Реализация теории поэтапного формирования умственных действий
статья по информатике и икт на тему

Белова Наталья Викторовна

        К современным теориям развивающего обучения относится теория поэтапного формирования умственных действий, созданная Петром Яковлевичем Гальпериным, которая направлена на формирование у учащихся умственных действий, понятий, психических процессов (в частности, внимания).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Городское методическое объединение учителей информатики

Д О К Л А Д

РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕОРИИ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

         Подготовил: учитель первой категории

МБОУ «Гимназия №13»

Белова Наталья Викторовна

г. Новомосковск

2012

К современным теориям развивающего обучения относится теория поэтапного формирования умственных действий, созданная Петром Яковлевичем Гальпериным, которая направлена на формирование у учащихся умственных действий, понятий, психических процессов (в частности, внимания).

Условием формирования действий является ориентировочная основа действия (ООД) – это система ориентиров и указаний, сведений о всех компонентах действия (предмет, продукт, средства, состав и порядок выполнения операций). Выделяют три типа ООД и три типа обучения.

1-й тип обучения характеризуется неполным составом ОО, ориентиры представлены в частном виде и выделяются самим субъектом путем слепых проб.

2-й тип обучения характеризуется наличием всех условий, необходимых для правильного выполнения действия. Но эти условия даются субъекту 1) в готовом виде, 2) в частном виде, пригодном для ориентировки лишь в данном случае.

3-й тип обучения – ОО имеет полный состав, ориентиры представлены в обобщенном виде, характерном для целого класса явлений. В каждом конкретном случае ООД составляется учеником самостоятельно с помощью общего метода, который ему дается.  

 Поэтапное формирование умственных действий по этой классификации типов обучения соответствует третьему типу. Но успешность обучения такого типа обусловлена не только полной, обобщенной и самостоятельно создаваемой ориентировочной основой действия, но и отработкой действия на разных уровнях его формирования (в разных формах).

П.Я. Гальперин выделял шесть этапов формирования умственных действий:

1-й этап – мотивационный. Происходит предварительное ознакомление учащихся с целью обучения, создание «внутренней», или познавательной, мотивации.

2-й этап – составление схемы ориентировочной основы действия. Ученик разбирается в содержании усваиваемого действия: в свойствах предмета, в результате-образце, в составе и порядке исполнительных операций.

3-й этап – формирование действия в материальной или материализованной форме. Действие выполняется как внешнее, практическое, с реальными предметами (материальная форма действия. Действие выполняется с преобразованным материалом: моделями, схемами, диаграммами, чертежами и т. п. (материализованная форма). При этом все операции действия осознаются, а замедленное их выполнение позволяет увидеть и осознать содержание как операций, так и всего действия в целом. Обязательным условием этого этапа является сочетание материальной формы действия с речевой, что позволяет отделить усваиваемое действие от тех предметов или их заместителей, с помощью которых оно выполняется. Когда действие начинает протекать плавно, безошибочно и более быстро, убираются ориентировочная карточка и материальные опоры.

4-й этап – формирование действия в громкой речи. Ученик, лишенный материальных опор действия, анализирует материал в плане в громкой социализированной речи, обращенной к другому человеку. Это одновременно и речевое действие, и сообщение об этом действии. Речевое действие должно быть развернутым, сообщение – понятным другому человеку, контролирующему процесс обучения. На этом этапе происходит «скачок» – переход от внешнего действия к мысли об этом действии. Осваиваемое действие проходит дальнейшее обобщение, но остается несокращенным, неавтоматизированным.

5-й этап – формирование действия во внешней речи «про себя». Ученик использует ту же речевую форму действия, что и на предыдущем этапе, но без проговаривания (даже шепотом). Здесь возможен пооперационный контроль: педагог может уточнять последовательность производимых операций или результат отдельной операции. Этап завершается, когда достигается быстрое и правильное выполнение каждой операции и всего действия.

6-й этап – формирование действия во внутренней речи.

