Открытый урок по теме "Прямое и переносное значение слова"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе
на тему:
«Прямое и переносное значение слов»
Тема урока: «Прямое и переносное значение слов»
Класс: 5 класс
Тип урока: урок введения новых знаний
Автор УМК: Т. А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. Москва. « Просвещение
Цель: познакомить учащихся с прямым и переносным значением слов, дать осмысление того, что данные значения могут иметь одни и те же слова, применение полученных знаний при работе с текстом.
Планируемые результаты:
Предметные: понимать термины «Лексическое значение слова», «прямое и переносное значение», определять лексическое значение слова; развивать умение работать с толковым словарём; формировать представление о способах определения прямого и переносного значения слова.
Метапредметные:
Познавательные УУД: умение работать со справочной литературой, видеть, обозначать проблему, находить пути её решения;
Регулятивные: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку и давать самооценку своей деятельности;
Коммуникативные: умение работать в группе, осуществлять сбор и поиск информации, владеть разными формами речи;
Личностные: воспитание ответственности, уважения ко всем участникам образовательного процесса, привитие обучающимся интереса к урокам русского языка, стремление к речевому самосовершенствованию, воспитание чувства любви и уважения к своим близким.
Личностные:
- осознание значимости решения учебных задач, их связи с реальными жизненными ценностями и ситуациями; формирование положительного настроя в обучении; воспитание чуткого отношения к родному языку, уважительного отношения к его лексическому запасу; создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности; уважения и сотрудничества; взаимодействие учащихся в парной работе; развитие уважения друг к другу, воспитание настойчивости в достижении цели.
Технологии: развивающего обучения, личностно-ориентированная, обучения в сотрудничестве, проблемно-диалогическая, дифференцированного обучения, информационно-коммуникационная, здоровьесбережения.
Формы работы: коллективная, работа в группах, индивидуальная.
Межпредметные связи: литература (работа с художественным текстом).
Внутрипредметные связи: лексика (работа с толковыми словарями), синтаксис (составить предложения и словосочетания).
Методы обучения: проблемно-поисковый, анализ, метод поискового обобщения.
Виды используемых ИКТ: компьютер, мультимедийная установка, презентация
Методическое назначение ИКТ: усилить мотивацию, повысить интерес, расширить познавательные потребности обучаемых, повысить уровень визуализации изучаемого материала.
Интернет-ресурсы: www.gramota.ru
Материалы и оборудование: толковый словарь С.И. Ожегова, презентация, раздаточный материал
Этапы урока | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Формируемые УУД | Промежуточный контроль | |
1.Организационный момент | Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада вас видеть! Сегодня замечательная погода, ясный, солнечный день. Надеюсь, настроение у вас будет такое же прекрасное в течение всего учебного дня. А наша совместная работа будет успешной и плодотворной. Работать мы будем сегодня в группах. -Я вам желаю удачи! -Пожелайте и вы друг другу удачи! | Приветствие. | Фронтальная | Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
| |
2. Актуализация и пробное учебное действие. | - Ребята, отгадайте загадку. «Крыльев нет, - Да это слово. И говорить мы сегодня будем о словах. - Что такое слово? - А какой раздел курса русского языка изучает словарный состав? - Какую роль играют слова в нашем языке? Все верно ребята. Слово - основная единица общения, с помощью которой мы строим предложения, фразы, реплики, тексты. | Самостоятельное определение первичного уровня собственных знаний. - Это слово. - Основная единица языка. - Лексика. - Слова служат средством выражения речи людей, служат для передачи информации. | Фронтальная | Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Устные ответы, уточняющие вопросы. | |
