Рабочая программа по русскому языку 9 класс
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Николаевская средняя общеобразовательная школа»
Петропавловского района Алтайского края
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
МО учителей гуманитарного Метод совет школы и.о. директора МБОУ
цикла «Николаевская СОШ»
Протокол №____ Протокол №___
от «____»_____20___г. от«___»______20___г. Приказ №_____
Руководитель МО Руководитель ШМО от «_____»____20___г
________Проскурекова Т.А ______Вигриянова Т.Ф. ________Сурбашева А.Т.
Рабочая программа
по русскому языку (9 класс)
на 2017 – 2018 уч. год
Составитель:
Воронина Наталья Ивановна,
учитель русского языка, литературы
1 квалификационной категории
с.Николаевка,2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе Программы общеобразовательных учреждений по русскому языку для 5–9 классов, авторы М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский(М.: Просвещение, 2009) и пособия для учителей образовательных учреждений «Русский язык. Поурочные разработки» Л.А. Тростенцова, А.И. Запорожец (М: «Просвещение, 2012)
Программа раскрывает содержание федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования средствами учебного предмета с целью изучения русского языка.
Количество часов по предмету: 68,
из них на развитие речи – 15.
Количество часов по учебному плану: 68.
Общее количество часов в неделю: 2.
Учебник:
Русский язык. 9 кл. : учеб.дляобщеобразоват. учреждений / Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. А. Александрова ; науч. ред. Н. М. Шанский. – М. : Просвещение, 2010.
Преподавание русского языка в 9-ом классе направлено на достижение следующих целей:
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях его использования;
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку.
Содержание программы
Международное значение русского языка
Международное значение русского языка.
Повторение пройденного в 5 - 8 классах
Комплексное повторение. Устная и письменная речь. Монолог и диалог. Комплексное повторение. Стили языка. Сжатое изложение. Простое предложение и его грамматическая основа. Предложения с обособленными членами. Обращение, вводные слова и вставные конструкции. Изложение с продолжением.
Сложное предложение. Культура речи.
Сложные предложения. Союзные и бессоюзные сложные предложения.
Сложносочинённые предложения.
Основные группы ССП. Сложносочинённые предложения с противительными союзами. Сложносочинённые предложения и знаки препинания в них. Повторение «Правописание союзов». Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения. Сочинение.
Сложноподчиненные предложения.
Строение СПП и пунктуация в нём. Обучающее сочинение на лингвистическую тему. Обучающее сочинение на лингвистическую тему. Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении. Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении. СПП с придаточными определительными. СПП с придаточными изъяснительными. СПП с придаточными обстоятельственными. Придаточные предложения образа действия, степени и сравнительные. Придаточные предложения места и времени. Обучающее сочинение по прочитанному тексту. Обучающее сочинение по прочитанному тексту. Придаточные предложения причины и следствия. Придаточные предложения условные. Придаточные предложения уступительные. Придаточные предложения цели. Закрепление темы «СПП». СПП с несколькими придаточными. СПП с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения. Пунктуационный разбор сложноподчинённого предложения. Контрольный диктант.
Бессоюзные сложные предложения.
Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях. Запятая и точка с запятой в БСП. Сжатое изложение. Сжатое изложение. Двоеточие в БСП. Закрепление темы «БСП». Синтаксический и пунктуационный разборы. Контрольный диктант.
Сложные предложения с различными видами связи.
Сложные предложения с различными видами связи. Сложные предложения с различными видами связи.
Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи
Повторение «Фонетика. Графика. Орфография». Повторение «Лексика. Фразеология. Орфография». Повторение «Состав слова и словообразование. Орфография». Контрольное выборочное изложение по тексту(№259). Повторение темы «Морфология». Повторение темы «Морфология». Контрольное сжатое изложение. Контрольное сжатое изложение. Тестирование формата новой формы. Повторение темы «Предлог. Союз. Частица». Повторение темы «Синтаксис. Пунктуация». Знаки завершения предложения и их функции. Запятая и её функции. Двоеточие и тире и их функции. Скобки и кавычки и их функции и правила постановки. Способы введения чужой речи. Контрольное сочинение на лингвистическую тему.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС 9 КЛАССА
В результате изучения русского языка ученик должен:
знать/ понимать:
- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
- смысл понятий: речь устная и письменная; монологи, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
- особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
-основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические; орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь:
речевая деятельность:
АУДИРОВАНИЕ:
- фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;
- формулировать вопросы по содержанию текста;
- замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;
ЧТЕНИЕ:
- понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;
- составлять конспект прочитанного текста;
- оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;
- прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и художественного текста;
ГОВОРЕНИЕ:
- создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;
- владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развёртывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);
- строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка;
ПИСЬМО:
- владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы; достоверность фактического материала, последовательность изложения (развёртывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);
- писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;
- вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждение, описание, повествование);
- писать небольшие по объёму сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;
- составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента большой статьи);
- совершенствовать написанное, исправляя недочёты в построении и содержании высказывания, речевые недочёты и грамматические ошибки;
текст:
- проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений, строение текста);
фонетика и орфоэпия:
- правильно произносить употребительные слова с учётом вариантов их произношения;
- анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
морфемика и словообразование:
- владеть приёмом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;
- толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа -ЛОГ, ПОЛИ-, -ФОН и т. п. );
- пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей;
- опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов;
лексикология и фразеология:
- разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их определять;
- пользоваться разными видами толковых словарей;
- верно использовать термины в текстах научного стиля;
- оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;
- проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нём изобразительно-выразительные приёмы, основанные на лексических возможностях русского языка;
морфология:
- распознавать части речи и их формы в трудных случаях;
- правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;
- определять синтаксическую роль слов разных частей речи;
- опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;
орфография:
- применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;
- пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;
- проводить орфографический анализ текста;
синтаксис и пунктуация:
- различать изученные виды простых и сложных предложений;
- интонационно выразительно читать предложения изученных видов;
- составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам;
- уместно пользоваться синтаксическими синонимами;
- правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной;
- устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения;
- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
- применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические обозначения;
- строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;
- самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;
- проводить пунктуационный анализ текста;
- аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.
