Контрольные, проверочные, самостоятельные работы
тренажёр по русскому языку по теме

Лыков Дмитрий Александрович

Предварительный просмотр:

Контрольная работа по теме:

«Сложные предложения с разными видами связи».

Вариант 1

  1. Спишите, расставьте знаки препинания. Определите тип предложения (простое, сложное: ССП, СПП, БСП). Составьте схему.

1) С первыми лучами солнца когда по полю еще тянулся волнистый розоватый туман вторая эскадрилья поднялась вслед за своим командиром и самолеты не теряя друг друга из виду взяли курс на юг. 2) Однообразная трескотня убаюкивает как колыбельная песня; едешь и чувствуешь что засыпаешь но вот откуда-то доносится тревожный крик уснувшей птицы или раздается неопределенный звук и затем дремота вновь опускает веки.

2. Вставьте пропущенные знаки препинания, выполните синтаксический разбор предложения.

А) В тот день мы завтракали втроём и когда подали вишнёвый кисель то сестра капризно сказала что десерт невкусный.

Б) Прямо над головой вспыхнула запоздалая молния и пока она светила я увидел как мерцает какая-то точка на берегу.

В) Ночью я почувствовал боль в ноге и когда встал утром она оказалась сильно распухшей.


Контрольная работа по теме:

«Сложные предложения с разными видами связи».

Вариант 2

  1. Спишите, расставьте знаки препинания. Определите тип предложения (простое, сложное: ССП, СПП, БСП). Составьте схему.

1) Плакучие ивы купали в озере свои ветви и кое-где берега поросли осокой в которой прятались большие желтые цветы покоившиеся на широких плавучих листьях. 2) По вечерам я приходил к сестренке и мы подолгу играли а если ворчливая нянька уже спала мы потихоньку обнимали друг друга стараясь не разбудить ее.

  1. Вставьте пропущенные знаки препинания, выполните синтаксический разбор предложения.

А) Все меня любили и хотя я безмерно шалил мне прощалось всё что бы я ни сделал.

Б) И когда он вернулся в избу то его лицо волосы и одежда были мокры точно они насквозь пропитались едким болотным туманом.

В) К вечеру пошёл дождь и пока мы ехали по просёлку лошади еле переступали будто потеряли последние силы.



Предварительный просмотр:

Контрольная работа по теме «Сложноподчиненное предложение»

ученика(цы) 9Б класса___________________________________________

1 вариант

Задание 1. Расставьте знаки препинания, выделите грамматические основы, составьте схемы СПП, определите вид придаточного

  1. Мы вышли на поляну где рос огромный дуб.
  2. Молодость привлекает тем что имеет будущее.
  3. Он пошел туда где узкой полоской чернел лес.
  4. Хотя я недавно читал эту книгу плохо помню её содержание.
  5.  Казак мой был очень удивлён когда проснувшись увидел меня одетого.
  6. Всегда отыщешь новизну вокруг если меняешься сам.
  7. Чтобы не заблудиться в лесу собирая грибы я беру с собой компас.
  8. Охотник  вздрогнув  быстро оглянулся  потому что в кустах он услышал какой-то шум.
  9. Я вас любил так искренно  так  нежно  как дай вам бог любимой  быть другим.
  10. И сердце по- старому бьётся как билось в далёкие дни.

Задание 2  Расставьте знаки препинания, составьте схемы СПП с несколькими придаточными, определите вид придаточных и тип подчинения

1.Была минута  в которую он так сильно вздрогнул  что Ольга вскрикнула думая что он сорвется.

2.Сережа догадывался  что его пытаются разглядеть через окно  и нарочно встал так близко к двери чтобы его нельзя было увидеть.


Контрольная работа по теме «Сложноподчиненное предложение»

ученика(цы) 9Б класса___________________________________________

2 вариант

Задание 1. Расставьте знаки препинания, выделите грамматические основы, составьте схемы СПП, определите вид придаточного

  1. Река так блестит и сверкает на солнце что глазам было больно.
  2. Нынче в пять часов утра когда я открыл глаза в окно моей комнаты повеяло запахом цветов.
  3. Если рвёшь розы думай о шипах!
  4. Не будьте равнодушны ибо равнодушие смертоносно для  души  человека.
  5. Я убежден что настоящая воспитанность проявляется прежде всего у себя дома  в своей семье  в отношениях со своими  родными.
  6.  Знания которые не пополняются ежедневно убывают с каждым  днем.
  7. Чаще стали слышны удары  будто гром катился раскатами.
  8. Чтобы не заблудиться в лесах  нужно знать приметы.
  9. Небо на востоке стало темнеть  хотя солнце еще не ушло за горизонт.
  10. Весь следующий день Сенька просидел у входа в палатку и смотрел туда  где рвутся бомбы.

Задание 2  Расставьте знаки препинания, составьте схемы СПП с несколькими придаточными, определите вид придаточных и тип подчинения

1.Легко работать  когда знаешь  что труд твой ценят.

2. Только теперь увидел Фрол  что совсем рассвело  что у синего подножия утёса над Светлихой качаются белые полосы тумана что камни на берегу стали сизоватыми от утренней росы.


Контрольная работа по теме «Сложноподчиненное предложение»

ученика(цы) 9Б класса___________________________________________

3 вариант

Задание 1. Расставьте знаки препинания, выделите грамматические основы, составьте схемы СПП, определите вид придаточного

1. Мы вышли к реке  когда начался дождь  скоро превратившийся в ливень.

2. Макар и не заметил  что стало светать.

3. Обратите внимание на почки ивы  которые слегка набухли.

4. Старик был так поражен его словами  что всплеснул руками.

5. Летят к вербе пчелы бабочки потому что их привлекают душистые сережки.

6. Чтобы добраться до места стоянки мы должны были пройти еще километров пять.

7. Если в тихую погоду туман поднимается кверху непременно надо ждать затяжного дождя.

8. Кустарник зашумел  будто рой пчел зажужжал над ветками.

9. Незнакомец начал говорить  хотя своего имени и прошлого он еще не мог вспомнить.

10. Переменившийся ветер застилал пароход густым слоем дыма  так что трудно было дышать.

Задание 2  Расставьте знаки препинания, составьте схемы СПП с несколькими придаточными, определите вид придаточных и тип подчинения

1.Снег так скрипел что было слышно  как кто-то ходит на другом конце села.

2. Хотя фронт придвинулся к самому каналу  шестая батарея оставалась маленьким островком  до которого в полной мере не докатилась тяжёлая волна войны.



Предварительный просмотр:

9 класс. Контрольная работа по теме

«СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Ученика___________________________________________

I вариант

  1. Прочитайте текст. Выполните задания.

