Воспитание культуры умственного труда учащихся через освоение механизма поэтапного формирования умственных действий
статья по теме
Практика показывает, что знание правил и умение их применять в практической деятельности не одно и то же. Далеко не каждый ученик, заучив правило, может сам установить, как этим правилом воспользоваться
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_kultury_umstvennogo_truda_uchashchihsya_cherez_osvoenie_mehanizma_poetapnogo_formirovaniya_umstvennyh_deystviy_po_galperinu.docx | 18.95 КБ |
didakticheskie_printsipy.docx | 11.69 КБ |
shemy.docx | 19.92 КБ |
tsitata.docx | 11.48 КБ |
etapy.docx | 11.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание культуры умственного труда учащихся через освоение механизма поэтапного формирования умственных действий по Гальперину
С начала своей педагогической деятельности я была убеждена, что успех зависит от интереса учащихся к моему предмету.
Я пришла к выводу, что невозможно сформировать познавательный интерес без внимания.
Всё начиналось с игры. Я пыталась сконцентрировать внимание через игру, где бы развивалась зрительная память, а значит и внимание Это и стало бы содержанием урока.
Я обратила внимание, что некоторые дети в содержании темы выделяли правило и старались заучит (запомнить) его. Потом, при каждой готовности к уроку, стал возникать вопрос: как сделать, чтобы дети самостоятельно поставили задачи урока, решили их, сами вывели правило. Поэтому и созрела идея: повысить интерес учащихся к урокам русского языка, где ребята были бы не пассивными участниками, а активными в содержании урока.
Большую роль в деле повышения грамотности учащихся играет целенаправленная работа по овладению правилом.
Что же заключено в правиле?
- Порядок действий (алгоритм)
- Теория
Практика показывает, что знание правил и умение их применять в практической деятельности не одно и то же. Далеко не каждый ученик, заучив правило, может сам установить, как этим правилом воспользоваться. Обычно какие-то звенья в применении правила ускользают от внимания ученика, и правило усваивается недостаточно хорошо, а то и просто формально (в школьном учебнике под редакцией Т.А.Ладыженской, по-моему, в этом направлении сделан большой шаг вперёд: во многих случаях даются не только сами правила, но и образцы письменного объяснения орфограмм).
Именно всё должно начинаться с работы над правилом.
Данная тема, без сомнения, актуальна. Она необходима для собственного роста и для современного образования.
В своей работе я основывалась на теории управления процессом усвоения знаний Воловича М.Б.- Фридмана Л.М., которые опирались на теорию умственных действий Гальперина П.Я.-Талызиной.
Деятельностная теория учения, основоположником которой и является Пётр Яковлевич Гальперин, в отечественной науке получила широкое распространение. Гальперин-психолог, а ни для кого не секрет, что профессионально и эффективно построить процесс обучения без знания психологии нельзя.
Некоторые положения теории Гальперина
Основной единицей анализа деятельности учащегося, по мнению Гальперина, является учебное действие. Работа учителя заключается в формировании у ребёнка соответствующих предметных знаний и конкретных умений. Задача психолога (и моя) определить, какие действия при этом должен совершить ученик. Иначе говоря, нужно выяснить, какие это действия, и сформировать их.
Вычленив некоторую порцию материала, содержание которого учащиеся должны усвоить (освоить), учитель обдумывает, какая именно организация работы учеников соответствует этому материалу.
Основная цель этапа первоначального знакомства- подготовить школьников к самостоятельному выполнению нужной работы, и сразу её организовать. С точки зрения традиционной педагогики ситуация весьма странная: дети ещё ничего не знают, а уже должны начинать работать с новыми знаниями. С точки зрения теории Гальперина надо предоставить в распоряжение детей такие краткие схематические записи, которые позволяют, ничего предварительно не заучивая, непосредственно после разъяснений учителя, приступить к самостоятельной работе с новыми знаниями.
Созданная Гальпериным данная идея оказалась ориентированной в будущее. Ему удалось подойти к решению вечной проблемы образования-формированию познавательных интересов детей. Теория Гальперина про то- чему и как учить (и существует она уже больше 50 лет и как минимум 30 лет- в разработанном виде).
