Урок русского языка по теме: "Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи" ( 6 класс)
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Иванникова Татьяна Борисовна

Цель урока: систематизировать и обобщить правила правописания НЕ с разными частями речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Медиаурок русского языка ( 6 класс)

Тема урока: « Слитное и раздельное написание НЕ  с разными частями речи»

Раздел программы: « Повторение и систематизация изученного в конце года» ( 2 часа)

Тип урока: медиаурок ( урок обобщения и систематизации знаний )

Электронные пособия:

  1. Обучающая программа тренажер по русскому языку « Фраза»
  2.  Медиаучебник-тренажер « 1С: Репетитор. Русский язык»

     

  Цели :

  1. совершенствовать умение определять часть речи и производить их морфологический разбор
  2. систематизировать и обобщить правила правописания не с разными частями речи

( с существительными, прилагательными, глаголами)

  1. формировать  умение  использовать в ответе обучающие компьютерные программы
  2. контроль знаний

 План урока:

  1. Организационный момент ( сообщение темы, целей, плана урока)
  2. « Лингвистическая разминка» ( для всего класса)
  3. Работа в группах.  
  4. Ответы групп с использованием медиаучебника-тренажера « 1С: Репетитор. Русский язык»
  5. Тестирование  (  «Фраза», «Репетитор»)
  6. Задание на дом
  7. Подведение итогов

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Слово учителя: « Сегодня на уроке мы будем совершенствовать умение определять части речи и производить их морфологический разбор, совершенствовать орфографические умения и навыки в правописании не  с разными частями речи, то есть повторим и обобщим все, что знаем о правописании не с существительными, прилагательными, глаголами.»

      2. « Лингвистическая разминка»  ( для всего класса). Работаем на интерактивной доске.

Раскройте скобки и определите, какое слово в каждом ряду лишнее. Замените его таким, которое подходит к данному ряду.

а) (Не)удача, (не)поседа, (не)здоровье.
б) (Не)высокий, (не)большой, (не)взрачный.
в) (Не)годовать, (не)истовствовать,
(не)написать.  ( Слово можно заменить , например, словом недоумевать )

      3. Работа в группах.  Входя в класс, вы получили цветной  жетон . Разбейтесь по группам соответственно цветам. Группы получились разноуровневые. Итак, групп у нас -4. Каждая группа выбирает одного человека в жюри. Каждая группа получает задание, готовит его ( 15 минут), знакомит ребят класса с ответом. Далее все ребята в группах выполняют тест ( тест дается по теме другой группы, поэтому надо слушать внимательно ответы товарищей). Жюри оценивает выступление группы. При ответе можно использовать медиаучебник- тренажер        « 1С: Репетитор. Русский язык»

 

Задание для первой группы

  1. Составьте таблицу по теме « Правописание не с глаголами» ( Можно в программе Мicrosoft Word)
  2. Задание: замените выделенные слова  и словосочетания глаголами, которые пишутся с не вместе.1) Он возмущался. 2) Нельзя его принуждать. 3) Брат удивлялся. 4) Я чувствую себя не совсем хорошо. 5) Шторм бушевал.
  3. Сделайте морфологический разбор любого глагола.

Задание для второй группы

1. Приготовить сообщение на тему « Правописание не с существительными». Можно использовать в своем ответе материалы § 43 и материал из медиаучебника « 1С: Репетитор. Русский язык» Раздел:  « Справочные таблицы».    Орфография. Слитное и раздельное написание не и ни.  ( Правило « Не с сущ.» + примеры). Подобрать свои примеры.

2.  Сделайте морфологический разбор любого существительного( из примеров)

3.  Определите по ЛЗ слово и запишите его:

  1. грубый, невоспитанный человек ( невежа)
  2. человек, которому не сидится на месте (непоседа)
  3. мало знающий человек ( недоучка)
  4. неуклюжий, неловкий человек ( недотепа)

Задание для третьей  группы

1. Приготовить сообщение на тему « Правописание не с прилагательными». Можно использовать в своем ответе материалы § 54 и материал из медиаучебника « 1С: Репетитор. Русский язык» Раздел:  « Справочные таблицы».    Орфография. Слитное и раздельное написание не и ни.  ( Правило « Не с прилаг.» + примеры). Подобрать свои примеры.

2.  Сделайте морфологический разбор любого прилагательного( из примеров)

3. Объясните значение слов брошюра, палисадник, ручей, холм, используя прилагательные с приставкой не ( например, брошюра – небольшая книжка  и т.д.)

Задание для четвертой   группы

1. Ответить на вопрос: « В чем сходство правописания имен существительных, прилагательных с не и правописания не в глаголах? В чем различие? Приведите примеры» Попробуйте оформить свои выводы в программе Power Point

2.  Сделайте морфологический разбор прилагательного, существительного или глагола ( из примеров)

3.  Образуйте от данных существительных  имена прилагательные :

  1. (не)вежа
  2. (не)деля
  3. (не)нависть
  4. (не)ряха
  5. (не)годяй
  6. (не)забудка

( от двух последних прилагательные не образуются)

  1. Ответы групп.
  2. Тестирование групп

Первая группа выполняет тест на тренажере «Фраза» по теме «Не с существительными», 6 класс, задание № 8.

Вторая группа выполняет тест на тренажере «1С: Репетитор. Русский язык» по теме «Не с прилагательными», «Альбом» , практикум

Третья группа выполняет тест на тренажере «1С: Репетитор. Русский язык» по теме «Не с существительными», «Альбом» , практикум

Четвертая  группа выполняет тест на тренажере «Фраза» по теме «Не с прилагательными», 6 класс, задание № 10

Оценки за тесты  выставляют  программы.

6. Задание на дом : диктант « Проверь себя»

Диктант «Проверь себя»

Вскрикнуть от ( не)ожиданности; (не)обыкновенное утро;( не)объяснимые чувства; (не) громкие, а тихие голоса; (не)решительные лучи солнца; (не) испытывал ничего подобного; (не) доносились ничьи голоса; (не) рассчитывай ни на кого; (не)годовать, (не) доумевать, (не)брежный, (не)приятель, (не) работа сушит, а забота; бушует (не)рогода.

            7.  Подведение итогов, выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слитное и раздельное написание не с разными частями речи. Совершенствование умения определять части речи.

Тип урока: повторительно-обобщающий. Цели урока 1) Обучающие: совершенствовать умение определять части речи и производить их морфологический разбор 2) Развивающие: систематизировать и обобщать правила...

Конспект урока-практикума в 7 классе на тему: «Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи».

Коспект урока по русскому языку для учащихся 7 класса в нетрадиционной форме....

Урок - исследование " «Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи»

Урок предназначен для учащихся 7 класса. Данный урок является повторением пройденного материала....

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи

Презентация для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ....

Урок русского языка в 7 классе "Слитное и раздельное написание не с разными частями речи"

урок - проект в 7 классе по теме " не с разными частями речи"...

Конспект урока русского языка в 8 классе по теме: "Слитное и раздельное написание не с разными частями речи".

Урок проводится в классе, в котором обучаются дети с диагнозом ДЦП, слабослышащие и один ученик по специальной программе (УО)...

Презентация "Слитное и раздельное написание не с разными частями речи". 7 класс

Презентация "Слитное и раздельное написание не с разными частями речи". 7 класс...