ЗАКОН ПРИРОДЫ

        (1)Однажды Ваня принес маленькую выкопан…ую с корнем березу. (2)Мы принесли из сарая ящик насыпали его (до)верху землей и посадили в него маленькое деревце. (3)Ящик поставили в самой светлой и теплой комнате у окна и через день опустивш..ся ветки березы поднялись вся она повеселела и даже листья у нее уже шумели когда сквозной ветер врывался в комнату. (4)В саду поселилась осень но листья нашей березы оставались зелеными и живыми. (5)Как...то ночью прошел первый заморозок. (6)Он надышал холодом на стекла в доме и они запотели…(7)Ветра не было но в саду все падали и падали листья. (8)Березы за одну ночь пожелтели до самых верхушек и листья осыпались с них частым и печальным дождем… (9)В бледном свете зари стояла  в кадке маленькая береза и я вдруг заметил – почти вся она за эту ночь пожелтела и (не)сколько лимонных листьев уже лежат на полу. (10)Комнатная теплота (не) спасла березу. (11)Через день она облетела вся (как)будто не хотела отставать от своих взрослых подруг.

(К. Паустовский)

1. Какова тема и основная мысль текста?

2. Определить стиль речи, тип текста.

3. Сколько абзацев нужно выделить в тексте? Укажите номера предложений каждого абзаца. (Помните, что каждая микротема начинается с красной строки. Как только появляются новые субъект и объект действия – новый абзац!).

4. Вставить пропущенные буквы.

5. Расставить знаки препинания.

6. Укажите номера ССП.

7. Выпишите грамматическую основу из предложения № 7.

8.Дайте характеристику союза в предложении № 4.

9. Разберите по составу причастие в пр. № 1.

10. Указать способ образования слова ЗАМОРОЗОК в пр. № 5.

  1. II. Укажите правильный вариант ответа

1.Укажите сочинительные союзы:

А) где, куда, что;                              Б) ни – ни, зато, также;

В) кто, с тех пор;                              Г) или, либо, чем.  

2. Укажите соединительные союзы:

А) зато, однако, же;                          Б) тоже, также, ни – ни;

В) или, либо, то ли – то ли;             Г) и, но, не то – не то.

3. Укажите сложносочиненное  предложение:

А) Лось – очень сильное, осторожное и умное животное.


Б) Азовское озеро совсем мелкое: хороший пловец нырнет до дна.

В) Я обрадовался при мысли, что увижу ее снова.

Г) Алехин простился и ушел вниз, а гости остались внизу.

4. Укажите ССП с разделительным союзом:

А) Не то маячили горы, не то это только казалось.

Б) Жизнь пернатых начала замирать, зато проснулись лесные звери.

В) Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила…

Г) Нет дождя, и все сохнет.

5. Укажите ССП, между частями которого запятая не ставится:

А) Мы собираемся за город малыши тоже хотят ехать с нами.

Б) Прозрачный лес один чернеет и ель сквозь иней зеленеет…

В) Солнце светит уже по-весеннему а в доме еще пасмурно.

Г) В начале апреля уже шумели грачи и летали в саду бабочки.

6. Укажите ССП, между частями которого запятая не ставится:

А) Невзрачен день а ночь близка и непогода зла.

Б) Изредка пропоет комар да ветерок качнет вершину.

В) Веселее всех смеялся сам Петр он же скорее всех и перестал.

Г) На реке было холодно зато рыба хорошо клевала.

7. Укажите ССП, между частями которого запятая не ставится:

А) Во тьме тревожно вспыхивали молнии и гремел гром.

Б) Домой возвращаться не хотелось но идти было некуда.

В) Он был человек строгий и все-таки его у нас любили.

Г) Ты жил я также мог бы жить.

8. Укажите количество пропущенных знаков препинания в предложении: 

Река сплошь была занесена плавником и следовательно всюду можно было перейти с одного берега на другой.

А) 2;   Б) 3;   В) 1;   Г) 0.


9 класс.  Контрольная работа по теме

«СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Ученика______________________________________

II вариант

  1. Прочитайте текст. Выполните задания.

В МЕЩЕРСКИХ ЛЕСАХ

        (1)Река шла пр…чудливыми изгибами. (2)Над бегущей водой беспр…рывно перелетали с берега на берег сверкающие стрекозы а в вышине неподвижно парили огромные ястребы. (3)Песчаные косы перемытые речной водой и перевея…ные ветром поросли цветами. (4)Сосновые сухие леса по берегам перемешивались с вековыми дубовыми рощами с зарослями ивы и ольхи. (5)Корабельные сосны поваленные ветром лежали через реку над прозрачной водой и походили на  медные литые мосты. (6)Лес тянулся почти на двести километров и не было (по)близости (ни)какого жилья. (7)Лишь кое…где на берегах стояли шалаши смолокуров и изредка по лесу тянуло сладковатым дымком тлеющего смолья. (8)Удивительнее всего в этих местах был воздух в нем была полная и совершенная чистота и эта чистота придавала особую резкость всему что было окруже…но этим воздухом. (9)Каждая сухая ветка сосны была видна среди темной угрюмо…зеленеющей хвои очень далеко.

(К. Паустовский)

1. Какова тема и основная мысль текста?

2. Определить стиль речи, тип текста.

3. Сколько абзацев нужно выделить в тексте? Укажите номера предложений каждого абзаца. (Помните, что каждая микротема начинается с красной строки. Как только появляются новые субъект и объект действия – новый абзац!).

4. Вставить пропущенные буквы.

5. Расставить знаки препинания.

6. Укажите номера ССП.

7. Выпишите грамматическую основу предложения № 6.

8. Дайте характеристику союзу в предложении № 2.

 9. Дать характеристику предложению № 5. Чем оно осложнено?

10. Разберите по составу причастие в пр. № 5.

  1. II. Укажите правильный вариант ответа
  1. Укажите сочинительные союзы:

А) однако, же, да;               Б) когда, то есть, словно;

В) зачем, как, чтобы;           Г) так как, тоже, будто.

2. Укажите разделительные союзы:

А) зато, однако, же;                Б) тоже, также, ни – ни;

В) или, либо, то ли – то ли;  Г) и, но, не то – не то.

3. Укажите сложносочиненное  предложение:

А) Во сне мне грезилось, будто я попал в капкан.

Б) Березы распустились, дубы же стояли еще обнаженными.


В) Не напрасно дули ветры, не напрасно шла гроза.

Г) Он запрокинул голову и подставил грудь ударам ливня и молний.

4. Укажите ССП с противительным союзом:

А) Не то маячили горы, не то это только казалось.

Б) Жизнь пернатых начала замирать, зато проснулись лесные звери.

В) Ни стрелы не летали, ни пушки не гремели.

Г) Нет дождя, и все сохнет.

5. Укажите ССП, между частями которого запятая не ставится:

А) За окном брезжил рассвет и кричали петухи.

Б) Прохладой дунуло и прошлогодний лист зашелестел в дубах.

В) Что-то тяжко застонало и стон перенесся через поле.

Г) За спиной у нас лежат дороги и дорогам этим нет конца.

6. Укажите ССП, между частями которого запятая не ставится:

А) Ему стало жарко и он распахнул полушубок.

Б) Головы повернулись и носы вытянулись навстречу вошедшему.

