Конспект урока русского языка в 5 классе "Неизменяемые приставки"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neizmenyaemye_pristavki.doc | 64.5 КБ |
neizmenyaemye_pristavki1.pptx | 677.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Высокогорская средняя общеобразовательная школа №2 Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»
Разработка урока по русскому языку в 5 классе
Тема урока:
«Неизменяемые приставки»
Урок подготовила: учитель русского языка
и литературы МБОУ «ВСОШ №2»
Файзрахманова Эльмира Радиковна,
Квалификационная категория: первая
Тема: Неизменяемые приставки.
Цели и задачи:
- Продолжить изучение приставок.
- Развивать логическое, пространственное мышление и письменную речь; умение находить приставки; побудить с помощью игровой формы интерес к предмету, стремление к успеху.
- Воспитывать в учениках любовь к родному языку, к фольклору; воспитывать доброжелательность, коллективизм, учить помогать друг другу.
Оборудование: проектор, экран, компьютер, презентация, карточки с заданиями.
Ход урока.
- Мотивация и целеполагание:
Учитель: Здравствуйте, ребята! Рада встрече с вами. Давайте создадим хорошее настроение на нашем уроке. Представьте себе, что вы надуваете воздушный шарик. Теперь представьте и изобразите, что вы как – будто завязываете шарик. Завязывайте крепко. А теперь подарите свой шарик друг другу. Надеюсь, что у вас хорошее настроение, которое поможет нам провести урок интересно, плодотворно.
II. Актуализация знаний.
- Беседа о Родине и русском языке.
- Учитель читает стихотворение.
Утром солнышко встает,
Нас на улицу зовёт.
Выхожу из дома я:
– Здравствуй, улица моя!
Я пою, и в тишине
Подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути:
– Ты скорей, дружок, расти!
Отвечаю травам я,
Отвечаю ветру я,
Отвечаю солнцу я:
– Здравствуй, Родина моя!
(В. Орлов)
Ребята, о чем это стихотворение?
Учащиеся: О Родине, о России.
Учитель: А что для вас значит слово Родина?
Учащиеся: Это наш город, наш дом, родной язык.
Учитель: Молодцы! Мы сегодня с вами будем говорить о красоте и богатстве русского языка.
- Ребята, прочитайте высказывания К.Г.Пауствовского и Ч.Айтматова о русском языке: «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей — сложных и простых,— для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения», «Бессмертие народа – в его языке».
О чём эти высказывания? Как вы понимаете смысл?
Учащиеся: К.Паустовский говорит о том, что русский язык богат, можно подобрать к любым явлениям, эмоциям, предметам слова. Он гордится своим языком.
Для того, чтобы сохранить наш язык, нужно изучать его, изучать богатства, которые передали нам наши прадеды.
III. Целеполагание и мотивирование.
Учитель: Одним из жемчужин языка являются загадки. Загадки – это мудрёные вопросы. Отгадав их, мы узнаем тему нашего урока.
1) Вперевалку шёл со льдин
К нам на утренник … (пингвин)
2) Он стоит на трёх ногах
Сам чёрный, в чёрных сапогах,
Зубы белые, педаль
Называется…(рояль)
3) Неуклюжий, светло-синий
По кустам развешан …(иней)
4) Что выше леса, краше света,
Без огня горит? (солнце)
5) Когда порою одиноко,
Вдруг в тишину ворвётся звон,
И голос друга из далёка
Тебе подарит …(телефон)
6) Сам алый, сахарный,
Кафтан зелёный, бархатный. (арбуз)
7) Серовато, зубовато,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет. (волк)
8) Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (книга)
9) В домик свой скворец вернулся,
И в норе медведь проснулся.
Всюду слышна птичья трель,
Кто же к нам пришёл…(апрель)
Учитель: Вот вы сами и определили тему нашего урока. Составьте слово из первых букв, угаданных вами слов. Какое же слово у вас получилось?