Ученик, решая задачу, сообщает только конечный ответ. Действие становится сокращенным и легко автоматизируется. Но это автоматизированное действие, выполняемое с максимально возможной для ученика скоростью, остается безошибочным (при появлении ошибок необходимо вернуться на один из предыдущих этапов). На последнем, шестом, этапе формируется умственное действие, появляется «феномен чистой мысли».

Сравнивая поэтапное формирование умственных действий со стихийным научением ребенка (первый тип обучения), следует отметить прежде всего преимущества в устойчивости достигаемых позитивных результатов. Стихийное научение – нерегулируемый процесс, на который влияет множество факторов, как внешних, так и внутренних, поэтому конечный продукт оказывается неустойчивым (иногда – успешным, иногда – нет), а сам ученик не всегда уверен в правильности полученного результата. Второй тип обучения, наиболее характерный для школы (то, что обычно называется традиционным обучением), приводит к разной успешности учения разных детей, т. е. к разным уровням успеваемости. Использование метода формирования умственных действий позволяет «выравнивать» успеваемость, добиться устойчиво успешного решения разными детьми определенного класса задач. 

В педагогическую практику сегодня широко внедряется метод проектов, позволяющий индивидуализировать учебный процесс, дающий возможность ученику проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности, творчество при выполнении учебных заданий.

Организация усвоения, согласно теории поэтапного усвоения имеет следующую структуру:

  1. Подготовка учащихся к поэтапному формированию умственных действий.
  2. Отработка технологических приёмов поэтапного формирования умственных действий и применение их на практике.

Возникает вопрос, как проконтролировать уровень сформированности ИКТ-компетентности ученика при использовании теории поэтапного формирования умственных действий?

Возможно на уровне контроля применить метод проектов. Следует отметить, что проектная деятельность становится ведущей на уроках информационного цикла в старших классах. Но рассчитывать на её успешность, можно тогда, когда удается построить работу на значимом для учеников материале.

Одним из наиболее удачных являлся проект БД «Расписание». При разработке данного проекта были успешно выполнены следующие этапы:

  1. Разработана инфологическая модель предметной области.
  2. Построен граф системы.
  3. Создана реляционная модель данных.
  4. Разработана схема данных.
  5. Разработаны формы, запросы, отчёты.

Для контроля сформированности ИКТ-компетентности используется её структура.

Структуру ИКТ-компетентности составляют следующие познавательные навыки (когнитивные действия): определение (идентификация) информации, доступ (поиск), управление, интеграция, оценка, создание и передача.

Первый этап — разработка инфологической модели предметной области показывает сформированность навыка оценка (выработка критериев для отбора информации в соответствии с потребностью, умение остановить поиск).

Построение графа системы показывает сформированность познавательного навыка — управление (структурирование).

Реляционная модель данных показывает сформированность познавательного навыка — управление.

Схема данных показывает сформированность познавательного навыка — управление (структурирование).

Форма для заполнения базы данными показывает сформированность познавательного навыка — интеграция (умение исключать несоответствующую и несущественную информацию).

Так же при выполнении этого проекта создавались запросы, позволяющие оценить сформированность навыка — доступность или поиск.

Отчёт показывает сформированность познавательного навыка — создание и познавательный навык — сообщение (передача)

Таким образом, использование метода проектов позволяет определить, насколько сформирована ИКТ-компетентность при использовании теории поэтапного формирования умственных действий. Данная система обучения позволяет сформировать достаточно высокий уровень ИКТ-компетентности.

Значение теории П.Я. Гальперина состоит в том, что она указывает учителю, как надо строить обучение, чтобы эффективно формировать знания и действия с помощью главного дидактического средства – ориентировочной основы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕОРИЯ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

Слайд 2

Петр Яковлевич Гальперин (1902–1988) – известный российский психолог, заслуженный деятель науки РСФСР, один из ведущих отечественных ученых в области общей, возрастной и педагогической психологии, автор всемирно известной теории поэтапного формирования умственных действий.

