Рабочая программа по русскому языку 8 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (8 класс) на тему

Асоскова Н.Н.

Тематическое планирование и пояснительная записка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_8_klass.docx39.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Мужиново

Клетнянского муниципального района Брянской области

«Согласовано»

Зам.директора по УВР:

________________ С.Н. Борисенко

«____» _______________ 20 ___ г.

«Утверждено»

Директор школы:

__________________ Н.А. Асоскова

Приказ № ____ от  «____»_________ 20___ г.

Рабочая программа по русскому языку

для 8 класса

4 часа в неделю, 136 часов в год.

Составитель:

Асоскова Наталья Николаевна

1 кв. категория

20__ - 20 ___ уч.год


Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 8 класса разработана на основе:

1.Федеральный компонент государственного стандарта среднего общего (полного) образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004  №1089, с изм.  от 31.01.2012).

2. Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию …/Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253

3..Примерная программа среднего общего образования по русскому языку (Письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки РФ от 07.07.2005г. №03-126 «О примерных программах по учебным предметам ФБУП»

4. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы/ авторы программы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский/ - М.: Просвещение, 2012

7. Школьный учебный план на 2017-2018 учебный год.

Общая характеристика курса

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 8 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи.

Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

Рабочая программа для учащихся 8 класса предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в рабочей программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность.

Цели обучения:

воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку;

совершенствование: речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; об особенностях русского речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

        Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – это знания, умение и навыки, необходимые для усвоения национально-культурной специфики русского языка, овладения русским речевым этикетом.

Настоящая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по русскому языку, авторской программы М,Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, М.: Просвещение, 2008 г.

В работе  используется учебник русского языка для 8 класса (авторы Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская), М.: Просвещение, 2011 г.

Рабочая программа построена с учётом принципов системности, научности, доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.изучение каждого раздела, каждой темы содействует развитию логического мышления и речи учащихся. Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, слушания, чтения и письма).

Формы организации учебного процесса:

  • Традиционный урок
  • Формы текущего и итогового контроля
  • Информационно-коммуникационные технологии.

Формы контроля: диктанты, тестирование, сочинения, изложения.


Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс 8 класса

Учащиеся должны знать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

К концу 8 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью;
  • составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные с однородными и обособленными членами, вводными словами (и предложениями), обращениями;
  • пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;
  • соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

   По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными  правилами. Ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах  предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, , междометиях, вводных словах и предложениях. Ставить тире в нужных случаях между подлежащими и сказуемыми.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы,  обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами. Правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми орфограммами.

По связной речи. Определять тип и стиль текста. Подробно  и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания местности, памятников. Писать сочинения-описания (сравнительная характеристика знакомых лиц; описание местности памятника культуры или истории), сочинения-рассуждения на морально-этические темы. Совершенствовать изложение и сочинение в соответствие с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять языковые ошибки. Уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями по общественно важным проблемам.                

Учебно-методический комплекс

Программа

(автор, название

 программы,

источник)

Учебник

(автор, название,

издательство,  год издания)…

Учебная

методическая

литература

для учащихся

Учебно-методическая

литература

для учителя

Инструментарий для проверки знаний учащихся

(автор, название,

издательство,

год издания)

Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы/ авторы программы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский/ - М.: Просвещение, 2008.

  1. Русский язык. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, А.М.Александрова / - М.: Просвещение, 2011
  2. Рабочая тетрадь по русскому языку: 9 класс: к учебнику Л.А.Тростенцовой, Т.А.Ладыженской и др. «Русский язык. 9 класс» / Н.И.Демидова. – Москва: Астрель, 2013. – 125

  1. Бройде М.Г. Русский язык в таблицах и схемах. 5-11 класс, М.: Аквариум, 2000, 128 с.

Егорова Н.В., Горшкова В.Н. Поурочные разработки по русскому языку. 9 класс. – М.: ВАКО, 2013. – 368 с. – (В помощь школьному учителю)..

Говорите, пожалуйста, правильно./ П.А.Клубков. _ СПб.: Норинт, 2001.

  1. Русский язык: Тесты. 8-9 классы / Тихонова В.В., Шаповалова Т.Е.. – 4-е изд. – стереотип. – М.: Дрофа, 2000. – 64 с.
  2. Дидактические по русскому языку: Пунктуация: 5-9 кл. в 2-х частях: 1 ч. /Г.Г.Граник, Л.А.Концевая, Г.Н.Владимирская, С.М.Бондаренко. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 478 . – (Раздаточные материалы).
  3. Диктанты: Русский язык: 8 кл.: Метод. Пособие/А.А.Позднякова, И.В.Текучева. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002.
  4. 400 диктантов и тестов по русскому языку8-9 классы./Н.В. Охременко, О.В.Федина. – М.: Аквариум, К.: ГИППВ,2000.


