План-конспект урока "Систематизация и обобщение по теме «Предлог"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме
Урок повторения и обобщения по теме "Предлог" для учащихся 7 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок обобщения | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 7 КЛАССЕ
Данилова Наталья Ивановна
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Байгильдинская СОШ»
Тема урока: Систематизация и обобщение по теме «Предлог».
Цели урока:
1. Обучающие: а) систематизировать знания о предлоге;
б) формировать навык написания производных предлогов;
2. Развивающие: а) развитие речи; формирование навыков употребления предлогов в
речи;
б) осознанное овладение нормами языка на основе теоретических знаний;
3.Воспитательные: вызвать интерес к изучаемому материалу, воспитание интереса к изучению русского языка.
Тип урока: урок-обобщение.
Оборудование: раздаточный материал, таблица, компьютер, мультимедийный проектор, презентация.
1. Оргмомент.
2. Объявление темы урока, подведение учащихся к формулировке целей и задач урока (слайд №2). Установка на положительный результат (Какую оценку сегодня на уроке хотите получить, напишите на полях тетради)
3. Интересные сведения о предлогах. Выступления учащихся, которые заранее что-либо нашли о предлоге (в течение урока учащиеся выступали между выполнением заданий).
- Предлог - в переводе с греческого, обозначает «перед словом». Их немного, около двухсот, но по частоте употребления они занимают четвертое место (после существительного, глагола и местоимения).
- В венгерском языке предлоги стоят после слова и даже пишутся слитно с тем существительным, к которому они относятся, например: Будапештбен- «в Будапеште» (бен- это предлог).
- В русском языке всего около 200 предлогов. Девять из них (в, на, с, к, по, за, у, из, о) включаются в 30 самых частотных слов русского языка. Предлог в возглавляет этот список, на четвертом месте стоит предлог на.
- Между пятью падежами (Р-П) предлоги распределяются неравномерно: с родительным используется почти 115 предлогов, с творительным -24, с винительным – 20, с дательным – 19, с предложным – 7.
- По наблюдениям профессора А.Н.Гвоздева, предлоги появляются в речи детей позднее, чем все остальные части речи, в возрасте около 1,5 лет. До этого времени обычным является пропуск предлогов: «повесь стенку» (повесь на стенку), «пойду Симе» (пойду к Симе). Раньше всего ребенок начинает включать в свою речь простые первообразные предлоги в пространственном значении: в, на, у, про, из, от, с, за.
- В русском языке предлог стоит перед существительным или местоимением
( смотреть на звезды, приблизиться к ней). Если существительное имеет
определение, то предлог ставится перед ним (смотреть на ночные звезды).
- В английском языке бывают такие случаи, когда предлог стоит либо в начале, либо в конце предложения:
For whom have you sent? (За кем вы послали?)
The doctor has been sent for? (Послали за доктором.)
- В русском языке четыре предлога (ради, навстречу, наперекор, вопреки) могут стоять перед словом и после него.
4. Орфографическая минутка. Объяснить условия выбора орфограмм и постановку знаков препинания.
(Не)найти н..как предлог
Ра…казать вам (про) предлог.
Так ра…кажем просто так,
Что он дела..т и как.
(В)предложени.. (на) служб..
(С)падеж..м всегда он (в)дружб…,
(На) него показ..вает
И слова все связ..вает.
5. Вопрос: «На какие разряды делятся предлоги? На какие две группы делятся предлоги по строению?» (По значению предлоги делятся на разряды: пространственные, временные, причинные, образа действия, целевые, дополнительные. (Домик)(Таблица)
ПРЕДЛОГИ
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ: В, НА, ИЗ-ЗА, ПОД, ОКОЛО, ВОКРУГ, К, НАД Обойти вокруг дома | ПРИЧИННЫЕ: ПО, ОТ, ВВИДУ, ВСЛЕДСТВИЕ, ИЗ-ЗА, ЗА Дрожать от холода | ЦЕЛЕВЫЕ: ДЛЯ, РАДИ, НА Работать на благо города | |
ВРЕМЕННЫЕ: ЧЕРЕЗ, К, ДО, С, ПЕРЕД, В ТЕЧЕНИЕ Позвонить через месяц | ОБРАЗА ДЕЙСТВИЯ: С, БЕЗ, В, ПО Встретить с удивлением | ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ: О, ОБ, ПРО, С, ПО, НАСЧЁТ Говорить о деле | |
ПРОСТЫЕ В, НА, ЗА, ДО |
СОСТАВНЫЕ В ТЕЧЕНИЕ, В СВЯЗИ С |
ЗАДАНИЕ: Составить 5 предложений с предлогами (из каждого-разряда- по одному предлогу).
6. Вопросы: На какие группы делятся предлоги по происхождению?
(Производные и непроизводные) (слайд №3)
- Как образуются производные предлоги?
(Производные предлоги образуются от самостоятельных частей речи путем утраты ими своего значения и морфологических признаков).
Как отличить производный предлог от другой части речи? (слайды № 4-6)
- к предлогу нельзя поставить вопрос;
- у предлога нет самостоятельной роли;
- к предлогу можно подобрать синоним;
- у предлога на конце пишется е.
Словарная работа
Два ученика у доски пишут предлоги. Первый - производные предлоги под буквой «П», второй - непроизводные под буквой «Н».
Насчет, в, из-за, вместо, мимо, от, благодаря, для, над, с, несмотря на
Составить 3 предложения.
7. Определите, в каком падеже нужно поставить существительные. Запишите недостающие окончания у существительных (слайды №7-8).