В) Пол был усыпан трухой и на нем виднелись следы ног.

Г) Душа есть и она бессмертна.

7. Укажите ССП, между частями которого запятая не ставится:

А) Мать посмотрела в окно девочка тоже взглянула на улицу.

Б) Здесь птицы не поют деревья не растут.

В) И мне он понравился и мать очаровал.

Г) В селе не переводилась лихорадка и была топкая грязь.    

8. Укажите количество пропущенных знаков препинания в предложении: 

 Белый дым волнующими клубами плывет перед окнами плавно падает стелется по снегу около дороги а по вагону ходят широкие тени.

А) 0;   Б) 1;   В) 2;   Г) 3.



Предварительный просмотр:

Проверочная работа по теме «Деепричастие»

ученика 7Б класса

_______________________________________________

(ФИО)

7 класс. Вариант 1.

1. Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает:

1. Признак предмета по действию

2.  Признак предмета

3.  Добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом

4.  Действие предмета

2. Найдите словосочетание с деепричастием:

1. Закутанный в тулуп  2. Укрепил болт  3. Вырастив урожай  4. Запер на замок

3. Выберите предложение с деепричастным оборотом (знаки препинания не расставлены)

1. Ребятишки прыгали любуясь на ёлку.      2. Ребятишки прыгали и любовались на ёлку.

3. Прыгающие ребятишки любовались на ёлку.  4. Прыгая ребятишки любовались на ёлку.

4. Найдите деепричастия совершенного вида

1. Глядя       2. Сложив       3. Отнявши         4. Улыбаясь

5. Найдите деепричастия несовершенного вида

1. Хмурясь       2. Выскочив       3. Завидуя        4. Умывшись

6. Выбери деепричастия, которые пишутся с НЕ слитно:

1. (Не)годуя        2. (Не)увлекаясь     3. (Не)взлюбив    4. (Не)требуя

7. В каком предложении есть пунктуационная ошибка?

1. Ленька растянулся на траве, положив голову на котомку и крепко уснул.

2. Однажды в лесу я провалился в глубокую яму, распоров себе сучком бок и разорвав кожу на затылке.

3. С запада навстречу мутноватой заре, предвещавшей непогоду, катились, шумя, невысокие волны.

4. Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит.

8. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Работая со словарем,

1. Мне позвонили.                                            2. Отрабатываются навыки анализа слова.

3. Обращайте внимание на примечания.      4.Необходимо знание алфавита.

9. Какое слово состоит из приставки, корня, двух суффиксов.

1) засекреченный        2) ненавидя             3) разрезая              4) перелетят

10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Накинув нарядные уборы(1)березы первыми вступили(2) в осенний танец(3)яростно захвативший(4)весь лес.

1)1,2                   2) 1,3                3) 2,3                     4) 1,4.

11. Деепричастный оборот – это…

1. Одиночное деепричастие                                             2. Деепричастие с частицей НЕ

3. Деепричастие с зависимыми от него словами            4. Два деепричастия

12. Найдите слово с ударением на втором слоге:

1. Средства      2. Километр       3. Красивее            4. Мельком

13. Найдите неверные утверждения

1. Деепричастие изменяется по родам, числам и падежам.

2. Деепричастие в предложении является обстоятельством.

3. Деепричастный оборот на письме всегда выделяется запятыми.

4. Деепричастие объединяет в себе признаки наречия и прилагательного.

14. Укажите ошибку в определении грамматических признаков выделенного слова.

1. Колотый – страдательное причастие прошедшего времени.

2. Поклонившись – деепричастие несовершенного вида.

3. Открываясь – деепричастие несовершенного вида.

4. Пролетающий – действительное причастие настоящего времени.

15. Укажите правильно построенное предложение с деепричастным оборотом.

1. Приближаясь к березовой роще, раздался треск повалившегося дерева.

2. Воробей, растопырив крылышки, и сжался весь от страха.

3. Сережа обещал маме исправиться, расстроившись от его шалости.

4. Конь, жалобно заржав, потянулся к хозяйке.

16. Укажите предложение с деепричастным оборотом.

1. Флотилия, не замеченная неприятелем, приступила к высадке.

2. Не замечая меня, лебеди плавали у берега.

3. Отошедший от станции поезд резко затормозил.

4. Наевшись, вороненок успокоился.

17. Деепричастия несовершенного вида образованы при помощи суффиксов:

1. А (Я)                2. В               3. ВШИ                       4. Л

18. Найдите словосочетания «дееприч. + нареч.» с главным словом деепричастием

1. Открыв дверь          2. Придя домой             3. Уйти недалеко      4. Учиться хорошо

19.     Найдите верную характеристику данного предложения (знаки препинания не

расставлены)

Замедляя ход к станции шёл поезд.

1. Сложное предложение, запятая нужна.

2. Простое предложение, запятая не нужна.

3. Предложение с деепричастным оборотом, запятая нужна.

4. Предложение с однородными членами, запятая нужна.

20. В каком случае нет ошибки в образовании и употреблении слов:

1. Благодаря обилию снега                              2. Наперекор обычая

3. Написал красившее                                      4. Пришел со школы поздно


Проверочная работа по теме «Деепричастие»

ученика 7Б класса

_______________________________________________

(ФИО)

7 класс. Вариант 2.

1. Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая объединяет:

1. Признаки существительного и глагола

2.  Признаки наречия и прилагательного

3.  Признаки наречия и глагола

4.  Признаки причастия и наречия

2. Найдите словосочетание с деепричастием:

1. Засыпанный снегом    2. Украсил ёлку    3. Отпирая дверь     4. Пришёл в дом.

3. Выберите предложение с деепричастным оборотом (знаки препинания не расставлены)

1. Хозяйка радовалась встречая гостей.    2. Хозяйка радовалась и встречала гостей.

3. Радовавшаяся хозяйка встречала гостей.  4. Радуясь хозяйка встречала гостей.

4. Найдите деепричастия совершенного вида

1. Открыв       2. Решая       3. Принявши        4. Радуясь.

5. Найдите деепричастия несовершенного вида

1. Щурясь      2. Построив       3. Ненавидя       4. Зарывшись.

6. Выбери деепричастия, которые пишутся с НЕ раздельно:

1. (Не)приняв        2. (Не)навидя     3. (Не)взлюбив    4. (Не)побрившись

7. В каком предложении есть пунктуационная ошибка?

1. Павел уснул на диване, положив руки под голову и улыбнулся во сне.

2. Вдруг из леса выбежала большая собака, громко залаяв и высунув мокрый язык.

3. Вчера по небу плыли тяжёлые тучи, предвещавшие обильные дожди, грохоча, уходили они далеко на деревню.

4. Скользя по утреннему снегу, друг милый, предадимся бегу нетерпеливого коня.

8. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Покупая справочник,

1. Я опоздал.                                                      2. Запоминаются все правила.

3. внимательно посмотрите оглавление.        4. Нужно прочитать статью.

9. Какое слово состоит из приставки, корня, двух суффиксов.

