Конспект урока русского языка "Системные отношения в лексике", 10 класс
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему
Конспект урока русского языка "Системные отношения в лексике", 10 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_sistemnye_otnosheniya_v_leksike.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта учебного занятия
План занятия № 5 – 6 по дисциплине «Русский язык» в 10 классе
Тема занятия: Системные отношения в лексике: омонимы, паронимы, синонимы, антонимы.
Тип занятия: урок закрепления знаний.
Вид занятия: беседа, работа с учебником.
Класс | Дата |
Цели:
а) образовательные:
– повторить, обобщить и углубить знания об омонимах, паронимах, синонимах, антонимах;
– наблюдать за их употреблением в тексте;
– повышать культуру речи учащихся;
– углублять знание лексической сочетаемости;
б) развивающие:
– развивать умение работать дифференцированно;
– развитие интеллектуальной сферы, развитие речи, памяти;
– формировать умение характеризовать предложение;
– развивать речь учеников;
в) воспитательные:
– способствовать формированию и укреплению чувства дружбы и товарищества;
– способствовать формированию основ мировоззренческой и нравственной культуры учащихся;
– привить любовь к родному языку.
Оборудование: учебник.
Ход занятия:
I. Организационный момент (1 – 2 мин.)
Запись темы занятия в журнале. Подготовка рабочего места.
II. Повторение, проверка домашнего задания (5 – 7 мин.)
Домашние упражнения проверяются устно, а карточки с примерами тропов сдаются на проверку учителю.
III. Подведение итогов проверки (1 мин.)
IV. Сообщение темы занятия, постановка цели и задачи занятия (3 – 5 мин.).
Сегодня мы приступим к изучению темы «Системные отношения в лексике: омонимы, паронимы, синонимы, антонимы». Наша задача – повторить, обобщить и углубить знания об омонимах, паронимах, синонимах, антонимах; наблюдать за их употреблением в тексте; повышать культуру речи учащихся; углублять знание лексической сочетаемости.
V. Изложение нового материала (30 – 32 мин.)
1. Слово учителя.
На прошлых уроках мы с вами повторили то, что знаем о слове. Мы вспомнили, какими признаками оно обладает, обобщили знания о значениях слов и о том, как многозначность слова может «работать» при создании художественного текста. Но это далеко не все, что изучает лексика. Дело в том, что слова, составляющие лексикон, не рассыпаны в беспорядке. Лексика русского языка – это целая система, внутри которой слова вступают друг с другом в разного рода отношения. Все эти виды отношений вам уже известны. Сегодня мы обобщим наши знания о системных отношениях в лексике.
На доске записаны пары слов. Учащиеся должны определить, как соотносятся между собой звучание слов и их значение.
Радостный – грустный.
Смелый – храбрый.
Адресат – адресант.
Ключ (от двери) – ключ (родник).
Учащиеся анализируют записанные на доске пары слов. В ходе беседы выясняется, что в первой паре слов (радостный – грустный) звучание слов разное, а значение – противоположное. Во второй паре (смелый – храбрый) слова различаются по звучанию, но близки по значению: смелый – не поддающийся чувству страха, отважный, а храбрый – отличающийся храбростью, отважный. В третьей паре слова схожи (но неодинаковы) по звучанию и различается по значению: адресат – это тот, кто отправляет письмо, а адресант – тот, кто его получает.
Наконец, в четвертой паре слова не отличаются друг от друга по звучанию, но имеют разное лексическое значение (на это указывают записанные в скобках пояснения).
В результате анализа четырех пар слов учащиеся делают вывод, что для лексики русского языка характерны четыре типа системных отношений: антонимы, синонимы, паронимы и омонимы.
В заключение работы над заданием учащиеся формулируют определение каждого типа системных отношений в лексике:
1) слова с противоположным значением и неодинаковым звучанием называются антонимами;
2) слова с неодинаковым звучанием при близком смысле называются синонимами;
3) слова с одинаковым звучанием при разных значениях называются омонимами;
4) слова с близким звучанием, но разным значением называются паронимами.
2. Упражнение на закрепление темы урока.
– Определите, что представляет собой каждая пара слов: омонимы, паронимы, синонимы или антонимы. Распределите пары слов в таблице 3.
Мягкий – жесткий, запустить (ракету) – запустить (учебу), искусный – искусственный, искусный – умелый, (крепкий) брак – брак (в работе), доктор – врач, усвоить – освоить, горячий – жаркий, трудолюбие – лень, край (обрыва) – край (область), невежа – невежда, взрослый – детский, глиняный – глинистый, дефект – недостаток, радость – грусть, ненастный – пасмурный, горн (музыкальный инструмент) – горн (в кузнице).