Успели на поезд вопреки опоздани… самолета, авария предотвращена благодаря бдительност.. водителя; благодаря хорош… уход.., ребенок скоро выздоровел; вопреки решени… суда, согласно план… строительства, вопреки просьб… учителя.
Карта для самопроверки (слайд №9-10)
Успели на поезд вопреки опозданию самолета; авария предотвращена благодаря бдительности водителя; благодаря хорошему уходу, ребенок скоро выздоровел; вопреки решению суда, согласно плану строительства, вопреки просьбе учителя.
8. Найдите ошибки в употреблении предлогов и падежей. Исправьте их (слайд №11-12).
Оплатить за билет, уверенность в победу, беспокоиться за младшего брата, отзыв на стихотворение, указать о недостатках, таблетки для головной боли.
Карта для самопроверки.
Заплатить за билет. Уверенность в победе. Беспокоиться о младшем брате. Отзыв о стихотворении. Указать на недостатки. Таблетки от головной боли.
9. Используя предлоги на-с и в-из, составьте словосочетание с глаголами поехать и приехать и существительными Белоруссия, Украина, Крым, Кавказ, Урал, Сибирь, Дальний Восток, Алтай, Карпаты, Балканы
Карта для самопроверки (слайды №14-15)
Поехать в Белоруссию - приехать из Белоруссии, поехать на Украину – приехать с Украины, поехать в Крым - приехать из Крыма, поехать на Кавказ - приехать с Кавказа, поехать на Урал - приехать с Урала, поехать в Сибирь - приехать из Сибири, поехать на Дальний Восток - приехать с Дальнего Востока, поехать на Алтай - приехать с Алтая, поехать в Карпаты - приехать из Карпат, поехать на Балканы - приехать с Балкан.
10. Закрепление
Заполните кроссворд (слайд №16).
- Синоним предлогов возле, вблизи, в присутствии (кого, что)
- Антоним предлога вдоль.
- Синоним предлогов наперекор (чему?), против (чего?), несмотря на (что?).
- Антоним предлога впереди (кого, чего).
- Антоним предлога до (со значением времени).
- Синоним предлога через (что), близкий по значению глагольной приставки про-.
- Синоним предлога кругом (кого, что)
11. Подведение итогов урока, выставление оценок.
- Продолжите высказывания:
Сегодня на уроке я
- Вспомнил…
- Узнал новое…
- Научился…
- Самым трудным на уроке было…
- Самым интересным на уроке было…
- Цель, которую поставили в начале урока, достигли таким путем…
12. Домашнее задание. Тестирование (письменно на готовых карточках).
1.Что выражает предлог как часть речи:
А) оттенки
Б) зависимость одного слова от другого;
В) чувства;
Г) настроение.
2. Укажите производный предлог:
А) через полчаса
Б) ввиду недостатка времени;
В) пришел из школы;
Г) цветок перед окном.
3. Найдите непроизводный предлог:
А) в продолжение;
Б) около;
В) вдоль;
Г) навстречу.
4. Укажите предлог, имеющий пространственное значение:
А) в течение;
Б) вследствие;
В) сквозь;
Г) относительно.
5. Укажите предлог, имеющий значение причины:
А) накануне;
Б) вокруг;
В) из-за;
Г) под.
6. Укажите предлог, имеющий значение цели:
А) относительно;
Б) в ходе;
В) из-за;
Г) для.
7. Укажите составной предлог:
А) по;
Б) за;
В) согласно;
Г) в течение.
8. Укажите предлог, образованный от наречия:
А) посредством;
Б) поверх;
В) невзирая;
Г) за счет.
9. Укажите предлог, образованный от деепричастия:
А) в течение;
Б) наподобие;
В) мимо;
Г) благодаря.
10. Укажите предлог, образованный от существительного:
А) спустя;
Б) позади;
В) насчет;
Г) включая.
Использованная литература
- М.Т.Баранов, Т.А.Костяева, А.В.Прудникова «Русский язык. Справочник для учащихся»
- В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова «Русский язык. Теория. 5-9 класс»
- А.Штоль «Русский язык в таблицах для школьников и абитуриентов»
- Интернет-ресурсы: rusurok.ru/otkrytye-uroki, teacherjournal.ru, http://900igr.net, festival.mggu-sh.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - обобщение потеме "Строение атома"
Урок по химии в 8 классе. Обобщение по теме "Строение атома" с использованием интерактивной презентации....
План-конспект урока русского языка с использование ЭОР по теме: "Употребление предлогов в речи"
План-конспект урока русского языка с использованием ЭОР по теме: "Употребление предлогов в речи" 7 класс...
План-конспект урока по теме "Обобщение и систематизация материала по теме "Действия с дробями"
Конспект урока...
План-конспект к видеоуроку в 10 классе потеме "Кипение".
На уроке реализуются следующие цели:Добиться усвоения учащимися понятия кипения как второго способа парообразованияРазвивать логическое мышление учащихсяВоспитывать культуру научной речи...
План-конспект урока русского языка "Предлог. Систематизация изученного." 7 класс
Разработка урока русского языка в 7 классе по теме: "Предлог. Систематиция изученного." К нему предожена презентация и разноуровненвые карточки....
План-конспект урока: " Повторение и обобщение изученного материала в разделе "Лексика" (5 класс)
План-конспект урока: " Повторение и обобщение изученного материала в разделе "Лексика" (5 класс)...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Повторение и обобщение по теме «Водород. Кислород. Оксиды»
Повторение и обобщение по теме «Водород. Кислород. Оксиды»...