1) прошитый         2) негодуя           3) приезжая              4) прибегут

10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Свернув с просеки(1) мы направились по тропинке(2)уводившей нас к лесным(3)необычным  красотам(4)и тайнам.  

1)1,2                 2) 1,3                   3) 2,3                     4) 1,4.

11. Деепричастный оборот на письме…

1. Не выделяется запятыми.

2. Выделяется запятыми, если стоит после определяемого слова.

3. Всегда выделяется запятыми.                      

4. Выделяется запятыми, если стоит в середине предложения.

12. Найдите слово с ударением на втором слоге:

1. Каталог      2. Килограмм      3. Щавель          4. Свёкла

13. Найдите неверные утверждения

1. Деепричастие изменяется по лицам и числам.

2. Деепричастие в предложении зависит от глагола.

3. Деепричастный оборот в предложении является дополнением.

4. Деепричастие объединяет в себе признаки наречия и глагола.

14. Укажите ошибку в определении грамматических признаков выделенного слова.

1. Окрепший – действительное причастие прошедшего времени.

2.  Читаемый – страдательное причастие настоящего времени.

3. Произведя – деепричастие совершенного вида

4. Приблизившись – действительное причастие прошедшего времени, возвратное.

15. Укажите правильно построенное предложение с деепричастным оборотом.

  1. Прочитав книгу «Дубровский», мной овладела жалость к Владимиру.
  2. Выйдя из берегов, луга оказались затопленными.
  3. Маленькие дети спали, уткнувшись носом  в подушку.
  4. Саша, обидевшись на друга, и не захотел с ним разговаривать.

16. Укажите предложение с деепричастным оборотом.

  1. Усеянное звездами небо манило к себе.
  2. Потрескивая, горел костер.
  3. Дробясь о мрачные скалы, шумят и пенятся валы.
  4. Черный дым, который поднялся из-за леса, застилал горизонт.

17. Деепричастия совершенного вида образованы при помощи суффиксов:

1. А (Я)                2. В               3. ВШИ                       4. СЯ

18. Найдите словосочетания «дееприч. + сущ.» с главным словом деепричастием

1. Открыв мне          2. Придя вечером             3. Приютив друзей      4. Радуясь встрече

19.     Найдите верную характеристику данного предложения (знаки препинания не

расставлены)

Друзья встретили меня приехав на вокзал.

1. Сложное предложение, запятая нужна.

2. Простое предложение, запятая не нужна.

3. Предложение с деепричастным оборотом, запятая нужна.

4. Предложение с однородными членами, запятая нужна.

20. В каком случае нет ошибки в образовании и употреблении слов:

1. Заплыл глубжее                                         2. Егошний друг

3. Оплатил за проезд                                     4. Заплатил за проезд



Предварительный просмотр:

Проверочная работа  «Подчинительная связь слов в словосочетаниях»

1 вариант

1. Определите вид подчинительной  связи слов в словосочетаниях  (образец ответа 1-а, 2- в, 3-б)

                   а) согласование              б) управление           в) примыкание

1) нелегкая судьба 2) медный ковш 3) замереть от восхищения 4) очень обаятельный    5)свинцовыми  тучами 6) мечты о будущем 7) стоять молча   8) шестой полк    9) сказать назло    10) любой из нас 11) прибыть вовремя 12) умение слушать 13) говорить улыбаясь 14) заслуга поколения  15) военное положение 16) побледнеть от волнения 17) пожелтевших листьев                                                                   18) по-детски наивно 19) сапоги из замши 20) краснея от смущения

2. Выпишите из предложения одно словосочетание со связью примыкание, одно словосочетание со связью управление, одно словосочетание со связью примыкание

По высокому небу быстро плыли  пушистые облака.


Проверочная работа  «Подчинительная связь слов в словосочетаниях»

2 вариант

1. Определите вид подчинительной  связи слов в словосочетаниях (образец ответа 1-а, 2- в, 3-б)

                               а) согласование              б) управление           в) примыкание

1) тост за здоровье  2) посмотрев неприветливо  3) почерневший от времени  4) мечтать о чем-то  5) прибыть вовремя 6) поездка в Америку 7) глубокое кресло 8) звонить ежедневно 9) ручка двери 10) моего брата  11) очень любопытный 12) остаться навсегда 13) постукивать карандашом  14) просмотревший бегло 15) очень близко 16) с первого взгляда 17) свидание наедине 18) что-нибудь интересное 19) моя страна 20) мучиться от безделья

2. Выпишите из  предложения одно словосочетание со связью примыкание, одно словосочетание со связью управление, одно словосочетание со связью примыкание

В старом парке громко играл духовой оркестр.


Проверочная работа  «Подчинительная связь слов в словосочетаниях»

3 вариант

1. Определите вид подчинительной  связи слов в словосочетаниях (образец ответа 1-а, 2- в, 3-б)

                     а) согласование              б) управление           в) примыкание

1) выдвинутый ящик 2) красный от мороза  3)работать увлеченно 4) освоение земель   5) наш двор 6) расти у дороги 7) к опытному педагогу   8) вернуться обратно  9) падающих листьев                                                10) расчистить дорогу   11) смотреть недоверчиво 12) гул колоколов   13) звать на помощь                                          14) рано поседеть 15) возможность уехать  16) разбудить малыша 17) на втором этаже                                         18) дом у дороги  19) крайне неприятный 20) потемневший от времени.

2. Выпишите из предложения одно словосочетание со связью примыкание, одно словосочетание со связью управление, одно словосочетание со связью примыкание

Большая темная туча неожиданно выросла за рекой.



Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа по теме «Предлог»

ученика 7Б класса______________________________________

II вариант

  1. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания.

  1. (В) последстви… выясн...лось что (в) следстви…  уча...ствовали

(не) квалифицирова...ые   эксперты, (в) следстви...   чего (в) следстви... вмешалась служба прокурорского надзора (в) связи с чем  (в) течени... месяца подследстве...ые  были  оправда...ы.

  1.  (Не) смотря на поз...н...ю осень, погода (в) продолжени... недели стояла сухая и тёплая (по) этому  (в) течени... двух часов я шёл (не) смотря себе под ноги (на) встречу со своим другом а (на) встречу мне бежали малыши.
  2.  (В) заключени...  предс...датель  отмет...л что  (в) заключени... коми...си... были назва...ы факты воп...ющего произвола.
  3. Если вы имеете (в) виду погодные условия то поездку пр...дётся отл...жить именно (в) виду (не) погоды и (в) следстви... разлива реки.
  4. Я знал что (в) течени... болезни наступил перелом однако Анна (в) течени... двух часов хр...нила упорное м...лчание.
  5.  (В) продолжени... нашего романа я был (не) заинт..р...сован а (по) тому (в) продолжени... всего пути мы (не) проронили (н..)слова.
  6. Я хочу погов...рить (на) счёт вашей квартиры однако  вы (н...) подумайте что я хочу жить (за) счёт других или списать убытки (на) счёт предпр..ятия (по) тому что я мог (бы) продать своё имущество и пол..жить (на) счёт в банке выруче...ую сумму.
  1. Выполните задания.
  1. Обозначьте в тексте производные предлоги.

