ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КСО ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕОРИИ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ .
методическая разработка по химии (9 класс) на тему
В статье представлен опыт многолетней работы по внедрению в учебный процесс двух важнейших технологий обучения – работы в парах сменного состава и теории поэтапного формирования умственных действий на уроках химии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kso_i_tpfud.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КСО ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕОРИИ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ
Шамгунова Л.К.
МОУ «СОШ №30» г. Астрахань
В статье представлен опыт многолетней работы по внедрению в учебный процесс двух важнейших технологий обучения – работы в парах сменного состава и теории поэтапного формирования умственных действий на уроках химии.
Обучение на основе реализации поэтапного формирования умственных действий складывается из этапов:
1. Предварительное знакомство с действием, создание ООД.
Происходит предварительное ознакомление с действием, то есть построение в сознании учащегося ориентировочной основы действий (ООД). ООД – это текстуально или графически оформленная модель изучаемого действия (инструкция или алгоритм), включающая мотивацию, представление о действии, систему условий правильного его выполнения.
2. Материальное (материализованное) действие.
Учащиеся выполняют материальное действие в соответствии с учебным заданием во внешней материальной, форме. Они получают информацию в виде различных материальных объектов: реальных предметов или их моделей, схем, макетов, опытных экспериментов и т.д., сверяя свои действия с ООД.
3.Этап внешней речи.
После выполнения нескольких однотипных действий необходимость обращаться к инструкции отпадает и функцию ориентировочной основы выполняет громкая внешняя речь (образы). Учащиеся проговаривают вслух то действие, ту операцию, которую в данный момент осваивают. В их сознании происходит сокращение, обобщение учебной информации, а выполняемое действие начинает автоматизироваться.
4.Этап внутренней речи. Учащиеся проговаривают выполняемое действие, операцию про себя, при этом проговариваемый текст необязательно должен быть полным. Учащиеся могут проговаривать только наиболее сложные, значимые элементы действий, что способствует его дальнейшему мысленному свёртыванию и обобщению.
5.Этап автоматизированного действия. Учащиеся автоматически отрабатывают действие, даже мысленно не контролируя себя. Это свидетельствует о том, что действие интериоризировалось, перешло во внутренний план, и необходимость во внешней опоре отпала. ООД может формироваться как иллюстративно-объяснительным, так и проблемно поисковым методом, а также в ходе самостоятельной работы, тогда совершается постепенный переход от контроля к самоконтролю.
Организации познавательного процесса по технологии коллективного способа обучения позволяет; а) провести реализацию ТПФУД в течение одного(2-х или 3-х часового) занятия вместо 4-х урочного цикла, что значительно интенсифицирует учебную деятельность. б) облегчить осуществление важнейшего компонента реализации ТПФУД – контроль работы ученика на всех этапах для предупреждения и избежание ошибок.
Приведем пример реализации ТПФУД на уроке химии в 9 классе при изучении темы «Металлы». ООД в обобщённом виде создаётся в ходе одночасовой лекции, на которой осуществляется актуализация знаний и достигается необходимый уровень мотивации. Учебный материал разбивается на 4 блока, содержание каждого структурируется с использованием приёмов УДЕ. Блок №1 «Строение атомов элементов металлов. Положение в периодической системе». Блок №2 «Строение простого вещества, физические свойства, применение металлов». Блок №3 «Нахождение в природе, получение металлов. Коррозия металлов». Блок №4 «Химические свойства металлов».
Работа организуется по методике КСО взаимопередачи заданий (ВЗ). Класс разбивается на шесть групп по 4 человека, каждая группа работает по 4 карточкам, каждая карточка представляет один блок и состоит из 2-ух частей: первая «ввод» предназначена для создания ООД и передачи нового материала партнёру, вторая «контроль» – для выполнения самостоятельной работы после изучения первой части с целью закрепления изученного. Приведем пример содержания заданий.
Карточка №1 «Строение атомов металлов. Положение элементов металлов в П.С.Х.Э.». 1. Задание для ввода (ООД составлена с применением приёма УДЕ – совместное и одновременное изучение родственных знаний – и представляет ряд вопросов, в ходе работы над которыми, составляется таблица). Прочитайте параграф и найдите ответы на вопросы:
1. Каковы особенности строения атомов элементов металлов? 2. Каково место металлов в периоде? 3. Какие особенности имеет атомный радиус элементов металлов? 4. Каково место элементов металлов в группе? 5. Как изменяются металлические свойства в периоде и группе?
Строение атомов | Положение в П.С. |
1. Число электронов на внешнем уровне не более 3-ёх. 2.Большой атомный радиус, внешние электроны значительно удалены от атомного ядра. 3. Внешние электроны слабо притягиваются к атомному ядру, легко отрываются, потому металлам свойственна восстановительная активность. | 1. Располагаются в левой части малого периода и в верхнем чётном ряду большого периода, занимают левую часть П.С. 2. Располагаются в нижнем конце группы, занимают нижнюю часть П.С. 3.Восстановительна металлическая активность усиливается справа налево в периоде и сверху вниз в группе. |
Задания для контроля: 1. Почему элементы Pb, Sn, Bi, Po являются металлам, хотя на внешнем уровне электронов больше 3-х? 2. Почему элемент. В (бор) является неметаллом, хотя на внешнем уровне атома всего 3 электрона? 3. В каком ряду элементов происходит изменение свойств от металлических к неметаллическим 1)Mg-Al- Si , 2) C-B-Li 3) Ba-Mg-Ca 4) P-Si – Al? 4) Какой металл является самым активным в природе?
