Урок русского языка по теме: "Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи" ( 6 класс)
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме
Цель урока: систематизировать и обобщить правила правописания НЕ с разными частями речи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Медиаурок русского языка ( 6 класс)
Тема урока: « Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи»
Раздел программы: « Повторение и систематизация изученного в конце года» ( 2 часа)
Тип урока: медиаурок ( урок обобщения и систематизации знаний )
Электронные пособия:
- Обучающая программа тренажер по русскому языку « Фраза»
- Медиаучебник-тренажер « 1С: Репетитор. Русский язык»
Цели :
- совершенствовать умение определять часть речи и производить их морфологический разбор
- систематизировать и обобщить правила правописания не с разными частями речи
( с существительными, прилагательными, глаголами)
- формировать умение использовать в ответе обучающие компьютерные программы
- контроль знаний
План урока:
- Организационный момент ( сообщение темы, целей, плана урока)
- « Лингвистическая разминка» ( для всего класса)
- Работа в группах.
- Ответы групп с использованием медиаучебника-тренажера « 1С: Репетитор. Русский язык»
- Тестирование ( «Фраза», «Репетитор»)
- Задание на дом
- Подведение итогов
Ход урока.
- Организационный момент.
Слово учителя: « Сегодня на уроке мы будем совершенствовать умение определять части речи и производить их морфологический разбор, совершенствовать орфографические умения и навыки в правописании не с разными частями речи, то есть повторим и обобщим все, что знаем о правописании не с существительными, прилагательными, глаголами.»
2. « Лингвистическая разминка» ( для всего класса). Работаем на интерактивной доске.
Раскройте скобки и определите, какое слово в каждом ряду лишнее. Замените его таким, которое подходит к данному ряду.
а) (Не)удача, (не)поседа, (не)здоровье.
б) (Не)высокий, (не)большой, (не)взрачный.
в) (Не)годовать, (не)истовствовать, (не)написать. ( Слово можно заменить , например, словом недоумевать )
3. Работа в группах. Входя в класс, вы получили цветной жетон . Разбейтесь по группам соответственно цветам. Группы получились разноуровневые. Итак, групп у нас -4. Каждая группа выбирает одного человека в жюри. Каждая группа получает задание, готовит его ( 15 минут), знакомит ребят класса с ответом. Далее все ребята в группах выполняют тест ( тест дается по теме другой группы, поэтому надо слушать внимательно ответы товарищей). Жюри оценивает выступление группы. При ответе можно использовать медиаучебник- тренажер « 1С: Репетитор. Русский язык»
Задание для первой группы
- Составьте таблицу по теме « Правописание не с глаголами» ( Можно в программе Мicrosoft Word)
- Задание: замените выделенные слова и словосочетания глаголами, которые пишутся с не вместе.1) Он возмущался. 2) Нельзя его принуждать. 3) Брат удивлялся. 4) Я чувствую себя не совсем хорошо. 5) Шторм бушевал.
- Сделайте морфологический разбор любого глагола.
Задание для второй группы
1. Приготовить сообщение на тему « Правописание не с существительными». Можно использовать в своем ответе материалы § 43 и материал из медиаучебника « 1С: Репетитор. Русский язык» Раздел: « Справочные таблицы». Орфография. Слитное и раздельное написание не и ни. ( Правило « Не с сущ.» + примеры). Подобрать свои примеры.
2. Сделайте морфологический разбор любого существительного( из примеров)
3. Определите по ЛЗ слово и запишите его:
- грубый, невоспитанный человек ( невежа)
- человек, которому не сидится на месте (непоседа)
- мало знающий человек ( недоучка)
- неуклюжий, неловкий человек ( недотепа)
Задание для третьей группы
1. Приготовить сообщение на тему « Правописание не с прилагательными». Можно использовать в своем ответе материалы § 54 и материал из медиаучебника « 1С: Репетитор. Русский язык» Раздел: « Справочные таблицы». Орфография. Слитное и раздельное написание не и ни. ( Правило « Не с прилаг.» + примеры). Подобрать свои примеры.
2. Сделайте морфологический разбор любого прилагательного( из примеров)
3. Объясните значение слов брошюра, палисадник, ручей, холм, используя прилагательные с приставкой не ( например, брошюра – небольшая книжка и т.д.)
Задание для четвертой группы
1. Ответить на вопрос: « В чем сходство правописания имен существительных, прилагательных с не и правописания не в глаголах? В чем различие? Приведите примеры» Попробуйте оформить свои выводы в программе Power Point
2. Сделайте морфологический разбор прилагательного, существительного или глагола ( из примеров)
3. Образуйте от данных существительных имена прилагательные :
- (не)вежа
- (не)деля
- (не)нависть
- (не)ряха
- (не)годяй
- (не)забудка
( от двух последних прилагательные не образуются)
- Ответы групп.
- Тестирование групп
Первая группа выполняет тест на тренажере «Фраза» по теме «Не с существительными», 6 класс, задание № 8.
Вторая группа выполняет тест на тренажере «1С: Репетитор. Русский язык» по теме «Не с прилагательными», «Альбом» , практикум
Третья группа выполняет тест на тренажере «1С: Репетитор. Русский язык» по теме «Не с существительными», «Альбом» , практикум
Четвертая группа выполняет тест на тренажере «Фраза» по теме «Не с прилагательными», 6 класс, задание № 10
Оценки за тесты выставляют программы.
6. Задание на дом : диктант « Проверь себя»
Диктант «Проверь себя»
Вскрикнуть от ( не)ожиданности; (не)обыкновенное утро;( не)объяснимые чувства; (не) громкие, а тихие голоса; (не)решительные лучи солнца; (не) испытывал ничего подобного; (не) доносились ничьи голоса; (не) рассчитывай ни на кого; (не)годовать, (не) доумевать, (не)брежный, (не)приятель, (не) работа сушит, а забота; бушует (не)рогода.
7. Подведение итогов, выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Слитное и раздельное написание не с разными частями речи. Совершенствование умения определять части речи.
Тип урока: повторительно-обобщающий. Цели урока 1) Обучающие: совершенствовать умение определять части речи и производить их морфологический разбор 2) Развивающие: систематизировать и обобщать правила...
Конспект урока-практикума в 7 классе на тему: «Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи».
Коспект урока по русскому языку для учащихся 7 класса в нетрадиционной форме....
Урок - исследование " «Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи»
Урок предназначен для учащихся 7 класса. Данный урок является повторением пройденного материала....
Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи
Презентация для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ....
Урок русского языка в 7 классе "Слитное и раздельное написание не с разными частями речи"
урок - проект в 7 классе по теме " не с разными частями речи"...
Конспект урока русского языка в 8 классе по теме: "Слитное и раздельное написание не с разными частями речи".
Урок проводится в классе, в котором обучаются дети с диагнозом ДЦП, слабослышащие и один ученик по специальной программе (УО)...
Презентация "Слитное и раздельное написание не с разными частями речи". 7 класс
Презентация "Слитное и раздельное написание не с разными частями речи". 7 класс...