2. Обведите предложения, в которых есть производные предлоги.

A). Затраты на выставку отнесены (на)счёт шефствующего предприятия.

Б). Сговорившись (на)счёт завтрашнего дня, они распрощались.

B). (В)следстви... быстрого течения надо быть внимательнее.

Г). (В)следстви... по делу террористов было много неясного.

Д). (В) продолжени… романа Каверин старался говорить от лица Кати.



Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа по теме «Правописание производных предлогов, союзов»

ученика 7Б класса______________________________________

1 вариант

Задание 1

Спешите предложения, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

(В)течени… нескольких секунд мальчики изучали друг друга. (В)продолжени… лета мы два раза отдыхали на море. (В)следстви… задержки в пути часть туристов отстала а другая ушла (в)перед. (Не)смотря на чудесную погоду гулять мы (не)собирались. (В)продолжени… часа мы наблюдали за интересной игрой. О продолжени… разговора не могло быть и речи. Я хотел поговорить (на)счет квартиры. Ветер гнал листья (на)встречу. Затраты занесены (на)счет шофера.

Задание 2

Сделайте выбор между раздельным и слитным написанием

Что(бы) ни говорили, я выполню эту работу

Не для того(же) я сеяла траву, что(бы) ее вытоптали.

Вода затопила полянки, за(то) хорошо было видно кочки.

Малыши с воспитателем то(же) ушли на речку.

Берись за(то), к чему у тебя душа лежит.

(При)том заводе имеются профессиональное училище.

Идти пришлось далеко, (при)том по песчаной дорожке.

Отдыхали обычным способом, (то)есть ничего не делали.

Труд необходим человеку так(же), как пища.

Моё расследование то(же) не продвигалось.

Всякий человек склонен рассуждать, что(бы) он сделал на месте другого.

Всё делалось поспешно и в то(же) время будто сквозь сон.


Самостоятельная работа по теме «Правописание производных предлогов, союзов»

ученика 7Б класса______________________________________

2 вариант

Задание 1

Спешите предложения, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

(Не)смотря на большие холода поход в лес все-таки состоялся. (В)следстви… обвала восхождение на гору приостановилось.(В)течени... многих дней жаркое солнце вставало над лесом. Он хотел идти мне (на)встречу но отложил свой поход (в)следстви... снегопада. (В)виду проливных дождей поездку в деревню пришлось отложить. Сговорившись (на)счет завтрашнего дня ребята попрощались. (В)следстви... было все запутано. Отсутствовать на работе (в)течени… дня. (В)продолжени… нескольких дней ещё будет стоять жаркая погода.

Задание 2

Сделайте выбор между раздельным и слитным написанием

Он долго выбирал, во что(бы) прицелиться.

Что(бы) рыбку съесть, надо в воду лезть.

Но здесь то(же) успела поселиться тишина.

Через минуту он исчез в снежной пурге так(же) внезапно, как и появился.

Комната то(же) производила странное впечатление.

Море темнело, волны теряли свой блеск, за(то) небо начало светлеть.

Всё делалось поспешно и в то(же) время будто сквозь сон.

Ночь открывала бесчисленные глаза, что(бы)смотреть (в)низ до рассвета.

В то(же) мгновение из вершины холма вырвался огромный огненный столб.

За(то), друзья, мы так Отчизну любим, что на земле прекрасней всех она.

За(что) купил, за(то) и продаю.

Прибывшие так(же) расположились у костра.



Предварительный просмотр:

Контрольная работа: «Виды односоставных предложений»

I вариант

1. Укажите определённо-личное предложение: 

1) В комнате пахло тёплой штукатуркой, вымытыми полами. (А.Н.Толстой)
2) Наш поезд задержали на пограничном разъезде у деревянного моста через Сан. (К.Паустовский).
3) Во всём доверься высокой совести своей. (Н.Шумаков)

4) Спокойной и уверенной Любови не превозмочь мне к этой стороне. (А.Ахматова)

2. Укажите безличное предложение: 

1) Бодро идёшь домой. (И.А.Бунин).
2) Шума волн не слышно было за голосами. (М.Горький).
3) По наружности о человеке не суди. (Пословица).
4) Простишь ли мне ревнивые мечты, моей любви безумное волненье? (А.С.Пушкин).

3. Какое предложение не является односоставным определённо-личным? 

1) Вижу позднюю дорогу да порошу во полях. (С.Кузнецова)
2) Звукам звёзд ночных душою внемлю и стремлюсь к далёким огонькам. (Н.Шумаков)
3) Там неба осветлённый край средь дымных пятен. (А.Блок)
4) Разбуди меня завтра рано, о моя терпеливая мать.(С.Есенин)

4. Укажите вариант ответа, в котором все предложения являются односоставными назывными: 

1) Не грусти! На знобящем причале парохода весною не жди! (Н.Рубцов)
2) Тишина. Кукушка. Травы. (В.Боков)
3) Старую дорогу разобрали. Шпалы деревянные раздали людям на сараи и дрова. (Н.Шумаков).
4) На заводе всё благополучно. Ждут только приезда Василия Терентьевича.(А.И.Куприн).

5. Укажите вид односоставных предложений: 

1) Сирены вой. Тревога. Звонким хором зенитки бьют. (Н.Браун).
2) Олимпиада зимняя в Гренобле. Ангина. Ночь. Транслируют хоккей. (А. Кайданов).
3) Прекрасен мир! Но восхищенью в иссохшем сердце места нет! (Ф.И.Тютчев)
4) Тропинка. Глушь лесная. Столетние кряжи. (С.Щипачёв).

6. Найдите определенно-личные предложения: 

а) Только к вечеру ему удалось причалить к маленькому острову.

б) На город спустились сумерки.

в) В лесу голоса птиц.

г) Люблю грозу в начале мая.

7. Найти неопределенно-личные предложения: 

а) Давай сегодня осмотрим северные склоны.

б) В дверь постучали.

в) В полях темнело.

 

8. Найти безличное предложение:

а) Вот парадный подъезд.

б) Умную голову почитают смолоду.

в) Тут снега наметает метра на три.

г) Парк давно закрыли.

 

9. Определите тип предложения:  Не цвести цветам поздней осенью. 

а) безличное;

б) определенно-личное;

в) неопределенно-личное.

 

10. Найдите назывное предложение: 

а) Совсем тепло.

б) Апрель двадцать второго года.

в) В углах комнаты темно.

г) Идемте верхней тропой.

 

11. Определите тип предложения:  Богато убранный кабинет.

а) безличное;

б) назывное;

в) неопределенно-личное;

г) определенно-личное.


  

Контрольная работа: «Виды односоставных предложений»

II вариант

  

1. Укажите неопределённо-личное предложение: 

1) Мне сладко при свете неярком, чуть падающем на кровать, себя и свой жребий подарком бесценным твоим сознавать. (Б.Пастернак).