Теория Гальперина приближает нас к решению самого важного вопроса любой деятельности, в том числе и учебной- её мотивации. Мы ставим перед школьниками задачу, значит, вводим в ситуацию, требующую ориентации на общий способ её разрешения. При работе обязательно необходимы действия. Мы, конечно, знаем, что любое действие, прежде чем умственным, обобщённым, сокращённым и освоенным, проходит через переходные состояния.
Всё обучение учащихся основано на деятельности с использованием ООД.
Этап ООД. Знакомство с новым материалом, правилом, составление алгоритма и его применение. На этом этапе составляется схема ООД. Учащиеся получают необходимые разъяснения о цели действия, его объекте, системе ориентиров (раскрывается содержание ООД). Учащиеся показывают, как и в каком порядке выполняются все три вида операций, входящих в действие: ориентировочные, исполнительные и контрольные. Фактически усвоение действия происходит только через наблюдение за действиями других людей, где усваиваемое действие выполняется самим учеником.
ООД- основная часть действия- система условий, на которую опирается ученик при выполнении действия. Она самая главная, от особенностей её построения зависит успех всей учебной деятельности (УД). По Гальперину, понятие ориентировки переносится во внутренние психические процессы, мышление рассматривается как «свёрнутый» в языке процесс внешней предметной деятельности.
Этап формирования действия в материальном виде. Учащиеся выполняют действие во внешней форме с развёртыванием всех входящих в него операций. Материальная форма действия с самого начала сочетается с речевой: учащиеся формулируют в речи всё, что выполняют практически (т.е.- рассуждение по алгоритму). Алгоритм, в основном, составляется учащимися коллективно (под руководством учителя). Иногда школьники, разобрав правило по учебнику или узнав его от учителя, могут и самостоятельно составить алгоритм (с последующей его проверкой).
Этап формирования действия как внешнеречевого. На этом этапе, где все элементы действия представлены форме внешней речи, действие проходит дальнейшее обобщение, но остаётся ещё неавтоматизированным и несокращённым. Учащиеся также рассуждают вслух или шёпотом, но делают это по памяти, не глядя в алгоритм. Алгоритм не зазубривается школьниками, а усваивается ими в процессе активной деятельности. Если отдельные ученики ещё не запомнили, они могут заглядывать в запись алгоритма.
На первых порах учащиеся обычно называют операции алгоритма в вопросно-ответной форме (учитель-ученику), затем их рассуждение становится короче и приобретает характер небольшого связного сообщения.
Этап формирования действия во внешней речи про себя. На этом этапе действия выполняются беззвучно и без прописывания- как проговаривание про себя. Ученикам даётся слово (слова, словосочетание и т.д.) для самостоятельного разбора. Они работают молча, рассуждают про себя. Можно выполнить обучающий диктант «Проверяю себя» или выполнить упражнение из учебника с использованием этого принципа.
Этап формирования действия во внутренней речи. На этом этапе действие очень быстро приобретает автоматическое течение, становится недоступным самонаблюдению. Действие перешло в навык: происходит «свёртывание» алгоритма, и учащиеся мгновенно распознают орфограмму.
Наиболее целесообразны на этом, заключительном, этапе такие работы, как творческий или свободный диктант, близкое к тексту изложение, составление текста с грамматико-орфографическим заданием.
Конечно, иногда на одном уроке невозможно провести школьником через все этапы. Нельзя опускать этапы работы по алгоритму с подробным рассуждением, очень быстро переходя к самостоятельной работе, но нельзя и задерживать школьников слишком долго на подробном рассуждении: ведь каждый новый алгоритм опирается на уже усвоенные, которые должны быть «свёрнуты».
На таких уроках, конечно, записать удаётся меньше, но качество этой работы выше. Время, затраченного на запись алгоритмов, вскоре себя окупает, т.к. учащиеся, даже самые слабые, быстро запоминают ход рассуждения. Навыки формируются быстрее и успешнее, чем без записи алгоритма.