Таблица 3
Типы системных отношений в лексике
Омонимы | Паронимы | Синонимы | Антонимы |
Запустить(ракету) – запустить (учебу), (крепкий) брак – брак (в работе), край (обрыва) – край (область), горн – (музыкальный инстру- мент) – горн (в кузнице) | Искусный – искусственный, усвоить – освоить, невежа – невежда, глиняный – глинистый | Искусный – умелый, доктор – врач, горячий – жаркий, дефект – недостаток, ненастный – пасмурный | Мягкий – жесткий, трудолюбие – лень, взрослый – детский, радость – грусть |
Примечание. Упражнение может выполняться несколькими учащимися у доски в форме распределительного диктанта. Остальные учащиеся делают упражнение в тетрадях и проверяют работу у доски, внося в нее исправления, если в этом есть необходимость.
– Чтобы понять системные отношения в лексике, вам нужно знать не только то, какими они бывают, но и то, как они работают в тексте.
3. Вопросы и задания по теме «Омонимы».
– Какие виды омонимов вы знаете? Дайте определение каждого из них.
– Определите, на основе каких видов омонимов создается каждый из приведенных ниже текстов.
А) Много разных есть ключей:
Ключ – родник между камней,
Ключ скрипичный, завитой,
И обычный ключ дверной.
(Полные омонимы.)
Б) Нес медведь, шагая к рынку,
На продажу меду кринку.
Вдруг на мишку – вот напасть! –
Осы вздумали напасть.
Мишка с армией осиной
Дрался вырванной осиной.
Мог ли в ярость он не впасть,
Если осы лезли в пасть.
Жалили куда попало,
Им за это и попало.
(«Крынку» и «кринку» – омофоны, «напасть» и «напасть» – омоформы, «осиной» и «осиной» – омоформы, «впасть» и «в пасть» – омофоны, «попало» и «попало» – омоформы.)
3.1. Выполните упражнение 10 (с. 16).
– К каким словарям нужно обращаться, если вы не знаете точного значения слов-омонимов? (К словарям омонимов или толковым словарям.)
4. Вопросы и задания по теме «Паронимы».
– Какие слова обычно вступают в паронимические отношения? (Родственные слова, принадлежащие к одной части речи.)
– Что нужно знать, чтобы избегать ошибок в употреблении паронимов? (Лексическое значение слов-паронимов, их смысловое различие.)
– К каким словарям нужно обращаться, если затрудняетесь в правильном выборе слова? (К словарям паронимов или толковым словарям.)
– Объясните разницу в лексическом значении паронимов. Для этого можно составить с паронимами словосочетания, подобрать к ним синонимы или антонимы. Например: будний – обычный, будний день, антоним к слову «выходной». Будничный – будничная одежда.
Жалостный – жалостливый.
Ответный – ответственный.
Тактичный – тактический.
Фактичный – фактический.
Воспитательный – воспитательский.
Длинный – длительный.
Запасный – запасливый.
Злой – злостный.
Нестерпимый – нетерпимый.
Освоить – усвоить.
Описка – отписка.
5. Вопросы и задания по теме «Синонимы».
– Какие виды синонимов вам известны? Дайте определение каждого из них. (Идеографические и стилистические.)
5.1. Выполните упражнение 19 (с. 19).
– С помощью Толкового словаря русского языка С.И. Ожегова определите различие между словами синонимического ряда, установите, каждому ли синониму соответствует антоним.
Горячий – жгучий – знойный – палящий – раскаленный.
Известие – извещение – весть – новость – сообщение.
Наружность – вид – внешность – облик – портрет.
Бедствие – несчастье – беда – катастрофа – злоключение.
Эпоха – период – время – век – пора.
Старый – древний – ветхий – дряхлый – старинный.
Цепи – оковы – узы – путы – вериги.
Прочный – твердый – крепкий – долговечный – нерушимый.
Смелый – бесстрашный – храбрый – отважный – доблестный.
Учить – изучить – штудировать – твердить – зубрить.
Умный – понятливый – толковый – сметливый – смышленый.
Примечание. Это задание можно выполнять в парах или малых группах, в зависимости от количества человек в классе. Проверкой могут служить либо устное выступление каждой пары (группы), либо работа над умением правильно употребить синоним в тексте (например, написание мини-сочинения по группе синонимов на заданную тему).
