Тренировочные тексты на тему СЛИТНОЕ И РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ НЕ И НИ
учебно-методический материал по русскому языку (7, 8 класс) по теме

Солдатова Дарья Юрьевна

Тренировочные тексты на тему СЛИТНОЕ И РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ НЕ И НИ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренировочные тексты на тему СЛИТНОЕ И РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ НЕ И НИ

Задание 1. Переписать, раскрывая скобки и объясняя условия выбора орфограммы.

(Не)былица, (не)утомимый, (не)громко, (не)изведанный, (не)доумевающий, (не)стерпимая, (не)доумевать, (не)годующе, (не)отвечая, (не)решительность, (не)привычный, (не)мигающий, (не)брежно, (не)умолкая, (не)встретив, (не)готов, (не)намерен, (не)рад, (не)жаль, (не)значительный, (не)ясность, (не)зрелость.

Задание 2. Переписать, раскрывая скобки и объясняя условия выбора орфограммы.

(не)способность к труду; (не)способности, а старательность; (не)выдуманный, а реальный; (не)выдуманный мною; (не)постоянство; (не)постояноство, а изменчивость; (не)известный, (не)известный никому; совершенно (не)известный; отнюдь (не)известный; (не)известный мне факт; (не)продуманное решщение; (не)продуманное мною решение; совершенно (не)продуманное решение; Совершенно (не)продуманное мной решение; мелкий, а (не)глубокий; поступить (не)обдуманно; (не)обдуманно, а спонтанно; (не)определенно; (не)определенно, а расплывчато; (не)спокойный ребенок; (не)спокойный, но усидчивый ребенок; (не)успокоенный матерью ребенок; (не)глубокая, но рыбная река; обещание (не)сдержано; говорить (не)сдержанно; (не)крашеный дом; (не)крашенный снаружи дом; (не)крашеный, а беленый дом; вовсе (не)крашеный; совершенно (не)крашеный; (не)обыкновенный человек; (не)обыкновенный, а диковинный; (не)окрепший голос; (не)знакомый со мной; (не)знакомый юноша; (не)приветлив со мной; (не)приветлив (ни)с кем.

Задание 3.

1. (Н...)чья судьба, кроме своей собственной, вас более не интересует (Бут.). 2. Пилат повернулся и пошел к помосту, назад к ступеням, не глядя (н...)(на) что, кроме разноцветных шашек настила под ногами, чтобы не оступиться (Булг). 3. Но (н...)какого Коровьева так и не нашли, и (н...)какого Коровьева (н...)кто в доме не знал и не видел (Булг.). 4. Стало совершен...ясно, что Никанор Иванович (н...)(к)каким разговорам не пригоден (Булг). 5. Больше (н...)что не тревожило друзей (Биан). 6. Пастух клялся потом, что зверь шел через лес, (н...)(на)кого не обращая внимания (Биан.). 1. Настоящую нежность не спутаешь (н...)(с)чем, и она тиха (Ахм.). 8. Скучен день до вечера, коли делать (н...)чего (Посл.). 9. (Н...)(с)кем мне поговорить и (н...)кого послушать (Ч.). 10. Но (н...)кому мне шляпой поклониться, (н...)(в)чьих глазах не нахожу приют (Ес.). 11. Все были уверены, что он [Дубровский], а (н...)кто иной, предводительствовал отважными злодеями (П.). 12.

Ей казалось, что (н...)кто, кроме него, не мог снять с (она) непоправимой вины, невыносимой тяжести (Пауст,). 13. Скован...ый (н...) чем непреодолимой усталостью, я уже не слышал, (н...)кто пререкался с хозяином, (н...)что явилось причиной спора. 14. (Н...)что не нарушало тишины. 15. В Мещёрском крае нет (н...)каких особен...ых красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха (Пауст.). 16. Больному мог помочь только хирург и (н...)кто другой. 17. Этот цветок (н...)что иное, как нарцисс. 18. Дверь захлопнуло порывом ветра, а (н...)чем иным.

Задание 4.

1) Я окликнул хозяев – (н...)кто не отвечал мне. Я отправился на двор, и там (н...)кого не было. 2) Долго не находил я (н...)какой дичи. 3) Я (н...)чего не слышал, кроме шума листьев. 4) Мне (н...)на(кого) пенять – сам виноват. 5) Подружиться, действительно сблизиться он (н...)с(кем) (не)мог. 6.) Оба они (н...)(чему) (не)имели особой страсти или привязанности. 7) (Н...)в(какое) время года Колотовка (не)представляет отрадного зрелища. 8) Дела Чертопханова вовсе под гору пошли. Охотиться стало н... на что, последние денежки перевелись, последние людишки поразбежались. Одиночество для Пантелея Еремеевича наступило совершенное; н... с кем было слово перемолвить, не то что душу отвести.



Предварительный просмотр:

1. Раскройте скобки, используя правило правописание не с прилагательными:

1. Ее (не)большой, но чистый голосок так и помчался по зеркалу пруда (Т.). 2. Стало вдруг обидно и досадно, что приходится играть такую (не)лепую роль (Ч.). 3. Я стал (не)большим, а огромным - попробуй тягаться со мной! (Смел). 4. Жизнь ведем отнюдь (не)праздную, и пока нам все по силам (Прок.). 5. Из тысячи лесных звуков ухо охотника уж ловит (не)обычную, ни на что (не)похожую песню глухаря (Сок.-Мик.). 6. Ты с ними общностью не связан, и, вероятно, потому твои - из прошлого - рассказы (не)интересны никому (Смел.). 7. Он медленно, (не)умелыми движениями расстегнул шинель (Купр.). 8. Открываются небеса никому (не)известных далей (Н. Арс.). 9. Гневный, (не)навидящий, упорный, боевым невзгодам (не)покорный, шел солдат дорогами войны (Сурк.).