Содержание учебного предмета русский язык, 8 класс

№ п/п

Наименование раздела

Кол-во часов по данной рабочей программе

Из них

Развитие речи

Контрольные работы

1

Функции русского языка в современном мире.

1

2

Повторение пройденного в 5 – 7х классах

11

2

1

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

133

3

Основные единицы синтаксиса.

6

3

4

Словосочетание

5

3

5

Простое предложение

8

1

1

6

Главные члены предложения

12

2

1

7

Второстепенные члены предложения

13

2

1

 Простые односоставные   предложения

15

3

1

8

Простое осложненное предложение.

Понятие об осложненном предложении.

1

9

Однородные члены предложения

16

4

1

10

Обособленные члены предложения

22

3

1

11

Неполные  предложения

(1)

Входит в состав односоставных предложений

12

Обращения, вводные слова, междометия/ Слова, грамматически не связанные с членами предложения

15

1

1

13

Прямая и косвенная речь/чужая речь

8

1

14

Повторение и систематизация пройденного в 8 классе

7

1

1

Всего

140

26

9


Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения занятия

План

Факт

Функции русского языка в современном мире (1)

1

Русский язык в современном мире

1

Повторение изученного в V–VII классах (9+2)

2

Пунктуация и орфография.

1

3

Знаки завершения, разделения, выделения.

1

4

Знаки препинания в сложном предложении.

1

5

Буквы н, нн в суффиксах прилагательных, причастий, наречий.

2

6

Буквы н, нн в суффиксах прилагательных, причастий, наречий.        

7

 Подготовка к изложению с грамматическим заданием по упр. 26,27

2

8

Написание изложения с грамматическим заданием по упр 26,27

9

Слитное и раздельное написание не с разными частями речи

2

10

Слитное и раздельное написание не с разными частями речи

11

Контрольный диктант №1 по теме «Повторение изученного в 5-7 кл.»

1

12

Работа над ошибками

1

Синтаксис, пунктуация, культура речи (112+21)

13

Основные единицы синтаксиса

1

14

 Текст как единица синтаксиса.

2

15

Текст как единица синтаксиса.

16

Предложение как  единица синтаксиса.

2

17

Предложение как  единица синтаксиса.

18

 Написание сжатого изложения, упр.52

1

Словосочетание (5)

19

Словосочетание как    единица синтаксиса.

2

20

Словосочетание как    единица синтаксиса.

21

Виды словосочетаний

1

22

Синтаксические связи  слов в словосочетаниях.  

1

23

Синтаксический разбор словосочетаний

1

Простое предложение (7+1)

24

Простое предложение. Грамматическая (предикативная)

основа предложения

1

25

Порядок слов в предложении.  

1

26

Интонация, логическое ударение.

1

27

Повторение изученного материала. Подготовка к контрольному диктанту по теме «Простое предложение»

2

28

Повторение изученного материала. Подготовка к контрольному диктанту по теме «Простое предложение»

29

Контрольный диктант №2 по теме «Простое предложение»

1

30

Работа над ошибками

1

31

 Описание памятника культуры

1

Двусоставные предложения (20+5)

Главные члены предложения (10+2)

32

Двусоставные предложения. Главные члены предложения. Подлежащее.

1

33

Сказуемое. Простое глагольное сказуемое

2

34

Сказуемое. Простое глагольное сказуемое

35

Составное глагольное сказуемое.

2

36

Составное глагольное сказуемое.

37

Составное именное сказуемое

Контрольный словарный диктант.

1

38

Повторение видов сказуемых

1

39

Подготовка к изложению с элементами сочинения – рассуждения

2

40

Написание изложения с элементами сочинения - рассуждения

41

Тире между подлежащим и сказуемым.

2

42

Тире между подлежащим и сказуемым.

43

Контрольный диктант №3 по  теме «Главные члены предложения»

1

Второстепенные члены предложения (10+3)

44

Второстепенные члены предложения. Роль второстепенных членов в предложении

1

45

Дополнение.

1

46

Определение.

1

47

Подготовка к  изложению по упр. 139

2

48

Написание изложения по упр. 139

49

Приложение. Знаки препинания при нем.