3. Выявление места и причин затруднения. | Определить тему урока и сформулировать цели нам поможет стихотворение «Золотая мама». Послушайте: У мамы сердце золотое И золотая голова, И руки мамы золотые, И спорятся ее дела. И папа маму называет: Ты человек наш золотой! Сестричка только вот вздыхает: Ведь золото — металл такой, Колечко, правда, есть на пальце, Но руки вовсе не блестят, А на лице у глаз морщинки, Не золотые — штучек пять… И нет на сердце золотого, А сердце… так оно внутри, Оно в груди у мамы бьется, Попробуй, пробу разгляди! — Какое слово встречается в этом стихотворении чаще всего? — Как вы уже знаете, при изучении лексики нашими верными помощниками являются Толковые словари. Обратимся к одному из них Заглянем в словарь С.И.Ожегова, узнаем, сколько значений у этого слова. Золотой — 1. Цвета золота, блестяще-желтый. Золотая осень. 2. перен. Счастливый, благоприятный. Золотая пора. 3. перен. Прекрасный, замечательный. Золотые руки. 4. перен. Дорогой, любимый. Золотой мой! — Сколько значений имеет слово «золотой»? Какое из них основное? С какими из этих значений мы встретились в стихотворении «Золотая мама»? — Хочу обратить ваше внимание, что 4, 5, 6 значения слова даны под пометой перен. В словарной статье переносное значение стоит в конце статьи. Переносные значения слов – средства выразительности речи. Они делают текст живым, красочным, выразительным. | Слушают стихотворение, отвечают на вопросы. Актуализация имеющихся знаний, формирование личностного интереса к получению новой информации Самостоятельное «добывание» знаний, активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания. | Индивидуальная, фронтальная | |||
4. Целеполагание, построение проекта и решение проблемы. | - Итак, какова же тема урока? Тема сегодняшнего урока - «Прямое и переносное значение слов». Запишите ее в тетради. Сформулируйте цель на урок для себя. - Что нам поможет достичь поставленных целей? -Изучение теоретического материала. -Разграничение понятия прямого и переносного значения слова. | Определение темы урока Записывают число, тему урока.(на доске) Работа со словом | Фронтальная | |||
5. Реализация сформированной модели. | Значение слова называется прямым, если звучание слова точно указывает на предмет, действие или признак. Иногда звучание одного слова переносится на другой предмет, действие или признак на основании сходства. У слова образуется новое лексическое значение, которое называется переносным. Ребята, попробуйте, пожалуйста, привести свои примеры слов с прямым и переносным значением слова. -Обратимся к теоретическому материалу учебника п.66 стр. 157. -Дополните наши высказывания о прямом и переносом значении слова. | Воспринимают информацию, отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Работа по учебнику. Чтение и анализ теоретического материала. | ||
6. Первичное закрепление с проговариванием вслух. | Рассмотрим примеры прямого и переносного значения слов. Если человек скажет слово море, у него и его собеседников возникает образ большого водного пространства с солёной водой. А если я скажу море людей, в каком значении будет выступать слово море? На доске написаны следующие словосочетания: Золотая монета, золотые руки, золотые серьги, золотые волосы, золотое сердце, золотой кубок. Ребята, скажите мне пожалуйста, в каких словосочетаниях даны слова в прямом своем значении. Золотая монета, серьги, кубок – это предметы, сделанные из золота. Это прямое значение слова золотой. Переносное значение имеют словосочетания: золотые волосы – волосы с блестяще-жёлтым отливом, золотые руки – так говорят об умении хорошо что-то делать, золотое сердце – так говорят о человеке, который делает добро. Определим, какие из выделенных слов употреблены в прямом, а какие в переносном значении. За столом сказала мать: – Хватит языком болтать. А сынишка осторожно: – А болтать ногами можно? Проверим: болтать языком – переносное значение; болтать ногами – прямое. Стаи птиц улетают Прочь, за синее море, Все деревья блистают В разноцветном уборе. Проверим: синее море – прямое значение; разноцветный убор деревьев – переносное. Ветерок спросил, пролетая: – Отчего ты, рожь, золотая? А в ответ колоски шелестят: – Золотые нас руки растят. Проверим: рожь золотая – переносное значение; руки золотые – переносное значение. | Работают в группах. Составляют словосочетания с прямым и переносным значением слова. | Индивидуальная, групповая | Устные ответы, выполнение письменной работы в группах. | ||
Физкультминутка | Мы на лыжах в лес идем, Он деревья крутит, вертит | Выполняют физические упражнения | Фронтальная | Личностные: озоснают необходимость заботы о здоровье | ||
