Конспект урока русского языка по теме "Специфика научного стиля"
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему
Название предмета Русский язык
Класс 11
УМК Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин «Русский язык 10 – 11 классы». Изд. «Русское слово», М., 2011г.
Уровень обучения (базовый)
Тема урока: Специфика научного стиля.
Общее количество часов, отведенное на изучение темы-1
Место урока в системе уроков по теме – данная тема рассматривается в разделе «Стилистика. Функциональные стили», позволяет учащимся повторить и обобщить знания о функциональных стилях.
Цель урока расширить знания по стилистике, закрепить основные признаки научного стиля, особенности научно-популярного подстиля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spetsifika_nauchnogo_stilya.docx | 28.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Название предмета Русский язык
Класс 11
УМК Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин «Русский язык 10 – 11 классы». Изд. «Русское слово», М., 2011г.
Уровень обучения (базовый)
Тема урока: Специфика научного стиля.
Общее количество часов, отведенное на изучение темы-1
Место урока в системе уроков по теме – данная тема рассматривается в разделе «Стилистика. Функциональные стили», позволяет учащимся повторить и обобщить знания о функциональных стилях.
Цель урока расширить знания по стилистике, закрепить основные признаки научного стиля, особенности научно-популярного подстиля.
Задачи урока
- отработать навыки определения характерных признаков научного стиля;
- обучать сопоставительному анализу текстов различных стилей речи;
- активизировать словарный запас учащихся путем полных ответов на вопросы и составления предложений по теме урока;
- развивать мыслительную деятельность учащихся;
- воспитывать осознанное отношение к изучаемому.
Планируемые результаты научиться свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме в соответствии с ситуацией речевого общения, задачами речи.
Техническое обеспечение урока компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация.
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока (возможны ссылки на интернет-ресурсы)
Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин «Русский язык 10 – 11 классы». М.: «Русское слово», 2011
С.Ю. Иванова Экзаменационные «ловушки».Готовимся к ЕГЭ по русскому языку:учебное пособие. Самара:ООО»Офорт», 2012.,380 с.;
Содержание урока
1.Организационный этап
Здравствуйте, ребята, садитесь. Откройте тетради, запишите дату, классная работа. Начнем работу с распределительного диктанта.
II. Актуализация опорных знаний.
1.1.Распределительный диктант.
Удвоенные согласные в корне / одна согласная
Группа, количество, ассоциация, перила, колоссальный, грамматика, оппозиция, атавизм, хлорофилл, апелляция, галерея.
Какие из записанных слов относятся к терминам? Что они означают?
В каком стиле речи используются термины? Какие особенности данного стиля речи вы знаете?
1.2. Докажите принадлежность данного текста к научному. (Запись текста под диктовку учителя, один ученик у доски)
Тундрой называют безлесные пространства субарктического пояса, покрытые мохово-лишайниковой и кустарниковой растительностью на скудных тундрово-болотных почвах. Эти почвы образуются в условиях сурового климата и многолетней мерзлоты. (География материков и океанов. 7 кл., м.: 2000. – с.217)
Какие орфограммы встретились в этом тексте? Объясните их написание.
III.Мотивация учебной деятельности учащихся.
Сформулируйте тему урока (Специфика научного стиля).
Какие задачи поставим на сегодняшнем уроке? Сегодняшний урок – еще одна ступенька к успешной сдаче ЕГЭ.
IV Работа над темой урока.
1.Работа с теоретическим материалом.
Какие особенности данного стиля речи вы знаете?
Опираясь на полученные ранее знания и материал учебника § 112, составьте развернутое лингвистическое высказывание на тему:
1-я группа – упр.319 Составьте тезисы к статье М.Львова
2-я группа – упр.319 Почему академик В.Виноградов рассматривает стилистику художественной литературы как особое стилистическое пространство?
3-я группа – «Специфика научного стиля»с.384-385 .Заполните таблицу
Стиль | цель высказывания | сфера применения( жанры) - в устной речи - в письменной речи | функция стиля | средства языка, характерные для стиля. |
Научный, научно-популярный |
2.Практическая работа.
1)Работа с текстом.
Докажите принадлежность данного текста к научному. (Запись текста под диктовку учителя, один ученик у доски)
Тундрой называют безлесные пространства субарктического пояса, покрытые мохово-лишайниковой и кустарниковой растительностью на скудных тундрово-болотных почвах. Эти почвы образуются в условиях сурового климата и многолетней мерзлоты. (География материков и океанов. 7 кл)
-Какие орфограммы встретились в этом тексте? Объясните их написание.