1

50

Обстоятельство

1

51

Обстоятельства, выраженные сравнительными оборотами. Тест.

1

52

Синтаксический разбор двусоставного предложения

1

53

Характеристика человека

1

54

Повторение по теме «Двусоставные предложения»

1

55

Контрольный диктант №4 по теме «Двусоставное предложение»

1

56

Работа над ошибками

1

Односоставные предложения (12+3)                                                                                          

57

Односоставные    предложения. Главный     член односоставного предложения

1

58

Назывные предложения

1

59

Определённо-личные    предложения

2

60

Определённо-личные    предложения

61

62

Неопределённо-личные предложения.

Неопределённо-личные предложения.

2

63

 Инструкция

1

64

Безличные предложения

2

65

Безличные предложения

66

Рассуждение

Составление текста - рассуждения

1

67

Написание изложения с элементами сочинения

1

68

Неполные   предложения.

1

69

Синтаксический разбор односоставного  предложения

1

70

Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения».

1

71

Контрольный диктант №5 по теме «Односоставные предложения»

1

Простое осложненное предложение (32+7)

72

Понятие об осложнённом предложении. Контрольный словарный диктант.

1

Однородные члены предложения (12+4)

73

Понятие об однородных членах

1

74

Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них.

1

75

 Подготовка к изложению по тексту «Сравнительная характеристика Лели и Наташи» (упр.242)

2

76

Написание изложения по тексту «Сравнительная характеристика Лели и Наташи» (упр.242)

77

Однородные и неоднородные определения

1

78

 Написание сочинения «Сравнительная характеристика двух одноклассников». (упр.264)

1

79

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них

2

80

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них

81

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них

2

82

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них

83

Синтаксический разбор предложения с

однородными членами

1

84

Отзыв в книгу посетителей выставки о картине В.Е.Попкова «Осенние дожди». (упр. 281)

1

85

Пунктуационный разбор предложения с однородными членами.

1

86,87

Повторение и обобщение по теме  «Однородные члены предложения»

Повторим орфографию. Правописание н и нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий

2

88

Контрольный диктант №6 по теме «Однородные члены предложения»

1

Обособленные члены предложения (19+3)

89

Обособленные члены предложения.  Понятие об обособлении.

1

90

Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них.

3

91

Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них.

92

Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них.

93

 Рассуждение на дискуссионную тему

2

94

Рассуждение на дискуссионную тему

95

Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них.

3

96

Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них.

97

Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них.

98

Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них.

3

99

Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них.

100

Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них.

101

Обособленные уточняющие члены предложения, выделительные знаки препинания при них.

3

102

Обособленные уточняющие члены предложения, выделительные знаки препинания при них.

103

Обособленные уточняющие члены предложения, выделительные знаки препинания при них.

104

Написание сочинения «Изобретение наших дней»

1

105

Синтаксический  разбор предложения с обособленными членами

1

106

Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами.

1

107

Повторение по теме «Обособленные члены предложения».

2

108

Повторение по теме «Обособленные члены предложения».

109

Контрольный диктант №7 по теме «Обособленные члены предложения»

1

110

Работа над ошибками, допущенными в диктанте

1

Слова, грамматически не связанные с членами предложения (21+2)

Обращения (4 ч)

111

Обращение. Назначение обращения.

1

112

Распространенные обращения.

1

113

Выделительные знаки препинания при обращении

1

114

Употребление обращений

1

Вводные и вставные конструкции (5+1)

115

Вводные и вставные конструкции

1

116

Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению

1

117

Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях.

2

118

Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях.

119

Вставные слова, словосочетания и предложения.

1

120

Публичное выступление

1

Междометия (5)

121

Междометия в предложении

1

122

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения

1

123

Обобщающий урок по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения»

1

124

Контрольный диктант №8 по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения»

1

125

Работа над ошибками

1

Чужая речь (7 +1)

126

Понятие о чужой речи. Комментирующая часть.

1

127,

128

Прямая речь и косвенная речь

2

129

Прямая речь

1

130

Диалог

1

131

 Рассказ

1

132,

Цитата

1

133

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью. Повторение  по теме «Чужая речь»

1

Повторение и систематизация изученного в VIII классе (6+1)

134

Синтаксис и морфология

1

135

Синтаксис и пунктуация

1

136

Написание изложения, упр.443

1

137

Синтаксис и культура речи

1

138

Синтаксис и орфография

1

139

Итоговый контрольный диктант №9 по теме «Синтаксис. Пунктуация»

1

140

Работа над ошибками

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....