Ученик: Приставка.
IV. Закрепление ранее изученного материала. Ввод нового материала.
- Беседа.
Учитель: А что такое приставка?
Ученик: Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
2) Работа с таблицей.
Учитель: Обратите внимание на таблицу, на которой показаны особенности приставок.
Приставка
|
- Игры с приставками
Чтобы наладить это хорошее знакомство, давайте поиграем с приставками в разные игры. Игра первая: «Приставка или нет?»
Одинаковые сочетания букв в одних словах могут быть приставками, а в других нет. Например, в слове собрат со— приставка, а в словах сонный или сосна — нет. Вам будут даны слова, а вы определите, в каких из них приставка, а в каких нет.
Какой способ надо применить, чтобы определить это? Очень простой. Вы помните, что все морфемы — носители смысла. Если отделить одну морфему, например приставку, оставшиеся части будут иметь свои "смыслиночки". А если "смыслиночек" не будет, значит, вы не отделили морфему, а просто бессмысленно разрезали слово.
!!! А теперь - играем! Выделите приставки в словах: (работаем в паре)
1) ворваться, воевать, ворох, вогнать, 2) добраться, домашний, доверить, доброта, 3) озабоченный, оловянный, одеревенеть; 4) предвидеть, предсказать, предмет; 5) заработок, зарево; 6) подписать, порох, подправить; 7) сотрудник, соловей, соединение; 8) поездка, полоса, полеводство, полено.
Игра вторая: «Приставкины прятки-1».
Тут вы можете нам не поверить: какие у приставки могут быть прятки? Куда ей спрятаться? Она всегда в начале слова и на виду. А вот и нет! В конец слова приставка, разумеется, попасть не может. А в середину? Давайте посмотрим. Где приставка в слове провод? Конечно, в начале. А в слове водопровод? "Вот это да! — наверное, скажете вы. — Приставка оказалась в середине слова!" Почему так получилось? Потому что слово "склеилось" из двух. И приставка, которая была в начале второго слова, оказалась в середине "склеенного" слова. Таких слов в нашем языке немало.
А теперь - за игру!
!!! Найдите в "склеенных" словах спрятавшиеся приставки. Они будут не в каждом слове! (работаем «цепочкой»)
Землетрясение, громоотвод, пятилетка, 'водопроводчик, путешественник, деревообделочный комбинат, мясоперерабатывающий завод, сногсшибательная новость.
А могут ли приставки спрятаться куда-нибудь еще? Могут. Куда же? Друг за дружку. Дело в том, что в слове может оказаться не одна приставка, а больше.
!!! Выделите приставки в словах и посчитайте, сколько их (по цепочке):
1) Готовить, подготовить, переподготовить; 2) дать, подать, преподать; 3) остановить, приостановить; 4) прошло, позапрошлый; 5) носить, износить, поизносить, непроизносимый; 6) водить, изводить, производить, непроизводительный.
Коварная приставка с-
Осторожно! Она "ошибкоопасна". Во-первых, потому, что она маленькая и легко ускользает от внимания. А во-вторых, потому, что иногда оказывается перед звонким согласным звуком. Перед глухим, а тем более перед гласным, она не так опасна. Например, в словах скатился, сумел, стер вряд ли кто-нибудь напишет букву з. Зато перед звонким согласным звуком: сдаваться, сбиться, сгорбиться — четко слышится [з]. Но мы-то с вами на эту удочку не попадемся!
Есть маленькая группа слов , в которых пишется всегда 3 - это слова ЗДЕСЬ, ЗДАНИЕ, ЗДОРОВЬЕ.
Как бы звонко ни звучала приставка с- перед звонкими согласными, будем помнить: это приставка первой группы, и пишется она всегда одинаково.
- Физкультминутка.
Буратино
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в стороны развел –
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
- Знакомство с понятием «классификация», работа с памяткой.