2) Брожу тропинкою лесной пять лет без малого. (Н.Шумаков).
3) По аллее проводят лошадок. (А.Ахматова).
4) В белом небе стая чёрных галок. (Н.Шумаков).

2. Укажите назывное предложение: 

1) Радостного сердца нежный трепет никакою силою не унять. (Н.Шумаков).
2) Убежать с тобою мне бы в синее заречье… (Н.Шумаков)
3) От поля сжатого, от скошенного луга пахнуло холодом. (А.М.Фёдоров).
4) Тихая, звёздная ночь. (А.Фет).

3. Какое предложение не является односоставным безличным? 

1) Всю неизбежность понимая, осилить время не стремлюсь. (Н.Шумаков)
2) На рассвете с реки и с болот потянуло холодом. (В.Успенский).
3) Мне чистой ладожской воды не выпить никогда. (М.Дудин).

4) Нет мне здесь прежних утех! (А.Майков)

4. Какое предложение не является односоставным неопределённо-личным? 

1) Ночью курсантов подняли по тревоге. (Успенский В.)
2) Мне в тебе разувериться никогда не пришлось. (Н.Шумаков).
3) Рядом с Сенькой положили худенького с наголо выбритой круглой головой сержанта-разведчика. (В.Некрасов).
4) На даче спят под шум без плоти, под ровный шум на ровной ноте, под ветра яростный надсад.(Б.Пастернак).

 

5. Укажите вид односоставных предложений: 

1) Летний вечер. За лесами солнышко уж село. (И.З.Суриков).
2) Светает. Мглистый банный чад. (Б.Пастернак).
3) На тротуаре листьев пляска. Безлюдье. Детская коляска. (И.Кабыш).
4) Но вот прошло четыре года. В одно тихое, тёплое утро в больницу принесли письмо. (А.П.Чехов)

6. Найдите неполное предложение:

а) Улица в снежинках.

б) С левой стороны – турецкий диван.

в) Под Москвой журавли, туман и дым.

г) Вот у березки боровик.

 7. Найдите безличное предложение:

а) Ласковый осенний день.

б) От воды потянуло сыростью.

в) Как роскошно струилась река.

г) Все растения уже в цвету.

  

8. Найдите предложение, соответствующее схеме назывное, и безличное.

а) Луна зашла за мысом, и огня не стало видно.

б) Уже смеркалось, и надо было торопиться.

в) Черные контуры деревьев, и вокруг ни души.

  

9. Найдите сложное предложение, состоящее из двух односоставных:

а) Еще держаться по ночам морозы, а в воздухе уже веет весной.

б) Чуть брезжилось, когда нас разбудили.

в) Приятно видеть, как тает последний снег.

  

10.Определите способ выражения главного члена  в односоставном  неопределенно-личном предложении.

1. Туши тура и кабана целиком жарили на огромных вертелах, поворачивая -

то одним, то другим боком.

2. На шкурах расставят глиняные горшки с горячим отваром. (В.Головин.)

 

а) Глагол в форме 3-го лица множественного числа настоящего/будущего

времени.

б) Глагол в форме прошедшего времени множественного числа.



Предварительный просмотр:

Контрольная работа по теме «Второстепенные члены предложения».

ученика 8Б класса

___________________________________________________

(ФИО)

                                                                    1 вариант

1. Замените согласованные определения несогласованными.
Птичьи крики, светловолосая девушка, лондонские улицы,
керамическая посуда.

2. Отметьте предложение, в котором есть прямое дополнение.
1.Местность эта ещё не обследована учеными.
2.Я помню осенние ночи, березовый шорох теней.
3.Кругом с тоской глубокою плывут в страну далекую седые облака.

3. Подчеркните обстоятельства и укажите их значение.


Вдали в море через равные промежутки времени зажигался свет маяка и быстро потухал.

4. Выделите грамматическую основу и подчеркните все второстепенные члены предложения. (Знаки препинания не расставлены)


1.Через минуту Марья Петровна вышла ко мне в сени. 2.В нашу гавань заходили корабли. 3.Ласковое слово словно солнышко в ненастье.

5. Второстепенные члены предложения, которые обозначают место, время, причину, образ действия, меру и степень, цель, называются
1) приложениями. 2) определениями. 3) обстоятельствами.
4) косвенными дополнениями.

6. Журнал «Простор» – один из лучших литературно-художественных журналов Казахстана. «Простор» в этом предложении – это
1) дополнение. 2) приложение. 3) определение. 4) часть подлежащего.

7. Определите, где выделенные дополнения являются прямыми, а где косвенными.
1. Церковь эту построил некогда барин. 2. Тит взглянул на горевший огненным взглядом костер. 3. Люди равнодушно смотрели на проплывающие за окном поля. 

8. Подчеркните приложения. Поставьте, где необходимо, дефис.


1. В ничтожном художник создатель так же велик, как и в великом . 2. Посередине мостовой шла группа солдат сапёров. 3 . В картине Левитана «После дождя» заключена вся прелесть дождливых сумерек в приволжском городке
4. Художника Петрова призвали в армию на второй год войны. 5. И эти обыкновенные глазки бусинки вспыхнули красным огнём.

9.Перепишите, выполните синтаксический разбор предложения.

Однажды чёрный кот Степан сидел, как всегда, на крыльце и, не торопясь, умывался

10. В каком предложении определение выражено числительным?
1) Одинокая сосна с большим птичьим гнездом на вершине возвышалась путевой вехой.
2) Восьмая телега въехала на подворье ранним утром.
3) Дети постарше опекали малышей.
4) Высушенное бельё стопкой лежало на стуле.


Контрольная работа по теме «Второстепенные члены предложения».

ученика 8Б класса

___________________________________________________

(ФИО)

                                                                    2 вариант

1.Замените согласованные определения несогласованными.
Волчья нора, громкоголосый оратор, парижские музеи,
родниковая вода

2. Отметьте предложение, в котором есть прямое дополнение.
1.Никнут шёлковые травы, пахнет смолистой травой.
2.Но никто под окрик журавлиный не разлюбит отчие края
3.В ржавых трубах пароходов играли зайчики от солнца.

3. Подчеркните обстоятельства и укажите их значение.


Громадные тучи широко нависали над морем и медленно уходили за горизонт.

4. Выделите грамматическую основу и подчеркните все второстепенные члены предложения. (Знаки препинания не расставлены)


1.От усталости он еле держался на ногах.2. Осенние листья летели и кружились в воздухе от ветра.3.Все окружающие молчали задумчиво опустив головы.

5. На вопросы где? куда? откуда? отвечают обстоятельства

 1) места. 2) условия. 3) причины. 4) образа действия.


6. Врач Иванова выступила с докладом о лечении гриппа. Приложением в этом предложении является слово
1) врач. 2) гриппа. 3) Иванова. 4) о лечении.

7. Определите, где выделенные дополнения являются прямыми, а где косвенными.


