Рабочая программа по русскому языку 5 класс
рабочая программа по русскому языку на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_po_russkomu_yazyku_5_klass.docx | 54.06 КБ |
rabochaya_programma_po_russk.yazyku_5_kl.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 5 классе
№ урока п/п | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Виды самостоятельной работы | Дата проведения | |
План | Факт | |||||
1 | Язык — важнейшее средство человеческого общения | 2 | Урок изучения нового материала | Текущий контроль | ||
2 | Стили речи | 1 | Урок развития речи | Анализ текста | ||
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ | 31 | |||||
3 | Звуки и буквы. Произношение и правописание | 1 | Комбинированный урок | Текущий контроль | ||
4 | Орфограмма | Комбинированный урок | ||||
5 - 6 | Проверяемые безударные гласные в корне слова | 2 | Комбинированный урок | |||
7-8 | Непроверяемые безударные гласные в корне слова | 2 | Комбинированный урок | Словарно-орфографическая работа по упражнениям 37,38 | ||
9 | Проверяемые согласные в корне слова | Комбинированный урок | ||||
10 | Непроверяемые согласные в корне слова |
| Комбинированный урок | Объяснительный диктант | ||
11 | Непроизносимые согласные в корне слова |
| Урок-практикум | Проверочный диктант | ||
12 | Буквы и, у, а после шипящих | Комбинированный урок | Тест | |||
13 | Разделительные ъ и ь | Комбинированный урок | Словарный диктант | |||
14 | Раздельное написание предлогов с другими словами | Комбинированный урок | Текущий контроль | |||
15 | Проверочная работа по теме «Правописание корней слов» | Урок контроля знаний | Диктант с грамматическим заданием | |||
16 | Текст | Урок развития речи | Творческая работа | |||
17 | Обучающее изложение | Урок развития речи | Изложение по упр. 70 | |||
18 | Части речи | Комбинированный урок | Тест | 19.09 | ||
19 | Глагол | Урок-исследование | Морфологический разбор глаголов | 23.09 | ||
20 | Правописание -тся и -ться в глаголах | Урок-практикум | Предупредительный диктант | 23.09 | ||
21 | Личные окончания глаголов | Комбинированный урок | Словарный диктант | 24.09 | ||
22 | Проверочная работа | Урок контроля знаний | 24.09 | |||
23 | Тема текста | Урок развития речи | Сочинение-миниатюра | 25.09 | ||
24 | Имя существительное | 2 | Урок-исследование | Выборочный диктант, тест | 26.09 | |
25 | Имя существительное | Комбинированный урок | Творческая работа, исследование | 30.09 | ||
26 | Имя прилагательное | 2 | Комбинированный урок | Словарно-орфоэпическая работа, творческая работа | 30.09 | |
27 | Имя прилагательное | Комбинированный урок | 01.10 | |||
28 | Местоимение | Комбинированный урок |
| 01.10 | ||
29 | Проверочная работа | Урок контроля знаний | 02.10 | |||
30 | Основная мысль текста | Урок развития речи |
| 03.10 | ||
31 | Сочинение по картине А.А. Пластова «Летом» | Урок развития речи |
| 07.10 | ||
32 | Контрольный диктант | Урок контроля знаний | 07.10 | |||
33 | Работа над ошибками | Урок коррекции знаний | 08.10 | |||
СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ | 34 | |||||
34 | Синтаксис и пунктуация. |
| Урок изучения нового материала | Исследование | 08.10 | |
35 | Словосочетание | 3 | Урок изучения нового материала | Практическая работа | 09.10 | |
36 | Словосочетание | Урок изучения нового материала | 10.10 | |||
37 | Разбор словосочетания | Урок-исследование | 14.10 | |||
38 | Предложение | Урок изучения нового материала | Творческая работа | 14.10 | ||
39 | Виды предложений по цели высказывания | Урок изучения нового материала | Словарный диктант | 15.10 | ||
40 | Сжатое изложение | Урок развития речи | Сжатое изложение по упр.144 | 15.10 | ||
41 | Восклицательные предложения |
| Урок изучения нового материала | Словарный диктант | 16.10 | |
42 | Сочинение «Памятный день в школе» | Урок развития речи | Сочинение | 17.10 | ||
43 | Главные члены предложения. Подлежащее | Урок изучения нового материала | Текущий контроль | 21.10 | ||
44 | Сказуемое | Урок изучения нового материала | Практическая работа | 21.10 | ||
45 | Тире между подлежащим и сказуемым | Урок изучения нового материала | Объяснительный диктант