7.Самостоятельная работа и самопроверка. | Посмотрите, пожалуйста, на карточки, которые лежат перед вами, и определите: в прямом или переносном значении употребляются словосочетания, которые вам даны. Чистые руки, железный гвоздь, тяжелый чемодан, волчий аппетит, тяжелый характер, олимпийское спокойствие, железная рука, золотое кольцо, золотой человек, волчья шкура, ледяной взгляд, золотой ключ, холодный ветер, ослепительная красота, свежий хлеб, золотая пшеница, стеклянный графин, железный характер. Проверим: чистые руки – прямое, железный гвоздь – прямое, тяжелый чемодан – прямое, волчий аппетит – переносное, тяжёлый характер – переносное, олимпийское спокойствие – переносное, железная рука – переносное, золотое кольцо – прямое, золотой человек – переносное, волчья шкура – прямое, ледяной взгляд – переносное, золотой ключ – прямое, холодный ветер – прямое, ослепительная красота – переносное, свежий хлеб - прямое, золотая пшеница - переносное, стеклянный графин - прямое, железный характер – переносное. Молодцы, ребята, вы успешно справились с заданием, и теперь я предлагаю вам попробовать себя в роли художников и нарисовать эскиз словосочетания с переносным значением, чтобы мы все могли посмотреть на эту картинку и определить, что же вы хотели нам сказать. | Выполняют задание в группах | групповая | |||
8. Включение в систему знаний и повторений. | А теперь, ребята, я предлагаю вам посмотреть на экран. Перед вами репродукция картины И.Грабаря «Февральская лазурь». Это одна из самых известных картин Грабаря. Сейчас она находится в Москве, в Третьяковской галерее. Посмотрите, пожалуйста, на картину, и скажите: какие впечатления вызывает у вас эта картина? Как вы думаете, почему картина называется именно так - «Февральская лазурь»? Только потому, что на ней изображен лес в феврале? - Какое слово в названии главное? (лазурь) - А теперь попробуем дать толкование слову «лазурь». Обратимся к толковому словарю. - Скажите, а если бы Грабарь назвал свою картину «Февральский день», «Февральский снег» или «Февральское небо», изменился бы смысл, вложенный в название? Ели бы художник назвал картину «Февральский день», или «Февральский снег», или «Февральское небо», было бы очень просто, обычно) - Таким образом, какой смысл вложил автор в название? Какую основную мысль хотел передать? (В названии выражено отношение художника к изображаемому, подчеркнута основная мысль картины.) Какими материалами пользуется художник для передачи своего впечатления? Да, конечно, Грабарь использовал кисти, краски, но ведь это не художественные средства изобразительного искусства. А какие вы знаете средства художественной выразительности искусства слова? Между прочим, мы всегда находим их в литературных описаниях. (Метафора, эпитеты, сравнения. Я предлагаю вам составить в течении нескольких минут 3-4 словосочетания по данной картине. На их основе мы с вами попробуем создать облако слов, на которое сможет опираться любой из вас при описании картины. Примеры: морозное февральское утро, лазурное небо, солнечный свет, высокая изогнутая береза, прошлогодняя листва, молодые березы, фантастическая красота природы. | Организация диалога, проблемно-поисковой деятельности. | Фронтальная работа | |||
9.Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании. | -Вернёмся к вашим целям, которые вы ставили в начале урока? Какую цель ставили в начале урока? Достигли ли вы своей цели? Какое значение слова называется прямым, переносным? Домашнее задание. Параграф 66 повторить. Упражнение 348.Вам нужно будет озаглавить и списать текст, подчеркнуть прилагательные в переносном значении. | Актуализация знаний.
Записывают домашнее задание. | Личностные: формирование адекватной позитивной самооценки. | |||
10.Рефлексия. | - Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке. Поставьте на полях !-если все было понятно. ?!- не совсем усвоил материал, надо повторить ?-не понял. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок:" Прямое и переносное значение слова"
Тип урока: изучение и первичное закрепление полученных знаний.Цели урока: создать условия для осознания учащимися понятия метафора, на примере художественных текстов формировать умение находить...
Открытый урок по русскому языку "Озаряющие слова" (роль эпитетов в художественной речи)
Форма урока: работа в группах с элементами мастерской письма....
Конспект открытого урока литературы: "Война, жесточе нету слова..."
Размещенный урок литературы можно использовать так же, как вариант классного часа, посвещенного Дню Победы.Урок оставляет неизгладимые впечатления у учеников....
Открытый урок по русскому языку "Сложносокращенные слова" с использованием ЭОР. 6 класс
Открытый урок по русскому языку "Сложносокращенные слова" с использованием ЭОР. 6 класс...
Конспект открытого урока "Автоматизация звука "Р" в словах и предложениях".
Урок рекомендован для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью 1класс. В ходе урока использовались различные методы и приемы работы на развитие зрительного внимания, памяти, мыслител...
Открытый урок: "Подчинительные союзы и союзные слова"
Конспект урока для 9 класса "Подчинительные союзы и союзные слова"...