2)Исследовательская работа. Работа в микрогруппах по исследованию предложенных текстов.
Задача: определите стилевую принадлежность текста, обоснуйте свою точку зрения. В текстах, относящихся к научному стилю, определите предметную область, где используется данная терминология.
1 группа
А) Лирические отступления – композиционно-стилистический прием в художественной прозе и главным образом в поэзии, заключающийся в том, что автор отклоняется от прямого сюжетного повествования, перебивая его лирическими вставками на темы, мало связанные или совсем не связанные с магистральной темой. Композиционно лирические отступления имеют двойное значение: с одной стороны, они играют роль торможения фабулярного развития романа или поэмы, а с другой – позволяют писателю в открытой форме высказывать личные суждения по различным вопросам, имеющим прямое или косвенное отношение к центральной теме. (Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь) .
Б) Текст о Гоголе, стр.168-170, уч. Власенкова.
2 группа
А)В северных лесах можно встретить стройные деревья, похожие на кипарис. Но это не кипарис, а его близкий родственник – можжевельник обыкновенный. Можжевельник ниже ростом, чем его южный собрат, - до 10-12 м. Хотя на севере Норвегии ученые находили экземпляры высотой до 17 метров, а диаметр ствола на высоте человеческого роста у них достигал 20 и более сантиметров. Доживает он до 600лет, но растет очень медленно. Всего известно около 60 видов можжевельников. (Энциклопедия для детей. Биология)
Б) Педагогика- совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, образование и обучение. Педагогикой называется также учебный курс, который преподается в педагогических институтах и других учебных заведениях по профилирующим программам. Педагогика включает проблемы учебно-воспитательной ,культурно-просветительской ,агитационно-пропагандистской работы со взрослыми.
Воспитание изучают и другие науки: социология рассматривает воспитание как функцию общества и государства; психология- как условие духовного развития личности. Педагогика исследует закономерности процесса воспитания, его структуру и механизмы, разрабатывает теорию и методику организации учебно-воспитательного процесса.(Педагогическая энциклопедия)
3 группа
А)Липа особенно для пчеловодства – одно из интереснейших деревьев.
В середине лета, когда липа зацветает, она делается очень пышной, нарядной и не уступает по красоте даже цветущей яблоне. По всему лесу разносится тогда тонкий приятный аромат меда, на который слетается много пчел. И такой они там поднимают шум, что, кажется, и не пчелы это, а сама липа чудит целыми днями. Так чудит она недели две, пока не осыплются все цветы. Сколько меда соберут за это время пчелы!
Цветы липы мелкие, невзрачные, а столько выделяют душистого сока – нектара, что он не умещается в чашечке цветка и вытекает наружу. В отдельные «медовые» годы не только все листья липы, но даже и трава под деревом бывает закапана этим нектаром и блестит, словно лакированная. Каждый крошечный цветок липы похож на родничок, из которого беспрерывно сочится прозрачная сладкая влага. Вот если в такое время стукнуть по дереву так, чтобы оно вздрогнуло, модно увидеть настоящий «медовый дождь». Вот сколько выльется на землю этого нектара. Такие «Медовые дожди» нередко наблюдают лесорубы. Бывают они и при сильном неожиданном порыве ветра. Наши липовые леса испокон веков славились и сейчас славятся лучшим в мире медом. (В.Подгорнов)
Б) Текст II из учебника Власенкова, стр. 220 – 221 из книги «Мед и медолечение»
Выступления учащихся о проделанной исследовательской работе.
Один ученик от микрогруппы делает отчет.
3) Самостоятельная работа
1вариант-Текст « Из книги природы»
(1)Корольки-самые-самые маленькие птички нашего полушария.(2) Лишь в Западном полушарии есть птицы меньше-колибри. (3)Поэтому корольков называют иногда северными колибри.(4) Эти птички-типичные жители хвойных лесов, в том числе и достаточно суровых.(5) Но корольки-птицы выносливые. (6) Им не страшны зимние морозы, и часто в лесу зимой можно услышать тоненькое попискивание и увидеть, как с дерева на дерево перелетают корольки.(7) Издали птиц разглядеть трудно, а вот вблизи хорошо видны их яркие хохолки.(8) Эти хохолки, которые птички то поднимают, то опускают, и дали им имя.
1.Определите основную мысль текста.
1)Расцветка корольков помогает им выжить.