| 22.10 | ||
46 | Нераспространенные и распространенные предложения | Урок изучения нового материала | Текущий контроль | 22.10 | ||
47 | Второстепенные члены предложения. Дополнение | 5 | Урок изучения нового материала | Практическая работа | 23.10 | |
48 | Определение | Урок изучения нового материала | Анализ предложений, тест | 24.10 | ||
49 | Обстоятельство | Урок изучения нового материала | Словарный диктант | 28.10 | ||
50-51 | Закрепление темы «Второстепенные члены предложения» |
| Урок-практикум | 28.10 29.10 | ||
52 | Предложения с однородными членами | 4 | Урок изучения нового материала | Словарно-орфографическая работа | 29.10 | |
53 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами | Урок изучения нового материала | Предупредительный диктант, синтаксический разбор предложений | 30.10 | ||
54 | Обобщающие слова при однородных членах предложения | Урок-практикум | Синтаксический разбор предложений | 31.10 | ||
55 | Проверочная работа по теме «Однородные члены» | Урок контроля знаний | 11.11 | |||
56 | Предложения с обращениями | 1 | Урок изучения нового материала | Анализ предложений | 11.11 | |
57 | Письмо |
| Урок развития речи | Творческая работа | 12.11 | |
58 | Разбор простого предложения | Урок-практикум | Работа с раздаточным материалом, самодиктант | 12.11 | ||
59 | Простые и сложные предложения | Урок изучения нового материала | Комментированный диктант | 13.11 | ||
60 | Простые и сложные предложения | Урок закрепления знаний | 14.11 | |||
61 | Разбор сложного предложения | Урок-практикум | Синтаксический разбор предложений | 18.11 | ||
62 | Проверочная работа по теме «Простые и сложные предложения» | Урок контроля знаний | 18.11 | |||
63 | Прямая речь |
| Урок изучения нового материала | Творческая работа | 19.11 | |
64 | Диалог |
| Урок изучения нового материала | Текущий контроль | 19.11 | |
65 | Повторение «Прямая речь. Диалог» | Урок-практикум | 20.11 | |||
66 | Повторение темы «Синтаксис. Пунктуация» | Урок-практикум | 21.11 | |||
67 | Контрольный диктант | Урок контроля знаний | 25.11 | |||
ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ | 16 | |||||
68 | Гласные звуки | Урок изучения нового материала | Практическая работа | 25.11 | ||
69 | Согласные звуки. | Урок изучения нового материала | Творческое списывание текста | 26.11 | ||
70 | Согласные твердые и мягкие | Урок изучения нового материала | Творческая работа | 26.11 | ||
71 | Согласные звонкие и глухие | Урок изучения нового материала | Тест (тематический контроль) | 27.11 | ||
72 | Повествование | Урок развития речи | Комплексный анализ текста | 28.11 | ||
73 | Изложение | Урок развития речи | Изложение по тексту упр.283 | 02.12 | ||
74 | Графика. Алфавит | Урок изучения нового материала | Работа со словарями | 02.12 | ||
75 | Описание предмета | Урок развития речи | Сочинение-миниатюра | 03.12 | ||
76 | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака | Урок изучения нового материала | Словарный диктант | 03.12 | ||
77 | Двойная роль букв е, ё, ю, я | Урок изучения нового материала | Тест (тематический контроль) | 04.12 | ||
78 | Орфоэпия | Урок изучения нового материала | Словарно-орфоэпическая работа | 05.12 | ||
79 | Фонетический разбор слова | Урок изучения нового материала | Фонетический разбор слов | 09.12 | ||
80 | Повторение темы «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи» |
| Урок повторения и обобщения знаний | Практическая работа, словарный диктант | 09.12 | |
81 | Контрольный диктант | Урок контроля знаний | 10.12 | |||
82 | Анализ диктанта | Урок коррекции знаний | 10.12 | |||
83 | Описание картины Ф.Толстого «Цветы, фрукты и птица» | Уроки развития речи | Сочинение | 11.12 | ||
ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ | 12 | |||||
84 | Слово и его лексическое значение | Урок изучения нового материала | Текущий контроль | 12.12 | ||
85 | Однозначные и многозначные слова | Урок изучения нового материала | Словарная работа, объяснительный диктант | 16.12 | ||
86 | Прямое и переносное значение слов | Урок изучения нового материала | Творческая работа | 16.12 | ||
87 | Омонимы | Урок изучения нового материала | Проверочный диктант | 17.12 | ||
