Рассуждение в разных стилях речи
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
урок русского языка 6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_rassuzhdenie_v_rahnyh_stilyah_rechi.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока «Рассуждение в разных стилях речи»
Выполнила:
учитель русского языка и литературы
МБОУ ООШ № 3 г.о. Коломна
Перова М.В.
Коломна
2012
Класс: 6
Тема урока: Рассуждение в разных стилях речи
Цели урока:
- образовательные:
- обобщить и расширить представление о таком типе речи, как рассуждение;
- сформировать схему построения рассуждения;
- отработать навыки написания сочинения-рассуждения, добиваясь четкой формулировки тезиса, убедительной системы доказательств и умения делать заключительный вывод.
- развивающие:
развить у учащихся творческие способности на основе формирования умений анализировать готовый материал, самостоятельно отбирать материал на определенную тему;
- воспитательные:
воспитать нравственные и этические качества посредством анализа дидактического материала.
Оборудование: доска, раздаточный материал, опорный конспект, аудиозапись.
Педагогические технологии:
Ход урока
- Организационный момент.
- Приветствие
- Проверка готовности класса к уроку (подравняйтесь, проверьте - у вас на парте должен лежать дневник, учебник, тетрадь, ручка, карандаш, линейка)
- Слушаем внимательно
- Вводно-мотивационный этап.
Сегодня на уроке мы рассмотрим очень важную тему – «Рассуждение в разных стилях речи». Для этого повторим понятия «стили речи», «типы речи», разберем схему построения рассуждения, рассмотрим речевые средства связи, а также будем учиться работать с текстами-рассуждениями разных стилей. Будьте внимательны, так как знания, полученные на уроке, вам пригодятся в дальнейшей подготовке к ГИА и ЕГЭ. Сегодня мы будем работать по следующему плану:
- Повторение изученного материала.
- Изучение нового материала.
- Закрепление.
- работа с текстами
- речевые средства связи
- работа с аудиозаписью
- работа над сочинением-рассуждением
- Подведение итогов.
- Домашнее задание.
- Повторение ранее изученного материала (по опорному конспекту).
Стили речи | Типы речи |
-публицистический -научный -официально-деловой -художественный |
|
Вопросы для повторения:
- Что такое стиль речи? (Стиль — это исторически сложившаяся система языковых средств и способов их организации, которая используется в определенной сфере человеческого общения (общественной жизни): сфере науки, официально-деловых отношений, агитационно-массовой деятельности, словесно-художественного творчества, сфере бытового общения). Какие стили речи вы знаете? Расскажите об их особенностях.
- Что такое тип речи? (Типы речи – разграничение речи по обобщенному (типовому) значению на повествование, описание и рассуждение). Какие типы речи вы знаете?
- Изучение нового материала.
Рассуждение — это тип речи, при помощи которого доказывается или объясняется какое-либо положение, мысль; говорится о причинах и следствиях событий и явлений, оценках и чувствах (о том, что нельзя сфотографировать). К тексту рассуждения можно задать вопрос – почему? Разновидности рассуждения - доказательство, объяснение, размышление. Давайте с вами запишем в тетрадях композицию (план) полного рассуждения.
Композиция полного рассуждения.
I. Тезис (то, что надо доказать, объяснить или опровергнуть).
II. Доказательства (аргументы, доводы, обоснования, объяснения):
1…
2…
3…
III. Вывод (то, что доказано, объяснено или опровергнуто). В сокращенном рассуждении может отсутствовать тезис или вывод. Они очень близки по смыслу.
- Закрепление.
5.1 Работа с текстами (по группам).
Прочитайте текст и определите тип речи.
1 группа:
Небо было ясное, чистое, нежно-голубого цвета. Легкие белые облака, освещенные с одной стороны розовым блеском, лениво плыли в прозрачной тишине. Восток алел и пламенел, отливая в иных местах перламутром и серебром. Из-за горизонта, точно гигантские растопыренные пальцы, тянулись вверх по небу золотые полосы от лучей еще не взошедшего солнца.(описание)
2 группа:
Был жаркий день. Я позвал лесника купаться. Он велел мне идти вперед и обещал вскоре догнать. Я потихоньку вышел к озеру.