6. Вопросы и задания по теме «Антонимы».
– Могут ли быть антонимами однокоренные слова? (Да. Например, народный – антинародный.)
– С помощью каких средств однокоренные слова приобретают противоположные значения? (С помощью приставок с отрицательным значением, например честный – нечестный, атака – контратака.)
– Как используются антонимы при создании текста? (Они используются для создания антитезы, т.е. резкого противопоставления предметов и явлений.)
7. Выполните упражнения 23, 25, 27.
8. Итог урока.
– Итак, какие типы системных отношений в лексике вы знаете? (Омонимические, паронимические, синонимические и антонимические.)
– Какие функции выполняют синонимы, антонимы, омонимы и паронимы? (Используются мастерами слова при создании текстов.)
Омонимы могут служить основой для каламбуров, паронимы помогают выразить оттенки значений, синонимы разнообразят речь и делают ее выразительнее, с помощью паронимов создаются резкие противопоставления описываемых предметов и явлений.
VI. Закрепление изученного материала, применяемая методика – формулировка учащимися основных положений изложенного материала (1 – 2 мин.)
– Итак, что же нового мы узнали на сегодняшнем уроке? Сделай вывод по плану, записанному на доске.
Сегодня на уроке
Повторили…
Узнали…
Учились…
Наблюдали…
Познакомились…
Сделали вывод…
Кроме этого…
VII. Подведение итогов проведенного урока (1 – 2 мин.).
VIII. Задание для самостоятельной работы учеников во внеурочное время.
Может быть дифференцированным.
1.§ 4 – 7.
2. Упражнение 1. Отредактировать предложения: найти случаи неправильного употребления паронимов и исправить ошибки.
Изменения, прошедшие в стране за последние несколько лет необратимы.
Дети близко к сердцу воспринимают огорчения родителей.
Вслед за черешней подоспели ранние сорта яблок.
Первый выпуск нового журнала был встречен читателями с большой заинтересованностью.
Самолеты значительно укоротили путь от Камчатки до Якутска
Под текстом заявления нужно поставить роспись.
Обмороженные стекла окошек едва рассеивают тусклый свет мартовского утра.
Пером писателя водит не стремление к внешней эффективности, а желание глубже осмыслить существо происходящего.
Для решения этой проблемы потребовались экскурсии в математику и биологию.
3. Упражнение 2. Подобрать по одному синониму и одному антониму к каждому слову. Отметить однокоренные антонимы.
Радость, жить, красивый, ловкость, понятный, аккуратный, серьезно, умный, молодой.
IХ. Литература, необходимая для подготовки к занятию.
1. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык: 10 – 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. – 6-е изд. – М.: «ТИД “Русское слово - РС”», 2009. – 432 с.
Подпись преподавателя:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 9-м классе при подготовке к написанию сжатого изложения.
Урок строится с применением педтехнологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" в 9 классе при подготовке учащихся к выпускному экзамену, часть С....
Конспект урока русского языка в 6-ом классе по теме "Правописание приставок пре- и при-"
Предлагаю конспект урока в 6-ом классе с мультимедийным приложением "Правописание приставок при- и пре-", построенного по технологии проблемного обучения. Это первый урок по данной теме. На нём учащие...
Конспект урока русского языка "Культура речи" 10 класс.
Урок русского языка в 10 классе. Цель: совершенствование культуры речи. Путем исследования текстов, речевых ситуаций ученики создают перечень признаков хорошей речи. Разные виды работ. В течение всего...
План-конспект урока русского языка в 6-ом классе по теме "Буквы ы-и в корне после приставок".
ЦЕЛЬ урока: 1) познакомить уч-ся с условиями выбора и написания букв Ы и И после приставок; учить находить данную орфограмму в словах и правильно писать буквы Ы и И после приставок; уметь ...
Конспект урока русского языка в 10-11 классе. Тема: «Русский язык в России и за ее пределами»
Конспект урока русского языка, посвященный Дню славянской письменности и культуры....
Конспект урока русского языка в 7-м классе по теме: "Правописание причастий (обобщение)". 7-й класс .
Цель:обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы;развитие орфографической и пунктуационной зоркости учеников;развитие логического мышления и аналитических н...
Конспект урока русского языка по теме "Лексика и Фразеология"
Данную разработку можно использовать как в классной, так и во внеклассной деятельности. Урок поможет повторить материал из раздела «Фразеология» и «Лексика». В увлекательной, ненавяз...