саранска до Москвы: по железной дороге 642 км, по шоссе 651 км.
Даны слова: 700, 800, 40, 200, 11, 15, 900, 19, 90, 17.
Запишите их в тетради
Сейчас мы едем по городу со скоростью 40 – 50 км/ч, чтобы успеть все разглядеть. Макси-мальная скорость в городе – 50 км/ч. На трассе «Икарус» едет со скоростью до 70 и даже до 80 км/ч.
Какой вопрос «спрятан» в тексте?
Просклонять словосочетания:
1 вариант: 50 км, 2 вариант: 70 км.
И.п. пятьдесят километровР.п. пятидесяти километровД.п. пятидесяти километрамВ.п. пятьдесят километровТ.п. пятьюдесятью километрамиП.п.о пятидесяти километрах
И.п. семьдесят километровР.п. семидесяти километровД. п. семидесяти километровВ.п. семьдесят километровТ.п. семьюдесятью километрамиП.п. о семидесяти километрах
Текст №3.
В Саранске на многих зданиях – мемориальные доски, свидетельствующие о важных событиях, происходивших в городе. В 1869 году Л.Н Толстой, великий русский писатель, находился проездом в Саранске. Здесь писатель отдыхал, отсюда написал письмо жене в Ясную Поляну: «Милый друг, ехали до места 46 верст. От Нижнего до 2/3 дороги - песчаный грунт.»
Выпишите из текста в таблицу существительные с целыми и дробными числительными.
Просклоняйте :
две третьих дороги
И.п. две третьих дорогиР.п. двух третьих дорогиД.п. двум третьим дорогиВ.п. две третьи дорогиТ.П. двумя третьими дорогиП.п. о двух третьих дороги
Текст №4.
Петя читает вслух какой-то рассказ. В комнату входит старший брат Пети, студент, будущий учитель русского языка. Он слышит фразу, которую прочитал Петя: «Двое заколачивали щели новыми досками, шестеро удерживали их веревками.» - Уверен, что среди восьмерых работавших не было ни одной женщины, - сказал брат. Петя удивленно посмотрел на него: -Точно! Но как ты догадался? Ведь ты не читал рассказ? - Нет, не читал. А секрет простой: в этой фразе упоминаются необычные числительные, которые имеют одну особенность.
Какую? Ответьте.
Замените ( где можно) количественные числительные собирательными):
3 (девушка), 7(тетрадь), 2(друзья),4 (сутки), 6 (медвежата).
Образуйте 1 в. сложные существительные 2 в. сложные прилагательные
1.в. Шестиклассник, треугольник, четырехугольник, тысячелетие, десятиклассник2.в. Восемнадцатилетний, семиструнный, пятидневный, девятиэтажный, семисоткиломет-ровый
1 в.- 6 (класс), 3(угол), 4(угол),1000(год), 10(класс);2 в. -18(год), 7(струна), 5(день), 9(этаж), 700(километр).
Отредактируйте примеры и запишите их.
В книге около девяносто страниц. В городе более сорок школ. По обоим сторонам дороги расстилаются поля. Трое школьниц нашей школы примут участие в олимпиаде по русскому языку. Ежегодно фонд библиотеки пополняется более пятьдесят тысячами экземпляров книг, включая свыше пятьсот названий журналов и более пятьдесят наименований газет.
В книге около девяноста страниц. В городеболее сорока школ. По обеим сторонам дороги расстилаются поля. Три школьницы нашей школы примут участие в олимпиаде по русскому языку. Ежегодно фонд библиотеки пополняется более пятьюдесятью тысячами экземпляров книг, включая свыше пятисот названийжурналов и более пятидесяти наименований газет.
Километр, секунда, одиннадцать, бассейн, центнер, миллион, миллиард, территория, девяносто, двести, триста, четыреста
Лингвистическая сказка о числительном.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Короткова Н.А. Урок систематизации и обобщения изученного материала. по теме «Решение линейных неравенств с одной переменной и их систем» 8 кл

Тема: : Урок систематизации и обобщения изученного материала   по теме «Решение линейных неравенств с одной переменной    и их систем» Девиз урока «Математика учит преодолевать трудности и исправ...

" С деепричастием на "ты"! (систематизация и обобщение изученного по теме "Деепричастие")

Урок является обобщающим по теме "Деепричастие", поэтому составлен так, что позволяет проверить и теоретические знания, и практические навыки учащихся по теме. На уроке используется презентация, индив...

Урок русского языка "Систематизация и обобщение изученного по теме:" Словообразование и орфография" 6 класс

Методическая разработка урока включает план-конспект содержания урока и мультимедийную презентацию....

Открытый урок по теме: "Систематизация и обобщение изученного материала о числительном»

Закрепление изученного материала о числительном. Частотность употребления имени числительного. Выработка навыка выразительного чтения. Работа над орфографической и пунктуационной зоркостью....

Конспект урока "Систематизация и обобщение изученного по теме "Имя числительное"

Обобщение и закрепление знаний об имени числительном как о части речи...

«Систематизация и обобщение изученного об имени числительном»

Систематизация о обобщение знаний об имени числительном, закрепление навыков, связанных с употреблением числительных в письменной и устной речи...

Имя числительное. Систематизация и обобщение изученного (6 класс)

Имя числительное. Систематизация и обобщение изученного (6 класс)...