88 | Синонимы | 2 | Урок изучения нового материала | Выборочный творческий диктант | 17.12 | |
89 | Синонимы | Уроки закрепления знаний | Словарно-распределительный диктант, объяснительный диктант | 18.12 | ||
90 | Сочинение-описание по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» | Уроки развития речи | Сочинение | 19.12 | ||
91 | Антонимы | Урок изучения нового материала | Выборочный Творческий диктант | 23.12 | ||
92 | Повторение темы «Лексика. Культура речи» | Урок повторения и обобщения знаний | Словарный диктант, тест-пятиминутка №19 | 23.12 | ||
93 | Проверочная работа по теме «Лексика. Культура речи» | Урок контроля знаний | Тематический контроль | 24.12 | ||
94 | Подробное изложение | Уроки развития речи | Изложение по упр. 375 | 24.12 | ||
95 | Анализ изложения | Урок коррекции знаний | 25.12 | |||
МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ | 28 | |||||
96 | Понятие о морфеме | Урок изучения нового материала | 26.12 | |||
97 | Однокоренные слова и формы одного слова | Урок изучения нового материала | 13.01 | |||
98 | Окончание. | Урок изучения нового материала | Текущий контроль | 13.01 | ||
99 | Основа. | Урок изучения нового материала | Текущий контроль | 14.01. | ||
100 | Корень слова | Урок изучения нового материала | Словарная работа | 14.01 | ||
101 | Рассуждение | Урок развития речи | Творческая работа | 15.01 | ||
102 | Суффикс | Урок изучения нового материала | Словарный диктант | 16.01 | ||
103 | Суффикс | Урок изучения нового материала | Словарный диктант | 20.01 | ||
104 | Приставка | Урок изучения нового материала | Проверочная работа | 20.01 | ||
105 | Приставка | Урок изучения нового материала | Проверочная работа | 21.01 | ||
106 | Выборочное изложение | Урок развития речи | Упр. 419 | 21.01 | ||
107 | Чередование звуков | Урок изучения нового материала | Словарно-орфографическая работа | 22.01 | ||
108 | Беглые морфемы | Урок изучения нового материала | Текущий контроль, предупредительный диктант | 23.01 | ||
109 | Варианты морфем | Урок изучения нового материала | Объяснительный диктант | 27.01 | ||
110 | Морфемный разбор слова | Урок-практикум | Практическая работа, тест (тематический контроль) | 27.01 | ||
111 | Проверочная работа «Варианты морфем» | Урок контроля знаний | 28.01 | |||
112 | Правописание гласных и согласных в приставках | Урок изучения нового материала | Словарный диктант | 28.01 | ||
113 | Буквы з и с на конце приставок | Урок изучения нового материала | Текущий контроль | 29.01 | ||
114 | Буквы з и с на конце приставок | Урок закрепления знаний | Объяснительный диктант | 30.01 | ||
115 | Чередование букв о — а в корне –лаг-/ -лож- | Урок изучения нового материала | Словарный диктант | 03.02 | ||
116 | Чередование букв о — а в корне –раст - /-рос- | Урок изучения нового материала | Распределительный словарный диктант | 03.02 | ||
117 | Буквы ё—о после шипящих в корне | Урок изучения нового материала | Словарный диктант, тест | 04.02 | ||
118 | Буквы и — ы после ц | Урок изучения нового материала | Объяснительный диктант | 04.02 | ||
119-120 | Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Морфемика. Орфография. Культура речи» | 2 | Урок повторения и обобщения знаний | Словарный диктант с взаимопроверкой, тест | 05.02 | |
121 | Контрольная работа по теме «Морфемика. Орфография» | Урок контроля знаний | Диктант с грамматическим заданием | 06.02 | ||
122 | Подготовка к сочинению по картине П.Кончаловского «Сирень в корзине» | Урок развития речи | 10.02 | |||
123 | Анализ диктанта и сочинения | Урок коррекции знаний | 10.02 | |||
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ | 69 | |||||
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ | 24 | |||||
124-125 | Имя существительное как часть речи | 2 | Урок изучения нового материала | Комплексный анализ текста | 11.02 11.02 | |
126 | Доказательство в рассуждении. | 1 | Урок развития речи | Сочинение-рассуждение по упр. 482,483 | 12.02 | |
127 | Имена существительные одушевленные и неодушевленные | 1 | Урок изучения нового материала | Текущий контроль, словарный диктант | 13.02 | |