На берегу я в изумлении замер: под ярким солнцем над водой бушевала метелица! Легкие хлопья носились в воздухе, опускались, опять взмывали вверх, падали в воду, но почему-то не таяли, а плыли по поверхности.
Я ничего не понимал. Но вот одна снежинка опустилась рядом со мной. Я осторожно взял ее и ахнул: да ведь это крохотная бабочка! Что же за беда приключилась? Почему гибнут бабочки?
За моей спиной послышались шаги. Это был лесник. Взглянув на реку, он сказал: “Поденка!” И объяснил, что эти водяные бабочки живут всего один день.
Я понял, что никакой беды не случилось. Но купаться почему-то расхотелось, и я долго сидел на берегу, молча наблюдая за живой метелью.(повествование)
3 группа:
Родина - могучее слово. Родина - для нас всё. Она дала нам жизнь, для неё мы живём. Какой смысл вкладываем мы в это слово? Родина - это вся наша страна, её огромные просторы.
С гордостью сознаём мы, что наша страна самая большая на земле. Она располагается в двух частях света. Три океана омывают её своими водами.
Равнины нашей Родины покрыты плодородной почвой, зелёными лесами, горы обильны полезными рудами. Мы гордимся нашей Родиной.(рассуждение)
Работа с текстом № 3.
- Какова тема и основная мысль текста? (Родина; Родина дала нам жизнь, и мы гордимся ею)
-Стиль текста? (публицистический)
Обратимся к схеме сочинения-рассуждения, выделим части, согласно плану, и озаглавим их.
План:
I. Родина - для нас всё.
II. 1. Она дала нам жизнь.
2. Это вся наша страна.
3. Родина- это огромные просторы.
III. Мы гордимся нашей Родиной.
Задание: Перед вами – тезис рассуждения: «Родина для меня это…» Подберите к нему доказательства (индивидуальная работа в тетрадях).
- Речевые средства связи рассуждения.
Для текста рассуждения существуют определенные речевые средства связи.
Работа с опорным конспектом.
Для перехода от тезиса к доказательствам | И вот почему… Это можно доказать так (следующим образом)… Докажем это… В этом легко убедиться… Это объясняется следующим… |
Связь и последовательность доказательств | Во-первых, во-вторых, в третьих, в-четвёртых, наконец, например, к примеру, допустим, предположим, так, значит, следовательно, в общем и др. |
Вывод связывается с доказательством | Итак, таким образом; поэтому, вот почему. Обобщим всё сказанное выше… Подведём итоги… Сделаем вывод… |
Задание на печатной основе.
- Соедините части рассуждения – поставьте на месте точек подходящие по смыслу предложения и вводные слова.
- Закончите формулировку вывода.
- Определите стиль рассуждения (научный).
Текст.
Почему слово издалека – наречие?
Слово издалека – наречие…
…оно обозначает признак действия и отвечает на вопрос откуда? Например: приехал (откуда?) издалека.
… слово издалека не изменяется; сколько бы словосочетаний и предложений мы с ним ни составляли, оно остаётся неизменным.
…, пришёл издалека, прислали издалека; Издалека доносится какой-то странный звук.
…, в предложении слово издалека является обстоятельством. Бежит река издалека. Бежит (откуда?) издалека. Издалека – обстоятельство.
…, слово издалека – наречие, потому что оно обладает всеми признаками данной части речи, а именно…
Обратная связь (выборочно): ученики читают получившиеся тексты.
Физкультминутка
- Работа с аудиозаписью.
Прослушивание аудиозаписи выступления Президента РФ на празднике, посвященном Дню Учителя.
Аудиозапись: Дорогие друзья! Прежде всего, я хотел бы всех сердечно поздравить с праздником, и сегодня, уже по сложившейся традиции, мы награждаем лучших учителей года. Праздник – всенародный, потому что о нем все знают. Есть такие праздники, они очень важные, и о них не все как-то догадываются, а День Учителя – о нем знают все. Потому что все учились в школе, и почти все были родителями или являются родителями, дети которых в школе учатся, поэтому для меня было удивительно, но этот праздник в нашей стране празднуют 14 миллионов человек. Кто эти 14 миллионов человек? Это, во-первых, десятая часть нашей страны, а во-вторых, это все ученики и все учителя. Это на самом деле всенародный праздник, и он отмечается как международный праздник.
