Разработка урока "Как сказать о принадлежности предмета"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Нурсат Монгун-кыс Шиметовна

5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka.docx667.67 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 5

Тема урока: «КАК СКАЗАТЬ О ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ПРЕДМЕТА»

Цели урока:

Обучающие:познакомить учащихся с  употреблением существительных в родительном падеже для обозначения принадлежности предмета. Организовать работу в группах. Через наглядную семантизацию раскрыть смыл принадлежности предмета;

Развивающие:формировать сознательное употребление в речи существительных в родительном падеже; развивать навыки употребления родительного падежа существительных и прилагательных, местоимений при указании на принадлежность предмет; формировать навыки аналитического мышления. Развитие творческой деятельности учащихся, умение  правильно  составлять словосочетания и предложения на русском языке.

Воспитательные:  воспитать  такие качества характера человека, как  аккуратность, вежливость, наблюдательность,  способность делать выводы;

Тип урока: урок восприятия нового материала.

Методы урока: частично – поисковый, работа в группах, презентация, «рыбий скелет».

Оборудование урока: компьютер, мультимедийная презентация, проектор, плакаты, маркеры, листы А3, А4, иллюстрации по теме.

Структура урока

I

Организационный момент

3 минуты

II

Опрос  пройденного материала

10 минут

III

Объяснение нового материала

15 минут

IV

Закрепление

12 минут

V

Подведение итогов и выставление баллов

3 минуты

VI

Задание на дом

2 минуты

  1. Организационный момент:

- Проверить готовность класса к уроку;

Учитель:

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуйте, мои друзья!

Всех вас рада видеть я!  

Звучит отрывок из песни «Улыбка».

Учитель: -Сегодня ясный солнечный день. Давайте улыбнемся друг другу и мысленно пожелаем  всем самого-самого наилучшего.

- Я желаю вам хорошего настроения! С хорошим настроением начнем урок.

Давайте вспомним «Золотые правила» нашего урока.

  • Говори по-русски!
  • Будь активен!
  • Не перебивай говорящего!
  • Уважай мнение одноклассника!
  • Если хочешь ответить  подними руку!
  • Соблюдай регламент!

Учитель: Сегодня мы продолжим знакомиться со словами, которые употребляются в родительном падеже. Цель нашего урока,  узнать еще какой смысл передают существительные в родительном падеже.Сегодня вы будете работать сообща, в группах. Выполните несколько заданий по изучению данного материала. Пополните свой словарный багаж.  А теперь попрошу вас выбрать по фигурке  и организовать группу.

Группа «Звёздочка».

Группа «Домик».

Группа «Листики».

II. Актуализация полученных знаний. После каждого ответа вы будете получать жетоны:  за правильный ответ «Молодец», «Хорошо», «Будь внимателен!». В конце урока подведём итог и группа- победитель получает номинацию «Знатоки», а остальные группы награждаются в номинациях «Самая внимательная группа», «Умники»,

Учитель:  Внимание на экран! Я попрошу вас вспомнить наши предыдущие темы. Блиц – опрос «Проверь себя!». В своих ответах вы используете отсутствие предмета.

- У меня есть новая футболка.

- А у меня  нет новой …

- У меня был сильный  соперник.

- А у меня не было сильного … .

- У Малики есть свободное время.

- У Анвара не бывает   свободного …

Учитель: Молодцы!

Давайте вспомним, какие слова вы использовали в речи?

Ученики:  Мы использовали  в речи  слова, характеризующие отсутствие предметов.

Запомните!

Окончания имён прилагательных и местоимений в родительном падеже.

У кого?

не было

нет

не будет

Какого?

Какой?

Каких?

У меня

Моего

Твоей

Наших

У тебя

Этого

Этой

Этих

У него

 Такого

Такой

Таких

У неё

Белого

Белой

Хороших

У нас

Тёплого

Модной

Старых

У вас

нового

Новой

Джинсовых

У них

КостюмА, платьЯ

РубашкИ,

ручкИ

Брюк

III. Объяснение нового материала.

Учитель: Вы знаете, когда мы указываем на отсутствие кого – либо,  чего – либо или характеризуем отсутствующий  предмет, то используем слова в родительном падеже. А сегодня вы раскроете еще одно значение этого падежа.

Мы будем говорить о принадлежности предмета.

Запомните!

Окончание родительного падежа со значением принадлежности

Именительный падеж

Родительный падеж

Ученик

портрет

портфель

велосипед

Книга ученикА

Рамка портретА

Ручка портфелЯ

Колесо велосипедА

- А

- Я

Мама

Песня

Тетрадь

Бабушка

Платье мамЫ

Слова песнИ

Страницы тетрадИ

Очки бабушкИ

- И

  1. Наглядная семантизация (Словарная работа). Упражнение №1.

    

2. Использование мультимедийного  приложения. Учащиеся слушают и визуально наблюдают  объяснение материала.

3. Первичное восприятие. На экран проецируется  стихотворение. «Слова мужского рода в родительном падеже». Учащиеся знакомятся с новыми словами: клюшка, ракетка, удочка, тельняшка, рыбак.

          

4. Чтение текста по цепочке учащимися.

Запись слов в тетрадях.

Чтение диалога  на стр.71 по ролям.

IV. Закрепление. А теперь ребята мы закрепим тему и выполним несколько заданий.

Задание№1.

Письменно ответьте на вопросы, используя словосочетания в нужной форме. Выполняется на основе  упражнения №3

Задание №2

Правильно заполните кластеры по ключевым словам.

Группы собирают мысли и делают вывод. Презентации групп. (Учитывается регламент)  

Использование технологии «Рыбий скелет»

V.  Подведение итогов Выставление оценок и комментирование.

Рефлексия:

VI. Задание на дом. Упражнение №6 письменно. Выучить стихи, пословицы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка обучающих программ по любому предмету школьного учебного плана

Методика разработки обучающих программно-методических комплексов (ПМК) творческими группами «Школа-ВУЗ»Общее описание методикиВ настоящее время существует большой информационный блок для поддержки пре...

Разработка урока на тему "Школьные предметы" в 5 классе

Разработка урока на тему "Школьные предметы" в 5 классе...

Особенности разработки программы внеурочной деятельности по предмету «Физическая культура»

В соответствии с ФГОС ООО основная образовательная  программа основного общего образования реализуется в образовательном учреждении, в том числе, и через программу воспитания и социализации, вклю...

Методическая разработка. «Сочетание штор с другими предметами интерьера». 6 класс.

Знакомство с основными приемами подбора штор в интерьере....

Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия по предмету "Развитие речи и окружающий мир" для 4 класса "Особый ребенок"

Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия  для 4 класса "Особый ребенок" по предмету "Развитие речи и окружающий мир" на тему: "Путешествие в зимний лес"....

Презентация к теме Принадлежность предмета

Дать понятие учащимся о родительном падеже без предлога для обозначения принадлежности...