Результативность зависит от организации деятельности. Организация совместной работы положительно влияет на процесс и результаты учебной деятельности. Оказывается, изучение одной из самых трудных дисциплин- русского языка- при соблюдении определённых условий становится интересным и эффективным. Изучение слова путём выделения его частей обуславливает воспитание чувства языка. Это подготавливает перенос знаний и на другие области. Ребёнок овладевает средствами подхода к действительности и её анализа. Такое обучение подкрепляет интерес ребёнка к изучению окружающей действительности. Его не нужно побуждать, а достаточно лишь направить активность в нужное русло.
Значение теории Гальперина П.Я.
- Это возможность перехода от развивающего к личностно-ориентированному обучению, что предполагает смену парадигмы образования с информационной на смысловую. Ребята включаются в процесс построения ориентировки. В этом случае они понимают, что, как и зачем делают.
- Это организация процесса усвоения знаний с опорой на описанные Гальпериным законы интериоризации (присвоения)
Это создание нового типа учебника.
Литература
- Гальперин, П.Я. и современная психология. - Школьная психология, 2003
- Объективная наука о субъективном мире. -Школьная психология,-2012
- Внутренний мир, как присвоенный внешний. -Школьная психология,-2012
- Обучение и развитие. -Школьная психология,-2000
Предварительный просмотр:
Дидактические принципы
- Начинать разъяснения новой группы явлений с их общей структуры
- Не иллюстрировать её на частном примере, а демонстрировать её на схеме (схема ООД)
-Не заучивать её предварительно, а немедленно применять к решению задачи
-Не постепенный переход от простого к сложному, от лёгкого к трудному, а переход к контрастному от грубых контрастов ко всем более тонким
Предварительный просмотр:
ИНТЕРЕС
ВНИМАНИЕ СОДЕРЖАНИЕ
ПРАВИЛО
ПОРЯДОК ДЕЙСВИЯ ПОНЯТИЕ
(АЛГОРИТМ)
УВОЕНИЕ
Предварительный просмотр:
Самое важное в жизни- правильно сориентироваться в ситуации, требующей действия, и правильно ориентировать его исполнение.
П.Я.Гальперин
Предварительный просмотр:
1 ЭТАП – МОТИВАЦИОННЫЙ
2 ЭТАП- СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМЫ ОРИЕНТИРОВОЧНОЙ ОСНОВЫ ДЕЙСТВИЯ
3 ЭТАП- ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЯ В МАТЕРИАЛЬНОМ ВИДЕ
4 ЭТАП- ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЯ КАК ВНЕШНЕРЕЧЕВОГО
5 ЭТАП- ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЯ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ ПРО СЕБЯ
6 ЭТАП- ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЯ ВО ВНУТРЕННЕЙ РЕЧИ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация теории поэтапного формирования умственных действий
К современным теориям развивающего обучения относится теория поэтапного формирования умственных действий, созданная Петром Яковлевичем Гальпериным, которая н...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КСО ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕОРИИ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ .
В статье представлен опыт многолетней работы по внедрению в учебный процесс двух важнейших технологий обучения – работы в парах сменного состава и теории поэтапного формирования умственных дейст...
Из опыта работы "Реализация теории поэтапного формирования умственных действий"
Особенности содержания и методики I Вычленив, некоторую порцию материала, математическое содержание которого, дети должны усвоить, учитель обдумывает, какая именно организация работы ...
РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ С ПАРАМЕТРАМИ В ТЕОРИИ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ С ПАРАМЕТРАМИ В ТЕОРИИ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ...
Метод поэтапного формирования умственных действий и понятий: теория и практика
Цель данной работы:- изучить метод поэтапного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина.-...
Поэтапное формирование умственных действий и усвоение знаний
Еще Л.С.Выготский говорил: "Чем меньше учитель говорит на уроке, тем больше знают его дети". Умственные действия - это действия человека, которые выполняются во внутреннем плане сознания, без опоры на...
Формирование умения планировать предстоящую деятельность у учащихся с нарушениями интеллекта на уроках профильного труда (направление "швейное дело") через использование приемов проблемного обучения и поэтапного формирования умственных действий
Обобщение педагогического опыта по теме "Формирование умения планировать предстоящую деятельность у учащихся с нарушениями интеллекта на уроках швейного делачерез использование приемов проблемног...