Задание.
Определите стиль речи. (официально-деловой)
Сформулируйте тезис и доказательства выступления.
I Тезис. Праздник День Учителя – всенародный.
II Доказательства.
- О нем знают все.
- Все учились в школе.
- Этот праздник отмечают все ученики и все учителя.
- Работа над сочинением-рассуждением на основе художественного текста.
— Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово…
Павлик раскрыл рот.
— Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни — тихим голосом, глядя прямо в глаза…
— А какое слово?
Старик наклонился к самому уху мальчика. Мягкая борода его коснулась Павликовой щеки. Он прошептал что-то и громко добавил:
— Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его.
— Я попробую, — усмехнулся Павлик, — я сейчас же попробую. — Он вскочил и побежал домой.
Лена сидела за столом и рисовала. Краски — зеленые, синие, красные — лежали перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла рукой.
«Обманул старик! — с досадой подумал мальчик. — Разве такая поймёт волшебное слово!..»
Павлик боком подошёл к сестре и потянул её за рукав. Сестра оглянулась.
Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал:
— Лена, дай мне одну краску… пожалуйста…
Лена широко раскрыла глаза. Пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущённо пробормотала:
— Какую тебе?
— Мне синюю, — робко сказал Павлик.
Он взял краску, подержал её в руках, походил с нею по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном слове.
Задание по рядам.
1 ряд: Какова тема, основная мысль текста? Выделите предмет изображения.
2 ряд: Определите стиль и тип речи.
3 ряд: Составьте план.
Работа над сочинением по шаблону.
Слово… Задумываемся ли мы над тем, когда __________________________? В своем рассказе В.А. Осеева говорит о роли __________________________.
Речь человека влияет на поступки других людей. Она может быть как _______________________
___________________________, так и _________________________________. Здесь нельзя не согласиться с ________________________________________. Безусловно, если _________________________________________________________________________________, то _______________________________________________________________. И наоборот, если __________________________________________________________________________________, то _______________________________________________________________.
Я считаю, что _______________________________________________________________________.
Нужно всегда помнить, что слово, которое ты произносишь, ________________________________.
6.Подведение итогов урока.
1. Что такое рассуждение? Какова схема полного рассуждения?
2. Какие речевые средства связи характерны для рассуждения?
3. В каких стилях встречается рассуждение?
7. Домашнее задание.
Продолжить работу над сочинением-рассуждением по шаблону.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к написанию сочинения - рассуждения. Разработка урока "Публицистический стиль речи" в 8 классе.
В разработке данного урока представлен для анализа публицистический материал Д.С.Лихачёва "Письма из Русского музея" и отрывок статья " О памяти" . Урок - исследование, урок развития речи, урок ...
Авторская программа факультативного курса "Тексты разных стилей речи"
Данный курс помогает подготовить учащихся к успешной сдаче ГИА и ЕГЭ, в которых одним из компонентов экзамена являются изложение, сочинение. Изучая тексты, способы его восприятия, ученик накапли...
Интегрированный урок развития речи " Научный стиль, его особенности и признаки. Создание текста-рассуждения в научном стиле"./2 часа/
Данный материал представляет собой методическую разработку интегрированного урока развития речи, проеденного с использованием материалов о крестьянской войне под предводительством Е.Пугачева. Уче...
Урок развития речи по теме "Облако. "Жизнь слова в разных стилях речи"
Урок построен в соответствии требованиям к современному уроку по ФГОС. Материал урока основан на предметах, изучаемых в 6 классе: географии, литературы, русского языка. Применена технология крит...
Избирательное право в разных стилях речи
Социальный проект об избирательном праве для детей и взрослых...
Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол». Стилистическая роль глагола и его грамматических категорий в разных стилях речи.
Урок повторения и обобщения по теме "Глагол" на основе использования группировки слов....
«Употребление наречий в разных стилях речи»
Урок развития речи....