Учитель: Я предлагаю выполнить следующее задание: каждому из вас предлагается набор приставок. На какие две группы можно разделить данные приставки? Деление приставок на группы – это классификация. Прежде чем вы ответите на поставленный вопрос, я предлагаю вашему вниманию памятку «Как провести классификацию» (в-, с-, к-, от-, об-, раз-, рас-, без-, бес-, из-, ис-, пре-, при-)
Порядок деятельности при классификации.
|
Учитель: А теперь заполняем карточку предложенными приставками. Как вы озаглавите группы?
Пишутся всегда одинаково | Могут измениться при письме |
Учитель: Что у вас получилось? Прочитайте приставки, которые вы отнесли к первой группе? Ко второй?
V. Закрепление нового материала.
1) Работа с теоретическим материалом.
Учитель: сегодня мы с вами будем говорить о неизменяемых приставках.
Откройте учебник на странице , найдите приставки, которые пишутся всегда одинаково.
Ученик: Это приставки от-, под-, над-, об-, пред-, в-, с-, до-, пере-.
Учитель: Сформулируйте определение неизменяемых приставок.
Ученик: Неизменяемые приставки- приставки, которые всегда пишутся одинаково.
Учитель: Русский народ придумал замечательные скороговорки. Прочитайте их, найдите слова с неизменяемыми приставками.
1 ряд. Зимой поле белое, промёрзло-заледенелое
2 ряд. - Вымыли ли вы куклу Милу?
- Мы Милу намылили и вымыли.
3 ряд. Купила бы я, накупила, да купило притупило.
Остроумие русского народа отразилось и в фразеологизмах. Что такое фразеологизмы?
Разберем упр. 436 (это упражнение для домашнего задания).
IV. Обобщение.
Учитель: Скажите, ребята, с какими приставками вы сегодня работали на уроке?
Ученик: Мы работали с неизменяемыми приставками.
Учитель: Что нового вы узнали о неизменяемых приставках? Что для вас было трудным? Какие задания для вас были интересны? Что бы вы ещё хотели узнать о приставках?
V. Оценивание.
VI. Домашнее задание. Упр. 436, написать сочинение-рассуждение «Почему и как нужно беречь родной язык?»
Слово учителя: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса». Русский писатель Иван Сергеевич Тургенев
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В.Орлов Утром солнышко встаёт, нас на улицу зовёт. Выхожу из дома я: «Здравствуй, улица моя!» Я пою, и в тишине подпевают птицы мне. Травы шепчут мне в пути: «Ты скорей, дружок, расти!» Отвечаю травам я, отвечаю ветру я, Отвечаю солнцу я: «Здравствуй, Родина моя !»
Константин Паустовский Чингиз Айтматов «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, …для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения» «Бессмертие народа – в его языке» Высказывания о русском языке
Загадка – мудрёный вопрос Вперевалку шёл со льдин к нам на утренник Пингвин. О н стоит на трёх ногах, сам чёрный, в чёрных сапогах, зубы белые, педаль, называется Рояль. Неуклюжий, светло-синий, по кустам развешан Иней. Что выше леса, краше света, без огня горит? Солнце. Когда порою одиноко, вдруг в тишину ворвётся звон, и голос друга из далёка тебе подарит Телефон. Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный. Арбуз. Серовато, зубовато , по полю рыщет, телят, ягнят ищет. Волк. Не куст, а с листочками; не рубашка, а сшита; не человек, а рассказывает. Книга. В домик свой скворец вернулся, и в норе медведь проснулся, всюду слышна птичья трель. Кто же к нам пришёл? Апрель.
Тема урока: «Приставки» П ингвин Р ояль И ней С олнце Т елефон А рбуз В олк К нига А прель Приставка – это… … часть слова; Служит для… …образования новых слов; Пишется… …слитно; Стоит … … перед корнем.