128 | Имена существительные собственные и нарицательные | 1 | Урок изучения нового материала | Выборочный диктант | 17.02 | |
129 | Род имен существительных | 1 | Урок изучения нового материала | Практическая работа | 17.02 | |
130 | Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа | 1 | Урок изучения нового материала | Словарно-орфографическая работа | 18.02 | |
131 | Сжатое изложение | Урок развития речи | Упр.513 | 18.02 | ||
132 | Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа | 1 | Урок изучения нового материала | Работа с дидактическим материалом | 19.02 | |
133 | Три склонения имен существительных | 1 | Урок изучения нового материала | Проверочный диктант | 20.02 | |
134 | Падеж имен существительных | 1 | Урок изучения нового материала | Практическая работа | 24.02 | |
135 | Правописание падежных окончаний существительных | 1 | Урок изучения нового материала | Комментированное письмо, работа с раздаточным материалом | 24.02 | |
136 | Правописание падежных окончаний существительных | 1 | Урок закрепления знаний | Тест | 25.02 | |
137 | Правописание падежных окончаний существительных | 1 | Урок закрепления знаний | Тест | 25.02 | |
138 | Изложение | Урок развития речи | Упр.547 | 26.02 | ||
139 | Множественное число существительных | 1 | Урок изучения нового материала | Комментированное письмо | 27.02 | |
140 | Множественное число существительных | 1 | Урок изучения нового материала | Комментированное письмо | 03.03 | |
141 | Правописание о — е после шипящих и ц в окончаниях существительных | 1 | Урок изучения нового материала | Предупредительный диктант | 03.03 | |
142 | Морфологический разбор имени существительного | 1 | Урок изучения нового материала | Морфологический разбор имен существительных | 04.03 | |
143 - 144 | Повторение изученного по теме «Имя существительное» | 1 | Урок повторения и обобщения знаний | Текущий контроль | 04.03 05.03 | |
145 | Контрольный диктант | 1 | Урок контроля знаний | Диктант с грамматическим заданием | 06.03 | |
146 | Анализ контрольного диктанта | 1 | Урок коррекции знаний | Работа над ошибками | 10.03 | |
147 | Подготовка к сочинению по картине Г.Нисского «Февраль. Подмосковье» | 1 | Урок развития речи | Упр. 563 | 10.03 | |
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ | 15 | |||||
148-149-150 | Имя прилагательное как часть речи | 3 | Урок изучения нового материала | Словарно-орфоэпическая работа | 11.03 11.03 12.03 | |
151 | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных | Урок изучения нового материала | Словарный диктант | 13.03 | ||
152 | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных | Урок закрепления знаний | Творческое списывание | 17.03 | ||
153 | Буквы О-Е после шипящих в окончаниях прилагательных | Урок изучения нового материала | 17.03 | |||
154 | Описание животного |
| Урок развития речи | Устное сочинение — описание животного, упр.585 | 18.03 | |
155-156 | Прилагательные полные и краткие | 2 | Урок изучения нового материала | Объяснительный диктант, словарно-орфографическая работа | 18.03 19.03 | |
157 | Морфологический разбор имени прилагательного | Урок изучения нового материала | Морфологический разбор имен прилагательных | 20.03 | ||
158 | Описание картины А.Комарова «Наводнение» | Урок развития речи | Упр. 598 | |||
159-160 | Повторение темы «Имя прилагательное» | 2 | Уроки повторения и обобщения знаний | Проверочный диктант | 01.04 | |
161 | Контрольный диктант |
| Урок контроля знаний | 01.04 | ||
162 | Анализ диктанта | Урок коррекции знаний | 02.04 | |||
ГЛАГОЛ | 30 | |||||
163 | Глагол как часть речи. |
| Урок изучения нового материала | Объяснительный диктант | 03.04 | |
164 | Не с глаголами | Урок изучения нового материала | Тест (тематический контроль) | 07.04 | ||
165 | Рассказ | Урок развития речи | Устный рассказ по серии картинок, упр.617 | 07.04 | ||
166-167 | Неопределенная форма глагола | 2 | Урок изучения нового материала | Словарный диктант | 08.04 | |
168 | Устное изложение | Урок развития речи | Упр. 630 | 09.04 | ||
169-170 | Правописание -тся и -ться в глаголах | 2 | Урок изучения нового материала | Тест (тематический контроль) | 10.04 14.04 | |