Карточка №2 «Строение простого вещества металла Физические свойства металлов. Применение металлов в технике».
1. Задание для ввода (ООД составляется с применением того же приёма УДЕ). Прочитайте параграф учебника, рассмотрите предложенные коллекции металлов и ответьте на вопросы:
1. Какая связь называется металлической? 2. Какое строение имеет металлическая кристаллическая решётка? 3. Какие физические свойства обусловливает металлическая решётка? 4. Как используются физические свойства металлов в технике?
Вид связи. Тип решётки. | Физические свойства | Области применения металлов |
Атомы металлов связаны металлической связью и образуют металлическую решётку, в узлах которой расположены ионы и атомы, между ними свободно перемещаются электроны, обусловливая химическую связь. Плотность и твёрдость решётки значительно возрастает с увеличением числа электронов в глубинных энергетических уровнях. | Свободно перемещающиеся электроны обусловливают следующие свойства: 1.пластчность 2. электропроводность 3.теплопроводность 4.блеск | 1. машиностроение, как важнейший конструкционный материал 2. электротехника (провода, кабель, электроды…) 3.Бытовая посуда, теплообменники… 4.Украшения, зеркала, свето - отражатели. |
2. Задания для контроля. 1. При низкой температуре близкой к абсолютному нулю наблюдается максимальная электропроводность – сверхпроводимость. Чем это можно объяснить? Почему электропроводность металлов возрастает при низких температурах? Какие металлы самые электропроводные? Из каких металлов делают нити накаливания?
В карточках №3 и №4 ООД составляется с применением приема УДЕ
«изучение противоположных объектов, явлений, процессов в единстве как дидактических частей целого».
1 этап: ООД создается 4 учениками-экспертами, заранее подготовленными для передачи знаний по карточкам. Они объясняют материал для одного представителя из каждой группы, которые после возвращения в свою группу будут передавать полученный блок знаний другим членам групп.
2 этап: материализованных действий осуществляется при выполнении заданий для контроля во второй части полученной карточки, осмысливая и закрепляя новый материал. 3 этап внешней речи проходит в момент объяснения полученного от эксперта ввода партнеру по возвращении ученика в свою группу. 4 этап внутренней речи (автоматизированного действия) происходит при выслушивании ответа партнера и проверке выполненного им задания для контроля. 5 этап автоматизированного действия также осуществляется при выполнении заданий второго уровня или при контроле знаний, проводимом учителем.
Каждый ученик работает с материалом карточки дважды: первый раз – выслушивает объяснение ввода и выполняет задания контроля, второй раз – объясняет ввод партнеру и проверяет задания контроля, выполненные партнером. Для реализации учебных задач требуется двух – трёх часовое занятие, в течение которого учащийся прорабатывает 4 карточки, охватывающие все блоки знаний изучаемой темы.
Таким образом, представленный алгоритм работы в парах сменного состав включает все этапы формирования умственных действий.
Список литературы:
1. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. – М.:НИИ школьных технологий, 2005.
2. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. – М.: Просвещение, 1991.
3. Воскобойникова Н.П. Азбука КСО. // Химия в школе. – 1993. – № 1, №2, №3, №4, №5, 1994 №1.
4. Габриелян О.С. Химия. 9 класс. – М.: Дрофа, 2006. –
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация теории поэтапного формирования умственных действий
К современным теориям развивающего обучения относится теория поэтапного формирования умственных действий, созданная Петром Яковлевичем Гальпериным, которая н...
Из опыта работы "Реализация теории поэтапного формирования умственных действий"
Особенности содержания и методики I Вычленив, некоторую порцию материала, математическое содержание которого, дети должны усвоить, учитель обдумывает, какая именно организация работы ...
РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ С ПАРАМЕТРАМИ В ТЕОРИИ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ С ПАРАМЕТРАМИ В ТЕОРИИ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ...
Метод поэтапного формирования умственных действий и понятий: теория и практика
Цель данной работы:- изучить метод поэтапного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина.-...
Формирование умения планировать предстоящую деятельность у учащихся с нарушениями интеллекта на уроках профильного труда (направление "швейное дело") через использование приемов проблемного обучения и поэтапного формирования умственных действий
Обобщение педагогического опыта по теме "Формирование умения планировать предстоящую деятельность у учащихся с нарушениями интеллекта на уроках швейного делачерез использование приемов проблемног...
Сообщение "Технология поэтапного формирования умственных действий. Реализация теории П.Я. Гальперина в рамках организации и проведения общешкольного проекта"Неделя детской книги".
В сообщении представлены этапы формирования умственных действий, показано использование метода проекта как пример применения данной технологии....
Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий как средство устойчивого успешного развития обучающихся
Развивающая концепция обучения...