План-конспект урока "Систематизация и обобщение по теме «Предлог"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Урок повторения и обобщения по теме "Предлог" для учащихся 7 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок обобщения 61 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 7 КЛАССЕ

Данилова Наталья Ивановна

учитель русского языка и  литературы

МБОУ «Байгильдинская СОШ»

Тема урока: Систематизация и обобщение по  теме «Предлог».

                                                        Цели урока:

1. Обучающие: а) систематизировать знания о предлоге;                                    

                            б) формировать навык написания производных предлогов;

2. Развивающие: а) развитие речи; формирование навыков употребления предлогов в  

                                   речи;

                            б) осознанное овладение нормами языка на основе теоретических знаний;

3.Воспитательные: вызвать интерес к изучаемому материалу, воспитание интереса к изучению русского языка.

Тип урока: урок-обобщение.

Оборудование: раздаточный материал, таблица, компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

1. Оргмомент.

2. Объявление темы урока, подведение учащихся к формулировке целей и задач урока (слайд №2). Установка на положительный результат (Какую оценку сегодня на уроке хотите получить, напишите на полях тетради)

3. Интересные сведения о предлогах. Выступления учащихся, которые заранее что-либо нашли  о предлоге (в течение урока учащиеся выступали между выполнением заданий).

  • Предлог -  в переводе с греческого, обозначает «перед словом». Их немного, около двухсот, но по частоте употребления они занимают четвертое место (после существительного, глагола и местоимения).
  • В венгерском языке предлоги  стоят после слова и даже пишутся слитно с тем существительным, к которому они относятся, например: Будапештбен- «в Будапеште» (бен- это предлог).
  •  В русском языке всего около 200 предлогов. Девять из них (в, на, с, к, по, за, у, из, о) включаются в 30 самых частотных слов русского языка. Предлог в  возглавляет этот список, на четвертом месте стоит предлог на.
  • Между пятью падежами (Р-П) предлоги распределяются неравномерно: с родительным используется почти 115 предлогов, с творительным -24, с винительным – 20, с дательным – 19, с предложным – 7.
  • По наблюдениям профессора А.Н.Гвоздева, предлоги появляются в речи детей позднее, чем все остальные части речи, в возрасте около 1,5 лет. До этого времени обычным является пропуск предлогов: «повесь стенку» (повесь на стенку), «пойду Симе» (пойду к Симе). Раньше всего ребенок начинает включать в свою речь простые первообразные  предлоги в пространственном значении: в, на, у, про, из, от, с, за.
  • В русском языке предлог стоит перед существительным или местоимением

           ( смотреть на звезды, приблизиться к ней). Если существительное имеет

           определение, то предлог ставится перед ним (смотреть на ночные звезды).

  • В английском языке бывают такие случаи, когда предлог стоит либо в начале, либо в конце предложения:

      For whom have you sent?                            (За кем вы послали?)

            The doctor has been sent for?                (Послали за доктором.)

  • В русском языке четыре предлога (ради, навстречу, наперекор, вопреки) могут стоять перед словом и после него.

4. Орфографическая минутка. Объяснить условия выбора орфограмм и постановку знаков препинания.

(Не)найти н..как предлог

Ра…казать вам (про) предлог.

Так ра…кажем просто так,

Что он дела..т и как.

(В)предложени..  (на) служб..

(С)падеж..м всегда он (в)дружб…,

(На) него показ..вает

И слова все связ..вает.

5.  Вопрос: «На какие разряды делятся предлоги? На какие две группы делятся предлоги по строению?» (По значению предлоги делятся на разряды: пространственные, временные, причинные, образа действия, целевые, дополнительные.  (Домик)(Таблица)

ПРЕДЛОГИ

ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ:

В, НА, ИЗ-ЗА, ПОД, ОКОЛО,

ВОКРУГ, К, НАД

Обойти вокруг дома

ПРИЧИННЫЕ:

ПО, ОТ, ВВИДУ, ВСЛЕДСТВИЕ,

 ИЗ-ЗА, ЗА

Дрожать от холода

ЦЕЛЕВЫЕ:

ДЛЯ, РАДИ, НА

Работать на благо города

ВРЕМЕННЫЕ:

ЧЕРЕЗ, К, ДО, С, ПЕРЕД,

В ТЕЧЕНИЕ

Позвонить через месяц

ОБРАЗА ДЕЙСТВИЯ:

С, БЕЗ, В, ПО

Встретить с удивлением

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ:

О, ОБ, ПРО, С, ПО,

НАСЧЁТ

Говорить о деле

                 

                    ПРОСТЫЕ

В, НА, ЗА, ДО

               

                СОСТАВНЫЕ

В ТЕЧЕНИЕ, В СВЯЗИ С

ЗАДАНИЕ: Составить 5 предложений с предлогами (из каждого-разряда- по одному предлогу).

 

6. Вопросы: На какие группы делятся предлоги по происхождению?

(Производные и непроизводные) (слайд №3)

- Как образуются производные предлоги? 

         (Производные предлоги образуются от самостоятельных частей речи путем утраты ими  своего значения и морфологических признаков).

Как отличить производный предлог от другой части речи?   (слайды № 4-6)      

            - к предлогу нельзя поставить вопрос;

        - у предлога нет самостоятельной роли;

        - к предлогу можно подобрать синоним;

        - у предлога на конце пишется е.

Словарная работа

Два ученика у доски пишут предлоги. Первый - производные предлоги под буквой «П», второй - непроизводные под буквой «Н».

Насчет, в, из-за, вместо, мимо, от, благодаря, для, над, с, несмотря на  

Составить 3 предложения.