1. Весну объявили грачи. 2. Здесь пахнет малиной, травой, цветами. 3. Я тоже не переношу зла.

8. Подчеркните приложения. Поставьте, где необходимо, дефис.
1. Металлическую трубу антенну монтируют сейчас на земле. 2. Порхает бабочка лимонница. 3. Композитор Эдгар Григ проводил осень в лесах около города Бергена.

9.Выполните синтаксический разбор предложения. 

Лев Толстой ездил в город Орёл осматривать губернскую тюрьму, когда писал роман «Воскресение».



10. В каком предложении определение выражено причастием?
1) Одинокая сосна с большим птичьим гнездом на вершине возвышалась путевой вехой.
2) Восьмая телега въехала на подворье утром.
3) Дети постарше опекали малышей.
4) В ущелье тесном рать побитая лежит.


Контрольная работа по теме «Второстепенные члены предложения».

ученика 8Б класса

___________________________________________________

(ФИО)

                                                                    3 вариант
1.Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Выделите грамматические основы предложений. Подчеркните второстепенные члены предложения, надпишите, какими частями речи и в каких формах они выражены.


Я горько заплакал и громко пр..изнес имя м..ей любимой. Ты ед…шь в Оренбург служить под его начальством. От усталости он еле д..ржался на ногах. При сильной метели находиться в степи опасно.

2. Расставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните обстоятельства, укажите их вид.

Возле выходной стрелки станции стояла уцелевшая будка стрелочного поста.


3. Что такое определение?
1) Второстепенный член предложения, который характеризует предмет и отвечает на вопрос: каков предмет?
2) Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? чей?
3) Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? чей? каков?

4. Каковы признаки согласованного определения?
1) согласуется с определяемым словом в падеже;
2) согласуется с определяемым словом в падеже, числе, роде (в ед. ч.);
3) согласуется с определяемым словом в падеже и числе;

5. Поставьте, где необходимо, дефис.

Гора Бурабай, озеро Балхаш, мороз воевода, инженер конструктор, художник самоучка, сторож старик, жук носорог, река Ишим, столица Астана , Алматы город, город Алматы.

6. Вставьте пропущенные буквы в слова, найдите дополнения, подпишите над ними падеж. 
Пришла снежная зима. Одела д..ревья серебром, зав..лила глубокими сугробами л..са. М..хнула гостья крылом и посыпались сн..жинки. Ребята лепят сн..говика, играют в сн..жки, катаются на санках.
7. Второстепенные члены предложения, которые обозначают место, время, причину, образ действия, меру и степень, цель, называются
1) приложениями
2) определениями
3) обстоятельствами
4) косвенными дополнениями.
8. На вопросы где? куда? откуда? отвечают обстоятельства

  1. места. 2) условия. 3) причины. 4) образа действия.
    9. Сделайте синтаксический разбор предложения.

 Рядом с домом Пушкина под сенью большого двухвекового клена среди кустов сирени акации и жасмина стоит маленький деревянный флигелек.


10.Укажите, какие слова являются дополнением в предложении: Осенью я люблю погулять в нашем лесу, люблю собирать ягоды, грибы, любоваться речкой.
1) в нашем лесу, ягоды, грибы, речкой
2) ягоды, грибы, речкой  
3) осенью, ягоды, грибы, речкой
4) в лесу, ягоды, грибы, речкой


ОТВЕТЫ

Контрольная работа по теме «Второстепенные члены предложения» 8 класс

1 вариант

1. Замените согласованные определения несогласованными.
крики птиц,  девушка со светлыми волосами,   улицы Лондона,
 посуда из керамики .

2. Отметьте предложение, в котором есть прямое дополнение.
1.Местность эта ещё не обследована учеными.
2.Я помню осенние ночи, березовый шорох теней.
3.Кругом с тоской глубокою плывут в страну далекую седые облака.

3. Перепишите. Подчеркните обстоятельства и укажите их значение.
Вдали (места) в море (места)  через равные промежутки времени (времени) зажигался свет маяка и быстро (образа действия) потухал.

4. Спишите предложения, выделите грамматическую основу и подчеркните все второстепенные члены предложения. (Знаки препинания не расставлены)
1.Через минуту Марья Петровна вышла ко мне в сени. 2.В нашу гавань заходили корабли. 3.Ласковое слово словно солнышко в ненастье.

5. Второстепенные члены предложения, которые обозначают место, время, причину, образ действия, меру и степень, цель, называются
1) приложениями. 2) определениями. 3)
обстоятельствами. 
4) косвенными дополнениями.

6. Журнал «Простор» – один из лучших литературно-художественных журналов Казахстана. «Простор» в этом предложении – это
1) дополнение. 2)
приложение. 3) определение. 4) часть подлежащего.

7. Определите, где выделенные дополнения являются прямыми, а где косвенными.
1.
Церковь (Пр) эту построил некогда барин. 2. Тит взглянул на горевший огненным взглядом костер (косв). 3. Люди равнодушно смотрели на проплывающие за окном поля.(косв)

8. Перепишите. Подчеркните приложения. Поставьте, где необходимо, дефис.
1. В ничтожном
художник-создатель так же велик, как и в великом . 2. Посередине мостовой шла группа солдат-сапёров. 3 . В картине Левитана «После дождя» заключена вся прелесть дождливых сумерек в приволжском городке
4.
Художника Петрова призвали в армию на второй год войны. 5. И эти обыкновенные глазки-бусинки вспыхнули красным огнём.

9.Перепишите, выполните синтаксический разбор предложения.

 Однажды чёрный кот Степан сидел, как всегда, на крыльце и, не торопясь, умывался

10. В каком предложении определение выражено числительным?
1) Одинокая сосна с большим птичьим гнездом на вершине возвышалась путевой вехой.
2)
Восьмая телега въехала на подворье ранним утром.
3) Дети постарше опекали малышей.
4) Высушенное бельё стопкой лежало на стуле.


 ОТВЕТЫ
Контрольная работа по теме «Второстепенные члены предложения» 8 класс 

                                                             2 вариант

1.Замените согласованные определения несогласованными.
  нора волка,  оратор с громким голосом,   музеи Парижа, вода из родника

2. Отметьте предложение, в котором есть прямое дополнение.
1.Никнут шёлковые травы, пахнет смолистой травой.
2.Но никто под окрик журавлиный не разлюбит отчие края
3.В ржавых трубах пароходов играли зайчики от солнца.

3. Перепишите. Подчеркните обстоятельства и укажите их значение.
Громадные тучи
широко нависали над морем и медленно уходили за горизонт.

4. Спишите предложения, выделите грамматическую основу и подчеркните все второстепенные члены предложения. (Знаки препинания не расставлены)
1.От усталости он еле держался на ногах.2. Осенние листья летели и кружились в воздухе от ветра.3.Все окружающие молчали задумчиво опустив головы.

5. На вопросы где? куда? откуда? отвечают обстоятельства 1)
места. 2) условия. 3) причины. 4) образа действия.
6. Врач Иванова выступила с докладом о лечении гриппа. Приложением в этом предложении является слово
1)
врач. 2) гриппа. 3) Иванова. 4) о лечении.