Игра «Приставка или нет?» Одинаковые сочетания букв в одних словах могут быть приставками, а в других нет. Например, Со – брат: со- является приставкой, Сон-н- ый : со- часть корня. Помните!!! Морфемы – носители смысла. Работаем в паре: 1 ряд: домашний, доброта, доверить 2. ряд: подписать, порох, подправить 3 ряд: полоса, полеводство, полено
Игра «Приставкины прятки-1» Где приставка в слове ПРОВОД ? ПРО- в начале слова. Где приставка в слове ВОДОПРОВОД ? ПРО- - в середине. Почему так случилось??? Работаем «цепочкой»: Землетрясение, громоотвод, пятилетка, водопроводчик, путешественник, деревообделочный, комбинат, мясоперерабатывающий, сногсшибательный результат.
Игра «Приставкины прятки-2» А ещё куда могут спрятаться приставки? Друг за дружку. ПЕРЕ ПОД ГОТОВИТЬ. Сколько приставок в слове? Работаем «цепочкой». Подать, преподать, прошло, изводить, производить, непроизводительный.
Физкультминутка Буратино Буратино потянулся, Раз – нагнулся, Два – нагнулся, Три – нагнулся. Руки в стороны развел – Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать.
Классификация приставок Разделите на две группы следующие приставки: В-, ПРЕ-, БЕЗ-, ПОД-, РАС-, ОТ-, ОБ-, БЕС-, РАЗ-, ПРИ-, ИЗ-, ИС-…
Пишутся всегда одинаково Могут измениться на письме В- ПОД- ОТ- ОБ- … РАЗ-/РАС- БЕЗ-/БЕС- ИЗ-/ИС- ПРЕ-/ПРИ- … Классификация приставок
НЕИЗМЕНЯЕМЫЕ ПРИСТАВКИ РАБОТА С УЧЕБНИКОМ: Найдите перечисления приставок. Прочитайте. Сформулируйте определение неизменяемых приставок.
Скороговорки - фразы с труднопроизносимыми звукосочетаниями или быстро произнесенные поговорки Прочитайте. Найдите слова с неизменяемыми приставками. 1 ряд . Зимой поле белое, промёрзло-заледенелое . 2 ряд. - Вымыли ли вы куклу Милу? - Мы Милу намылили и вымыли. 3 ряд. Купила бы я, накупила, да купило притупило.
Обобщение С какими приставками мы сегодня работали? Могут ли приставки играть с нами в прятки? Что для вас было трудным? Какие задания для вас были интересными?
Домашнее задание Упр. 436 (письменно) Написать сочинение-рассуждение «Почему и как нужно беречь родной язык?»
Иван Сергеевич Тургенев «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками ! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса »
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 6 классе "Гласные в приставках пре- и при-"
Урок направлен на формирование умения различать на письме приставки пре- и при-...
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме « Приставка»
Аннотацияк уроку русского языка по теме «Приставка» Данный урок русского языка разработан для 5-ых классов при изучении темы «П...
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Правописание гласных в приставках пре-при"
Для реализации поставленных целей на уроке русского языка в 6 классе по теме «Правописание гласных в приставках –пре-при-» мною выбраны элементы технологии встречных усилий учителя и учащихся. Урок, п...
Конспект урока русского языка "Правописание гласных в приставках при- и пре-".
Урок закрепления правописания гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ-. (С применениме современных обучающих структур)...
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Гласные в приставках пре- и при-»
Конспект написан в соответствии с ФГОС основного общего образования. Тип урока: урок усвоения новых знаний....
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме « Приставка». УМК М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского. – М.: Просвещение, 2009.
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме « Приставка». УМК М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского. – М.: Просвещение, 2009. Тема: ПриставкаТип урока: урок ознакомления с новым материалом....
Конспект урока русского языка в 7 классе на тему "Слитное и раздельное написание наречий с приставками"
Урок-введение в тему. Цель: путем анализа правописания наречий сформулировать правило и составить алгоритм действий при выборе орфограммы. При планировании урока использованы элементы структуры урока ...