Литература
1.Пособие для учителей образовательных учреждений «Русский язык. Поурочные разработки» Л.А. Тростенцова, А.И. Запорожец (М: «Просвещение, 2012)
Тематический план учебного курса
Тема | количество часов | диктантов | Сочинений | изложений |
Международное значение русского языка | 1 | |||
Повторение пройденного в 5-8 классах | 5+2 | 1 | ||
Сложные предложения | 1 | |||
Союзные сложные предложения | 3+1 | 1 | ||
Сложносочиненные предложения | 6+1 | 1 | 1 | |
Сложноподчиненные предложения | 19+5 | 1 | 2 | 2 |
Бессоюзные сложные предложения | 6+2 | 1 | 1 | 1 |
Сложные предложения с различными видами связи | 5+2 | 1 | 1 | |
Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи | 7+2 | 1 | 1 |
Календарно-тематическое планирование
1 | Международное значение русского языка | |
Повторение изученного в 5-8 классах (дополнение к уроку № 1) | ||
2 | Р/Р Устная и письменная речь. Монолог. Диалог | |
3 | Р/Р Стили речи | |
4 | Простое предложение и его грамматическая основа | |
5 | Предложения с обособленными членами | |
6 | Обращения, вводные слова и вставные конструкции | |
7 | Комплексное повторение, подготовка к диктанту | |
8 | Контрольный диктант | |
Сложное предложение. Культура речи | ||
9 | Понятие о сложном предложении | |
10 | Союзные и бессоюзные сложные предложения | |
11 | Р/Р Сочинение в форме дневниковой записи | |
12 | Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения | |
13 | Урок – зачет по теме «Сложное предложение» | |
Сложносочиненное предложение | ||
14 | Понятие о сложносочиненном предложении. Смысловые отношения в сложносочиненных предложениях | |
15 | Сложносочиненные предложения с соединительными, разделительными и противительными союзами | |
16 | Сложносочиненные предложения с соединительными, разделительными и противительными союзами (продолжение темы) | |
17 | Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения | |
18 | Р/Р Сочинение-описание по воображению (на основе картины В.Г.Цыплакова« Мороз и солнце») | |
19 | Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения. Повторение | |
20 | Контрольный диктант с грамматическими заданиями | |
Сложноподчиненное предложение | ||
21 | Понятие о сложноподчиненном предложении | |
22 | Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении | |
23 | Р/Р Сочинение – отзыв по картине И.Тихого «Аисты» | |
24 | Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении | |
25 | Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении | |
26 | Р/Р Изложение по тексту | |
27 | Основные группы сложноподчиненных предложений. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными | |
28 | Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными (продолжение темы) | |
29 | Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными | |
30 | Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными (продолжение темы) | |
31 | Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места | |
32 | Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места (продолжение темы) | |
33 | Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия | |
34 | Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия (продолжение темы) | |
35 | Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия | |
36 | Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия (продолжение темы) | |
37 | Р/Р Сочинение по данному началу (на основе картины В. П. Фельдмана «Родина») | |
38 | Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них | |
39 | Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них (продолжение темы) | |
40 | Р/Р Сообщение о происхождении псевдонимов (на основе рассказа Теффи «Псевдоним») | |
41 | Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения. Пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения | |
42 | Р/Р Изложение подробное (о деятельности С. И. Ожегова и его Толковом словаре) | |
43 | Повторение по теме «сложноподчиненные предложения» | |
44 | Контрольный диктант с грамматическим заданием | |
Бессоюзное сложное предложение | ||
45 | Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях | |
46 | Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении | |
47 | Р/Р Подробное изложение «Деревня Маниловка и её хозяин» (с дополнительным заданием) | |
48 | Бессоюзные сложные предложения со значение причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении | |
49 | Бессоюзные сложные предложения со значением со значением противопоставления, времени, условия и следствия | |
50 | Р/Р Сочинение –отзыв о картине Н. М. Ромадина «Село Хмелевка» | |
51 | Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения. Повторение | |
52 | Контрольный диктант с грамматическими заданиями | |
Сложное предложение с различными видами связи | ||
53 | Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложном предложении | |
54 | Знаки препинания в сложном предложении с различными видами связи | |
55 | Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи | |
56 | Р/Р Подробное изложение фрагмента из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» | |
57 | Р/РПубличная речь | |
58 | Повторение материала по теме «Сложные предложения с различными видами связи» | |
59 | Итоговый контрольный диктант с грамматическими заданиями | |
Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах (7+2 р/р) | ||
60 | Фонетика и графика | |
61 | Лексикология (лексика) и фразеология | |
62 | Морфемика. Словообразование | |
63 | Морфология | |
64 | Синтаксис | |
65 | Р/Р Выборочное изложение на тему «За что мы любим киноискусство» | |
66 | Орфография. Пунктуация | |
67 | Орфография. Пунктуация (продолжение темы) | |
68 | Р/Р Сочинение на свободную тему» если бы мне предложили написать, о чем я хочу…» | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....