Слайд 3

П.Я. Гальперин разграничил две части осваиваемого предметного действия: его понимание и умение его выполнить. Первая часть играет роль ориентировки и названа «ориентировочной», вторая – исполнительная. П.Я. Гальперин придавал особое значение ориентировочной части, считая ее «управляющей инстанцией», позднее он назовет ее «штурманской картой». Условием формирования действий является ориентировочная основа действия ( ООД ) – это система ориентиров и указаний, сведений о всех компонентах действия (предмет, продукт, средства, состав и порядок выполнения операций).

Слайд 4

Выделяются три типа ООД и три типа обучения: 1-й тип обучения характеризуется неполным составом ОО, ориентиры представлены в частном виде и выделяются самим субъектом путем слепых проб. 2-й тип обучения характеризуется наличием всех условий, необходимых для правильного выполнения действия. 3-й тип обучения – ОО имеет полный состав, ориентиры представлены в обобщенном виде, характерном для целого класса явлений.

Слайд 5

Поэтапное формирование умственных действий по этой классификации типов обучения соответствует третьему типу. Но успешность обучения такого типа обусловлена не только полной, обобщенной и самостоятельно создаваемой ориентировочной основой действия, но и отработкой действия на разных уровнях его формирования (в разных формах).

Слайд 6

Схема этапов формирования умственных действий, по П.Я. Гальперину Предварительная ориентировка, мотивация ОДД Материальное действие Громкая внешняя речь Внешняя речь «про себя» Внутренняя речь, умственное действие Материальное действие

Слайд 7

П.Я. Гальперин выделял шесть этапов формирования умственных действий: I этап - мотивационный; II этап - составление схемы ориентировочной основы действия; III этап - формирование действия в материальной или материализованной форме; IV этап - формирование действия в громкой речи; V этап - формирование действия во внешней речи «про себя»; VI этап - формирование действия во внутренней речи.

Слайд 8

Сравнивая поэтапное формирование умственных действий со стихийным научением ребенка (первый тип обучения), следует отметить прежде всего преимущества в устойчивости достигаемых позитивных результатов. Стихийное научение – нерегулируемый процесс, на который влияет множество факторов, как внешних, так и внутренних, поэтому конечный продукт оказывается неустойчивым (иногда – успешным, иногда – нет), а сам ученик не всегда уверен в правильности полученного результата. Второй тип обучения, наиболее характерный для школы (то, что обычно называется традиционным обучением), приводит к разной успешности учения разных детей, т. е. к разным уровням успеваемости. Использование метода формирования умственных действий позволяет «выравнивать» успеваемость, добиться устойчиво успешного решения разными детьми определенного класса задач.

Слайд 9

Значение теории поэтапного формирования умственных действий Петра Яковлевича Гальперина состоит в том, что она указывает учителю, как надо строить обучение, чтобы эффективно формировать знания и действия с помощью главного дидактического средства – ориентировочной основы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КСО ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕОРИИ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ .

В статье представлен опыт многолетней работы по внедрению в учебный процесс двух важнейших технологий обучения – работы в парах сменного состава и теории поэтапного формирования умственных дейст...

Из опыта работы "Реализация теории поэтапного формирования умственных действий"

Особенности содержания и  методики I Вычленив, некоторую порцию материала, математическое содержание которого, дети должны усвоить, учитель обдумывает, какая именно организация работы ...

РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ С ПАРАМЕТРАМИ В ТЕОРИИ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ С ПАРАМЕТРАМИ В ТЕОРИИ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ...

Метод поэтапного формирования умственных действий и понятий: теория и практика

Цель данной работы:-         изучить метод поэтапного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина.-...

Сообщение "Технология поэтапного формирования умственных действий. Реализация теории П.Я. Гальперина в рамках организации и проведения общешкольного проекта"Неделя детской книги".

В сообщении представлены этапы формирования умственных действий, показано использование метода проекта как пример применения данной технологии....

Воспитание культуры умственного труда учащихся через освоение механизма поэтапного формирования умственных действий

Практика показывает, что знание правил и умение их применять в практической деятельности не одно и то же. Далеко не каждый ученик, заучив правило, может сам установить, как этим правилом воспользовать...