2. Раскройте скобки.

1. Честолюбие есть (н...)что иное, как жажда власти (Л.). 2. Ростов узнал Наполеона. Это не мог быть (н...)кто другой (Л. Т.). 3. Я ратник чести, и (н...)что иное сказать и невозможно обо мне (Уш.). 4. У Щегловых сегодня днем говорили, что это (н...)кто иной, как великий князь Михаил Александрович (Булг.). 5. Как по улице по Московской, еще веющей стариной, шел-вышагивал Маяковский, этот самый. (Н...)кто иной (Н. Ас.). 6. Талант есть (н...)что иное, как воплощенный человек, преодолевший сопротивление нивелирующих личность обстоятельств (Евтуш.). 7. Сидит, заняв тот самый край скамьи, тот угол дорогой, где муж, отец, глава семьи сидел - (н...)кто другой (Твард.). 8. Человеческое сознание и даже подсознание - это (н...)что иное, как созданный природой кинематограф (Евтуш.).

3. Раскройте скобки.

1. Как тяжело ходить среди людей и притворяться (не)погибшим, и об игре трагических страстей повествовать еще (не)жившим (Бл.). 2. А они проходили все мимо, смутно каждая в сердце тая, чтоб навеки, ни с кем (не)сравнимой, отлететь в голубые края (Бл.). 3. Щеточка давно (не)стриженных волос лежала на вытертом воротнике худого пальто (Кат.). 4. Тучи ярких шмелей проносились в (не)видимом дыму паровоза над (не)покрытой его головой (Кат.). 5. Есть хор цветов, (не)уловимый ухом (Заб.). 6. А версты туда (не)измерены, а тропы туда (не)проложены (Исак.). 7. Шуршит свинец в (не)сжатой ржи, в (не)кошеной траве (Сурк.). 8. До чего надоедлива копоть мной еще (не)зажженных костров (Светл.). 9. В стае с ту зиму ходила (не)успевшая поседеть молодая волчица, (не)позабывшая своих ребячьих забав (Сок.-Мик.). 10. Потомки, вы от нас (не)отделимы (Ш.). 11. И с этого момента началась новая, страшная жизнь Пташки, слившаяся для него в (не)имеющую конца, сплошную ночь мучений, (не)мыслимых с точки зрения человеческого разума и совести (Фад.). 12. Вновь и вновь встает (не)подлежащий никаким сомнениям вопрос (Л. Март.). 13. Только (не)целованных не трогай, только (не)горевших не мани (Ес.).

Раскройте в тексте скобки, расставьте пропущенные буквы и знаки препинания.  (выполнять или в тетради, или на этом же листе, сдавать не нужно)

(Тяжело) ране...ый открыл глаза и застонал от (не)стерпимой боли в прострел...ом плече. Чувствуя что больше (не)заснет он повернулся на своей (не)краше...ой кровати и мрачные мысли эти (не) зва..ые спутницы бессо...ых ночей стали дли...ой вереницей проноситься в его голове (не) освеже...ой сном. Он вспомнил патриотический угар (не) вызва...ый здравым пониманием событии, а искусстве...о созда...ый газетчиками воспевавшими (н...) кому кроме угнетателей (не) нужную бойню и свой юношеский пыл с которым он ждал (не) испытанных боевых ощущений. В его горячечном мозгу пронеслись картины исхода печально чернели (не) засе...ные поля запуще...о выглядели (не) вспаха...ые жителями и вытопта...ые войсками нивы.

(Н...) удачные распоряжения сверху (н...) оказа...ая вовремя поддержка боевым частям позор измен гореч.. поражений все эти (не) отъемлемые спутники первой мировой войны были причиной гибели миллио...ых солдатских масс. Ране...ый с горечью подумал что его глаза открылись слишком поздно он теперь (н...) способный жить и бороться человек а (н...) на что (н...) годный калека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная презентация к теме "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями"

В презентации в табличной форме отражён компактно материал по правописанию НЕ с причастиями....

Урок русского языка в 6 классе на тему "Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными"

Данная разработка помогает легко и доступно донести до детей орфографическое правило написания НЕ с существительными....

Урок русского языка по теме: "Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи" ( 6 класс)

Цель урока: систематизировать и обобщить правила правописания НЕ с разными частями речи....

Урок русского языка в 6 классе на тему :"СЛИТНОЕ И РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ НЕ С ПРИЧАСТИЯМИ»

Данный урок был разработан в полном соответствии с новыми ФГОС ООШ...

Интегрированный урок английского и русского языка в 6 классе по теме «Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами, существительными, прилагательными» - «Rules of writing negative prefixes»

Целью данного урока стало нахождение общего и закономерностей в образовании новых слов при помощи негативных приставок в английском и русском языках, объяснение их прапвописания с разными частями речи...

Урок русского языка в 7 классе на тему: "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями"

Цель урока: формировать навык слитного и раздельного написания НЕ с причастиями. На уроке используется тхнология диффренцированного обучения....

Урок взаимного обучения учащихся по теме «Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о, -е» (7 класс)

ЦЕЛЬ: формирование навыка написания НЕ с наречиями в занимательной нетрадиционной форме в результате групповой работы над материалом....