2)Корольки-маленькие и выносливые птицы.
3)Корольки-самые маленькие птицы на Земле.
4)Корольки проживают в хвойных лесах.
2. В каком предложении содержится ответ на вопрос «Почему корольки получили такое название?»
1)1 2)5 3)3 4)8
3.Укажите стиль речи.
1)художественный 2) научно-популярный 3)публицистический 4)разговорный
4.В каком предложении употреблены антонимы?
1)1 2)6 3)8 4)4
2 вариант-Текст из детской энциклопедии «Что есть что?»
(1)Календарь-это перечень дней года, разбитый на недели и месяцы. (2) По латыни «календы»-первые дни месяцев, которые в Древнем мире публично объявляли глашатаи.(3) Первые предшественники современного календаря появились уже 30 тысяч лет назад.(4) Недавно были найдены обломки костей с зарубками, обозначающими определенное количество дней в другом крупном отрезке времени. (5)В древности и в средневековье они играли большую роль, например, для определения дат религиозных праздников. (6) Сегодня календари имеют самую разнообразную форму. (7) Самыми популярными являются карманный и отрывной календари. (8) Есть функция календаря и в наручных часах, и в сотовых телефонах, указывающих точную дату, даже учитывая високосные годы.
1.Как вы считаете, о чем этот текст?
1)Об истории календаря.2) О современных календарях.3) О древних календарях.4) О том, что означает слово календарь.
2.В каком предложении текста рассказывается о функциях календаря в древности?
1)5 2)2 3)3 4)4
3.Определите стиль текста.
1)художественный 2)научный 3) научно-популярный 4) публицистический
4.В каком предложении употреблен фразеологизм?
1)1 2)2 3)5 4)8
V. Рефлексия.
Спасибо за урок. Каждый получит общую оценку за урок, исходя из ответов на листках самоконтроля и оценок за самостоятельную работу.
№ | Знания, умения, навыки | да | затрудняюсь | нет |
1 | Знаю , где, с какой целью используется научный стиль |
|
|
|
2 | Знаю основные черты научного стиля, научно-популярного подстиля | |||
3 | Знаю жанровые особенности научного стиля |
|
|
|
4 | Знаю языковые средства (лексики, морфологические и синтаксические особенности) научного стиля, научно-популярного подстиля |
|
|
|
V1. Домашнее задание
Повторить теоретический материал п.112, написать рецензию на один из проанализированных в классе текстов.
Приложение 2
Самооценка уровня усвоения учебного материала по теме «Специфика научного стиля».
№ | Знания, умения, навыки | да | затрудняюсь | нет |
1 | Знаю , где, с какой целью используется научный стиль |
|
|
|
2 | Знаю основные черты научного стиля, научно-популярного подстиля | |||
3 | Знаю жанровые особенности научного стиля |
|
|
|
4 | Знаю языковые средства (лексики, морфологические и синтаксические особенности) научного стиля, научно-популярного подстиля |
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока русского языка на тему "Практическая работа по художественному стилю речи"
Данный материал поможет учителю русского яъыка старших классов, а также средних специальных учебных заведений подготовить практическое занятие по художественному стилю речи, обобщить и закрепить матер...
План-конспект урока русского языка в 7 классе на тему: «Культура речи. Публицистический стиль».
урок...
План-конспект урока русского языка в 7 классе тема: Публицистический стиль речи с использованием ИКТ
план конспект для 7 класса...
Конспект урока русского языка в 6 классе на тему: «Характеристика научного стиля».
Тема: «Характеристика научного стиля».Тип: закрепление и совершенствование знаний.Класс: 6Цели: 1) закрепить умение определять стиль речи2) дать понятие о научном определении и научить стр...
Конспект урока русского языка "Функциональные стили речи"
Конспект урока и презентация по русскому языку на тему: "Функциональные стили речи". Цель урока: повторить с учащимися стили речи и присущие им признаки; научиться раб...
Конспект урока русского языка в 11 классе по теме: «Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ. Работа с текстом художественного стиля.»
Данный урок обучает комплексному анализу текста художественного стиля, прививает навык и написания сочинения-рассуждения по тексту данного типа речи. Дети учатся отбирать материа...
Конспект урока по русскому языку на тему "Научный стиль речи, его особенности и разновидности"
Цель: актуализировать знания об особенностях научного стиля речи, познакомить с разновидностями (подстилями) научного стиля, продолжить подготовку учеников к выполнению заданий единого государственног...
- Мне нравится (1)