171-172 | Виды глагола | Урок изучения нового материала | Выборочный диктант | 14.04 15.04 | ||
173 | Буквы е — и в корнях с чередованием | Урок изучения нового материала | Индивидуальные и групповые задания, тест | 15.04 | ||
174 | Буквы е — и в корнях с чередованием | Урок закрепления знаний | Распределительный диктант, тест | 15.04 | ||
175 | Время глагола. Прошедшее время | Урок изучения нового материала | Выборочное письмо | 16.04 | ||
176 | Настоящее время | Урок изучения нового материала | Словарно-орфоэпическая работа | 17.04 | ||
177 | Будущее время | Урок изучения нового материала | Объяснительный диктант | 21.04 | ||
178 | Спряжение глаголов | Урок изучения нового материала | Самостоятельная работа | 21.04 | ||
179 | Определение спряжения глагола с безударным личным окончанием | Урок закрепления знаний | Тест (тематический контроль) | 22.04 | ||
180-181 | Правописание безударных личных окончаний глагола | 2 | Урок закрепления знаний | 22.04 23.04 | ||
182 | Составление описаний и диалогов с использованием глаголов настоящего времени | Урок развития речи | 24.04 | |||
183 | Морфологический разбор глагола |
| Урок изучения нового материала | Тест, самостоятельная работа | 28.04 | |
184 | Изложение | Урок развития речи | Упр.688 | 28.04 | ||
185-186 | Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа | 2 | Урок изучения нового материала | Проверочный диктант | 29.04 | |
187 | Употребление времен |
| Урок-практикум | Текущий контроль | 30.04 | |
188-189 | Обобщение темы «Глагол» | 2 | Урок повторения и обобщения знаний | Работа с дидактическим материалом, тест | 31.04 05.05 | |
190 | Контрольный диктант | Урок контроля знаний | Диктант с грамматическим заданием | 05.05 | ||
191 | Анализ диктанта | Урок коррекции знаний | Работа над ошибками | 06.05 | ||
192 | Сочинение-рассказ по рисунку | Урок развития речи | Упр.701 | 06.05 | ||
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА | 9 | |||||
193 | Разделы науки о языке |
| Урок повторения и обобщения знаний | Текущий контроль | 07.05 | |
194-195 | Орфограммы в приставках и корнях слов | 2 | Урок повторения и обобщения знаний | Самостоятельная работа, предупредительный диктант, тест | 08.05 12.05 | |
196 | Орфограммы в окончаниях слов | Урок повторения и обобщения знаний | Словарный диктант | 12.05 | ||
197 | Употребление букв Ъ и Ь знак. Раздельные написания. | Урок повторения и обобщения знаний | Тест (тематический контроль) | 13.05 | ||
198-199 | Знаки препинания в простом и сложном предложениях | Урок повторения и обобщения знаний | Словарный диктант, синтаксический разбор предложений | 13.05 14.05 | ||
200 | Итоговый тест | Урок контроля знаний | 14.05 | |||
201 | Итоговый урок-обобщение | |||||
202-203-204 | Резервные уроки | 3 | ||||
ИТОГО | 204 | Рр - 29, К/зн - 15 |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
РУССКИЙ ЯЗЫК
5 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.Цель изучения учебного предмета:
освоение знаний по русскому языку за курс 5 класса;
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
развитие способности к речевому взаимодействию; готовности к трудовой деятельности, навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
2. Общая характеристика учебного курса
Данная рабочая программа обеспечивает в процессе изучения русского языка формирование и совершенствование общеучебных умений и навыков, базирующихся на видах речевой деятельности и предполагающих развитие речемыслительных способностей: коммуникативных (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальных (сравнение и сопоставление, синтез, обобщение, оценивание и классификация), информационных (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационных (умение формулировать цель деятельности, планировать её, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию) и создаёт условия для развития общекультурного уровня старшеклассников, способных к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы. Данная рабочая программа по русскому языку для 5 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы по русскому языку к УМК для 5 класса Т.А.Ладыженской и др.