7. Определите, в каком падеже нужно поставить существительные. Запишите недостающие окончания у существительных (слайды №7-8).

Успели на поезд вопреки опоздани… самолета,  авария предотвращена благодаря бдительност.. водителя;  благодаря хорош… уход.., ребенок скоро выздоровел; вопреки решени… суда,  согласно план… строительства, вопреки просьб… учителя.

Карта для самопроверки (слайд №9-10)

Успели на поезд вопреки опозданию самолета;  авария предотвращена благодаря бдительности водителя;  благодаря хорошему уходу, ребенок скоро выздоровел; вопреки решению суда,  согласно плану строительства, вопреки просьбе учителя.

8. Найдите ошибки в употреблении предлогов и падежей. Исправьте их (слайд №11-12).

Оплатить за билет, уверенность в победу, беспокоиться за младшего брата, отзыв на стихотворение, указать о недостатках, таблетки для головной боли.

Карта для самопроверки.

Заплатить за билет. Уверенность в победе. Беспокоиться о младшем брате. Отзыв о стихотворении. Указать на недостатки. Таблетки от головной боли.

9. Используя предлоги на-с и в-из, составьте словосочетание с глаголами  поехать и приехать  и существительными Белоруссия, Украина, Крым, Кавказ, Урал, Сибирь, Дальний Восток, Алтай, Карпаты, Балканы

 Карта для самопроверки (слайды №14-15)

Поехать в Белоруссию - приехать из Белоруссии, поехать на Украину – приехать с Украины, поехать в Крым - приехать из Крыма, поехать на Кавказ - приехать с Кавказа, поехать на Урал - приехать с Урала, поехать в Сибирь - приехать из Сибири, поехать на Дальний Восток - приехать с Дальнего Востока, поехать на Алтай - приехать с Алтая, поехать в Карпаты - приехать из Карпат, поехать на Балканы - приехать с Балкан.

10. Закрепление

 Заполните кроссворд (слайд №16).

  1. Синоним предлогов возле, вблизи, в присутствии (кого, что)
  2. Антоним предлога вдоль.
  3. Синоним предлогов наперекор (чему?), против (чего?), несмотря на (что?).
  4. Антоним предлога впереди (кого, чего).
  5. Антоним предлога до (со значением времени).
  6. Синоним предлога через (что), близкий по значению  глагольной приставки про-.
  7. Синоним предлога кругом (кого, что)

11. Подведение итогов урока, выставление оценок.

- Продолжите высказывания:

                        Сегодня на уроке я

  • Вспомнил…
  • Узнал новое…
  • Научился…
  • Самым трудным на уроке было…
  • Самым интересным на уроке было…
  • Цель, которую поставили в начале урока, достигли таким путем…

12. Домашнее задание. Тестирование (письменно на готовых карточках).  

      1.Что выражает предлог как часть речи:

А) оттенки

Б) зависимость одного слова от другого;

В) чувства;

Г) настроение.

2. Укажите производный предлог:

А) через полчаса

Б) ввиду недостатка времени;

В) пришел из школы;

Г) цветок перед окном.

3. Найдите непроизводный предлог:

А) в продолжение;

Б) около;

В) вдоль;

Г) навстречу.

4. Укажите предлог, имеющий пространственное значение:

А) в течение;

Б) вследствие;

В) сквозь;

Г) относительно.

5. Укажите предлог, имеющий значение причины:

А) накануне;

Б) вокруг;

В) из-за;

Г) под.

6. Укажите предлог, имеющий значение цели:

А) относительно;

Б) в ходе;

В) из-за;

Г) для.

7. Укажите составной предлог:

А) по;

Б) за;

В) согласно;

Г) в течение.

8. Укажите предлог, образованный от наречия:

А) посредством;

Б) поверх;

В) невзирая;

Г) за счет.

9. Укажите предлог, образованный от деепричастия:

А) в течение;

Б) наподобие;

В) мимо;

Г) благодаря.

10. Укажите предлог, образованный от существительного:

А) спустя;

Б) позади;

В) насчет;

Г) включая.

Использованная литература

  1. М.Т.Баранов, Т.А.Костяева, А.В.Прудникова «Русский язык. Справочник для учащихся»
  2. В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова «Русский язык. Теория. 5-9 класс»
  3. А.Штоль «Русский язык в таблицах для школьников и абитуриентов»
  4. Интернет-ресурсы: rusurok.ru/otkrytye-uroki, teacherjournal.ru, http://900igr.net, festival.mggu-sh.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - обобщение потеме "Строение атома"

Урок по химии в 8 классе. Обобщение по теме "Строение атома" с использованием интерактивной презентации....

План-конспект урока русского языка с использование ЭОР по теме: "Употребление предлогов в речи"

План-конспект урока русского языка с использованием ЭОР по теме: "Употребление предлогов в речи" 7 класс...

План-конспект к видеоуроку в 10 классе потеме "Кипение".

На уроке реализуются следующие цели:Добиться усвоения учащимися понятия кипения как второго способа парообразованияРазвивать логическое мышление учащихсяВоспитывать культуру научной речи...

План-конспект урока русского языка "Предлог. Систематизация изученного." 7 класс

Разработка урока русского языка в 7 классе по теме: "Предлог. Систематиция изученного." К нему предожена презентация и разноуровненвые карточки....

План-конспект урока: " Повторение и обобщение изученного материала в разделе "Лексика" (5 класс)

План-конспект урока: " Повторение и обобщение изученного материала в разделе "Лексика" (5 класс)...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Повторение и обобщение по теме «Водород. Кислород. Оксиды»

Повторение и обобщение по теме «Водород. Кислород. Оксиды»...