7. Определите, где выделенные дополнения являются прямыми, а где косвенными.
1
. Весну Пр объявили грачи. 2. Здесь пахнет малиной, травой, цветами косв. 3. Я тоже не переношу зла. Пр

8. Перепишите. Подчеркните приложения. Поставьте, где необходимо, дефис.
1. Металлическую
трубу-антенну монтируют сейчас на земле. 2. Порхает бабочка-лимонница. 3. Композитор Эдгар Григ проводил осень в лесах около города Бергена.

9.Перепишите, выполните синтаксический разбор предложения.

 Лев Толстой ездил в город Орёл осматривать губернскую тюрьму, когда писал роман «Воскресение».

10. В каком предложении определение выражено причастием?
1) Одинокая сосна с большим птичьим гнездом на вершине возвышалась путевой вехой.
2) Восьмая телега въехала на подворье утром.
3) Дети постарше опекали малышей.
4) В ущелье тесном рать
побитая лежит.


ОТВЕТЫ

Контрольная работа по теме «Второстепенные члены предложения» 8 класс
3 вариант
 

1.Спишите, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Выделите грамматические основы предложений. Подчеркните второстепенные члены предложения, надпишите, какими частями речи и в каких формах они выражены.
Я горько заплакал и громко пр..изнес имя м..ей любимой. Ты ед…шь в Оренбург служить под его начальством. От усталости он еле д..ржался на ногах. При сильной метели находиться в степи опасно.

2. Спишите предложение, расставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните обстоятельства, укажите их вид. Возле выходной стрелки станции стояла уцелевшая будка стрелочного поста.

3. Что такое определение?
1) Второстепенный член предложения, который характеризует предмет и отвечает на вопрос: каков предмет?
2) Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? чей?
3) Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? чей? каков?

4. Каковы признаки согласованного определения?
1) согласуется с определяемым словом в падеже;
2) согласуется с определяемым словом в падеже, числе, роде (в ед. ч.);
3) согласуется с определяемым словом в падеже и числе;

5. Спишите. поставьте, где необходимо, дефис.
Гора Бурабай, озеро Балхаш,
мороз воевода, инженер конструктор, художник самоучка, сторож старик, , жук носорог, река Ишим, столица Астана , Алматы город, город Алматы.
6. Спишите. Вставьте пропущенные буквы в слова, найдите дополнения, подпишите над ними падеж.
Пришла снежная зима. Одела
деревья серебром, завалила глубокими сугробами леса. Махнула гостья крылом , и посыпались снежинки. Ребята лепят снеговика, играют в снежки, катаются на санках.
7. Второстепенные члены предложения, которые обозначают место, время, причину, образ действия, меру и степень, цель, называются
1) приложениями
2) определениями
3) обстоятельствами
4) косвенными дополнениями.
8. На вопросы где? куда? откуда? отвечают обстоятельства

  1. 1) места. 2) условия. 3) причины. 4) образа действия.
    9. Спишите, сделайте синтаксический разбор предложения. Рядом с домом Пушкина под сенью большого двухвекового клена среди кустов сирени акации и жасмина стоит маленький деревянный флигелек.


10.Укажите, какие слова являются дополнением в предложении Осенью я люблю погулять в нашем лесу, люблю собирать ягоды, грибы, любоваться речкой.
1) в нашем лесу, ягоды, грибы, речкой      
2) ягоды, грибы, речкой '
3) осенью, ягоды, грибы, речкой                 4) в лесу, ягоды, грибы, речкой



Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа по теме «Виды сказуемых»

Ученика 8Б класса______________________________________

Вариант № 1

  1. Списать предложения, подчеркнуть грамматическую основу предложений. Определить вид сказуемого.
  1. Дом строят каменщики. 2. Дом будут строить каменщики. 3. Дом

продолжают строить каменщики. 4. Умолкли птиц живые голоса, безмолвен лес, беззвучны небеса. 5. Кончался август, но солнце продолжало безраздельно царить над заливом. 6. Болота лежали перед нами пустынные и зловещие. 7. Без вьючных животных мы не могли тронуться в путь. 8. Проза должна быть крылатой. 9. Скинуло кафтан зелёный лето. 10. Калитка в сад была приоткрыта.

  1. Расставить знаки, объяснив наличие или отсутствие тире.
  1. Зависть  яд для сердца. 2. Быть поэтом  значит жить раздольно. 3.Я ученик гимназии. 4. Стремиться вперед  цель волевого человека. 5. Трудолюбие  важнейшее условие успеха. 6. Лес точно терем расписной. 7. Иметь хороший почерк  правило вежливости. 8. Дело художника   рождать радость.

Самостоятельная работа по теме «Виды сказуемых»

Ученика 8Б класса______________________________________

Вариант № 2

  1. Списать предложения, подчеркнуть грамматическую основу предложений. Определить вид сказуемого.

1. Он будет у нас завтра. 2. Отец мой был крестьянин. 3. Мы должны понимать друг друга. 4. Шёлк не рвётся, булат не гнётся. 5. Подходы к заграждениям и окопам заминированы. 6. Стихи писать Пушкин начал ещё до лицея. 7. Двери в парадную залу настежь открыты. 8. Машины с трудом стали выбираться из котлована. 9. Они увидели молодого дворянина, колотившего чем попало слугу. 10. Точность и краткость – вот достоинства прозы.

  1. Расставить знаки, объяснив наличие или отсутствие тире.

  1. Человек    целый мир. 2. Он не футболист, а хоккеист. 3. Озеро как зеркало.4. Олень    северное животное. 5. Спасать людей   это призвание.6. Санкт-Петербург   один из красивейших городов мира.7. Энциклопедия   моя самая любимая книга. 8. Принять хороший совет  увеличить собственные возможности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Набор тематических контрольных и самостоятельных работ по алгебре

В работе представлены  самостоятельные и контрольные работы по отдельным темам школьного курса алгебры....

Контрольные и самостоятельные работы курсов ФГОС от ПАПО и рабочие программы с КТП для 8 и 9 класса по информатике

Самостоятельные работы 1 - 3 и Контрольные работы 1, 2по курсу инвариантного кафедрального учебного модуля «Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности учителя информатики(в...

контрольные и самостоятельные работы для 5 и 6 классов по физике

Тексты контрольных и самостоятельных работ разработаны для пропидевтического курса физики 5-6 класс....

Проверочная самостоятельная работа по теме "Основное тригонометрическое тождество и следствие из него"

Проверочная самостоятельная работа проверяет основные тригонометрические формулы...

Тесты, контрольные и самостоятельные работы

Тесты, контрольные и самостоятельные работы по информатике...

контрольные и самостоятельные работы

контрольные и самостоятельные работы 8 класс по программе Гобриеляна, тема1...

Контрольные и самостоятельные работы по алгебре для 7 класса. Мордкович.

контрольные и самостоятельные работы по алгебре для 7 класса. Мордкович....