Рабочая программа предназначена для изучения русского языка на базовом уровне и рассчитана на 204 часа (6 часов в неделю).
3. Место учебного предмета среди других учебных дисциплин
Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для V класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
5. Результаты освоения курса.
К концу 5 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
речевая деятельность:
аудирование:
понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух; выделять основную мысль, структурные части исходного текста;
чтение:
владеть техникой чтения; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; разбивать текст на смысловые части и составлять простой план; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;
прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника; извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов; правильно расставлять логические ударения, паузы; выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;
говорение:
доказательно отвечать на вопросы учителя; подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи; создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль; выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;
письмо:
подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи; создавать письменные высказывания разных типов речи; составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма; определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания; делить текст на абзацы; писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного); пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста; выражать свое отношение к предмету речи; находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения; подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;
использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.); исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;
фонетика и орфоэпия:
выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику; различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;
использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова; находить в художественном тексте явления звукописи; правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи; работать с орфоэпическим словарем;
графика:
правильно произносить названия букв русского алфавита; свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями; проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;
морфемика:
выделять морфемы на основе смыслового анализа слова; подбирать однокоренные слова с учетом значения слова; учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов; объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;
лексикология и фразеология:
объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов); пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения злова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов; распределять слова на тематические группы; употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; различать прямое и переносное значение слов; отличать омонимы от многозначных слов; подбирать синонимы и антонимы; выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово; находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении; владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета; использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;
морфология:
различать части речи; правильно указывать морфологические признаки; уметь изменять части речи;
орфография:
находить орфограммы в морфемах; группировать слова по видам орфограмм; владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии; устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать слова на изученные правила;
синтаксис и пунктуация:
выделять словосочетания в предложении; определять главное и зависимое слово; составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме; выделять основы предложений с двумя главными членами; конструировать предложения по заданным типам грамматических основ; характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений; составлять простые и сложные предложения изученных видов; опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами; находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью; владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации; устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Язык и общение
Знакомство с учебным комплексом по русскому языку. Роль языка в жизни общества.
Повторение изученного в начальных классах
Состав слова. Орфограмма. Правописание согласных. Звуки и буквы. Текст. Части речи.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.
Синтаксис. Пунктуация. Словосочетание. Предложение. Члены предложения. Виды предложений. Синтаксический и пунктуационный разбор предложения. Простые и сложные предложения. Прямая речь. Диалог.
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи.
Фонетика. Звуки и буквы. Графика. Алфавит. Орфоэпические нормы.
Лексика. Культура речи.
Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Омоним, синонимы, антонимы.
Морфемика. Орфография. Культура речи.
Морфемы в русском языке. Изменение и образование слов. Классификация морфем. Морфемный разбор слова. Правописание гласных и согласных.
Морфология. Орфография. Культура речи.
Имя существительное
Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор имени существительного. Имена существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Род, число, склонение, падеж имен существительных.
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного.
Глагол
Глагол как часть речи. Не с глаголами. Неопределенная форма глагола. Виды глагола. Правописание –тся и –ться в глаголах. Время глагола. Спряжение глаголов. Морфологический разбор глагола. Употребление времен.
Повторение и систематизация пройденного
Разделы науки о языке. Орфограммы. Пунктуация.
Материально – техническое обеспечение учебного предмета:
1. Учебная и научная литература по курсу.
3. Компьютер.
4. Видеопроектор.
5. Видеозаписи, презентации.
Учебно – методическое обеспечение предмета:
- Русский язык V класс. Учебник для общеоьразовательных учреждений. Авторы-составители: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. – М.:Просвещение, 2009.
- Егорова Т.П. Поурочные разработки по русскому языку, 5 класс. – М.,2013.
Образовательные электронные ресурсы
- http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.
- http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
- http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....